Теоретическиек аспекты учетной политики и их влияния на показатели отчетности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 15:19, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является систематизация, закрепление и расширение теоретических знаний по специальности, а также развитие навыков самостоятельной работы и овладения методикой исследования вопросов учетной политики организации.
В соответствии с поставленной целью в работе решается ряд задач:
1. изучить теоретические аспекты учетной политики и их влияние на показатели отчетности;
2. рассмотрение аспектов учетной политики и их влияние на показатели отчетности на практике;
3. предложить оптимизацию.
Предметом курсовой работы является учетная политика и показатели ее отчетности.
Объектом исследования работы является учетная политика организации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ И ИХ ВЛИЯНИЯ НА ПОКАЗАТЕЛИ ОТЧЕТНОСТИ………………………..6
1.1 Определение и общие положения по формированию учетной политики…………………………………………….6
1.2 Учетная политика для целей налогового учета…..……………………12
1.3 Учетная политика для целей бухгалтерского учета……………………
2 АСПЕКТЫ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ПОКАЗАТЕЛИ ОТЧЕТНОСТИ НА ЗАО «ТРЕЙД»……………………17
2.1 Характеристика ЗАО «Трейд»…………………………………………….17
2.2 Учетная политика ЗАО «Трейд» для целей налогового учета за 2010г. 19
2.3 Учетная политика ЗАО «Трейд» для целей бухгалтерского учета за 2010г…………………………………22
2.4 Влияние изменений в учетной политики на финансовое положение предприятия, оцениваемое по данным отчетности………
3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ ЗАО «ТРЕЙД»………………………………30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………37

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 80.66 Кб (Скачать документ)
    1. Федеральный закон от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».
    2. Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая и вторая).
    3. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (утверждено приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н, в редакции приказа Минфина России от 18.09.2006 № 116н).

В целом же нормативное регулирование  бухгалтерского учета представляет собой установление государственными органами общеобязательных правил (норм) ведения бухгалтерского учета и  составления бухгалтерской отчетности.

Учетная политика любой организации должна полностью  соответствовать действующим нормативно-правовым документам. Поэтому руководителям  и бухгалтерам организаций необходимо следить за всеми изменениями, происходящими  в законодательстве Российской Федерации.

 

1.2 Учетная политика для целей налогового учета

 

Учетная политика для целей налогообложения - выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых Налоговым кодексом способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика.

Иначе говоря, это совокупность закрепляемых в  приказе обязательных правил, по которым  систематизируется и обобщается информация о хозяйственных операциях  в течение отчетного (налогового) периода с целью определения  налоговой базы по конкретным налогам. Основной задачей при разработке учетной политики для целей налогообложения  является создание оптимальной системы  налогового учета.

Практически любому налогоплательщику приходится выбирать тот или иной вариант  налогообложения. Решение в пользу сделанного выбора следует оформить документально.

Если  в Налоговом кодексе прописана  прямая норма, которая не содержит права  выбора, повторять ее в учетной  политике не нужно.

Учетная политика для целей налогообложения  должна быть утверждена соответствующим  приказом (распоряжением) руководителя организации (п. 12 ст. 167 и ст. 313 НК РФ). Унифицированной, «жесткой» формы  приказа об учетной политике нет.

Принятая  организацией учетная политика для  целей налогообложения применяется  с 1 января года, следующего за годом  ее утверждения. Этот документ принимается  по организации в целом и обязателен для применения всеми ее обособленными  подразделениями.

Изначально  предполагается, что налоговую учетную  политику организация применяет  с момента создания и до момента  ликвидации. Поэтому, если она не меняется, каждый год снова принимать ее не надо. Налоговая учетная политика, срок действия которой в приказе  не ограничен календарным годом, применяется вплоть до момента утверждения  новой учетной политики. При необходимости  в принятую учетную политику можно  вносить поправки, оформленные отдельным приказом. Если изменений много, целесообразнее принять новую учетную политику.

Изменения в учетную политику можно вносить  в двух случаях:

  1. Если организация решила изменить применяемые методы учета;
  2. Если внесены изменения в законодательство о налогах и сборах.

В первом случае изменения в учетную политику для целей налогообложения принимаются  с начала нового налогового периода, то есть со следующего года. Во втором случае - не ранее момента вступления в силу указанных изменений.

Эти положения  применяются к налогу на прибыль, так как они предусмотрены  статьей 313 НК РФ.

Изменение учетной политики применительно  к НДС возможно только с 1 января года, следующего за годом ее утверждения, то есть один раз в год. Других вариантов главой 21 НК РФ не предусмотрено.

В случае появления новых видов деятельности вносить дополнения в учетную  политику можно в любой момент отчетного года. При этом нужно  определить и отразить в учетной  политике принципы и порядок учета  этих видов деятельности для целей  налогообложения.

Основными разделами положения об учетной  политике для целей налогообложения  являются:

  1. Общие и организационно-технические вопросы;
  2. Методологические аспекты.

К общим  и организационно-техническим вопросам организации налогового учета относятся:

  • распределение функциональных обязанностей работников бухгалтерии, назначение лиц, ответственных за ведение налогового учета;
  • применение аналитических регистров налогового учета;
  • технология обработки учетной информации.

Если  организация имеет обособленные подразделения, важно определить:

  • срок представления сведений в головное отделение организации для сводного налогового учета;
  • перечень налогов, перечисляемых по месту нахождения филиалов;
  • порядок уплаты налогов организацией и обособленными подразделениями.

Во втором разделе отражаются методы ведения  налогового учета, которые организация  выбирает самостоятельно, методы оценки активов и обязательств, порядок  формирования налоговой базы и налогового учета для целей налогообложения  и другие методологические аспекты.

В приложении к учетной политике необходимо утвердить  формы регистров налогового учета.

Регистрами  налогового учета могут быть:

  • регистры бухгалтерского учета, дополненные необходимыми реквизитами;
  • регистры налогового учета, разработанные организацией самостоятельно.

Кроме того, в учетной политике также следует  указать способ ведения аналитических регистров налогового учета - с использованием компьютерной техники либо ручным способом.

Налогоплательщик  самостоятельно в установленных  НК РФ рамках разрабатывает и утверждает элементы учетной политики. Эти элементы целесообразнее разбить на различные  группы по отношению к конкретным налогам.

Учетную политику должен утвердить  руководитель организации приказом. Типовых образцов учетной политики нет, поэтому приказ составляется в произвольной форме. Положения учетной политики можно включить как в текст приказа, так и оформить в виде приложения к нему.

Вновь созданные организации должны утвердить учетную политику не позднее  начала того периода, за который они  впервые будут рассчитывать налоговую  базу по налогу на прибыль (ст. 313 НК РФ). Это связано с тем, что для  того чтобы рассчитать налоговую  базу, потребуются данные налогового учета, которые нужно сформировать на основе утвержденной налоговой политики.

Наиболее целесообразным является составление общей учетной политики организации, где один раздел посвящен регулированию бухучета, а другой налогообложению. Для упрощения  учета необходимо максимально сблизить положения обеих частей, чтобы  уменьшить документооборот и  облегчить ведение бухгалтерского и налогового учета. Обе учетные  политики можно утвердить одним  приказом.

Разработанную налоговую политику необходимо применять последовательно  из года в год с момента создания организации и до ее ликвидации, то есть составлять новую учетную  политику каждый год не нужно. Применять  учетную политику нужно до тех  пор, пока в нее не будут внесены  изменения.

    1. Учетная политика для целей бухгалтерского учета

 

Приказом  Минфина России от 06.10.2008 № 106н было утверждено Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008), которое вступает в силу с 1 января 2009 года. В целом данное положение аналогично прежнему, действующему в настоящее время ПБУ 1/98, однако содержит и ряд новшеств.

Во - первых, в отличие от ранее действовавшего порядка учетная политика организации может изменяться и не с начала года, если это обусловлено причиной такого изменения (п. 12 ПБУ 1/2008). Данное изменение нормативно закрепляет порядок, фактически применяемый достаточно давно. Напомним, что еще в 2006 году, когда вступил в силу приказ Министерством Финансов России от 12.12.2005 № 147н, финансовое ведомство разъясняло, что новая редакция ПБУ 6/01 «Учет основных средств» применяется в отношении объектов, принятых к учету в 2006 году (письма Министерства Финансов РФ от 20.06.2006 № 07-05-06/148, от 02.06.2006 № 07-05-06/133 и др.), хотя сами изменения были опубликованы только в конце января 2006 года.

Во - вторых, добавлено положение о том, что при отсутствии в нормативных актах определенных способов ведения учета по конкретному вопросу формирование учетной политики в этой части осуществляется не только исходя из ПБУ, но и исходя из Международных стандартов финансовой отчетности. Таким образом, при разработке положений учетной политики бухгалтеру необходимо будет ориентироваться также и на требования МСФО.

В - третьих, более подробно регламентирован, оставшись по сути аналогичным, порядок раскрытия последствий изменения учетной политики в бухгалтерской отчетности.

Учетная политика организации формируется  главным бухгалтером или иным лицом, на которое в соответствии с законодательством РФ возложено  ведение бухгалтерского учета организации, на основе вышеуказанного Положения  и утверждается руководителем организации.

При этом утверждаются:

  • рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;
  • формы первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, а также документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
  • порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;
  • способы оценки активов и обязательств;
  • правила документооборота и технология обработки учетной информации;
  • порядок контроля за хозяйственными операциями;
  • другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

Учетная политика организации должна обеспечивать выполнения всех требования бухгалтерского учета.

При формировании учетной политики организации по конкретному вопросу организации  и ведения бухгалтерского учета  осуществляется выбор одного способа  из нескольких, допускаемых законодательством  Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету. Если по конкретному вопросу  в нормативных правовых актах  не установлены способы ведения  бухгалтерского учета, то при формировании учетной политики осуществляется разработка организацией соответствующего способа, исходя из настоящего и иных положений  по бухгалтерскому учету, а также  Международных стандартов финансовой отчетности.

Учетная политика организации подлежит оформлению соответствующей  организационно - распорядительной документацией организации.

Способы ведения  бухгалтерского учета, избранные организацией при формировании учетной политики, применяются с первого января года, следующего за годом утверждения  соответствующего организационно-распорядительного документа.

Итак, таковы основные положения формирования учетной  политики, определяемые основным нормативным  документом, регулирующим ее. Данные положения  обязательны для исполнения каждым предприятием и полностью соответствуют  вышестоящим нормативным документам.

Процесс формирования учетной политики состоит  из следующих последовательных этапов:

1) Определение объектов бухгалтерского учета, в отношении которых должна быть разработана учетная политика;

2) Выявление, анализ, оценка и ранжирование факторов, под влиянием которых производится отбор способов ведения бухгалтерского учета;

3) Обоснование исходных положений построения учетной политики;

4) Идентификация потенциально пригодных для применения организацией способов ведения бухгалтерского учета для каждого объекта;

5) Выбор способов ведения бухгалтерского учета, пригодных для применения организацией;

6) Оформление избранной учетной политики.

На первом этапе устанавливается предмет учетной политики, ибо конкретная организация имеет присущую только ей совокупность объектов бухгалтерского учета (фактов хозяйственной жизни). В зависимости от состава объектов учета на втором этапе выявляются конкретные условия, явления и процессы, которые оказывают влияние на разработку учетной политики. Третий этап подразумевает анализ общепризнанных допущений (требований, принципов) в построении учетной политики с точки зрения выявленной на предыдущем этапе совокупности факторов, при адекватности которых эти допущения закладываются в основу учетной политики. Четвертый этап заключается в отборе потенциально пригодных к использованию организацией способов ведения бухгалтерского учета (отбор ведется из множества теоретически возможных способов, исходя из принятых на третьем этапе допущений и выявленных на втором этапе факторов выбора). Пятый этап состоит непосредственно в выборе способов ведения учета для организации посредством проверки каждого отобранного на предыдущем этапе способа системой соответствующих критериев. На шестом, заключительном, этапе избранная учетная политика получает соответствующее оформление, с тем, чтобы она удовлетворяла формальным требованиям к ней.

Информация о работе Теоретическиек аспекты учетной политики и их влияния на показатели отчетности