Земельный налог

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2011 в 15:52, курсовая работа

Описание

в процессе написания курсовой работы решается следующий комплекс задач:
* изучение, обобщение обзор литературы и зарубежного опыта по теме исследования;
* анализ действующей практики исчисления и взимания земельного налога с сельскохозяйственных предприятий ( порядок расчетов и уплаты, льготы);
* выявление достижений и недостатков в организации и методике налогового учета и налогообложения земли;
* разработка предложений по совершенствованию механизма взимания земельного налога.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
1 Теоретические аспекты земельного налога……………………………..6
1.1 Значение земельного налога в формировании бюджетов РФ……….6
1.2 Основные направления совершенствования земельного налога……10
2 Порядок исчисления земельного налога в хозяйствах
Нижнеомского района Омской области………………………………….15
2.1 Краткая экономическая характеристика организации……………….15
2.2 Порядок исчисления и уплаты земельного налога, его учет………..18
2.3 Анализ поступления земельного налога в бюджет…………………..23
Выводы и предложения…………………………………………………….27

Работа состоит из  1 файл

курс.раб земельный налог.doc

— 396.50 Кб (Скачать документ)

     В сельскохозяйственных предприятиях наблюдается  отсутствие наличных денежных средств, из года в год увеличивается дебиторская и кредиторская задолженности. Об этом свидетельствует и коэффициент платежеспособности хозяйства, который должен быть равен 1 и больше, но он постоянно снижается в течении анализируемого периода (приложение 6). Если платежеспособность на начало 2003 года была равна 1,30, то концу 2004 года этот показатель снизился до 0,79. На финансовое состояние также оказывает определенное влияние и состояние бухгалтерского учета и налогообложения на предприятии. Бухгалтерский учет в хозяйствах осуществляется по единой журнально-ордерной форме счетоводства  в  соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий. Балансы, бухгалтерские отчеты и расчеты по налогам представляются в налоговые органы, в Управление сельского хозяйства и продовольствия Нижнеомского района  в установленные  сроки и в полном объеме. Важным фактором улучшения финансового состояния сельскохозяйственных предприятий выступает упорядочение налогообложения. Не смотря на рост убыточности хозяйств, суммы налогов продолжают расти.

     Существующая  модель налогообложения в хозяйствах Нижнеомского района  следующая: наибольший  удельный вес  в платежах в бюджет занимает НДС– 13,9%, подоходный  налог– 11,6%, плата за землю– 2,1%, отчисления на социальные нужды– 1,4%  ( в среднем за три года). Об этом свидетельствуют данные приложения 7.

     Можно отметить, что плата за сельскохозяйственные угодья составляют небольшую долю в общих налоговых поступлениях и не играют значительной роли в финансовых доходах района. 

    1. Порядок исчисления и уплаты земельного налога, его  учет
 

     Плательщиками земельного налога в Нижнеомском  районе являются 25 хозяйств. Объект обложения– земельные участки, предоставленные им в пользование для ведения сельскохозяйственного производства и подсобного сельского хозяйства. Основанием для становления и взимания земельного налога является  государственный акт на право пользования землей.

     Размер  земельного налога не зависит от результатов  деятельности землепользователей и исчисляется исходя из площади земельного участка, облагаемой налогом, и утвержденных ставок земельного налога.

     Согласно  закону порядок определения ставок земельного налога на сельхозугодья  разрабатывается и утверждается с учетом состава угодий, их качества, и площади, и местоположения. Исходя из этих средних ставок и кадастровой  оценки сельхозугодий ежегодно устанавливаются ставки земельного налога в Нижнеомском районе (приложение 8).

     Земельный налог за сельхозугодья определяется как сумма произведений площадей угодий или оценочных групп почв пашни, многолетних насаждений, сенокосов, пастбищ и соответствующей ставки земельного налога. Площади пашни, многолетних насаждений, сенокосов, пастбищ устанавливаются по данным учета земель и материалам почвенных обследований. Состав общей земельной  площади и распределении сельхозугодий по видам и землепользователям района определяется ежегодно на 1 ноября на основе данных специальной государственной статистической отчетности– составляется баланс земли.

     Налог за сельхозугодья в составе лесного фонда устанавливается по тем же ставкам, что и для земель сельскохозяйственного назначения аналогичного качества (как среднерайонная ставка). За земли водного фонда, как покрытые, так и не покрытые водой, вне населенных пунктов, предоставленные для хозяйственной деятельности или  в рекреационных целях, взимается плата как за сельхозугодья. Налог за землю колхозных лесов устанавливается как за пастбищные угодья дифференцированно. Ставки земельного налога за сельхозугодья устанавливается с точностью до рубля за 1гектар по видам угодий– пашня, сенокосы, пастбища, учитывая категория основного целевого назначения, видам и подвидам угодий, группам почв. За земли сельскохозяйственного назначения районного фонда перераспределения переданные в аренду колхозами и другими юридическими лицами налог взимается как за земли сельскохозяйственного назначения.

     Для расчета сумм земельного налога в  каждом хозяйстве составляются разработочные таблицы по определению налога за земли сельскохозяйственного назначения. Здесь указываются шифр и наименование оценочной группы почв, балл бонитета почв, также какими являются почвы хозяйства– немелиорированные, орошаемые, осушенные, участки открытого грунта. По группам почв заполняются графы: площадь в гектарах, ставка в рублях за 1 гектар,  общая сумма в рублях. В конце таблицы подсчитывается общая сумма земельного налога по всем группам почв хозяйства. И уже на основе разработочных таблиц главными бухгалтерами заполняется сводный расчет земельного налога на текущий год.

     Составленные  сводные расчеты представляются в ГНИ по Нижнеомскому району не позднее 1 июля.

     Правильность  заполнения расчетов по земельному налогу проверяется документально с  выходом в хозяйство государственной налоговой инспекцией в сроки,в сроки установленные руководителем ГНИ. Ответственность за правильность исчисления и своевременность уплаты налога за земельные участки возлагается на руководителей хозяйств.

     Документальные  проверки, которые проводились в  хозяйствах района , обнаружили факты  недоначисления сумм земельного налога. Так, в трех колхозах было недоначислено налога на сумму 13,4 тыс. рублей. Также наблюдается несвоевременная уплата в бюджет налога. В 2004 году размер долга составил 12 тыс. рублей. Это свидетельствует о несоблюдении принципов налогообложения.

     Платежи за землю зачисляются  на специальные счета местного бюджета. Также на специальных  бюджетных  счетах централизуются часть средств, идущих на специальные бюджетные счета районного совета в порядке платы за землю. Доля средств от налога за сельхозугодия, перечисляемых районом на специальный бюджетный счет, устанавливается исходя из потребности в средствах на централизованно выполняемые мероприятия, предусмотренные законом. Из общих поступлений средств от арендной платы и налога за землю городов и других населенных пунктов на  специальный бюджетный счет  перечисляется 40%    платежей.

     Земельный налог и арендная плата учитываются  в доходах и расходах соответствующих бюджетов отдельной строкой и используются исключительно на следующие цели: финансирование мероприятий по землеустройству, ведению земельного кадастра, мониторинга,  охрана земель, повышению их плодородия и восстановлению испорченных земель, на агрохимическое обследование почв, освоение новых земель, на компенсацию собственных затрат землепользователя на эти цели и погашение ссуд, выданных под указанные мероприятия и процентов за их использование. Средства на эти цели расходуются по соответствующим нормативам.

     Решение об использовании поступлений от  сбора земельного налога принимает  обычно администрация района вместе со специалистами районного земельного комитета. Средства, поступающие от взимания налога за сельхозугодья, расходуются на вышеперечисленные цели только  для нужд владельцев и пользователей сельскохозяйственных земель.

     Бухгалтерский учет хозяйств с бюджетом по земельному налогу ведется на счете 68 «Расчеты с бюджетом» на отдельном субсчете «Расчеты по земельному налогу».

     Сумма налога, рассчитанная в установленном  порядке, в учете отражается следующими записями:

     Дебет счета 26 «Общехозяйственные расходы    Кредит счета 68 «Расчеты с бюджетом» –– начисление земельного налога, установленного по производственным площадям;

     Дебет счета 08 «Капитальные вложения»    Кредит счета 68 «Расчеты с бюджетом» - начисления земельного налога по площадям, где ведется капитальное строительство;

     Дебет счета 29 «Обслуживающие производства и хозяйства» Кредит счета 68 «Расчеты с бюджетом»–– начисление земельного налога по площадям непроизводственной сферы;

     Дебет счета 68 «Расчеты с бюджетом»   Кредит счета 51 «Расчетный счет» ––оплата земельного налога.

     Сумма налога, рассчитанная в установленном  порядке, по мере начисления отражается по кредиту счета 68 «Расчеты с бюджетом» и дебету счета 26 «Общехозяйственные расходы».

     По  кредиту счета 26 учтенные суммы налога относят по назначению и включают в себестоимость продукции основных производств, т.е. земельный налог включается в издержки производства.

     Сумма налога отражается в лицевом счете  хозяйства в статье «Прочие затраты» в соответствии с корреспонденцией счетов.

     В соответствии со ст.80 части первой НК РФ налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога. Сводная налоговая декларация по земельному налогу согласно Закону Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" заполняется и представляется плательщиком земельного налога в налоговый орган по каждому земельному участку ежегодно не позднее 1 июля. По вновь отведенным земельным участкам среди года налоговая декларация представляется в течение месяца с момента их представления. Непредставление налогоплательщиком до 1 июля налоговой декларации по земельному налогу влечет взыскание штрафа в размере 5% суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц, считая с 1 июля, но не более 30% указанной суммы и не менее 100 руб., а непредставление налогоплательщиком налоговой декларации в налоговый орган в течение более 180 дней (считая с 1 июля) влечет взыскание штрафа в размере 30% суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, и 10% суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц, начиная со 181-го дня.

      Прежде  всего бухгалтеру надо рассчитать сумму  налога. Для этого заполняют приложения к декларации. Затем сумму налога переносят в лист 2 декларации. К  декларации по земельному налогу предусмотрено  шесть приложений. Эти приложения заполняют:

        • Приложение "А" - по землям, которые находятся в тех или иных поселениях (например, городах);
        • Приложение "Б" - по землям, которые находятся вне населенных пунктов;
        • Приложение "В" - по землям водного фонда;
        • Приложение "Г" - по землям лесного фонда;
        • Приложении "Д" - по землям сельскохозяйственных угодий;
        • Приложение "Е" - по землям, принадлежащим дачно-, гаражно- и жилищно-строительным кооперативам, а также садоводческим, огородническим и животноводческим товариществам.
 
 
 
 
 
 

     2.3 Анализ поступления земельного  налога в бюджет 

     В условиях перехода к рынку важно  эффективно использовать возможности  налогообложения для стимулирования аграрного производства, проведения региональной политики, формирования доходной базы бюджетов разных уровней.

     Рассматривая  платежи, которые осуществляют хозяйства  района, можно отметить, что за период с 2002 по 2004 годы их размер увеличился , т.е. налоги продолжают выполнять свою основную функцию– фискальную (приложение 7). Основная масса налогов в последние годы уплачивается хозяйствами района за счет наращивания убытков и увеличения долгов.

     Земельный налог в общей сумме всех платежей, уплачиваемых хозяйствами района в  бюджет, занимает небольшой удельный вес– 2,1% (в среднем за три года), т.е. не играет какой-либо значительной роли  в формировании доходов бюджета. Об этом свидетельствует данные приложения 7.

     Рассмотрим  динамику земельного налога в хозяйствах Нижнеомского района.

     Таблица 1. Динамика земельного налога в хозяйствах Нижнеомского района (тыс. руб.) 

            2002 г.      2003 г.      2004 г.
     Итого по хозяйствам      296522      653119      653119
 

     Данные  таблицы свидетельствуют о том, что размер земельного налога уменьшился в 2004 году по сравнению   с 2003 годом не изменился; а в 2003 году по сравнению с 2002 годом увеличился на 356 тыс. руб. или на 45,4%.

     Как уже отмечалось, размер земельного налога не зависит от результатов  хозяйственной деятельности землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете за год.

     Следовательно, основными факторами, которые могли  повлиять на увеличение размера налога являются площади сельскохозяйственных угодий, их структура и ставки налога.

     Используя таблицу 2 проследим, каким  образом  менялся размер и состав сельскохозяйственных угодий в районе.

     Таблица 2. Состав и структура сельхозугодий Нижнеомского района  

Информация о работе Земельный налог