Земельный налог в РФ и оценка эффективности его применения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2011 в 09:35, курсовая работа

Описание

Основные цели введения платы за землю: стимулирование рационального использования земель, повышения плодородия почв; выравнивание социально-экономических условий хозяйствования на землях разного качества; обеспечение развития инфраструктуры в населенных пунктах; формирование специальных фондов финансирования этих мероприятий; освоение и охрана земель.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

1. ХАРАКТЕРИСТИКА ЗЕМЕЛЬНОГО НАЛОГА……………………………4

1.1. Роль налога как источника формирования доходов бюджета в Российской Федерации и за рубежом………………………………………...6

2. ЭЛЕМЕНТЫ ЗАКОНА О НАЛОГЕ…………………………………………..8

2.1. Субъект и объект налогообложения …….………………………...8

2.2. Налоговая ставка и метод налогообложения……….…………....14

2.3.Способы, сроки и порядок уплаты налога………………………..16

2.4.Виды льгот по налогу…………………………………......................23

3. Журнал хозяйственных операций за декабрь 2009 г. (тыс. р.)……………..25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….82

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ..…………………………...84

Приложение 1…………………………………………………………………...

Работа состоит из  1 файл

Налогообложение.Курсовая работа.doc

— 692.00 Кб (Скачать документ)

      Эти сроки, а также порядок уплаты налога закрепляются НК РФ (ст. 57, 58) и  Законом РФ «О плате за землю» (ст. 16-23). Однако органы законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации  и органы местного самоуправления с учетом местных условий имеют право устанавливать иные сроки и порядок уплаты налога в соответствии со ст. 58 п. 4 НК РФ.

      Учет  плательщиков земельного налога производится ежегодно по состоянию на 1 января (Закон  «О плате за землю»: на 1 июня). При этом земельный налог, уплачиваемый юридическими лицами, исчисляется непосредственно этими лицами. Они обязаны ежегодно не позднее 1 февраля (Закон «О плате за землю»: не позднее 1 июля) предоставлять в налоговые органы расчет причитающегося с них налога.

      По  вновь  отведенным  земельным  участкам   расчет    налога представляется в течение месяца с момента их предоставления.

      Начисление  земельного    налога    гражданам    производится государственными  налоговыми  инспекциями,  которые  ежегодно,  не позднее  1 августа,  вручают  им  налоговые уведомления об  уплате налога.

Земельный налог  с  юридических  лиц  и  граждан  исчисляется, начиная  с  месяца,  следующего  за  месяцем  предоставления    им земельного участка.

      Суммы  налога  за  текущий  год  уплачиваются:

    1. гражданами - равными долями не позднее 15  сентября  и 15 ноября;
    2. юридическими лицами, деятельность которых определяется сельскохозяйственным товарным производством, а также  крестьянские (фермерские) хозяйства - не позднее 1 ноября;
    3. юридическими лицами (кроме  сельских товаропроизводителей) -  равными долями в три срока не  позднее  1 апреля, 1 июля, 1 ноября.   

      (Закон  «О плате за землю»: для всех  категорий налогоплательщиков не  позднее 15 сентября и 15 ноября).

      Налогоплательщики вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.

      Основанием  для установления и взимания налога и арендной платы за землю является документ, удостоверяющий право собственности, владения или пользования (аренды) земельным участком.

      Во  исполнение Федерального закона от 21 июня 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» было принято постановление Правительства РФ от 18 февраля 1998 г. № 219, которое утвердило формы свидетельств о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Пока для земельных участков порядок выдачи этих свидетельств не определен окончательно. Поэтому продолжают выдаваться и имеют юридическую силу следующие документы, относящиеся к землям несельскохозяйственного назначения:

      1) государственные акты пожизненного  наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей (формы утверждены постановлением Совмина РСФСР от 17 сентября 1991 г. № 493);

      2) свидетельство о праве собственности  на землю (форма утверждена Указом Президента РФ от 27 октября 1993 г. № 1767 в редакции Указа Президента РФ от 25 января 1999 г. № 112).

      Право на земли сельскохозяйственного  назначения подтверждается документами, выданными на основании постановления Правительства РФ от 19 марта 1992 г. № 177. К ним относятся:

      1) свидетельство о праве собственности  на землю;

      2) договор аренды земель, где арендодателями  земельных участков являются  соответствующие органы местного  самоуправления и собственники земли (граждане и юридические лица), сдающие в аренду для сельскохозяйственного использования другим юридическим лицам или гражданам временно не используемые ими сельскохозяйственные угодья;

      3) договор временного пользования  землей.

      В документах, устанавливающих право  на землю, должны быть указаны: регистрационный номер, площадь земельного участка, целевое использование земель, состав угодий, чертеж границ этих земель, список земельных участков с особым режимом использования земель (санитарно-защитные зоны, земли природоохранного, водоохранного, рекреационного и историко-культурного значения) с указанием номера участка на чертеже согласно книге их учета и выдачи.

      Впредь  до выдачи документов, удостоверяющих право собственности, владения или пользования земельным участком, по согласованию с соответствующими комитетами по земельным ресурсам и землеустройству используются ранее выданные государственными органами документы, удостоверяющие это право.

      Земельный налог юридическим лицам и  гражданам исчисляется исходя из налоговой базы (площади земельного участка, облагаемой налогом), утвержденных ставок земельного налога и налоговых льгот.

     Если  землепользование плательщика состоит  из земельных участков, облагаемых налогом по различным ставкам, то общий размер земельного налога по землепользованию определяется суммированием налога по этим земельным участкам.

      Инструкция  МНС России № 56 «По применению Закона Российской Федерации «О плате за землю»» закрепляет дифференцированный порядок исчисления и уплаты земельного налога для земель различных категорий.

      Необходимо  уточнить порядок расчета налога на земли городов (поселков), который  устанавливается в соответствии со статьей 8 Закона РФ «О плате за землю» на основе средних ставок.

      Исчисление  ставок налога в следующем порядке:

      1) Базовым нормативом средней ставки являются средние ставки земельного налога в городах и других населенных пунктах в расчете на год.

      Коэффициенты  увеличения средней ставки земельного налога в курортных зонах применяются к средним ставкам налога населенных пунктов, отнесенных к курортным районам или зонам отдыха. Уровень коэффициента определяется в зависимости от установленной рекреационной ценности зоны.

      Также применяются коэффициенты увеличения средней ставки земельного налога за счет статуса города, развития социально-культурного потенциала. Коэффициенты для пригородных зон используются только в городах, расположенных в этих зонах..

      2) Рассчитываются дифференцированные  ставки по зонам города (поселка)  на базе средней ставки налога.

      Основой для дифференциации средней ставки является экономическая оценка территории, генеральные планы городов и другая градостроительная документация.

      Зонирование территории по градостроительной ценности производится с учетом следующих факторов:

    1. местоположение, доступность к центру города (поселка), местам трудовой деятельности, объектам социального и культурно-бытового обслуживания населения;
    2. уровень развития инженерной инфраструктуры и благоустройства территории;
    3. уровень развития сферы социального и культурно-бытового обслуживания населения;
    4. эстетическая, историческая ценность застройки и ландшафтная ценность территории;
    5. состояние окружающей среды;
    6. инженерно-геологические условия строительства и степень подверженности территории воздействию чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
    7. рекреационная ценность территории и другие.

      Дифференциация  средней ставки земельного налога производится пропорционально ценности (в относительных или абсолютных показателях) территорий градостроительных зон.

      Для оптимизации системы налогообложения земельных участков разница между ставками смежных зон не должна, как правило, составлять менее 5 % от среднегородской ставки.

      Расчетная налоговая масса в целом по населенному пункту, определенная исходя из зональных ставок и площади оценочных зон, должна быть равна сумме налога, исчисленной по средней ставке с учетом установленных коэффициентов и площади населенного пункта в его границах (без вычета площади льготных категорий).

      Налог за часть площади земельных участков сверх установленных норм их отвода (за исключением площадей дачных участков и индивидуальных гаражей) взимается в двукратном размере.

      Превышение  площади устанавливается городскими, районными комитетами по земельным  ресурсам и землеустройству по утвержденным в установленном порядке нормам отвода земель и материалам землеустроительного дела по отводу земель, выполненного в прошлые годы, при установлении границ земельного участка в натуре.

      В соответствии со статьей 18 Закона РФ «О плате за землю» плата за землю  перечисляется плательщиками земельного налога следующим образом:

    1. за земли в пределах границ сельских населенных пунктов и другие земли, переданные в их ведение, - на бюджетные счета сельских органов местного самоуправления;
    2. за земли в пределах поселковой, городской границы и другие земли, переданные в их ведение, а также за земли в границах района, за исключением земель, переданных в ведение сельских органов местного самоуправления, - в соответствии с установленными долями на бюджетные счета Российской Федерации в федеральном казначействе, субъекта Российской Федерации, соответствующую часть средств – на бюджетные счета соответствующих органов местного самоуправления.
 
 
 
 
 
 

2.4.Виды  льгот  по налогу 

      Статья 56 НК РФ определяет налоговые льготы как некие преимущества, предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог ил уплачивать его в меньшем размере.

      В зависимости от того, на изменение  какого из элементов структуры налога – предмета (объекта) налогообложения, налоговой базы или окладной суммы – направлена льгота, налоговые льготы могут быть разделены на 3 группы:

    1. изъятия;
    2. скидки;
    3. налоговые кредиты.

      Статьи 12-14 Закона РФ «О плате за землю» предусматривают  определенные налоговые льготы для плательщиков земельного налога.

      При этом пункты 1-23  статьи 12 Закона определяют объекты налогообложения полностью  освобожденные от земельного налога, т.е. в соответствии с приведенной  выше классификацией – изъятия.

      В той же статье закреплено положение о том, что граждане, впервые организующие крестьянские (фермерские) хозяйства, освобождаются от уплаты земельного налога в течение пяти лет с момента предоставления им земельных участков. Данная льгота представляет собой скидку при уплате земельного налога.

      Порядок и условия предоставления налогового кредита по земельному налогу определяется в соответствии с положениями, закрепленными  в статьях 64, 65, 66, 67 НК РФ.

     Закон РФ «О плате за землю» определяет также, что с юридических и физических лиц, освобожденных от уплаты земельного налога, взимается земельный налог с площади участков, переданных в аренду (пользование).

      Органы  законодательной (представительной) власти субъектов РФ наделены Законом правом устанавливать дополнительные льготы к тем, которые приводятся в данном нормативном акте, в пределах суммы земельного налога, находящейся в распоряжении соответствующего субъекта Российской Федерации.

      Исходя  из содержания п. 7 Инструкции № 56, в  котором идет речь о льготах по земельному налогу для отдельных плательщиков, следует отметить, что ст. 14 Закона РФ «О плате за землю» дает право органам местного самоуправления устанавливать льготы по земельному налогу в виде частичного освобождения на определенный срок, отсрочки выплаты, понижения ставки земельного налога для отдельных плательщиков в пределах суммы налога, остающейся в распоряжении соответствующего  органа местного самоуправления. Однако в соответствии со статьей 56 НК РФ нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера. Таким образом, с вступлением в силу Федерального закона от 09.07.1999 № 154-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации», запретившего давать индивидуальные налоговые льготы, органы местного самоуправления не могут предоставлять льготу по земельному налогу отдельным налогоплательщикам.

      Если  у плательщика земельного налога в течение года возникает право  на льготу по земельному налогу, то он освобождается от уплаты, начиная с того месяца, в котором возникло это право. При утрате права на льготу в течение года обложение налогом производится начиная с месяца, следующего за утратой этого права.

Информация о работе Земельный налог в РФ и оценка эффективности его применения