Теоретические аспекты исчисления и уплаты акцизов понятие и сущность акцизов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 23:57, курсовая работа

Описание

Акцизы взимаются в Российской Федерации с 1992 года. Акцизы устанавливаются на товары массового спроса. Это косвенные налоги, включаемые в цену товаров определенного перечня и оплачиваемые покупателями. Товары, с которых взимаются акцизы, обычно обладают общей характерной чертой: спрос на эти товары малоэластичен по отношению к уровню дохода. В отличие от многоступенчатого НДС акцизы уплачиваются в бюджет один раз, ими облагается вся стоимость продукции.

Работа состоит из  1 файл

курсач.doc

— 243.00 Кб (Скачать документ)

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ АКЦИЗОВ ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ АКЦИЗОВ

Акцизы взимаются  в Российской Федерации с 1992 года. Акцизы устанавливаются на товары массового  спроса. Это косвенные налоги, включаемые в цену товаров определенного  перечня и оплачиваемые покупателями. Товары, с которых взимаются акцизы, обычно обладают общей характерной чертой: спрос на эти товары малоэластичен по отношению к уровню дохода. В отличие от многоступенчатого НДС акцизы уплачиваются в бюджет один раз, ими облагается вся стоимость продукции. Акцизы выполняют двоякую роль; во-первых, они - один из важных источников дохода бюджета; во-вторых, это - средство регулирования спроса и предложения, а также средство ограничения потребления. Акцизы препятствуют образованию сверх высоких прибылей, поэтому ими облагаются компании, занимающиеся подакцизной продукцией. [49, с. 105-106].

В соответствии с российским налоговым законодательством акцизы включены в состав федеральных налогов, устанавливаются гл.22 НКРФ, введенной  в действие с 1 января 2001 года и взимаются на всей территории РФ. Налогоплательщиками акциза признаются:

1) организации;

2) индивидуальные  предприниматели;

3) лица, признаваемые  налогоплательщиками в связи  с перемещением товаров через  таможенную границу РФ.

Под акцизными товарами признаются:

1) спирт этиловый  из всех видов сырья, за исключением  спирта коньячного;

2) спиртосодержащая  продукция (растворы, эмульсии, суспензии  и другие виды продукции в  жидком виде) с объемной долей  этилового спирта более 9 процентов.

Не рассматривается  как подакцизные товары следующая  спиртосодержащая продукция:

- лекарственные, лечебно-профилактические, диагностические средства, прошедшие  государственную регистрацию в  уполномоченном федеральном органе  исполнительной власти и внесенные в Государственный реестр лекарственных средств и изделий медицинского назначения, лекарственные, лечебно-профилактические средства (включая гомеопатические препараты), изготавливаемые аптечными организациями по индивидуальным рецептам и требованиям лечебных организаций, разлитые в емкости в соответствии с требованиями государственных стандартов лекарственных средств (фармакопейных статей), утвержденных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;

- препараты ветеринарного  назначения, прошедшие государственную регистрацию в уполномоченном федеральном органе исполнительной власти и внесенные в Государственный реестр зарегистрированных ветеринарных препаратов, разработанных для применения в животноводстве на территории Российской Федерации, разлитые в емкости не более 100 мл;

- парфюмерно-косметическая  продукция, прошедшая государственную  регистрацию в уполномоченных  федеральных органах исполнительной  власти, разлитая в емкости не  более 100 мл с объемной долей  этилового спирта до 80 процентов  включительно;

- подлежащие дальнейшей  переработке и (или) использованию  для технических целей отходы, образующиеся при производстве  спирта этилового из пищевого  сырья, водок, ликероводочных  изделий, соответствующие нормативной  документации, утвержденной (согласованной) федеральным органом исполнительной власти и внесенные в Государственный реестр этилового спирта из пищевого сырья, алкогольной и алкогольсодержащей продукции в Российской Федерации;

- товары бытовой  химии в металлической аэрозольной  упаковке;

- парфюмерно-косметическая продукция в металлической аэрозольной упаковке;

3) алкогольная продукция  (спирт питьевой, водка, ликероводочные  изделия, коньяки, вино и иная  пищевая продукция с объемной  долей этилового спирта более  1,5 процента, за исключением виноматериалов);

4) пиво;

5) табачная продукция;

6) автомобили легковые  и мотоциклы с мощностью двигателя  свыше 112,5 кВт (150 л.с.);

7) автомобильный бензин;

8) дизельное топливо;

9) моторные масла  для дизельных и (или) карбюраторных  (инжекторных) двигателей;

10) прямогонный бензин. Под прямогонным бензином понимаются  бензиновые фракции, полученные  в результате переработки нефти,  газового конденсата, попутного  нефтяного газа, природного газа, горючих сланцев, угля и другого  сырья, а также продуктов их  переработки, за исключением бензина автомобильного и продукции нефтехимии.

Объектом налогообложения  признаются следующие операции:

1) реализация на  территории Российской Федерации  лицами произведенных ими подакцизных  товаров

2) передача прав  собственности на подакцизные товары одним лицом другому на возмездной или безвозмездной основе, а также использование их при натуральной оплате;

3) продажа лицами  переданных им на основании  приговоров или решений судов  конфискованных или бесхозных  подакцизных товаров, подакцизных товаров от которых произошел отказ в пользу государства и которые подлежат обращению в государственную или муниципальную собственность;

4) передача на территории  РФ лицами произведенных ими  из давальческого сырья подакцизных  товаров собственнику этого сырья;

5) передача в структуре  организации произведенных подакцизных  товаров для дальнейшего производства  не подакцизных товаров за  исключением прямогонного бензина  для дальнейшего производства  продукции нефтехимии в структуре  организации имеющей свидетельство о регистрации лица совершающего операции с прямогонным бензином, передача денатурированного этилового спирта;

6) передача на территории  РФ лицами произведенных ими  подакцизных товаров для собственных  нужд;

7) ввоз товаров  на таможенную территорию РФ;

8) передача на территории РФ лицами произведенных ими подакцизных товаров в уставный капитал организации;

9) передача произведенных  подакцизных товаров на переработку  на давальческой основе;

10) получение денатурированного  этилового спирта организацией  имеющей разрешение на производство не спиртосодержащей продукции;

11) получение прямогонного  бензина организацией имеющей  свидетельство на переработку  прямогонного бензина.

Не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) следующие операции:

1) передача подакцизных товаров одним структурным подразделением организации, не являющимся самостоятельным налогоплательщиком, для производства других подакцизных товаров другому такому же структурному подразделению этой организации;

2) реализация подакцизных товаров (за исключением нефтепродуктов), помещенных под таможенный режим экспорта, за пределы территории Российской Федерации с учетом потерь в пределах норм естественной убыли;

3) первичная реализация (передача) конфискованных и (или)  бесхозяйных подакцизных товаров, подакцизных товаров, от которых произошел отказ в пользу государства и которые подлежат обращению в государственную и (или) муниципальную собственность, на промышленную переработку под контролем таможенных и (или) налоговых органов либо уничтожение;

Не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) ввоз на таможенную территорию Российской Федерации подакцизных товаров, от которых произошел отказ в  пользу государства и которые  подлежат обращению в государственную  и (или) муниципальную собственность.

Обложения акцизами определенных товаров, считающихся вредными, или  ассоциирующихся с негативными  побочными явлениями (табачные изделия  и алкоголь, а также, например, бензина  и горючего, потребление которых  связанно с загрязнением атмосферы) может отчасти воспрепятствовать их потреблению. Такие косвенные результаты могут стать дополнительным эффектом от внедрения налога, однако большинство акцизов вводятся, как это и должно быть, для получения налоговых поступлений [50, с. 68].

Для достижения этой цели акцизы должны быть, во-первых, просты как в организации, так и в применении, что достигается за счет поддержания минимального перечня подакцизных товаров. В настоящее время большинство стран ограничило список подакцизных товаров табаком, алкоголем и определенным ассортиментом нефтепродуктов. Доходы от этих товарных групп высоки, круг их производителей относительно узок и большинство товарных категорий четко определены. Во-вторых, ставки налога не должны быть слишком высоки. Если же местные акцизы значительно выше соответствующих налоговых ставок в соседних странах, проблемой может стать контрабанда. Кроме того, если ставки акцизов слишком высоки, может возрасти нелегальное производство, в особенности кустарное производство алкогольных товаров. Подобное производство может стать опасным для общественного здоровья, обеспокоенность которым и было одной из причин введения налога. В-третьих, налог должен взиматься как можно раньше в цепочке начисления добавленной стоимости, т.е. он должен взиматься либо в момент пересечения таможенной границы страны, либо в момент производства (или отгрузки) [50, с. 121].

Основными отличиями  акцизов от прочих налогов и обязательных платежей на потребление являются, во-первых, их специфическая сфера  применения - потребление конкретного товара (услуги) или группы товаров (услуг) и, во-вторых - безэквивалентность. Если первое отличает акцизы от таких налогов на потребление с широкой базой обложения, как НДС, то второе - от всевозможных платежей и сборов за пользование общественными товарами или услугами [43, с. 203].

Суммируя вышесказанное, необходимо подчеркнуть, что акцизы являются важным источником налоговых  поступлений в переходной экономике. Доля доходов, полученных от акцизов, наиболее высока на самом первом этапе переходного периода, благодаря относительной легкости их сбора и четкому определению налоговой базы. Доходы бюджета не являются эластичными по отношению к личным доходам, и поэтому бюджетные поступления от них стабильны. Следует также отметить, что относительная неэластичность акцизов по отношению к доходам вызовет падение относительной важности акцизных доходов с началом экономического роста.

В последние годы важным инструментом регулирование импорта  в России стали акцизные налоги, ставки, и налогооблагаемая база которых имеют тенденцию к росту. Отход от принципов административного управления экономикой и вступление на рыночный путь развития выдвигают на первый план проблему налогового регулирования экономических процессов. В этих условиях законодательным органам необходимо проводить гибкую налоговую политику, позволяющую оптимально сочетать интересы государственной казны с интересами отдельных предпринимателей, а также с интересами граждан-налогоплательщиков [49, с. 105-106].

1.2 Социально-экономическая природа акцизов, их роль в формировании доходов консолидированного бюджета

Акцизы были одним  из первых налогов, вводимых в периоды  экономической трансформации, поскольку  этот налог относительно легко вводить  и следить за его уплатой. Эти  административные преимущества проистекают из способности налоговых органов осуществлять контроль над физическим объемом определенных товаров вместо того, чтобы полагаться на бухгалтерские книги для взимания налога. Исторически, акциз считался налогом на производство, а не на потребление, и налагался на производителя, как правило, по месту производства. Этот налог существовал, или существует, на базе фиксированной суммы в расчете на единицу продукции, что дополняет административные преимущества налога. Кроме того, налог может давать значительные доходы, в особенности в расчете на единицу административных издержек, если перечень подакцизных товаров тщательно продуман и включает лишь ограниченный круг товаров [50, с. 63-64].

Переходная экономика  может выиграть от рациональной организации акцизных схем, поскольку акциз может выступать значительным источником налоговых поступлений - особенно на ранних этапах переходного периода. Организация системы акцизов относительно проста и может способствовать получению необходимого опыта сотрудниками налогового ведомства, который позволит затем применять более сложные методы аудита и контроля, необходимые для работы с НДС и подоходным налогом.

Анализ представленной информации показывает роль акцизов  в формировании доходов бюджетов всех уровней. По этому показателю регионы заметно отличаются друг от друга. По данным ФНС России около четверти всех поступлений акцизов в консолидированный бюджет РФ составляют акцизы на алкогольную продукцию. Основная их часть приходится на группу «спирт питьевой, водка и ликероводочные изделия», доля которых вместе со спиртом этиловым из пищевого сырья в общих налоговых поступлениях в консолидированный бюджет за последние 7 лет составляла не менее 2,1% [39, с. 1026].

Мировой опыт применения акцизов свидетельствует об успешной практике использования данного налога, в частности, в борьбе с некоторыми отрицательными социально-экономическими явлениями, такими, например, как употребление населением социально опасных товаров (алкогольной продукции, табачных изделий). В России алкогольная продукция является подакцизной, как и во многих странах мира. Однако применявшаяся в последние годы акцизная политика, направленная в первую очередь на постоянное увеличение государственных доходов за счет косвенных налогов, не только не способствовала сокращению потребления крепких алкогольных напитков, но на некоторых этапах экономического развития алкогольной отрасли приводила к спаду легального производства при одновременном росте продаж нелегального алкоголя.

Информация о работе Теоретические аспекты исчисления и уплаты акцизов понятие и сущность акцизов