Аудиты систем качества со стороны заказчиков. Назначение и способы проведения аудита второй стороны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 20:13, контрольная работа

Описание

Эффективный аудит качества на предприятии может существенно улучшить систему управления качеством, и в итоге улучшить качество продукции.
Поэтому предмет исследования в данной работе – понятие аудита качества.
Цель данного реферата - раскрыть важные принципы аудита качества, типы аудита, процесс его проведения, определение задач и целей аудита.

Содержание

Введение 2
Глава 1. Теоретические основы аудита качества 3
1.1. Аудит и проверка 3
1.2. Типы аудита 3
Глава 2. Аудит – инструмент управления качеством 7
2.1. Цели аудита 7
2.2. Элементы аудита 9
Глава 3. Роль аудита второй стороной в повышении качества на примере строительных объектов....................................................................................14
Заключение 17
Список использованной литературы 13

Работа состоит из  1 файл

Контрольная работы.doc

— 134.00 Кб (Скачать документ)

И каждый из элементов  рассмотрим отдельно.

Обеспечение соответствия

Перед проведением аудита любая система должна быть описана  или представлена в той или  иной форме процедур, рабочих инструкций, маршрутных схем, других подобных документов в электронной форме. Совершенно естественно, что в процессе подготовки таких документированных систем требуется огромный труд, который ведет к тому, что полученные процедуры становятся точными, работающими и отражающими методы работы соответствующих структурных подразделений или конкретных функций.

Потратив столько усилий на исследование функционирования систем и по документированию соответствующих  процедур, разумно принять меры для  обеспечения точного выполнения написанного в процедурах. Одним  из способов достижения этого соответствия документированным системам является проведение аудитов. Сравнительно просто, при наличии написанной процедуры, проверить ее соответствие путем проверки соответствующей отчетности и выяснить причины почему данная работа выполняется именно так и насколько она интегрирована с другими бизнес-процессами.

Дать уверенность  руководству 

Если не предпринять  в какой-либо форме независимой  проверки процедур или их выполнения в любом структурном подразделении, то менеджеру бывает чрезвычайно  трудно узнать степень соответствия системы, будет ли она работать и работать эффективно, и так ли уж необходимы для нее радикальные изменения. Одной из важных функций в работе менеджера является обеспечение эффективной деятельности под его руководством. Обратная связь от системной информации, полученной в результате эффективного аудита, является чрезвычайно полезной в процессе представления точной управленческой информации, на базе которой менеджер может быть либо уверен в работе своей системы, либо может предпринять какие-то шаги для ее улучшения. Руководство не может быть уверено ни в какой системе, если она не проверена или не может быть проверена на регулярной основе.

Дать уверенность  потребителю 

Результаты аудита могут  обеспечить доказательство того, что  компания не только имеет систему менеджмента, но ее постоянно проверяют, анализируют и вносят изменения для обеспечения ее постоянной эффективности.

Отслеживание  бизнес-процессов 

Как было сказано ранее, большой труд был затрачен на подготовку процедур, на основе которых работают структурные подразделения или выполняется определенная функция. Однако, несмотря на эти значительные усилия, вложенные в процедуры, для того, чтобы сделать их четкими и работающими, они могут потребовать дальнейших изменений. В процессе любого аудита системы аудитор имеет возможность наблюдать за трудностями по обеспечению соответствия системе или проблемами в самих системе и процедурах. Во время обсуждения с лицами, отвечающими за работу в структурном подразделении и выполняющими утвержденные процедуры, проблемы с системой и пути ее улучшения станут очевидными.

Обратная связь  для корректирующих действий

Важнейшим преимуществом  любой системы аудита является ее способность выявлять проблемы и  обеспечивать выработку ответных действий, не только с целью решения проблемы от случая к случаю, но для систематического предупреждения ее повторения в будущем. Аудит нельзя считать завершенным, если не были выполнены любые действия, полученные по его результатам. В этом смысле следует обратить особое внимание на выделение реального времени на размышления над этой проблемой и принятие эффективных действий для улучшения системы, сделав ее более продуктивной и тем самым предупредить возникновение проблемы в будущем. Необходимо вести и анализировать отчетность по корректирующим и предупреждающим действиям, которые должны быть спланированы и выполнены (рис.1). Все это ведет к непрерывному процессу улучшения.

Рисунок 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Роль аудита второй стороной в повышении качества на примере строительных объектов

Гарантировать качество продукции (услуг) строительных организаций1 призваны органы экспертизы проектов, различные инспекции, органы экспертизы продукции и систем менеджмента качества (СМK), а также органы лицензирования строительной деятельности и т. п. Эту же задачу решает авторский надзор проектных организаций и технический надзор заказчика за ходом строительства объектов. Разработка и внедрение СМK в соответствии с требованиями стандарта ISO 9001:2000 (ГОСТ Р ИСО 9001-2001) не только повышает результативность всей деятельности по обеспечению качества продукции (услуг) строительных организаций, но и оптимизирует ее.

В настоящее  время в отечественном строительном комплексе сложился хорошо видимый, но малоэффективный механизм улучшения качества объектов строительства. Сигналами, запускающими его, являются аварии на строящихся и эксплуатируемых объектах, которых, к сожалению, с каждым годом становится больше. После этого начинают работать органы прокуратуры, администрации регионов и городов издают устрашающие постановления, приказы, распоряжения, инспектирующие органы в строительстве резко активизируют свою деятельность и : через некоторое время "кампания" завершается, а бурная деятельность ослабевает и прекращается. Реакция органов управления и общественности на факты обрушения строительных конструкций, особенно, когда это приводит к гибели людей, необходима. Но это не решает проблемы, так как суть ее заключается в крайне низкой организации управления строительством. Другими словами, многие строительные организации работают из рук вон плохо.

Сегодня около 700 тыс. организаций разных стран, в  том числе и России, имеют сертификаты  на СМК, соответствующую требованиям  стандарта ISO 9001:2000 (ГОСТ Р ИСО 9001-2001), являющейся ИМЕННО организационно-управленческой системой, которая нужна в первую очередь ИМЕННО нашим строительным организациям.

Например, для  строительных организаций Москвы наличие  СМК с 1 января 2004 г. является практически обязательным условием, если они принимают участие в подрядных торгах, которые проводятся при реализации московских городских и муниципальных строительных программ на объектах нового строительства, реконструкции, технического перевооружения и ремонта.

Объект строительства (проектирования) создается при взаимодействии заказчика и подрядчика. Участие заказчика в этом процессе не менее значимо, так как именно он оценивает, периодически переоценивает и выбирает подрядчика, контролирует его деятельность (технический надзор) и, наконец, оплачивает выполненную работу. В п. 7.4 "Закупки" стандарта ISO 9001:2000 указано, что заказчик определяет тип и объем управления, применяемые по отношению к подрядчику, устанавливает требования к объекту строительства, квалификации персонала подрядчика и наличию у него СМК, соответствующей требованиям стандарта ISO 9001:2000 (ГОСТ Р ИСО 9001-2001). Отсюда видно, что заказчик обладает мощными средствами воздействия на подрядчика, от реализации которых зависят качество проекта или объекта строительства. Другими словами, низкое качество строительства - это вина, в первую очередь, заказчика, который оценивает, выбирает и контролирует работу подрядчика.

Как известно, оценку и выбор подрядчика может проводить  либо сам заказчик, либо по его поручению тендерный комитет. Именно они имеют, наряду с другими, возможность влияния на подрядчика, известную во всем мире, как механизм проведения аудитов второй стороной.

Здесь нужны  некоторые пояснения.

В стандарте ISO 19011:2002 указано, что у подрядчика можно проводить три вида аудитов СМK: аудит первой стороной (внутренние аудиты) - проводится обычно самой организацией; аудит второй стороной - представители заказчика проводят проверку СМК у генеральных подрядчиков, а те, в свою очередь, у субподрядчиков и других поставщиков; аудит третьей стороной - проводится внешней независимой сертификационной организацией. (В последнем случае при положительных результатах аудита выдается сертификат соответствия СМК требованиям стандарта ISO 9001:2000 (ГОСТ Р ИСО 9001-2001).

Что из себя представляет аудит второй стороной?

Заказчик или  тендерный комитет, у которых, естественно, должна функционировать СМК в  соответствии с требованиями стандарта ISO 9001:2000 (ГОСТ Р ИСО 9001-2001), в рамках работы по оценке и выбору строительных подрядчиков, информирует их о проведении аудитов второй стороной. Подрядчик ставится в известность, что по результатам проведения аудита заказчик планирует заключать с ними договора на выполнение проектно-изыскательских (строительно-монтажных) работ. K работе по проведению аудита второй стороной, кроме собственных аудиторов, практикуется привлекать внешних консультантов, как правило, являющихся менеджерами по качеству в строительстве и аудиторами отечественных и международных органов по сертификации.

Заказчик рассматривает  аудит второй стороной, как:

а) возможность  выработать рекомендации по улучшению  деятельности подрядчика в тех аспектах, которые представляют для него интерес, а также способствовать этими  рекомендациями повышению результативности СМK подрядчика;

б) способ сопоставить  возможности конкурирующих на строительном рынке подрядчиков;

в) информацию для  определения типа и объема управления подрядчиком со стороны заказчика;

г) возможность  повышения квалификации своих внутренних аудиторов, а также квалификации персонала подрядчика по вопросам СМK.

Заказчик не рассматривает проведение аудита второй стороной, как ревизию, проверку или  контроль деятельности подрядчика. Указанное  мероприятие - это одна из форм деловых  взаимоотношений заказчика и подрядчика, предусмотренная п. 3.1 стандарта ISO 19011:2002, с целью получения информации о способности подрядчика выпускать продукцию, отвечающую требованиям пп. 7.4.2 "Информация по закупкам" стандарта ISO 9001:2000 (ГОСТ Р ИСО 9001-2001).

Конечно, подрядчик вправе отказаться от проведения заказчиком аудита второй стороной. Это решение принимается заказчиком во внимание при формировании рейтингового списка подрядчиков для заключения договоров на последующие годы.

Объектом аудита второй стороной обычно является один из запроектированных или построенных объектов строительства. Например, для проектной организации аудит второй стороной проводится по процессу, входом которого является получение задания на проектирование, а выходом - проведение авторского надзора при строительстве. Естественно, что заказчика интересует выполнение не всех требований стандарта ISO 9001:2000 (ГОСТ Р ИСО 9001-2001), а только тех, которые непосредственно влияют на его удовлетворенность работой генерального подрядчика по проектированию3. Отчет по результатам аудита "второй стороны" состоит, как правило, из двух частей. Основные положения первой части отчета содержат информацию о значении, которое придает заказчик результатам аудита второй стороной. Вторая часть отчета (конфиденциальная), включающая замечания по выполнению требований стандарта ISO 9001:2000 (ГОСТ Р ИСО 9001-2001) и рекомендации заказчика для принятия необходимых мер аудитируемой организацией.

Результаты аудита второй стороной будут служить сигналом для вполне обоснованного беспокойства руководителей тех строительных организаций, которые, по существу, "купили" сертификаты на СМK. Им придется начинать с самого начала работу по приведению существующей у них СМК в соответствие с требованиями стандарта ISO 9001:2000 (ГОСТ Р ИСО 9001-2001)

Для подрядчика результаты аудита второй стороной даже важнее, чем, например, результаты сертификационного  аудита. При отрицательном результатах  во втором случае, он просто не получит сертификат соответствия СМК требованиям стандарта ISO 9001:2000 (ГОСТ Р ИСО 9001-2001), а в первом - он лишается работы и соответственно возможности продолжать существование на строительном рынке. Аудит второй стороной - это инструмент ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ плохого качества продукции строительных организаций, это постоянно действующий механизм, который должен быть взят на вооружение заказчика по строительству и тендерными комитетами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Аудит системы качества служит для оценки эффективности работы системы качества предприятия с помощью методов контроля отдельных ее элементов. При аудите процесса производится оценка его выполнения в соответствии с утвержденной технологией и правилами. Он применяется в системах сертификации систем качества и услуг. При аудите продукции устанавливается соответствие методов и средств изготовления.

Внутренний аудит качества необходим  для получения информации о состоянии  дел с обеспечением качества на предприятии  и является неотъемлемым элементом самой системы управления качеством. Внутренние аудиты качества проводятся лицами, которые не несут непосредственной ответственности за проверяемые участки.

Внешний аудит служит для удостоверения  в правильности мероприятий по обеспечению качества на предприятии путем привлечения внешних специалистов второй или третьей стороны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованной литературы

1. Аудит качества: учебное пособие / Р.С. Бейсова. – Ульяновск: УлГТУ, 2006

2. Огвоздин В. Ю. Управление качеством. - Уч. пособие СПБГИЭА , 2005

3. Полховская Т. М., Карпов Ю. А., Соловьев В. П. «Основы управления качеством продукции»// М. 2006

4. Ребрин Ю.И. Управление качеством: Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2004

5. Гличев А. В. «Новвоведения, маркетинг и управление качеством» /«Стандарты и качество»// №10, 2005

 




Информация о работе Аудиты систем качества со стороны заказчиков. Назначение и способы проведения аудита второй стороны