Выездные налоговые проверки: порядок проведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 17:49, контрольная работа

Описание

Бесперебойное финансирование предусмотренных бюджетами мероприятий требует систематического пополнения финансовых ресурсов на федеральном и местных уровнях. Это достигается в основном за счет уплаты юридическими и физическими лицами налогов и других обязательных платежей. В соответствии с действующим налоговым законодательством и другими нормативными актами плательщики обязаны уплачивать указанные платежи в установленных размерах и в определенные сроки.

Содержание

Содержание
Введение 3
Выездные налоговые проверки: порядок проведения 5
Заключение 21
Список использованной литературы 23
Приложение 1 24
Приложение 2 27

Работа состоит из  1 файл

Выездные налоговые проверки, порядок проведения.doc

— 190.50 Кб (Скачать документ)



Министерство образования  и науки Российской Федерации

Федеральное агентство  по образованию ГОУ ВПО

Финансовый университет  при Правительстве РФ (УФ)

Кафедра «Бухгалтерский учет,  анализ и аудит»

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

по дисциплине « НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ»

на  тему:  «Выездные налоговые проверки: порядок проведения»

(тема 10)

 

 

 

Выполнила: студентка 4 курса

               Коледина Юлия В.

            Группа 14 БД №09убд43529

               Проверила: ст. преподаватель

              Климова А.Д.

 

 

 

 

 

 

 

 

Уфа - 2012

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Бесперебойное финансирование предусмотренных  бюджетами мероприятий требует  систематического пополнения финансовых ресурсов на федеральном и местных уровнях. Это достигается в основном за счет уплаты юридическими и физическими лицами налогов и других обязательных платежей. В соответствии с действующим налоговым законодательством и другими нормативными актами плательщики обязаны уплачивать указанные платежи в установленных размерах и в определенные сроки.

Но, к сожалению, на практике юридические и физические лица допускают  несвоевременную уплату налогов  и других обязательных платежей в  связи с рядом объективных  и субъективных причин. Поэтому сегодня позитивное развитие основных составляющих налоговой политики государства, которыми являются снижение совокупной налоговой нагрузки и улучшение налогового администрирования, неразрывно связано с налоговым контролем.

Налоговый контроль - это  специализированный (только в отношении  налогов и сборов) государственный финансовый контроль, сущность которого состоит не только в проверке соблюдения налогового законодательства, но и в проверке правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов и сборов, а также в устранении выявленных нарушений. Налоговый контроль как одна из функций государственного управления представляет собой систему наблюдения за финансово-хозяйственной деятельностью налогоплательщиков с целью ее оптимизации для качественного исполнения законодательства о налогах и сборах.

Налоговый контроль использует разнообразные формы практической организации для наиболее эффективного выполнения стоящих перед ним задач. [6;341]

Основной и наиболее эффективной формой налогового контроля является выездная налоговая проверка, так как она основана на изучении объективных, фактических данных, которые не всегда предоставляются налогоплательщиками в налоговые органы из-за нежелания уплачивать налоги и, тем самым, снижать свое финансовое благополучие.

Экономика не в состоянии  нормально функционировать, если бизнес не развивается в легальных формах, а правительство не способно собирать налоги. Поэтому проведение выездных налоговых проверок позволяет наиболее полно и обстоятельно проверить правильность уплаты налогов и сборов, выявить предприятия, работающие в теневой экономике. При этом важно, чтобы выездные налоговые проверки отвечали требованиям безусловного обеспечения законных интересов государства и прав налогоплательщиков, повышения их защищенности от неправомерных требований налоговых органов и создания для налогоплательщика максимально комфортных условий для исчисления и уплаты налогов.

Рассмотрение норм, регулирующих проведение выездных налоговых проверок является актуальным, поскольку затрагивает существенные интересы как налогоплательщика, так и органов, уполномоченных осуществлять надзор и контроль за соблюдением налогового законодательства.

Очевидно, что тема данной работы – порядок проведения выездных налоговых проверок - актуальна в данный момент и будет актуальна в будущем.

Целью данной работы является изучение порядка проведения выездных налоговых проверок.

Для достижения цели работы будут охарактеризованы основные права и обязанности  проверяющих и проверяемых в ходе проведения проверки, рассмотрен порядок выезда проверяющих к налогоплательщику, раскрыты приемы и методы проверки учетной документации налогоплательщика и др.

В процессе написания  работы будут использованы нормативные документы, в частности Налоговый Кодекс РФ, Конституция РФ, сведения из периодической печати, базовой литературы по теме и сведения из интернет -источников.

 

Выездные налоговые проверки: порядок проведения

 

Статья 89 НК РФ, посвящена выездным налоговым проверкам. Новая редакция  статьи от 27.07.2006 N 137-ФЗ включает 17 пунктов, регулирующих условия, порядок и полномочия налогоплательщиков и уполномоченных органов при проведении выездной налоговой проверки.

Предметом выездной налоговой проверки является правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. [2; ст.89, п. 4 в ред. ФЗ от 27.07.2010 №229-ФЗ].

Проведение выездных  налоговых проверок возложено на налоговые  органы РФ.

Полномочия должностных лиц, производящих выездную проверку, определены НК РФ и Законом РФ «О налоговых органах».

Так, согласно ст.7 Закона РФ «О налоговых  органах» налоговые органы имеют  право производить осмотр (обследование) производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых организациями и гражданами для извлечения дохода, либо связанных с содержанием объектов налогообложения; требовать от руководителей и других должностных лиц проверяемых организаций устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также контролировать выполнение указанных требований; производить выемку документов, свидетельствующих о совершении налоговых правонарушений, выносить решения о привлечении организаций и граждан к ответственности за совершение налоговых правонарушений.    

   В соответствии  с п. 11 ст. 7 Закона РФ «О налоговых органах» налоговые органы вправе предъявлять в суды общей юрисдикции и арбитражные суды иски:

– о ликвидации предприятия  любой организационно-правовой формы  по основаниям, установленным законодательством  РФ (это право также закреплено в п. 14 п. 1 ст. 31 НК РФ);

– о признании регистрации  предприятия недействительной в  случае нарушения установленного порядка создания предприятия или несоответствия учредительных документов требованиям законодательства и взыскании доходов, полученных в этих случаях;

– о признании сделок недействительными и взыскании  в доход государства всего полученного по таким сделкам;

Если в процессе проверки обнаружены основания для предъявления перечисленных исков, то должностные  лица, проводящие проверку, должны зафиксировать  эти основания и обеспечить соответствующую доказательную базу.

 Права налоговых органов при проведении выездных налоговых проверок, безусловно, шире, чем права налогоплательщиков. Например, рассмотрим реализацию прав и обязанностей налоговых органов и, соответственно, налогоплательщиков при запросе документов, необходимых для налоговой проверки.

«Должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы….» [2; ст.93, п. 1 в ред. ФЗ от 27.07.2010 №229-ФЗ]. Так же в п. 12 ст. 89 НК РФ говорится, что налогоплательщик обязан обеспечить возможность проверяющих ознакомиться с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов.

Причем, существует презумпция правоты проверяющего, то есть,  считается, что если инспектором затребованы документы, значит они ему необходимы для проведения проверки. 

Так же, ст.89 п.14 НК РФ и  ст. 7  п.7 Закона РФ «О налоговых органах» говорит о праве проверяющих лиц производить выемку необходимых документов, при наличии достаточных оснований полагать, что документы, свидетельствующие о совершении правонарушений, могут быть уничтожены, сокрыты, изменены или заменены.

При этом достаточность оснований  подтверждается согласно ст. 94 НК РФ мотивированным постановлением должностного лица налогового органа, которое он обязан предъявить до начала выемки. Так же данное лицо должно разъяснить присутствующим лицам их права и обязанности,  не допускается выемка документов в ночное время, выемка производится в присутствии понятых лиц и лиц, у которых производится выемка документов и др.

Однако, если налогоплательщик считает, что затребованные проверяющим документы не связаны прямо или косвенно с исчислением или уплатой налогов, он имеет право обжаловать требование о предоставлении документов  в суд, так как данное требование попадает под определение «акт налогового органа» [3; п. 48]

Таким образом,  должностные лица, проводящие проверку, должны осуществлять свои права без нарушения законных прав и свобод налогоплательщика (эти права и свободы зафиксированы в части 1. гл. 3, ст. 21 НК РФ и других статьях НК) (см. Приложение 1). В противном случае, это может привести к признанию недействительными соответствующих действий.

Законодательно предусмотрены  следующие основные права налогоплательщиков в ходе проведения выездных налоговых проверок:

  • Право знакомиться с актами проверок, проведенных налоговыми органами, решениями налоговых органов, а также налоговыми уведомления, является гарантией права на защиту, поскольку квалифицированное обжалование решений налоговых органов возможно только после ознакомления с выявленными в ходе проверки нарушениями;
  • Право представлять налоговым органам пояснения по исчислению и уплате налогов и по актам проведенных проверок позволяет на ранней стадии разрешить спорные вопросы, не доводя дела до административного или судебного обжалования;
  • Право в установленном законом порядке обжаловать решения, акты налоговых органов и действия их должностных лиц является основной гарантией защиты прав налогоплательщика. В этом случае на действия или бездействие должностных лиц налогоплательщик может подать жалобу руководителю проверяющей инспекции или в вышестоящий налоговый орган, а также обратиться в арбитражный суд [2; ст. 137 и 138]. Кроме того, налогоплательщик вправе обжаловать решение инспекции, вынесенное по итогам проверки. Но в судебном порядке это возможно только после обжалования решения в вышестоящем налоговом органе (п. 5 ст. 101.2 НК РФ). Суд может отменить решение налоговиков, если в ходе проведения проверки и при рассмотрении ее результатов инспекция допустила существенные процедурные нарушения (п. 14 ст. 101 НК РФ). Причем, к существенным НК РФ относит лишь нарушение права налогоплательщика на участие в рассмотрении материалов проверки и необеспечение ему права на дачу объяснений. [12];
  • Право на соблюдение и сохранение налоговой тайны, данное право подтверждается так же п.4. ст. 82 НК РФ;
  • Право на присутствие при проведении выездной налоговой проверки;
  • Право на невыполнение неправомерных актов и требований налоговых органов, иных уполномоченных органов и их должностных лиц, не соответствующие настоящему Налоговому Кодексу или иным федеральным законам;
  • Право на участие в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки или иных актов налоговых органов в случаях, предусмотренных НК. [2; гл.3, ст.21]

Согласно НК плательщики сборов имеют те же права, что и налогоплательщики.

Важна ст.22 НК РФ, которая касается обеспечения и защиты прав налогоплательщиков.

Согласно данной статье налогоплательщикам гарантируется  административная и судебная защита их прав и законных интересов, их права обеспечиваются соответствующими обязанностями должностных лиц налоговых органов.

Вопрос о порядке  проведения выездной налоговой проверки представляется очень важным. Любое  несоответствие в порядке проведения проверки и оформлении ее результатов  требованиям налогового законодательства позволяет организации ставить вопрос о признании фактов налоговых правонарушений, выявленных в ходе такой проверки, недействительными.

Как правило, выездной проверке предшествует определенная подготовка, основанная на многочисленных источниках информации, относительно конкретной организации. Информация о налогоплательщике может быть получена как из внутренних, так и из внешних источников.

К информации из внутренних источников относится  информация, полученная налоговыми органами самостоятельно в процессе выполнения ими контрольных функций.

К информации из внешних источников относится информация о налогоплательщиках, в том числе о нарушениях ими налогового и иного экономического законодательства, полученная налоговыми органами от других контролирующих и правоохранительных органов.

Основные действия должностных лиц, проводящих проверку, которые они в процессе проверки совершают непосредственно на территории налогоплательщика можно представить в виде схемы.

 

 


 


 


 



 

 

 




 


 


 

 

 

 

 

 

 

 

Схема 1. Действия должностных лиц налоговых органов  на территории налогоплательщика [14]

 

Непосредственно перед началом  проверки проверяющие обязаны предъявить служебные удостоверения и ознакомить налогоплательщика (должностных лиц  организации-налогоплательщика) с решением о назначении проверки (см. прил. 2).

При отсутствии у проверяющих надлежаще оформленного решения либо служебных удостоверений  налогоплательщик, согласно ст.91 НК РФ, вправе отказать им в представлении документов и даже в допуске проверяющих в свои рабочие помещения или на свою территорию.

Информация о работе Выездные налоговые проверки: порядок проведения