Качество как экономическая категория

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 19:05, контрольная работа

Описание

Эта тема является очень актуальной на сегодняшний день, так как до недавнего времени, качество являлось субъективным показателем, относящаяся больше к физическим параметрам. Но в современном мире, понятию качество вкладывается больше экономический смысл. И как раз, выявить суть качества как экономической категории является целью данной контрольной работы.
Для реализации поставленной цели были решены следующие задачи:
Изучить понятия качество;
Проанализировать значения качества для экономики предприятия;
Рассмотреть качество как экономическую категорию.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Теоретическая часть…………………………………………………………4 – 11
Тестовая часть……………………………………………………………………12
Практическая часть………………………………………………………...13 – 14
Список использованной литературы…………………………………………..15

Работа состоит из  1 файл

контрольная работа по ук.docx

— 36.07 Кб (Скачать документ)

Различного  рода конкурсы с присуждением их победителям  почетных наград широко используются в мировой практике.

В России функционирует Совет по присуждению  премий Правительства в области  качества продукции. В декабре 1996 г. был объявлен конкурс, имевший целью  привлечь внимание субъектов российской экономики к качеству продукции. В конкурсе участвовало 68 предприятий, руководители которых первыми оценили  значение конкурса. Характерно, что 7% общего числа соискателей премий представляли малый бизнес, который дает России 14% валового внутреннего продукта.

Качество  является важным инструментом в борьбе за рынки сбыта. Именно качество обеспечивает конкурентоспособность товара. Оно  складывается из технического уровня продукции и полезности товара для  потребителя через функциональные, социальные, эстетические, эргономические, экологические свойства. При этом конкурентоспособность определяется совокупностью качественных и стоимостных особенностей товара, которые могут удовлетворять потребности потребителя, а также расходами на приобретение и потребление соответствующего товара. Следует учитывать, что среди продукции аналогичного назначения большей конкурентоспособностью обладает та, которая обеспечивает наивысший полезный эффект по отношению к суммарным затратам потребителя. Безусловно, повышение качества сопряжено с затратами. Однако они окупятся благодаря полученной прибыли. Занятие лидирующего положения на рынке невозможно без разработки и освоения новых товаров (модифицированных, улучшенных) [5. С. 10 – 12].

Значение  повышения качества достаточно многообразно. Решение этой проблемы на микроуровне  важно и для экономики в  целом, т. к. позволит установить новые  и прогрессивные пропорции между  ее отраслями и внутри отраслей. Например, между металлургической промышленностью  и машиностроением. Обеспечение  этих пропорций может быть обеспечено путем совершенствования технологии производства машиностроительной продукции  и повышения ее экономичности. Повышение  же качества продукции машиностроения имеет значение для автоматизации  производственных процессов в других отраслях.

Достаточно  высокая надежность приобретенного потребителем оборудования обеспечит  пропорциональность производственного  процесса, что важно для предотвращения аварийных и внеплановых выходов  оборудования из строя, возникновения  “узких” мест.

Если не уделять  серьезного внимания качеству, потребуются  значительные средства на исправление  дефектов. Гораздо больший эффект будет достигнут путем разработки долгосрочных программ по предотвращению дефектов.

С экономических позиций качество рассматривается как результат  потребления или потребительной стоимости исследуемого объекта, под  которой понимается его полезность – способность удовлетворять какую—либо потребность. Потребностью называется нужда в чем—либо, необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом.

До недавнего  времени считалось, что качеством  должны заниматься специальные подразделения. Переход к рыночной экономике  обусловливает необходимость изучения опыта ведущих фирм мира по достижению высокого качества. Ведущие фирмы  стран с развитой рыночной экономикой считают, что на достижение качества должны быть нацелены все службы. Ключевую роль в повышении качества играют требования потребителей, информация о неисправностях, просчетах и ошибках, оценки потребителей [2. С. 16 – 18].

Всё вышеперечисленное  заключается в понятие качества как экономической категории.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТЕСТОВАЯ  ЧАСТЬ

К получению  квалиметрической оценки привлекаются:

  1. широкий круг потребителей;
  2. специалистов предприятий – изготовителей;
  3. независимых экспертов.

Ответ: 3 – независимых экспертов.

Пояснение: специалисты предприятий – изготовителей являются заинтересованными людьми и не могут дать реальную оценку качеству продукции, а у потребителей не всегда хватает компетенции в данных вопросах, поэтому к получению квалиметрической оценки привлекаются независимые эксперты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ  ЧАСТЬ

На основе данных таблицы определите конкурентоспособность  самолета по техническим параметрам (табл. №1)

Таблица №1

Параметры

Оцениваемый самолет

Образец

Максимальная нагрузка, т

15,6

15,1

Максимальная пассажироемкость, чел

135

130

Цена, тыс. руб.

2036

2028

Срок службы

14

14


 

Решение:

Описание:

Для того чтобы оценить конкурентоспособность  самолетов, необходимо определить значения их сравнительных характеристик. Это значение находиться путем сложения всех параметров, по которым происходит оценка конкурентоспособности.  Обозначим эти характеристики буквой К с коэффициентами (к – показатель образца, н – показатель оцениваемого самолета). Подсчитаем относительные значения (разделим на 100). Также найдем отношение данных показателей и сможем сделать вывод о конкурентоспособности.

Вычисления:

= 15,1 + 130 + 2028 + 14= 2187,1

Кк (относ) = 2187,1 / 100 = 21,87

Кн = 15,6 + 135 + 2036 + 14 = 2200,6

Кн (относ) = 2200,6 / 100 = 22,01

На основе полученных данных определяем конкурентоспособность  самолета по техническим характеристикам  как их отношение.

К = Кн  / Кк

 

К = 21,87 / 22,01 = 1,01

Вывод:

На основе полученных данных оценивая конкурентоспособность  самолета исходя из того, что показатель К незначительно превышает значение равное 1 можно сделать вывод, что данный  самолет является относительно конкурентоспособным, так как имеет почти равную совокупность характеристик с представленным образцом. Выбор и приоритет приобретения такого самолета в данных условиях будет целиком зависеть от конечного потребителя, так как представленные показатели не дают существенных конкурентных преимуществ данному самолету.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Басовский Л. Е., Протасьев В. Б. Управление качеством: учебник. – М.: ИНФРА-М; Термика, 2004.
  2. Гличев А. В. Основы управления качеством продукции. – М.: Стандарты и качество, 2001.
  3. Мишин В. М. Управление качеством: учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.
  4. Салимова Т. А. История управления качеством: учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2005.
  5. Управление качеством: учебник для вузов / под редакцией С. Д. Ильенковой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

Информация о работе Качество как экономическая категория