Оптимизация организационной структуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2011 в 16:17, дипломная работа

Описание

Целью данного исследования является анализ и разработка рекомендаций по совершенствованию организационной структуры управления в ООО «Чикаго».

Достижению поставленной цели подчинено решение следующих задач:

- рассмотреть теоретические аспекты определения эффективности организационных структур предприятия;

- рассмотреть виды организационных структур управления;

- провести анализ существующей организационной структуры на конкретном предприятии;

- разработать рекомендации по совершенствованию организационной структуры управления в ООО «Чикаго».

Содержание

Введение……………..……………..……………..……………..…………..…… 5
1 Теоретические основы определения эффективности организационной
структуры управления предприятием ……………..…………..……………….

9
1.1 Понятие и виды организационных структур управления………… 9
1.2 Оценка эффективности организационной структуры управления… 16
1.3 Корректировка организационных структур……………..…………. 22
2 Анализ организационной структуры ООО «Чикаго» ……………..…….. 34
2.1 Краткая характеристика предприятия………….………….……….. 34
2.2 Безопасность жизнедеятельности………….………….……….…….. 36
2.3 Анализ соответствия организационной структуры предприятия целям и задачам его деятельности………….……………………………………. 38
3 Оптимизация организационной структуры ООО «Чикаго» ……………… 57
3.1 Обоснование внедрения мероприятий………….………….………… 57
3.2 Методика проектирования и этапы внедрения проекта ……………. 58
3.3 Расчет эффективности внедрения проекта………….………….…….. 65
Заключение ………….………….………….………….………….……………… 69
Список использованных источников и литературы………….……………… 72
Приложение ………….………….………….………….………….……………

Работа состоит из  1 файл

Диплом разработка эффективной структуры управления на примере ООО чикаго блок 846.doc

— 759.50 Кб (Скачать документ)
 

СОДЕРЖАНИЕ  

Введение……………..……………..……………..……………..…………..…… 5
1 Теоретические основы определения эффективности  организационной

структуры управления предприятием ……………..…………..……………….

 
9
  1.1 Понятие и  виды организационных структур  управления………… 9
  1.2 Оценка эффективности организационной структуры управления… 16
  1.3 Корректировка  организационных структур……………..…………. 22
2 Анализ организационной структуры ООО «Чикаго» ……………..…….. 34
  2.1 Краткая характеристика  предприятия………….………….……….. 34
  2.2 Безопасность жизнедеятельности………….………….……….…….. 36
  2.3 Анализ соответствия  организационной структуры предприятия  целям и задачам его деятельности………….……………………………………. 38
3 Оптимизация организационной структуры  ООО «Чикаго» ……………… 57
  3.1 Обоснование внедрения мероприятий………….………….………… 57
  3.2 Методика проектирования и этапы внедрения проекта ……………. 58
  3.3 Расчет эффективности внедрения проекта………….………….…….. 65
Заключение  ………….………….………….………….………….…………… 69
Список  использованных источников и литературы………….……………… 72
Приложение  ………….………….………….………….………….…………… 75
 

 

ВВЕДЕНИЕ 

       Структура организации – это способ построения взаимосвязи между уровнями управления и функциональными областями, обеспечивающий оптимальное при данных условиях достижение целей организации, т.е. «организационная структура управления» (ОСУ) - одно из ключевых понятий менеджмента, тесно связанное с целями, функциями, процессом управления, работой менеджеров и распределением между ними полномочий. В рамках этой структуры протекает весь управленческий процесс (движение потоков информации и принятие управленческих решений), в котором участвуют менеджеры всех уровней, категорий и профессиональной специализации. Структуру можно сравнить с каркасом здания управленческой системы, построенным для того, чтобы все протекающие в ней процессы осуществлялись своевременно и качественно. Отсюда то внимание, которое руководители организаций уделяют принципам и методам построения структур организации, выбору их типов и видов, изучению тенденций изменения и оценкам соответствия задачам организаций, - это показывает актуальность и важность данной темы в современных условиях.

       Под структурой управления понимается упорядоченная  совокупность устойчиво взаимосвязанных  элементов, обеспечивающих функционирование и развитие организации как единого целого. ОСУ определяется также как форма разделения и кооперации управленческой деятельности, в рамках которой осуществляется процесс управления по соответствующим функциям, направленным на решение поставленных задач и достижение намеченных целей. С этих позиций организационная структура представляется в виде системы оптимального распределения функциональных обязанностей, прав и ответственности, порядка и форм взаимодействия между входящими в ее состав органами управления и работающими в них людьми.

       Особенности системы управления промышленными  предприятиями на современном этапе  тесно связаны с изменением стратегических ориентиров в их деятельности. Основными  экономическими целями предприятия  в рыночных условиях являются повышение эффективности производства, максимизация прибыли, завоевание новых рынков и удовлетворение потребностей коллектива. Вместе с тем возрастает влияние фактора хозяйственного риска, появляются преимущества свободного ценообразования, возможности самостоятельного выбора поставщиков и потребителей. Одновременно с этим с государства снимается всякая ответственность за обеспечение предприятия сырьем и материалами, за сбыт его продукции, за уровень его заработной платы.

       Проводимая  в стране экономическая реформа  предполагает коренное изменение сложившихся методов стратегического развития самих предприятий и государственного регулирования экономики. Цель экономической реформы заключается в создании новых отношений между предприятиями, а также внутри отдельных предприятий. Сферой государственного регулирования все больше становятся макроэкономические преобразования, а общей тенденцией является децентрализация управления и смещение основных рычагов регулирования на микроуровень с переходом к все большей экономической самостоятельности предприятий, прежде всего на базе развития на них отношений собственности.

       На  сегодняшний день, в России в интересах  выживания и гибкого реагирования на динамично меняющиеся рыночные условия, повышения устойчивости и адаптационной  способности в удовлетворении потребительского спроса, преодоления отставания в развитии техники и технологии, в обеспечении высокого качества выпускаемой продукции и предоставляемых услуг предприятия должны целенаправленно проводить организационные изменения. Благодаря этому преодолевается инертность и застой в структурах управления, в сложившейся системе связей и отношений. Поэтому, выбор темы дипломного проекта является очень актуальным на современном этапе.

       Целью данного исследования является анализ и разработка рекомендаций по совершенствованию организационной структуры управления в ООО «Чикаго».

       Достижению  поставленной цели подчинено решение  следующих задач:

       -  рассмотреть теоретические аспекты определения эффективности организационных структур предприятия;

       -   рассмотреть виды организационных структур управления;

       - провести анализ существующей  организационной структуры на конкретном предприятии;

       -  разработать рекомендации по  совершенствованию организационной структуры управления в ООО «Чикаго».

       Предметом исследования в рамках данной работы является организационная структура как ключевой элемент эффективного функционирования фирмы. Объект исследования – ООО «Чикаго».

       При написании работы были использованы работы отечественных и зарубежных специалистов по менеджменту и теории организации, публикации по вопросам организации управления предприятием в периодических изданиях, а также информация, предоставленная ООО «Чикаго».

       При проведении исследования были использованы следующие методы: метод системного подхода, графический, табличный, сравнительный, монографический, статистический, наблюдения, личного опыта.

 

1 Теоретические основы Определения эффективности  организационной структуры управления предприятием  

       1.1 Понятие и виды организационных структур управления 

       Ключевыми понятиями структур управления являются элементы, связи (отношения), уровни и  полномочия. Элементами ОСУ могут  быть как отдельные работники (руководители, специалисты, служащие), так и службы, либо органы аппарата управления, в  которых занято то или иное количество специалистов, выполняющих определенные функциональные обязанности. Существуют два направления специализации элементов ОСУ:

       а) в зависимости от состава структурных  подразделений организации вычленяются  звенья структуры управления, осуществляющие маркетинг, менеджмент производства, научно-технического прогресса и т.п.;

       б) исходя из характера общих функций, выполняемых в процессе управления, формируются органы, занимающиеся планированием, организующие производство, труд и  управление, контролирующие все процессы в организации.

       Отношения между элементами структуры управления поддерживаются благодаря связям, которые  принято подразделять на горизонтальные и вертикальные связи. Первые носят  характер согласования и являются одноуровневыми. Вторые - это отношения подчинения. Необходимость в них возникает при иерархичности построения системы управления, то есть при наличии различных уровней управления, на каждом из которых преследуются свои цели. [12,c.59]

       При двухуровневой структуре создаются  верхние звенья управления (руководство организацией в целом) и низовые звенья (менеджеры, непосредственно руководящие работой исполнителей). При трех и более уровнях в ОСУ формируется так называемый средний слой, который в свою очередь может состоять из нескольких уровней.

       В структуре управления организацией различаются линейные и функциональные связи. Первые суть отношения по поводу принятия и реализации управленческих решений и движения информации между  так называемыми линейными руководителями, то есть лицами, полностью отвечающими за деятельность организации и ее структурных подразделений. Функциональные связи сопрягаются с теми или иными функциями менеджмента. Соответственно используется такое понятие, как полномочия: линейного персонала, штабного персонала и функциональные. Полномочия линейных руководителей дают право решать все вопросы развития вверенных им организаций и подразделений, а также отдавать распоряжения, обязательные для выполнения другими членами организации (подразделений). Полномочия штабного персонала ограничиваются правом планировать, рекомендовать, советовать или помогать, но не приказывать другим членам организации выполнять их распоряжения.

       Между всеми выше составляющими ОСУ  существуют сложные отношения взаимозависимости: изменения в каждой из них (числа элементов и уровней, количества и характера связей и полномочий работников) вызывают необходимость пересмотра всех остальных. Так, если руководством организации принято решение о введении в ОСУ нового органа, например, отдела маркетинга (функции которого ранее никто не выполнял), нужно одновременно дать ответ на следующие вопросы: какие задачи будет решать новый отдел, кому он будет непосредственно подчинен, какие органы и подразделения организации будут доводить до него необходимую информацию, на каких иерархических уровнях будет представлена новая служба, какими полномочиями наделяются работники нового отдела, какие формы связей должны быть установлены между новым отделом и другими отделами.

       На  всех уровнях управления уделяют  огромное внимание принципам и методам формирования структур, выбору типа или комбинации видов структур. Многосторонность содержания структур управления предопределяет множество принципов их формирования. Главные из этих принципов могут быть сформулированы следующим образом:

       1. Организационная структура управления должна, прежде всего, отражать цели и задачи организации, а, следовательно, быть подчиненной производству и его потребностям.

       2. Следует предусматривать оптимальное разделение труда между органами управления и отдельными работниками, обеспечивающее творческий характер работы и нормальную нагрузку, а также надлежащую специализацию.

       3. Формирование структуры управления надлежит связывать с определением полномочий и ответственности каждого работника и органа управления, с установлением системы вертикальных и горизонтальных связей между ними.

       4. Между функциями и обязанностями, с одной стороны, и полномочиями и ответственностью с другой, необходимо поддерживать соответствие, нарушение которого приводит к дисфункции системы управления в целом.

       5. Организационная структура управления призвана быть адекватной в социально-культурной среде организации, оказывающей существенное влияние на решения, относительно уровня централизации и детализации, распределения полномочий и ответственности, степени самостоятельности и масштабов контроля руководителей и менеджеров [2,c.67-68].

       Реализация  этих принципов означает необходимость  учета при формировании (или перестройке) структуры управления множества различных факторов воздействия на ОСУ.

Информация о работе Оптимизация организационной структуры