Сущность налогов. Субъекты налоговых отношений. Налог на добычу полезных ископаемых

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 15:54, контрольная работа

Описание

Налоговое регулирование доходов. Формирование налоговых доходы государства. Функции налогов. Участники налоговых отношений. Права и обязанности налогоплательщиков и плательщиков сборов. Основная цель установления и взимания НДПИ.

Содержание

1. Сущность налогов……………………………………………….. 3
2. Субъекты налоговых отношений………………………………. 5
3. Налог на добычу полезных ископаемых……………………….. 11
4. Задачи……………………………………………………………… 16
Список используемой литературы…………………………..........
17

Работа состоит из  1 файл

К.Р НАЛОГИ.docx

— 41.63 Кб (Скачать документ)

ГОУ ВПО Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ)

Тверской  филиал

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа по дисциплине

«Налоги и  налогообложение»

 

 

На  тему: «Сущность налогов. Субъекты налоговых отношений. Налог на добычу полезных ископаемых.»

 

 

 

 

 

 

Выполнила-

Лапинская Анастасия  Генриховна

Студентка группы З9-САУ-21

№ зачетной книжки 66821

 

Проверила-

Самылина  Ю.Н

к.э.н., доцент

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тверь 2010

Содержание:

 

   

1.

Сущность налогов………………………………………………..

3

2.

Субъекты налоговых отношений……………………………….

5

3.

Налог на добычу полезных ископаемых………………………..

11

4.

Задачи………………………………………………………………

16

 

Список  используемой литературы…………………………..........

 

17


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Сущность налогов

Налоги - это обязательные платежи, взимаемые государством на основе закона с юридических и физических лиц - предприятий, организаций, граждан - для  удовлетворения общественных потребностей. Налоги являются теми платежами, которые осуществляются безвозмездно, т.е. их уплата не устанавливает каких-либо конкретных обязанностей государства по отношению к лицу, вносящему эти платежи. Таким образом, к налогам не следует относить платежи, обязанность по уплате которых возникает в связи с заключением плательщиками с государством, государственными органами либо иными представителями государства каких-либо договоров.

 С правовых, юридических позиций  налоги как установленные законодательными  актами нормы, регулирующие размеры,  формы, методы, сроки изъятия государством  части доходов предприятий, организаций,  населения. С экономических позиций  налоги представляют главный  инструмент перераспределения доходов  и финансовых ресурсов, осуществляемого  финансовыми органами в целях  обеспечения средствами тех лиц,  предприятий программ, секторов  и сфер экономики, которые испытывают  потребность в ресурсах, но не  в состоянии обеспечить ее  из собственных ресурсов. Налоговое  регулирование доходов ставит  своей основной задачей сосредоточение  в руках государства, местных  бюджетов денежных средств, необходимых  для решения проблем социального,  экономического, научно-технического  развития, стоящими перед народом,  страной, отраслями в целом.  Общественное назначение налогов  проявляются в их функциях. Их  две - фискальная и экономическая.  Фискальная состоит в формировании  денежных доходов государства.  Деньги ему нужны на содержание  государственного аппарата, армии,  развитие науки и техники, для  поддержки нуждающихся слоев  населения, защиты окружающей  среды. Часть денег идет на  образование, здравоохранение. В экономическом смысле налоги представляют собой способ перераспределения новой стоимости — национального дохода, выступают частью единого процесса воспроизводства и специфической формой производственных отношений. При перераспределении национального дохода налоги обеспечивают государственную власть частью новой стоимости  в денежной форме. Часть национального дохода, перераспределенная с помощью налогов, становится централизованным фондом финансовых ресурсов государства. Процесс принудительного отчуждения части национального дохода имеет одностороннюю направленность от налогоплательщика к государству.

Налоговые доходы государства формируются  за счет новой стоимости, созданной в процессе производства (трудом, капиталом, природными ресурсами). Налоги выражают реально существующие денежные отношения, проявляющиеся в процессе изъятия части стоимости национального  дохода в пользу общегосударственных потребностей. Экономическое содержание налогов выражается во взаимоотношениях государства хозяйствующих субъектов (физических и юридических лиц) по поводу формирования государственных финансов. Налоговые отношения как часть финансовых отношений находятся в постоянном изменении.

Экономическая функция налогов  состоит в воздействии через  налоги на общественное воспроизводство, т.е. любые процессы в экономике  страны, а также социально-экономические  процессы в обществе. Налоги в этой функции могут играть поощрительную (предоставление налоговых льгот), ограничительную (повышение налоговых ставок) и  контролирующую роль. Функции налогов  взаимосвязаны - реализация фискальной функции создает материальную основу для осуществления экономической  роли государства, т.е. экономической  функции.

 

 

 

 

 

 

2.Субъекты налоговых  отношений

 

     Выделяют следующие субъекты налоговых отношений:

- Федеральная налоговая служба Российской Федерации.

- Государственный таможенный комитет Российской Федерации.

-Государственные внебюджетные органы (Счетная палата РФ, Федеральное казначейство).

- Налогоплательщики: организации, физические лица-граждане, физические лица и индивидуальные предприниматели, налоговые агенты.

- Органы внутренних дел.

Государственные налоговые органы РФ – это единая система контроля за соблюдением предприятиями, организациями, физическими лицами налогового законодательства за правильностью исчисления причитающихся  с них налогов и сборов, полнотой и своевременностью их внесения в  бюджет, а также контроля за соблюдением  валютного законодательства.

Налоговые органы решают поставленные перед ними задачи во взаимодействии с органами правоохранительной и  исполнительной власти, а также с  государственным таможенным комитетом  РФ.

Таможенные органы осуществляют контроль за соблюдением налогового и таможенного  законодательства при перемещении  товаров через таможенную границу  РФ.

Перед исполнительной и правоохранительной властью стоят задачи по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых  правонарушений и преступлений по обеспечению  экономической безопасности государства.

Налоговые правоотношения основаны на неравенстве сторон, так как в  качестве властной стороны здесь  выступает государство в лице налоговых органов, а в качестве другой стороны – налогоплательщики.

Налоговый кодекс РФ устанавливает, что  налоговыми органами в России являются только Федеральная налоговая служба России и ее территориальные подразделения. Они являются уполномоченной стороной государства во взаимоотношениях с налогоплательщиками по поводу уплаты (взимания) налогов и сборов, в осуществлении налогового контроля, в привлечении налогоплательщика к ответственности за нарушение налогового законодательства и т.д. Федеральная налоговая служба России подчиняется Президенту и Правительству РФ. Она осуществляет общее руководство, контроль и координацию деятельности нижестоящих территориальных налоговых органов. В пределах своей компетенции Федеральная налоговая служба вправе разрабатывать формы расчетов по налогам и формы налоговых деклараций, а также заявления о постановке на учет в налоговых органах.

Территориальные подразделения (управления) Федеральной налоговой службы России в республиках, краях, областях выполняют  аналогичные функции по отношению  к нижестоящим налоговым органам.

Первичное звено государственных  налоговых органов – государственные  налоговые инспекции, которые создаются  в районах. Они непосредственно  осуществляют налоговый контроль на своей территории, ведут учет налогоплательщиков, следят за своевременностью предоставления документов, связанных с исчислением  платежей в бюджет, составляют и  предоставляют в вышестоящие  налоговые органы налоговую отчетность, а в финансовые органы – ежемесячные  сведения о фактически поступивших  суммах налогов и других платежей в бюджет.

Для реализации своих задач налоговые  органы, таможенные органы, органы внутренних дел наделены соответствующими правами  и обязанностями, которые приведены  в Налоговом кодексе Российской Федерации.

Участниками налоговых отношений в соответствии с законодательством о налогах и сборах являются: организации и физические лица, МНС России и его подразделения, Государственный таможенный комитет РФ и его подразделения, органы государственных внебюджетных фондов, Федеральная служба налоговой полиции и ее подразделения, государственные органы исполнительной власти и исполнительные органы местного самоуправления, Министерство финансов РФ, финансовые органы уровня субъектов РФ и местных муниципальных образований.

Организации и физические лица в соответствии с Налоговым кодексом РФ могут быть налогоплательщиками или плательщиками сборов, а также налоговыми агентами.

В российском законодательстве налоговая юрисдикция определяется на основе резидентства. Резидентами РФ признаются физические лица - налоговые резиденты РФ, которые фактически находятся на территории РФ не менее 183 дней в календарном году.

Права и обязанности налогоплательщиков и плательщиков сборов определены в разд.II части первой Налогового кодекса РФ (гл.3).

Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с законодательством возложена обязанность уплачивать налоги и сборы. Филиалы и территориально обособленные подразделения исполняют полномочия налогоплательщиков.

Налоговыми агентами признаются лица, на которых возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет или во внебюджетный фонд налогов. Действующим законодательством установлено, что налоговыми агентами являются организации и физические лица - предприниматели в отношении:

- налога на доходы физических лиц;

- налогообложения дивидендов и доходов от долевого участия;

- налога на добавленную стоимость с оборотов по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ иностранными юридическими лицами, не состоящими на налоговом учете, и услуг по аренде федерального имущества, имущества субъектов РФ и муниципального имущества.

Права налогоплательщиков и налоговых агентов идентичны. Они имеют право:

- получать от налоговых органов по месту учета бесплатную информацию о действующих налогах и сборах и законодательстве о налогах и сборах;

- получать от налоговых органов и других уполномоченных государственных органов письменные разъяснения по вопросам применения налогового законодательства;

- использовать налоговые льготы;

- получать отсрочку, рассрочку, налоговый кредит или инвестиционный налоговый кредит;

- на своевременный зачет или возврат излишне уплаченных или взысканных налогов, пени и штрафов;

- представлять свои интересы  в налоговых правоотношениях лично либо через своего представителя;

- представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок;

- присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;

- получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов;

- требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков;

- не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов и их должностных лиц;

- обжаловать акты налоговых органов и действия (бездействие) их должностных лиц;

- требовать соблюдения налоговой тайны;

- требовать возмещения в полном  объеме убытков, причиненных незаконными решениями налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц.

Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности в отношении актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (п.7 ст.3 НК РФ). При этом налогоплательщикам гарантируется административная и судебная защита их прав и законных интересов.

К основным обязанностям налогоплательщиков относятся обязанность уплачивать законно установленные налоги, вести учет объектов налогообложения и представлять в налоговый орган отчетность, налоговые декларации и информацию, встать на учет в налоговом органе.

Каждому налогоплательщику присваивается по всем видам налогов и сборов индивидуальный идентификационный номер (ИНН). Этот номер указывается налогоплательщиком во всех документах (декларации, отчетах, заявлении и т.п.), подаваемых в налоговый орган. В индивидуальном идентификационном номере восемь цифр. Первые две цифры идентичны номеру региона местонахождения налогоплательщика, вторые две цифры соответствуют номеру налоговой инспекции, где он поставлен на налоговый учет, остальные цифры соответствуют его регистрационному номеру. Поэтому по ИНН можно установить (идентифицировать) любого налогоплательщика.

Налогоплательщики - организации и индивидуальные предприниматели обязаны письменно сообщать в налоговый орган по месту учета:

- об открытии или закрытии счетов в кредитных организациях - в десятидневный срок со дня открытия или закрытия;

- обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях - в срок не позднее одного месяца со дня начала такого участия;

- обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории РФ - в срок не позднее одного месяца со дня их создания, реорганизации или ликвидации;

- об объявлении несостоятельности  (банкротстве), о ликвидации или реорганизации - в срок не позднее трех дней со дня принятия соответствующего решения;

- об изменении своего места  нахождения или места жительства - в срок не позднее десяти дней с момента такого изменения.

Информация о работе Сущность налогов. Субъекты налоговых отношений. Налог на добычу полезных ископаемых