Теоретические аспекты исчисления и уплаты акцизов понятие и сущность акцизов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 23:57, курсовая работа

Описание

Акцизы взимаются в Российской Федерации с 1992 года. Акцизы устанавливаются на товары массового спроса. Это косвенные налоги, включаемые в цену товаров определенного перечня и оплачиваемые покупателями. Товары, с которых взимаются акцизы, обычно обладают общей характерной чертой: спрос на эти товары малоэластичен по отношению к уровню дохода. В отличие от многоступенчатого НДС акцизы уплачиваются в бюджет один раз, ими облагается вся стоимость продукции.

Работа состоит из  1 файл

курсач.doc

— 243.00 Кб (Скачать документ)

Таким образом, поскольку  головная фракция этилового спирта, с одной стороны, представляет собой  спирт этиловый, а с другой - отходы спиртового производства, у налогоплательщиков возникали вопросы: признавалась ли вышеуказанная фракция этилового спирта (согласно подпункту 1 п. 1 ст. 181 НК РФ) подакцизным товаром или (в соответствии с подпунктом 2 п. 1 рассматриваемой статьи Кодекса) эта спиртосодержащая продукция подлежала освобождению от обложения акцизами в качестве отходов спиртового производства?

После вышеуказанного изменения формулировки подпункта 2 п. 1 ст. 181 НК РФ к перечню товаров, не рассматриваемых как подакцизные, более не предъявляется требование обязательной принадлежности их к спиртосодержащей продукции.

Поэтому с 1 января 2007 года для целей обложения акцизами уже не имеет значения, относится  головная фракция этилового спирта к понятию «этиловый спирт» или к понятию спиртосодержащая продукция», поскольку эта фракция не рассматривается как подакцизный товар, ввиду того, что она является отходом спиртового производства.

Таким образом, с 1 января 2007 года головная фракция этилового  спирта не признается подакцизным товаром при одновременном соблюдении следующих условий:

- соответствие этих  отходов требованиям нормативной  документации, утвержденной федеральным  органом исполнительной власти;

- направление этих  отходов на дальнейшую переработку  и (или) использование для технических целей.

При выполнении перечисленных  условий производители спирта этилового  из пищевого сырья, водок и ликероводочных изделий не уплачивают акциз по реализуемым  отходам, полученным ими в результате процесса производства перечисленных товаров, в результате чего организации покупают эти отходы у вышеуказанных производителей (для дальнейшей переработки или для использования на технические цели) по цене без акциза.

С 1 января 2007 года Законом  №134-ФЗ исключены из перечня товаров, не рассматриваемых как подакцизные, товары бытовой химии и парфюмерно-косметическая продукция в металлической аэрозольной упаковке.

Кроме того, поскольку  такой элемент налогообложения, как налоговая ставка акциза на вышеуказанную  продукцию, в ст. 193 НК РФ определена в размере 0%, с 1 января 2007 года вышеуказанные товары признаны в законодательном порядке подакцизными.

Таким образом, согласно вышеизложенным нормам НК РФ, производители  парфюмерно-косметической продукции  и товаров бытовой химии в  металлической аэрозольной упаковке являются с 1 января 2007 года плательщиками акцизов на общих основаниях и, следовательно, в этом качестве обязаны представлять в налоговый орган по месту своего нахождения налоговую декларацию.

С 1 января 2007 года в  ст. 179.2 НК РФ внесены дополнения, предусматривающие выдачу организациям - производителям парфюмерно-косметической продукции или товаров бытовой химии в металлической аэрозольной упаковке, в качестве сырья для которых используется денатурированный этиловый спирт, двух видов свидетельств о регистрации организации, совершающей операции с денатурированным этиловым спиртом, а именно в первом случае - на производство спиртосодержащей парфюмерно-косметической продукции в металлической аэрозольной упаковке и во втором случае - на производство спиртосодержащей продукции бытовой химии в металлической аэрозольной упаковке.

Для получения соответствующих  свидетельств организации, производящие денатурированный спирт, и организации, использующие этот спирт в качестве сырья для производств неспиртосодержащей продукции или спиртосодержащей продукции в металлической аэрозольной упаковке, должны иметь в собственности соответствующие мощности по производству, хранению и отпуску производимых ими товаров.

Кроме того, организации, не имеющие в собственности таких мощностей, могут получить свидетельство, если они владеют более чем 50% уставного (складочного) капитала (фонда) общества с ограниченной ответственностью либо голосующих акций акционерного общества, имеющих в собственности соответствующие мощности.

Включенным с 1 января 2007 года в ст. 201 НК РФ п. 16 установлено, что одним из оснований, подтверждающих право производителей спиртосодержащей продукции в металлической аэрозольной  упаковке на налоговые вычеты сумм акциза, уплаченных при приобретении денатурированного этилового спирта, является соответствующее свидетельство (на производство спиртосодержащей парфюмерно-косметической продукции в металлической аэрозольной упаковке или на производство спиртосодержащих товаров бытовой химии в металлической аэрозольной упаковке).

Таким образом, с 1 января 2007 года организации, использующие в  качестве сырья для производства спиртосодержащей продукции в металлической  аэрозольной упаковке приобретенный  денатурированный этиловый спирт, имеют  право на налоговые вычеты акциза, уплаченного по этому спирту, только в случае наличия у них вышеназванного свидетельства.

Пример. Если в 2007 году организация произведет 1000 л спиртосодержащей парфюмерно-косметической продукции  в металлической аэрозольной  упаковке (в пересчете на безводный спирт), для производства которой приобретет, оплатит и отпустит в производство 500 л денатурированного этилового спирта (в пересчете на безводный спирт), то она рассчитает сумму акциза следующим образом:

- поскольку ставка  акциза на вышеуказанную продукцию установлена в размере 0 руб., сумма начисленного на дату ее реализации акциза также составит 0 руб.;

- сумма акциза, уплаченная  по приобретенному денатурированному  этиловому спирту, составит 11 750 руб. (23 руб. 50 коп. х 500 л);

- эта же сумма подлежит возмещению из бюджета (0 руб. х 1000 л - 11 750руб.= -11 750 руб.). с 1 января 2006 года взимание акцизов по алкогольной продукции перенесено целиком на ее производителей.

Существенным изменением, внесенным с 1 января 2007 года в порядок  налогообложения алкогольной продукции, является унификация ставок акциза на нее.

До 1 января 2007 года вся  алкогольная продукция (за исключением  вин) для целей обложения акцизами подразделялась в зависимости от объемной доли этилового спирта на три категории: до 9% включительно, свыше 9 и до 25%, свыше 25%.

В целях упрощения  администрирования акцизов по алкогольной  продукции и установления равного  режима налоговой нагрузки на различные  виды данной продукции вместо действовавших  до 1 января 2007 года трех категорий алкогольной продукции с различными размерами ставок с вышеуказанной даты применяется одна категория алкогольной продукции (за исключением вин натуральных и шампанских), по которой ставка акциза установлена в размере 162 руб. за 1 литр безводного этилового спирта.

Таким образом, с 1 января 2007 года для лей налогообложения (применения ставок акциза) алкогольная  продукция в зависимости от содержания в ней объемной доли этилового  спирта более не подразделяется.

Федеральным законом  от 26.07.2006 №134-ФЗ «О внесении изменений в главу 22 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон №134-ФЗ) конкретизирован порядок применения установленных п. 4 ст. 200 НК РФ вычетов сумм акциза, уплаченных на территории Российской Федерации по произведенному из пищевого сырья этиловому спирту, использованному для виноматериалов, которые в дальнейшем использованы для производства алкогольной продукции.

С 1 января 2007 года формула (С = (АхК):100) хО) для определения суммы вычета акциза, уплаченного по спирту, косвенным образом (то есть посредством виноматериалов) использованному в производстве алкогольной продукции, отменена и такие вычеты производятся в соответствии с п. 2 ст. 201 НК РФ исходя из объемной доли этилового спирта, использованного для производства виноматериалов, на момент приобретения виноматериалов при представлении в налоговые органы налогоплательщиком, производящим из этого спирта алкогольную продукцию, следующих документов или их копий:

- договора купли-продажи  виноматериалов, заключенного между  производителем виноматериалов  и производителем алкогольной  продукции;

- платежных документов  с отметкой банка, подтверждающих  факт оплаты приобретенных виноматериалов;

-товарно-транспортных накладных поставки виноматериалов, счетов-фактур;

- купажных актов  и акта списания виноматериалов  в производство.

Кроме того. Законом  №134-ФЗ уточнен порядок осуществления  вычетов сумм акциза в случае технологических  потерь при производстве подакцизной продукции.

До 1997 года в России действовала адвалорная система  взимания акцизов с табачной продукции, а с 1997 по 2002 год - специфическая. Адвалорная система акцизного налогообложения  табачных изделий (ставки устанавливались  в процентах от цены продукции) в условиях высоких темпов роста инфляции позволяла автоматически индексировать поступления акцизов в бюджет при повышении цен. Вместе с тем в полной мере проявились недостатки данной системы: возможность занижения отпускной цены производителями и импортерами, что приводило к существенному недополучению налоговых поступлений.

В настоящее время  по подакцизным товарам установлены  специфические налоговые ставки, исключение составляют сигареты, по которым  установлены комбинированные ставки. (Приложение).

Государственная Дума приняла в третьем чтении закон об индексации акцизов в 2008-2010 годах. В законе, в частности, говорится, что акциз на пиво с содержанием объемной доли этилового спирта от 0,5 до 8,6 процента в 2008 году составит 2,74 рубля за литр, в 2009 году - 2,92 рубля, в 2010 году - 3,09 рубля за литр. Ставка акциза на пиво с объемной долей этилового спирта свыше 8,6 процента в 2008 году составит 8,94 рубля, в 2009 году - 9,52 рубля, в 2010 году - 10,09 рубля за литр. Таким образом, парламентарии повысили акцизы на пиво в 2008 году на 32 процента, а на пиво крепостью свыше 8,6 процента - на 20 процентов. В оставшиеся два года акцизы будут индексироваться в пределах инфляции. При этом акцизы на алкогольную продукцию с долей этилового спирта не более 9 процентов (слабоалкогольные коктейли) составят в 2008 году 110 рублей за литр, в 2009 году - 117,15 рубля, а в 2010 году - 124,17 рубля за литр. Таким образом, для производителей слабоалкогольных коктейлей акциз на содержащийся в их продукции спирт решено понизить с 162 рублей за литр до 110 рублей за литр.

С 2007 года по сигаретам  и папиросам действует новая  декларация. Это связано с изменением методики расчета налоговой базы и суммы акциза по сигаретам с  фильтром, сигаретам без фильтра  и папиросам. По этим товарам с 2007 года установлена комбинированная ставка. У нее две составляющие специфическая и адвалорная. Специфическая определяется в твердой сумме - в рублях и копейках за 1 тысячу реализованных или переданных сигарет. Адвалорная - в процентах к расчетной стоимости. Расчетная стоимость должна исчисляться исходя из максимальных розничных цен, то есть с учетом НДС и акциза. Налогоплательщик должен сложить суммы акциза, расчитанные по специфической и адвалорной ставкам, и сравнить результат с суммой акциза, исчисленной по минимальной ставке. В бюджет надо уплатить большую из этих сумм. [24, с. 137].

Пример.

Если в феврале 2007 года производитель сигарет с  фильтром произвел и реализовал 50 тыс. штук этих табачных изделий, или 2500 пачек, максимальная розничная цена каждой из которых продекларирована им в размере 25 руб., то (учитывая, что комбинированная ставка акциза на такие сигареты установлена в размере 100 руб. за 1 тыс. штук+5% расчетной стоимости, но не менее 115 руб. за 1 тыс штук сигарет) расчет суммы акциза, подлежащей уплате в бюджет по этой партии сигарет, включал бы следующие расчеты:

- расчет суммы акциза, рассчитанной исходя из специфической  составляющей комбинированной ставки, - 5000 руб. (100 руб. х 50 тыс. шт.: 1 тыс.  шт.);

- расчет суммы акциза, рассчитанной исходя из адвалорной составляющей комбинированной ставки и определяемой как 5% от расчетной стоимости сигарет в максимальных розничных ценах, - 3225 руб. [(25 руб. х х 2500 пачек) х 5%];

- расчет общей суммы  акциза, рассчитанной по комбинированной  ставке, - 8125 руб. (5000 руб. + 3125 руб.);

- расчет суммы акциза, рассчитанной по минимальной  ставке акциза,- 5750руб. (115руб. X50 тыс.  шт.: : 1 тыс. шт.).

Закон №134-ФЗ внес в  главу 22 НК РФ изменения в части обложения акцизами нефтепродуктов, в том числе касающиеся переноса с 1 января 2007 года обязанности плательщиков акцизов на производителей нефтепродуктов.

Таким образом, осуществлен  возврат к порядку исчисления и уплаты акцизов на нефтепродукты, действовавшему до 1 января 2003 года. В связи с этим с 1 января 2007 года утратила силу ст. 179.1 «Свидетельства о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами» НК РФ, устанавливавшая порядок выдачи названных свидетельств.

В результате изменений с 1 января 2007 года по-новому определяются основные элементы обложения акцизами нефтепродуктов (объект налогообложения, налоговая база, налоговые вычеты), а также состав плательщиков акциза.

Особый порядок  обложения акцизами, предусматривающий  наличие соответствующих свидетельств, сохранен в 2007 году только в отношении совершения операций с прямогонным бензином, используемым в качестве сырья для производства продукции нефтехимии. При этом, поскольку прямогонный бензин может использоваться в качестве сырья не только в этих целях, но и, например, для производства автомобильного бензина, то применяется общий порядок исчисления акцизов на нефтепродукты.

С 1 января 2007 года объект обложения акцизами возникает при  совершении с нефтепродуктами операций, установленных п. 1 ст. 182 НК РФ.

Информация о работе Теоретические аспекты исчисления и уплаты акцизов понятие и сущность акцизов