Функции управления, их взаимосвязь в процессе управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 21:14, реферат

Описание

Переход к рыночным отношениям требует определенных изменений и дополнений уже существующих функций управления предприятиями. Приватизация предприятий способствовала их преобразованию в самостоятельные хозяйствующие субъекты, несущие полную ответственность за результаты своей деятельности.

Содержание

Введение…………………………………………………….......................2
1. Процесс и управление организацией……………………….................4
2. Составляющие процесса управления……………………....................5
3. Понятие функций менеджмента и их классификация……………….7
4. Сущность и содержание функций менеджмента……………….….10
5. Характеристика основных функций менеджмента………..……….16
5.1. Функция организации……………………………………………...16
5.2. Функция мотивации………...……………………………………...17
5.3. Функция планирования……………………………………………19
5.4. Функция контроля……………………………………………….…20
Заключение…………………………………………..……………….….23
Список используемой литературы…………………………………….25

Работа состоит из  1 файл

5 реферат основы управления.docx

— 57.55 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

«Государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального образования»

«Уральская государственная юридическая  академия»

 

Кафедра теории и практики управления

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

По дисциплине: «Основы  управления»

на тему

 

Функции управления, их взаимосвязь в процессе

управления

 

 

 

 

                                                                                        Выполнил:

   Группа: ВОЗ-2011

   Проверил:

    «___»декабря 2011

 

Екатеринбург

2011

Содержание

Введение…………………………………………………….......................2

1. Процесс и управление организацией……………………….................4

2. Составляющие процесса управления……………………....................5

3. Понятие функций менеджмента и их классификация……………….7

4. Сущность и содержание функций менеджмента……………….….10

5. Характеристика основных функций менеджмента………..……….16

5.1. Функция организации……………………………………………...16

5.2. Функция мотивации………...……………………………………...17

5.3. Функция планирования……………………………………………19

5.4. Функция контроля……………………………………………….…20

Заключение…………………………………………..……………….….23

Список используемой литературы…………………………………….25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Переход к рыночным отношениям требует определенных изменений и дополнений уже существующих функций управления предприятиями. Приватизация предприятий способствовала их преобразованию в самостоятельные  хозяйствующие субъекты, несущие  полную ответственность за результаты своей деятельности. Одновременно нарушились сложившиеся между предприятиями  связи, которые ранее поддерживались централизованно, ухудшились условия  обновления производственного потенциала, обеспечения конкурентоспособности  продукции. Выяснилось, что сама по себе смена формы собственности  не гарантирует повышения эффективности  работы предприятий. Сегодня руководителям  украинских предприятий необходимо принимать решения, которые бы способствовали выживанию и закреплению позиций  в условиях жесточайшей конкурентной борьбы. Таким образом, тема функций  управления предприятиями и путей  их адаптации к условиям рыночной экономики является чрезвычайно  актуальной.        

Предприятия различаются между собой размерами, сферами деятельности, технологическими процессами и т.п. Тем не менее, все  они имеют определенные общие  характеристики, из которых, прежде всего, следует назвать функции управления — объективно обусловленные общие  сферы деятельности, совокупность которых  обеспечивает эффективное кооперирование общей работы.

Сегодня руководителям российских предприятий необходимо принимать решения, которые бы способствовали выживанию и закреплению позиций в условиях жесточайшей конкурентной борьбы. Достичь таких результатов можно, лишь используя современные информационные технологии в управлении предприятием, что в корне меняет методы координации контроля, снижает роль личного наблюдения за работой подчиненных и бюрократических форм согласования тех или иных решений.

Такие изменения  в обществе, в экономике, во всем нашем жизненном укладе сложны тем, что они требуют изменения  нас самих1. Важная часть этого изменения, как показывает мировой опыт, постижение науки и искусства менеджмента.  
          Четыре функции управления – планирование, организация, мотивация и контроль – имеют две общих характеристики: все они требуют принятия решений, и для всех необходима коммуникация, обмен информацией, чтобы получить информацию для принятия правильного решения и сделать это решение понятным для других членов организации. Из-за этого, а также вследствие того, что эти две характеристики связывают все четыре управленческие функции, обеспечивая их взаимозависимость, коммуникации и принятие решений часто называют связующими процессами.

 

 

 

1.Процесс управления организацией.

В настоящее  время в управленческой мысли  широко распространен процессный подход к управлению, который рассматривает  управление как процесс, состоящий  из ряда определенных последовательный шагов – функций управления. Все функции управления взаимосвязаны; каждая функция также представляет собой процесс, т.к. состоит из серии взаимосвязанных действий.  
            Функция – широко распространенное слово, имеющее множество значений. Функция (лат. functio) – это обязанность, круг деятельности, назначение, роль. Данное понятие используется во всех областях знаний и во всех сферах деятельности.  
          В политэкономии под функцией понимают конкретную форму проявления сущности; в философии – внешнее проявление свойств какого-либо объекта в данной системе отношений; в биологии – работу, производимую органом, организмом; в математике – зависимость одной переменной от другой.  
Большинство людей планируют свою деятельность на день (месяц, год и т.д.), затем организует ресурсы, которые потребуются для выполнения их плана. По мере движения вперед мы сравниваем то, что сделали, с целями и задачами, которые поставили ранее. Такая повседневная работа затрагивает целый ряд управленческих функций. Т.е. управление необходимо рассматривать как циклический процесс, состоящий из конкретных видов управленческих работ, называемых функциями управления. В социально-экономических системах понятие «функция» также широко применяется к системе в целом, объекту и субъекту управления, отдельным подсистемам и видам деятельности2. Функции занимают особое место в системе менеджмента и играют ключевую роль в ее формировании. Функция как категория менеджмента характеризует существенный вид управленческой деятельности или объективно необходимый вид отношений между людьми как области проявления сущности менеджмента.

Функция менеджмента как возможная область  формирования управляющего воздействия  предполагает осуществление непрерывных  взаимосвязанных между собой  действий по выработке средств и  методов воздействия и их реализации применительно к решению конкретной проблемы. Поэтому функция рассматривается  как объективно необходимая область  процесса управления, имеющего временную  и пространственную определенность и конечную результативность.  

 
   

 

 

 

 

2. Составляющие процесса управления.

Деление единого процесса управления на относительно обособленные, но в то же время неразрывно связанные функции необходимо при  описании системы управления как  интегрированного процесса, направленного  на достижение четко определенной цели.  
Функции управляющей системы, т.е. менеджмента как такового, определяет всего несколько основных видов функций:  
а) планирование;

б) организация;

в) стимулирование (мотивация);

г) контроль.

Планирование – процесс подготовки на перспективу решения о том, что должно быть сделано, как, когда, какие и сколько ресурсов должно быть использовано. Функция планирования отвечает на три вопроса:  
− где организация находится в настоящее время;

− куда она хочет двигаться;

− как организация собирается сделать это.

Организация.

Этапы:  
1. Структурная организация (включает структуру полномочий и коммуникаций).

2. Организация процесса производства (включает организацию работы персонала, работы во времени, работы в пространстве).

Мотивация – максимальное удовлетворение потребности работников организации в обмен на их эффективную работу.

Этапы.

  1. Определение потребности работников.
  2. Предоставление возможности работнику удовлетворить эти потребности через хорошую работу.
  3. Контроль – процесс обеспечения того, что организация действительно добилась поставленных целей.

Этапы:  
1. Установление стандартов.

2. Измерение  фактических достижений и сравнение  достигнутого с намеченными стандартами.

3. Определение  источников расхождения и действий, необходимых для коррекции планов.

Концепция управленческого процесса применима  ко всем типам организаций, поскольку  процессный подход определяет лишь основные общие шаги при управлении и предоставляет  возможность их использования и  выбора содержания в зависимости  от условий 

каждой конкретной фирмы3.

Без проявления функций управления невозможно нормальное функционирование организации или  предприятия, поэтому изучению и  анализу функций управления нужно  уделять достаточное внимание. 

 

  1. Понятие функций менеджмента и их классификация

Функции управления – это конкретный вид управленческой деятельности (осуществляется специальными приемами и способами),

а также соответствующая организация  работ.

Как мы видим, одним из основных компонентов, составляющих содержание управления, являются функции4. Таким образом, для выполнения той или иной относительно простой работы необходимо заранее определить, что нужно в итоге получить, как организовать дело, мотивировать и проконтролировать его выполнение. Это и есть функции управления. 

Хотя со временем техника управления и усовершенствовалась, основополагающие управленческие функции остались сравнительно неизменными. Каждая функция менеджмента  представляет собой сферу действия определенного процесса управления, а система управления конкретным объектом или видом деятельности – это совокупность функций, связанных единым управленческим циклом. В этом суть процессного подхода к исследованию функций менеджмента.

Анри Файоль, которому принадлежит разработка теории административного управления, в начале ХХ в. выделил пять исходных функций, или элементов, административного процесса: предвидение, организация, распорядительство, согласование, контроль.

Но очень часто говорят лишь о четырех функциях управления – планирование, организация, мотивация и контроль. Концепция российского менеджмента как процесса выполнения взаимосвязанных функций планирования, организации, координирования и регулирования, мотивации и стимулирования, контроля объединила ряд теорий управления, в частности, школу научного управления и административную теорию. В дальнейшем развитии процессная модель менеджмента уточнялась и расширялась, углублялась вследствие применения к менеджменту методологии системного и ситуационного подходов, социологических исследований, экономико-математических методов и моделирования.

Сущностная характеристика менеджмента  – это функция или вид деятельности по руководству людьми. В процессе развития менеджмента сущность управления получила трактовку «воздействия» на людей для согласования и упорядочения их действий в совместном труде посредством мотивации поведения.

Наиболее  полное содержание менеджмента как  процесса отражают основные функции, выступающие  общим условием управления социальными  и социально-экономическими процессами. Процесс воздействия будет реальным при его завершении в производственно-хозяйственной  деятельности, где применяются любые  средства взаимодействия: цели, стратегии, методы, структуры управления. Поэтому  процесс управления может быть рассмотрен как процесс взаимодействия субъекта и объекта управления, где реализуются идеи субъекта, т.е. менеджера. Данная группа функций объединяется процессом выработки и реализации управленческого решения, имеющим универсальные этапы в определенной их последовательности, которые можно трактовать как группы функций менеджмента, т.е. видов деятельности по выработке и реализации управленческих решений.


Сущностная  особенность менеджмента обуславливает  наличие менеджера – субъекта управления, профессионального управляющего, прошедшего специальную подготовку, дающую ему право на выполнение функций по руководству людьми5.

В рыночных условиях должны закрепляться не только функции, но и ресурсы, связанные  с выполнением данных функций  и принятием решений, конкретные виды ответственности за результативность менеджмента.

Для менеджеров знание взаимосвязи и взаимодействия групп функций менеджмента создает  условия принятия правильных решений  в области формирования и функционирования систем менеджмента.

Отметим главные особенности функций  менеджмента. Отношения управления в рыночной экономике многогранны, многослойны, ибо отражают разные грани  социально-экономических отношений  между людьми и коллективами, занятыми в производственных и непроизводственных сферах деятельности организаций различных  форм собственности.

Важная  особенность функций менеджмента, обусловленная спецификой российской экономики, заключается в потребности  высокой степени адаптивности к  изменениям внешней и внутренней среды.

    Переходный этап развития рыночной  экономики России характеризуется  особым характером взаимодействия  рыночных рычагов управления  и системы государственного регулирования.  Поэтому функции менеджмента, помимо их интеграционной роли, обеспечивают адаптацию производственно-хозяйственных систем к новым и часто изменяющимся государственным регулятором, а также адаптацию к новым рыночным условиям во всех сферах хозяйственной и социальной деятельности. Под адаптивностью понимается способность сохранения качественной определенности функции менеджмента при изменениях социально-экономической среды. В систему адаптивных элементов системы менеджмента включается вся совокупность средств воздействия: целевые, регулирующие, координирующие, активизирующие, мотивирующие, контролирующие, самоорганизующие. Отсюда следует, что система средств воздействия и взаимодействия по каждой функции должна обладать гибкостью и обеспечивать меньшие потери ресурсов при изменении социально-экономических и организационно-технических факторов.

Следует отметить и процессы адаптации к  ошибочным решениям и негативным явлениям в системе управления. Так, нынешняя практика реформирования производственных отношений (одномоментный отпуск цен, введение законодательных актов задним числом, отсутствие механизмов их реализации) вызывает возмущение экономической среды и адаптацию к данным условиям низших звеньев (сокрытие доходов, неуплата налогов, неисполнение государственных решений).

Информация о работе Функции управления, их взаимосвязь в процессе управления