Измерение и оценка показателей качества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2012 в 21:57, контрольная работа

Описание

Показатель качества — это количественное выражение одного или нескольких характеристик или свойств объекта применительно к определенным условиям его создания и эксплуатации. Меры, направленные на повышение качества продукции, должны быть комплексными и охватывать мероприятия по улучшению качества сырья и исходных материалов, совершенствование технологии, послепродажного обслуживания и т.д.

Работа состоит из  1 файл

вариант 9.docx

— 201.90 Кб (Скачать документ)

вариант 9

Теоретическая часть.

Измерение и оценка показателей  качества.

Качество – комплексное  понятие, характеризующее эффективность  всех сторон деятельности: разработка стратегий, организация производства, маркетинг и др.

Система показателей качества продукции необходима для отражения  экономической сущности качества через  технические характеристики и свойства.

Показатель качества —  это количественное выражение одного или нескольких характеристик или  свойств объекта применительно  к определенным условиям его создания и эксплуатации. Меры, направленные на повышение качества продукции, должны быть комплексными и охватывать мероприятия  по улучшению качества сырья и  исходных материалов, совершенствование  технологии, послепродажного обслуживания и т.д.

Методы количественной оценки показателей качества составляют содержание науки квалиметрии.

Квалиметрия – наука о  способах измерения и количественной оценки качества продукции и услуг.

В процессе оценки качества используются следующие термины:

  • градация качества — категория, или разряд, присвоенные объектам одинакового функционального назначения, но с различными требованиями к качеству
  • уровень качества — относительная характеристика, являющаяся результатом сравнения совокупности значений показателей качества продукции с соответствующей совокупностью базовых значений этих показателей (при количественной статистической оценке)
  • мера качества — при выполнении точных технических оценок
  • относительное качество — при сравнении объектов
  • требования к качеству — выражение определенных потребностей или их перевод в набор количественно или качественно установленных требований к характеристикам объекта, чтобы дать возможность их реализации и проверки

В квалиметрии широко используются методы математической статистики, чем  и объясняется вероятностный  характер многих показателей качества.

Наиболее широко в практике оценки уровня качества используются единичные показатели, имеющие отношение  к одному из свойств (характеристик) качества продукции. Единичные показатели легко поддаются сравнению и  контролю. Рассмотрим классификацию  единичных показателей . 

 

 

 

Как видно из рисунка, все  единичные показатели подразделяются на экономические и технические, а последние, в свою очередь, делятся  на эксплуатационные и производственно-технологические.

Номенклатура показателей  качества продукции – совокупность показателей ее качества по характеризуемым  свойствам, нормативно принятая для  оценки уровня качества этой продукции. Для того чтобы объективно оценить  уровень качества, необходимо использовать соответствующую номенклатуру показателей  – комплекс взаимосвязанных технико-экономических, организационных и др. Ни один показатель не может быть единственным для обоснования  выводов по результатам оценки.

Рассмотрим структуру  эксплуатационных показателей:

  • показатели назначения;
  • показатели надежности;
  • эргономические показатели;
  • эстетические показатели;
  • экологические показатели;
  • патентно-правовые;
  • прочие.

К производственно-технологическим  показателям относятся следующие:

  • трудоемкость;
  • материалоемкость;
  • энергоемкость;
  • показатели стандартизации и унификации;
  • блочность.
  • К экономическим показателям относятся:
  • капиталовложения в производство;
  • капиталовложения в эксплуатацию;
  • себестоимость единицы продукции;
  • отпускная или рыночная цена.

Рассмотрим отдельные  показатели качества более подробно, так как нельзя говорить о качестве, не понимая содержательную сторону  качества. Начнем с эксплуатационных показателей.

  • Показатели назначения характеризуют степень соответствия объекта целевому назначению, конструктивному исполнению, устойчивости к внешним воздействиям. К ним можно отнести, например, коэффициент полезного действия машины, производительность, потребляемую мощность, степень автоматизации и т.д.
  • Больший интерес представляют показатели надежности, к которым относятся безотказность, долговечность, ремонтопригодность, сохраняемость. Эти показатели входят в число важнейших показателей качества объекта, особенно если последний работает в динамическом режиме (например, транспортные средства, турбины и генераторы, двигатели и т.д.).
  • Безотказность — свойство объекта выполнять заданные функции сохраняя свои эксплуатационные параметры в заданных пределах в течение требуемого времени (например, средняя наработка на отказ, гарантийная наработка и т.д.).
  • Долговечность — свойство объекта, характеризующее срок службы с учетом физического и морального износа до первого капитального ремонта (например, ресурс, средний срок службы, срок службы до первого капремонта и т.д.).
  • Ремонтопригодность заключается в приспособленности объекта к предупреждению, обнаружению и устранению отказов и неисправностей (например, среднее время восстановления, средняя трудоемкость ремонтов и т.д.).
  • Сохраняемость — свойство объекта сохранять обусловленные показатели в течение и после срока хранения и транспортирования (например, срок сохраняемости).
  • Эргономические показатели характеризуют в целом систему машина-человек, учитывают антропометрические, биомеханические, инженерно-психологические свойства человека, проявляющиеся в эксплуатации объекта или в производственном процессе.
  • Эстетические показатели характеризуются композиционной целостностью формы, функциональной целесообразностью формы (например, обтекаемость), товарным видом объекта.
  • Патентно-правовые показатели характеризуют количество и весомость новых изобретений, патентов, реализованных в объекте. Патентная чистота объекта сегодня является важным фактором конкурентоспособности продукции на международных рынках.
  • Набор отдельных производственно-технологических показателей (это видно из их названия — трудоемкость, материалоемкость, энергоемкость) напрямую определяет величину издержек производства в себестоимости продукции, а значит, и экономические показатели ее качества. Рассмотрим другие показатели этой группы.
  • Блочность — характеризует сложность работы по монтажу оборудования, состоящего из сборок, и определяется отношением числа специализированных (приспособленных) сборок к общему числу частей.
  • Показатели стандартизации и унификации имеют исключительное значение для сроков проектирования и отработки новых изделий. К их числу можно отнести коэффициенты применяемости, повторяемости, насыщенности, унификации.

 

 

Для примера приведем формулу  для определения коэффициента применяемости:  

 

 

где n — общее число  типоразмеров составных частей;

n0  — число оригинальных типоразмеров.  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

 

 

Тест

Приемочные испытания  — это испытания опытных образцов

продукции:

1) проводящиеся службой  технического контроля

2) проводящиеся при изготовлении  продукции. 

 

Ответ:  2)

Приемочные испытания  — это контрольные испытания  опытных образцов (партий) изделий, осуществляемые с целью решения  вопроса о целесообразности их производства или использования по назначению (для изделий единичного производства).

Приемочные испытания  проводятся приемочными комиссиями, назначенными приказом руководителя предприятия-разработчика.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Я нашел

3.1. Основные показатели  качества продукта и их измерение.

Потребность в обеспечении качества выражается через ряд требований потребителя к продукции. Конкретные требования к характеристикам (свойствам) продукции, дающие возможность их реализации и проверки, называются показателями качества. Измерением показателей качества объектов (изделий, услуг) занимается квалиметрия.

Что включает в себя понятие «оценка качества»?

Проблемы управления качеством  породили задачи количественной оценки качества, необходимой для принятия решений на всех стадиях производства продукции, ее стандартизации и сертификации. Оценка качества может рассматриваться как основа формирования механизма управления качеством продукции на всех стадиях ее жизненного цикла.

В процессе оценки качества используются следующие термины:

  • градация качества — категория, или разряд, присвоенные объектам одинакового функционального назначения, но с различными требованиями к качеству
  • уровень качества — относительная характеристика, являющаяся результатом сравнения совокупности значений показателей качества продукции с соответствующей совокупностью базовых значений этих показателей (при количественной статистической оценке)
  • мера качества — при выполнении точных технических оценок
  • относительное качество — при сравнении объектов
  • требования к качеству — выражение определенных потребностей или их перевод в набор количественно или качественно установленных требований к характеристикам объекта, чтобы дать возможность их реализации и проверки
  • Что такое «показатели качества» и какими они бывают?

Показатели  качества — это количественно или качественно установленные конкретные требования к характеристикам (свойствам) объекта, дающие возможность их реализации и проверки.

Специалисты выделяют шесть основных групп показателей качества:

  1. Показатели качества по отношению к свойствам продукции
  2. Показатели качества по количеству отражаемых свойств
  3. Показатели качества по методу определения
  4. Показатели качества по стадиям определения
  5. Показатели качества по размерности отражаемых величин
  6. Показатели качества по значимости при оценке

В зависимости от признака классификации продукта ему соответствуют различные типы показателей качества.

Какие конкретные свойства продукции характеризуют те или иные показатели качества?

Основные разновидности показателей  качества приведены в Таблице 1.

Таблица 1. Основные типы показателей  качества.

Признак классификации

Типы показателей

1.

Отношение к свойствам продукции

1. Назначения 
2. Надежности 
3. Технологичности 
4. Эргономические 
5. Эстетические 
6. Стандартизации 
7. Патентно-правовые 
8. Экономические

2.

Количество отражаемых свойств

1. Единичные 
2. Комплексные

3.

Метод определения

1. Инструментальные 
2. Расчетные 
3. Статистические 
4. Органолептические 
5. Экспертные 
6. Социологические 
7. Комбинированные

4.

Стадия определения

1. Проектные 
2. Производственные 
3. Эксплуатационные 
4. Прогнозируемые

5.

Размерность отражаемых величин

1. Абсолютные 
2. Приведенные 
3. Безразмерные

6.

Значимость при оценке качества

1. Основные 
2. Дополнительные


Как видно из таблицы, в каждой из шести основных групп, в свою очередь, выделяют несколько типов показателей качества, каждый из которых характеризует те или иные свойства продукции. Вот некоторые из них:

Показатели назначения определяют основные функциональные свойства продукции  и обусловливают диапазон ее применяемости.

Показатели надежности характеризуют  способность продукции сохранению работоспособности при соблюдении определенных условий эксплуатации и технического обслуживания (выражают свойства безотказности, долговечности, ремонтопригодности, сохраняемости).

Показатели технологичности связаны  с совершенством конструктивно-технологических решений продукции, обусловливающих высокую производительность труда при изготовлении, ремонте и техническом обслуживании.

Эргономические показатели характеризуют  приспособленность продукции к антропометрическим, физиологическим, психофизиологическим и психологическим свойствам потребителя, проявляющимся в системе «человек — изделие — окружающая среда».

Эстетические показатели связаны  со способностью изделия к выражению красоты в предметно-чувственной форме (отражают свойства гармоничности, оригинальности, информационной выразительности, рациональности формы и т. д.).

Показатели стандартизации характеризуют  соответствие продукции стандартам.

Экономические показатели отражают затраты  на разработку, изготовление и эксплуатацию продукции.

С точки зрения количества отражаемых свойств показатели качества могут быть единичными (относящимися к одному свойству) или комплексными (относящимися к нескольким свойствам одновременно). При расчете комплексных показателей используются различные методы оценки качества.

Что такое квалиметрия, и какие задачи она решает?

Квалиметрия — это наука изучающая теоретические и прикладные проблемы оценки качества объектов (изделий, услуг, процессов, систем).

Квалиметрия ставит перед собой  три основные практические задачи:

  • разработку методов определения численных значений показателей качества продукции, сбора и обработки данных для установления требований к точности показателей
  • разработку единых методов измерения и оценки показателей качества
  • разработку единичных, комплексных и интегральных показателей качества продукции
  • Какие методы оценки качества продукции применяют в квалиметрии?

К методам оценки качества, используемым в квалиметрии, относятся:

  • инструментальный, основанный на использовании средств измерений. Различают автоматизированные, механизированные и ручные методы измерения.
  • расчетный, заключающийся в вычислениях по значениям параметров продукции, найденным другими методами
  • статистический, использующий правила прикладной статистики и основанный на подсчете числа событий или объектов (например, при определении процента брака от общего числа изделий)
  • органолептический, основанный на анализе восприятия продукции органами чувств без применения технических измерительных средств
  • экспертный, учитывающий мнение о продукте группы специалистов-экспертов. Как правило, экспертный метод базируется на применении шкал (уровней, порядка или отношений). Пример применения такого метода — оценка качества катания фигуристов.
  • социологический, основанный на сборе и анализе мнений потребителей данной продукции
  • комбинированный, включающий несколько методов определения показателей качества

Информация о работе Измерение и оценка показателей качества