Виды налоговых правонарушений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 21:58, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы непосредственно заключается в анализе существующих в Российской Федерации налоговых правонарушений путем исследования сущности и видов налогового правонарушения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- определить сущность налогового правонарушения;
- рассмотреть основные виды налоговых правонарушений путем изучения Налогового кодекса РФ и проанализировать наиболее распространенные правонарушения, изучая их основные характеристики;
- выявить основные способы совершения налоговых правонарушений в Российской Федерации;
- рассмотреть виды ответственности за совершение налоговых преступлений.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАЛОГОВОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ 6
1.1. Сущность налогового правонарушения 6
1.2. Признаки налогового правонарушения 7
2. НАЛОГОВЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 11
2.1. Причины возникновения налоговых правонарушений 11
2.2. Классификация налоговых правонарушений, существующих в Российской Федерации 14
3. ВИДЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 21
3.1. Налоговая ответственность – самостоятельный вид юридической ответственности 21
3.2. Юридическая ответственность за невыполнение налоговых
обязательств 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …….………………………… 32

Работа состоит из  1 файл

Виды налоговых правонарушений..docx

— 57.51 Кб (Скачать документ)

Кроме того, недоимка у  налогоплательщика должна существовать на момент принятия налоговым органом  решения о привлечении к ответственности  по ст. 122 НК РФ. В противном случае привлечение налогоплательщика  к ответственности по данной норме  неправомерно.

Много споров по вопросу  применения ст. 122 НК РФ возникает в  ситуациях, когда в ходе одной  налоговой проверки у налогоплательщика  выявлены и переплата, и недоимка.

Для привлечения к  ответственности в этом случае налоговый  орган должен сначала доказать, что  переплата уже зачтена в счет погашения иной задолженности налогоплательщика.

Если же у налогоплательщика  имеется переплата налога в более  поздние периоды по сравнению  с тем периодом, когда возникла задолженность, налогоплательщик может  быть освобожден от ответственности, предусмотренной  ст. 122 НК РФ, только при соблюдении им условий, определенных п. 4 ст. 81 НК РФ.

Пункт 3 ст. 122 НК РФ предусматривает  взыскание штрафа в размере 40% за умышленное совершение деяний, предусмотренных  п. 1 ст. 122 НК РФ. Из этого следует, что  налоговые правонарушения, предусмотренные  п. 1 ст. 122 НК РФ, должны быть совершены  по неосторожности.

Ответственность за нарушение  законодательства о налогах и  сборах применяется только при наличии  вины обязанного лица, совершившего нарушение  норм законодательства о налогах и сборах.

Таким образом, анализируя различные подходы к классификации причин возникновения налоговых правонарушений, можно выделить в качестве оснований две группы факторов, обусловливающих совершение налоговых правонарушений. К первой относятся те из них, которые в малой степени зависят от деятельности налоговых органов. Ко второй – те, которые непосредственно связаны с деятельностью налоговых органов.

Конкретные составы  налоговых правонарушений и ответственность  за их совершение предусмотрены в  гл. 16 НК РФ. При этом следует отметить, что статьями данной главы НК РФ предусматривается ответственность  как за чисто налоговые правонарушения, посягающие на законодательно установленный  порядок поступления налоговых  доходов в бюджет, так и за правонарушения, хотя и «неналоговые» по своей  сути, но так или иначе затрагивающие  нормы законодательства о налогах  и сборах. Налоговым кодексом законодательно закреплено 12 налоговых правонарушений, за каждое из которых предусмотрена  ответственность в виде налоговых  санкций – штрафов.

 

3. ВИДЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

    1.  Налоговая ответственность – самостоятельный вид юридической ответственности

 

Правовое регулирование  ответственности в сфере налогообложения  является составной частью налогового законодательства и представляет собой  совокупность норм налогового и других отраслей права, возникающих в сфере  взаимодействия налоговых органов  и участников налоговых правоотношений при взимании налогов и затрагивающих  имущественные интересы государства  по обеспечению доходной части бюджета.

Как известно, метод налогового права носит комплексный характер. Основным правовым методом налогового регулирования являются государственно-властные предписания со стороны органов  власти в области налогообложения. Этот метод применяется относительно субъектов налоговых отношений, которые находятся в административных налоговых отношениях. Вместе с тем  по объектам налоговых отношений, которые  охватывают собственность (имущество и доходы) юридических и физических лиц, государственных органов и органов местного самоуправления, возможно применение гражданско-правового метода, учитывая равенство всех форм собственности и одинаковую степень защиты каждой из них.

О налоговой ответственности, как новом виде юридической ответственности, есть основания говорить и с позиции  правовой природы правоотношения, являющегося  объектом налогового нарушения. Характер этого правонарушения при ответственности  за налоговое правонарушение регулируется нормами налогового права.

Выделению налоговой ответственности  в отдельный вид юридической  ответственности способствует установление Налоговым кодексом Российской Федерации процессуальных норм, регулирующих производство по делам о налоговых правонарушениях.

В Налоговом кодексе имеет  место попытка установления самостоятельной  налоговой ответственности, т.е. нового правового режима. В настоящее  время только создаются определенные научные подхода для выстраивания системы институтов как налогового права, так и налогового законодательства. С точки зрения правовой теории ответственности следует отметить, что в Налоговом кодексе приведен достаточно полный перечень принципов налоговой ответственности. Между тем принципы – не просто правовые декларации, это база для дальнейшего правотворчества, они определяют пределы и характер применения налогового законодательства в спорных ситуациях, когда возможно неоднозначное толкование правовых предписаний. Для уяснения правовой природы налогового правонарушения в Налоговом кодексе также раскрываются такие элементы состава нарушения, как субъект правонарушения и субъективная сторона правонарушения.

Основополагающий принцип  юридической ответственности –  « без вины и нет ответственности  ». Применимость этого принципа к  ответственности за налоговые правонарушения не должна подвергаться сомнению. Конституционный  Суд Российской Федерации В постановлении от 17 декабря 1996 г. по делу о проверке конституционности пунктов 2 и 3 части первой ст. 11 Закона Российской Федерации от 24 июня 1993 г. “ О федеральных органах налоговой полиции ” указал, что налоговое правонарушение есть «предусмотренное законом виновное деяние, совершенное умышленно либо по неосторожности. При производстве по делу о налоговом правонарушении подлежит доказыванию как сам факт совершения такого правонарушения, так и степень вины налогоплательщика».

Таким образом, налоговую  ответственность можно определить как реализацию налоговых санкций  за допущенные в налоговых правоотношениях  нарушения.

 

    1. . Юридическая ответственность за невыполнение налоговых обязательств

 

Налоговые отношения являются обязательственными. Суть обязательства  состоит в уплате налога: «Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы».

Следовательно, в сферу  налогового регулирования должны включаться отношения, связанные с возникновением, изменением и прекращением налогового обязательства.

Невыполнение налогового обязательства состоит в неуплате или неполной уплате налога. Это  является сутью любого нарушения  налогового законодательства. В недополучении бюджетом причитающихся ему сумм выражен ущерб, причененный правонарушением.

Ст. 13 Закона Российской Федерации  « Об основах налоговой системы  в Российской Федерации » устанавливает  ответственность налогоплательщика  за нарушение налогового законодательства в виде финансовых санкций и предусматривает, что должностные лица и граждане, виновные в нарушении налогового законодательства, привлекаются в установленном  законом порядке к административной, уголовной и дисциплинарной ответственности.

Однако вызывает сомнение утверждение, что за налоговые правонарушения может наступать дисциплинарная ответственность. Ответственность  дисциплинарную и материальную лицо понесет перед предприятием, понесшим ущерб в результате уплаты штрафов  и пени. Данные отношения лишь косвенно связаны с налоговыми, но налоговым правом не регулируются. За нарушения налогово-правовых норм наступает ответственность трех видов – административная, уголовная и налоговая.

В настоящее время вопрос о конкретных видах и размерах ответственности участников налоговых  отношений решается в целом ряде нормативных актов. Прежде всего  это Закон РФ от 27 декабря 1991 г. «  Об основах налоговой системы в Российской Федерации » ( ст. 13,15 ), Закон РФ от 21 марта 1991 г. « О государственной налоговой службе РСФСР » (п. 12 ст.7), Кодекс РСФСР об административных правонарушениях (ст. 156 «Уклонение от подачи декларации о доходах »), Таможенный кодекс РФ (ст.124 « Взыскание таможенных платежей и меры ответственности »). Две статьи, предусматривающие ответственность за нарушение налогового законодательства, содержатся в Уголовном кодексе РФ ( ст. 198 « Уклонение гражданина от уплаты налога », ст. 199 « Уклонение от уплаты налогов с организаций »).

Налоговый кодекс РФ вводит понятие налогового правонарушения  (ст. 119), налоговой санкции (ст. 122) и закрепляет права налоговых органов и налогоплательщиков едиными процессуальными нормами. Под налоговыми санкциями понимаются штрафы. Употребляя в Кодексе термин «ответственность за налоговое нарушение» законодатель не называет, к какому виду юридической ответственности она относится, и это затрудняет определение правовой природы предусмотренных налоговых правонарушений. В целом выделение специальной ответственности за совершение налоговых правонарушений в виде налоговых санкций оправдано, поскольку административная ответственность в этих случаях недостаточна и к тому же не применима в отношении юридических лиц.5

Однако налоговая санкция  в виде штрафа не является единственной мерой ответственности за совершение налоговых правонарушений. Так, ст.13 Закона РФ «Об основах налоговой  системы в Российской Федерации» предусматривает четыре вида санкций  за нарушение налогового законодательства. Это – взыскание всей суммы  сокрытого или заниженного дохода (прибыли), штраф, пеня, взыскание недоимки.

Налогоплательщик, нарушивший налоговое законодательство, в установленных  законом случаях несет ответственность  в виде:

а) взыскания всей суммы сокрытого или заниженного дохода (прибыли) либо суммы налога за иной сокрытый или неучтенный объект налогообложения и штрафа в размере той же суммы, а при повторном нарушении – соответствующей суммы и штрафа в двукратном размере этой суммы. При установлении судом факта умышленного сокрытия или занижения дохода ( прибыли ) приговором либо решением суда по иску налогового органа или прокурора может быть взыскан в федеральный бюджет штраф в пятикратном размере сокрытой или заниженной суммы дохода ( прибыли );

б) штрафа за каждое из следующих нарушений: за отсутствие учета объектов налогообложения и за ведение учета объекта налогообложения с нарушением установленного порядка, повлекшие за собой сокрытие или занижение дохода за проверяемый период; за непредоставление или несвоевременное предоставление в налоговый орган документов, необходимых для исчисления, а также для уплаты налога;

в) взыскания пени с налогоплательщика в случае задержки уплаты налога. Взыскание пени не освобождает налогоплательщика от других видов ответственности;

г) взыскание недоимки по налогам и другим обязательным платежам, а также сумм штрафов и иных санкций, предусмотренных законодательством, производится с юридических лиц в бесспорном порядке, а с физических лиц в судебном. Взыскание недоимки с юридических и физических лиц обращается на полученные ими доходы, а в случае отсутствия таковых – на имущество этих лиц.

Наиболее характерной  санкцией, применение которой и выражается рассматриваемый вид правовой ответственности, является взыскание недоимки по налогам (принудительное осуществление обязанности, невыполненной правонарушителем – принудительное изъятие).

Термин «взыскание налога» вписывается только в правовую конструкцию института ответственности – в случае неуплаты налога добровольно (наступает ответственность) взыскивается недоимка по налогу.

 Принудительное изъятие  не уплаченных в срок сумм  налогов, применяемых в бесспорном  порядке в отношении юридических  лиц, можно назвать мерой налоговой  ответственности, понимая ответственность  в ее наиболее традиционном  понимании, то есть как меру  принуждения. Одновременно с взысканием  недоимки налагается и штраф  на лицо, совершившее правонарушение, то есть возлагается дополнительное  обременение.

Взимание налога с правовой точки зрения следует расценивать  как обязанность государства  по сбору налога в целях защиты прав и законных интересов граждан. В случае добровольной уплаты налогоплательщиком налога он взимается государством, в случае же неуплаты его в срок, государством взыскивается недоимка по налогу. Следует также иметь в  виду, что обязанность по обеспечению  исполнения обязательства, как правило, лежит на должнике, а не на  кредиторе, которым является государство, взимающее  налог.

Институт « обеспечение  исполнения обязательств » является институтом гражданского права, который  хотя и предусматривает пеню в  форме неустойки как способ обеспечения  исполнения обязательств, но неустойка  в гражданских правоотношениях  традиционно применяется как  мера ответственности.

В постановлении Конституционного Суда РФ от 17 декабря 1996 г. отмечено, что  по смыслу ст. 57 Конституции РФ налоговое  обязательство состоит в обязанности  налогоплательщика уплатить определенный налог, установленный законом. Неуплата налога в срок должна быть компенсирована погашением задолженности по налоговому обязательству, полным возмещением  ущерба, понесенного государством в  результате несвоевременного внесения налога. Поэтому к сумме не внесенного в срок налога (недоимки) законодатель вправе добавить дополнительный платеж – пеню как компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок в случае задержки уплаты налога.

Информация о работе Виды налоговых правонарушений