Информационное воздействие на общественное мнение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 19:10, контрольная работа

Описание

В целом, в основе формирования общественного мнения лежит информационный процесс. Особую роль при этом играют средства массовой коммуникации, которые транслируют информацию, воздействующую на аудитории и способствующую появлению соответствующего мнения у индивида и групп.
Главная задача службы ПР состоит в определении «своей общественности» и управлении ее мнением с помощью современных коммуникационных технологий.

Работа состоит из  1 файл

уоо.doc

— 45.50 Кб (Скачать документ)

Титул

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Стратегии  и приемы информационного воздействия  на общественное мнение

 

 

В целом, в основе формирования общественного мнения лежит информационный процесс. Особую роль при этом играют средства массовой коммуникации, которые транслируют информацию, воздействующую на аудитории и способствующую появлению соответствующего мнения у индивида и групп.

 Главная задача  службы ПР состоит в определении «своей общественности» и управлении ее мнением с помощью современных коммуникационных технологий.

 В научной литературе  и практике принято выделять  основные стратегии информационного  воздействия на общественное  мнение: императивная, манипулятивная  и развивающая. Эти стратегии существенно различаются между собой. Выбор стратегии определяется целью субъекта управления и уровнем профессионализма сотрудников.

 Императивная стратегия  исходит из понимания человека  как пассивного объекта воздействия,  результатом является внешнее кратковременное подчинение, она эффективна в экстремальных ситуациях (кризис, война), а также при регламентации отношений в системах «закрытого типа», при значительном ограничении альтернативной информации.

 Манипулятивная стратегия  реализуется главным образом с помощью приемов подсознательного стимулирования. Результатом применения манипулятивных технологий является уподобление объекта воздействующей стороне. Манипулятивная программа воздействия ориентирована на соз­дание управляемой массы разобщенных, некоммуницирующих одиночек. Эта программа предполагает разделение субъекта и объекта коммуникации.

 Объект коммуникации  составляют массы, потребляющие  соответствующую информацию, субъект  — небольшая социальная группа  коммуникаторов, ее создающая.

 Масса как объект  коммуникации в данном случае  понимается как статистически  усредненный индивид, стремящийся  «быть как все». Подобная программа  воздействия апеллирует в основном  к подсознательному восприятию, рассчитана на объединение на  базе коллективного бессознательного восприятия разобщенных индивидов.

 Среди ученых, исследующих проблему  манипулирования, нет единства  мнений в определении значения  и роли манипулятивного воздействия,  одни ученые подчеркивают негативные  последствия использования манипулятивных техник, другие - отмечают целесообразность их применения.

 Сторонники первого направления  утверждают, что практика манипулирования  приводит к унификации, стандартизации  личности и она чужда человеческим  интересам. Манипулятивное воздействие, по их мнению, сопоставимо с открытым насилием, разница лишь в том, что оно осуществляется незаметно.

 Сторонники второго направления  рассматривают манипулирование  как неизбежный способ управления  сознанием масс. Основными задачами  манипулятивного воздействия является организация, подчинение.

 Манипулятивное воздействие  характеризуется следующими чертами:

 • воздействие осуществляется  в основном на подсознание;

 • основной метод воздействия  - внушение, искусственное стимулирование  определенной реакции;

 • главное внимание уделяется не содержанию информации, а ее форме, методике подбора и подачи сообщений;

 • манипулятивное воздействие,  как правило, протекает незаметно  для реципиента, ненавязчиво «подталкивая»  его в нужном для манипулятора  направлении, в то время как объект манипулирования считает, что действует на основе своего свободного решения.

 В практике СМК широко  используются методы подсознательного  стимулирования определенного отношения  аудитории к явлениям, фактам. Внушение  рассматривается как специально организованный вид коммуникации. Коммуникатор стремится стать вторым «Я» реципиента, выражая его чувства, идеи, основой уподобления является знание традиций, стереотипов тех социальных групп на которых, прежде всего, направлено воздействие. Постепенно коммуникатор «заставляет» реципиента воспринимать доводы манипулятора как свои собственные. Его задача при этом заключается в достижении собственных целей и целей организации, которую он представляет. Для направленного воздействия на общественное мнение коммуникатору необходимо держать под контролем информационные потоки.

 Можно выделить  следующие виды внушения: преднамеренное  и непреднамеренное, прямое и  косвенное. Содержание косвенного  внушения присутствует в сообщении  в скрытом виде. Преднамеренное  внушение предполагает использование  специальных пропагандистских словесных формул (кодов), которые внедряются в психическую сферу внушаемого и становятся активными элементами его сознания (например, патриотизм российских офицеров). Эффективность внушения определяется многими фактами: профессионализмом коммуникатора, степенью внушаемости реципиента, способом и формой подачи материала, а также культурным и социо-историческим контекстом.

 Развивающая стратегия  ориентирована на долгосрочный  эффект, на длительный диалоговый  контакт равноправных субъектов.  Стратегия направлена на создание самоценной, коммуникабельной личности, обладающей неповторимыми, индивидуальным характеристиками. Программа рассчитана на сознательное личностное восприятие. Объект и субъект коммуникации в этом случае не разобщены.

 На практике ПР-субъекты  используют различные виды стратегий, в рамках выбранной стратегии применяются различные приемы и методы, позволяющие осуществлять фильтрацию информации.

 Используются следующие  методы фильтрации информации.

1) Замалчивание информации. СМИ искусственно создают информационный дефицит по определенным проблемам. Причем умалчиваемая информация «работает» точно так же, а иногда даже и более эффективно, чем передаваемая. Заполнение информационного вакуума происходит более эмоционально и в точном соответствии с тем, что хочет услышать массовое сознание. Как следствие, воздействие такого сконструированного массовым сознанием текста, становится более эффективным.

2) Трансляция негативной  информации. СМИ тиражируют информацию  только с негативной интерпретацией. В данном случае репортер осуждает моральные характеристики индивида, группы или процесса. Негативная информация также содержит нравственно-этическую трактовку события, позволяющую перевести негативное отношение к обсуждаемому явлению с рационального на подсознательный уровень.

3) Распространение информации  с позитивной интерпретацией. Коммуникатор  открыто выражает положительное  мнение о том или ином явлении,  идеализирует индивида, группу или  процесс.

4) Выброс избыточной  информации в объеме, заведомо  превосходящем возможности индивида в ее переработке и усвоения.

5) Создание нескольких  избыточных информационных потоков  с противоположными оценочными  суждениями. Эти потоки могут  быть разделены в пространстве  и во времени. В результате  использования такого метода  достигается состояние отторжения информации.

6) «Коллажный» метод  подачи информации, например, текстовая  информация перемежается музыкой,  разрывающей текст. Это приводит  как к агрессивному непринятию  любой информации повышенного  уровня сложности, так и к  полному безразличию в ее восприятии. Под воздействием информационного потока создается субъект, который не способен адекватно производить оценочные суждения, реагировать на изменения окружающей действительности.

 Дробление в подаче  информации, избыточность, высокий темп - эти приемы часто применяются в телевизионных передачах, причем зачастую в комплексе. Впечатление от серии разрозненных сообщений дает не меньший результат, чем тщательное аргументирование и обсуждение конкретного вопроса. При этом, в случае аудиовизуального воздействия, значительный расчет делается на нефиксированность теле- и радиосообщений и скользящее их восприятие. Слушатель (зритель), следя за быстрой речью, упускает ссылки на некоторые важные положения и сам в своем воображении их связывает и согласует друг с другом.

7) Очередность изложения  аргументов, считается, что после  того как изложены доводы в  поддержку какого-либо суждения, аргументация «против», оказывается  ослабленной и значительно менее  эффективной.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Понятие и значение позиционирования PR-субъекта. Виды, позиции PR-субъекта и методы её определения

 

 

Термин «позиционирование» достаточно популярен и в рекламе, и в public relations. Иногда он понимается как обозначение  в сознании потребителя некое  ниши для товара или услуги. Такое обозначение позиционирования также возможно, но мы предлагаем более широкое понимание термина. Позиционирование – это логичное, рациональное объяснение целевой аудитории свойств и характеристик PR-субъекта, его функций и возможностей, соотнесенности с проблемами и желаниями PR-объекта, способ «использования» PR-субъекта.

 


Информация о работе Информационное воздействие на общественное мнение