Сущность и роль специальных режимов в налогообложении малого бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 04:42, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является исследование механизма функционирования налогообложения предприятий малого бизнеса, последовательность образования налоговых ставок. Задачи работы – анализ существующих концепций налогообложения, формирование налогооблагаемой базы и исчисление налогов. Выбранную тему я считаю актуальной, так как проведение рыночных преобразований в экономике немыслимо без создания эффективной системы налогообложения.

Содержание

I. Теоретическая часть.
Введение………………………………………………………………………..3
1. Понятие и признаки предприятий малого бизнеса…………………………..4
2. Сущность и роль специальных режимов в налогообложении малого
бизнеса.
2.1. Понятие специального налогового режима……………………………..6
2.2. Характеристика специальных налоговых режимов.
2.2.1. Система налогообложения для сельскохозяйственных
товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)...8
2.2.2. Упрощённая система налогообложения………………………….13
2.2.3. Система налогообложения в виде единого налога на вменённый
доход для отдельных видов деятельности………………………..19
2.2.4. Система налогообложения при выполнении соглашений о
разделе продукции…………………………………………………23
Заключение…………………………………………………………………….26
Список использованной литературы………………………………………...27

Работа состоит из  1 файл

4 курс, налоги, курсовой.doc

— 136.50 Кб (Скачать документ)

Содержание 

I. Теоретическая часть.

    Введение………………………………………………………………………..3

1. Понятие и  признаки предприятий малого  бизнеса…………………………..4

2. Сущность и  роль специальных режимов в  налогообложении малого 

    бизнеса.

    2.1. Понятие  специального налогового режима……………………………..6

    2.2. Характеристика  специальных налоговых режимов.

           2.2.1. Система налогообложения для  сельскохозяйственных

                     товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный  налог)...8

           2.2.2. Упрощённая система налогообложения………………………….13

           2.2.3. Система налогообложения в  виде единого налога на вменённый

                     доход для отдельных видов  деятельности………………………..19

           2.2.4. Система налогообложения при  выполнении соглашений о

                     разделе продукции…………………………………………………23

    Заключение…………………………………………………………………….26

    Список  использованной литературы………………………………………...27 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение. 

       Значение  малого бизнеса в рыночной экономике  очень велико. Становление и развитие его – одна из основных проблем экономики.

       Целью данной работы является исследование механизма функционирования налогообложения  предприятий малого бизнеса, последовательность образования налоговых ставок. Задачи работы – анализ существующих концепций налогообложения, формирование налогооблагаемой базы и исчисление налогов. Выбранную тему я считаю актуальной, так как проведение рыночных преобразований в экономике немыслимо без создания эффективной системы налогообложения. Эта система – основной проводник государственных интересов при регулировании экономики, формировании доходов бюджета, ограничении роста цен и торможении инфляции.

         Малый бизнес в рыночной экономике  - ведущий сектор, определяющий темпы  экономического роста,  структуру  и  качество валового национального продукта;  во всех развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60 -  70  %  ВНП. Поэтому абсолютное большинство развитых государств всемерно поощряет деятельность малого бизнеса.

       Стимулирующим фактором в развитии малого бизнеса  является  налоговая политика государства. Суть налоговой политики  заключается  в  поэтапном  уменьшении предельных ставок  налогов и снижении прогрессивности налогообложения при достаточно узкой налоговой  базе  и  широкой  сфере применения налоговых льгот. Уменьшение ставки налогов в зависимости от размеров предприятия является одним из методов налогообложения малых предприятий. 
 
 

1. Понятие и признаки предприятий малого бизнеса. 

       Приступая к рассмотрению особенностей налогообложения  и особенностей ведения учёта на малых предприятиях, нужно четко определить условия, при которых организация могла бы пользоваться статусом  малого предприятия.

       В настоящее время существует ряд  налоговых и других льгот для  субъектов малого предпринимательства. Для того, чтобы коммерческая организация, имеющая статус юридического лица, могла быть отнесена к таким субъектам, должны выполняться следующие условия:

       - доля в уставном капитале, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимися субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 %;

       - средняя численность работников за отчетный период не должна превышать следующих предельных уровней, которые установлены для малых предприятий: в промышленности – 100 человек; в строительстве – 100 человек; на транспорте – 100 человек; в сельском хозяйстве – 60 человек; в научно-технической сфере – 60 человек; в оптовой торговле – 50 человек; в розничной торговле и бытовом обслуживании населения – 30 человек; в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности – 50 человек.

       В среднюю численность работников включаются все его работники, в  том числе работающие по договорам  гражданско-правового характера  и по совместительству (с учетом реально отработанного времени), а также работники филиалов, представительств и других обособленных подразделений указанного юридического лица.

       При этом предприятия, осуществляющие несколько  видов деятельности, относятся к  малым по критерию численности того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли. 

       Если  малое предприятие в какой-либо период своей деятельности превысило  эту численность, то оно лишается льгот, предусмотренных действующим  законодательством для субъектов  малого бизнеса на этот период и  на последующие 3 месяца. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Сущность и роль специальных режимов в налогообложении малого бизнеса. 

2.1. Понятие специального налогового режима. 

       В Налоговом кодексе Российской Федерации  (НК РФ) с 1 января 1999 года было введено понятие "специальный налоговый режим".

       Специальный налоговый режим (СНР) создается в рамках специальной (и необязательно льготной) системы налогообложения для ограниченных категорий налогоплательщиков и видов деятельности, обязательно включающей в себя единый налог как центральное звено и сопутствующее ему ограниченное количество других налогов и сборов, заменить которые единым налогом либо нецелесообразно, либо просто невозможно.

       Специальный налоговый режим, по сравнению с  общим режимом налогообложения, можно рассматривать в качестве особого механизма налогового регулирования определенных сфер деятельности.

       СНР базируется на использовании единого  налога. Именно это и позволяет отделить его от системы налоговых льгот в рамках общего режима налогообложения, направленных на создание условий для минимизации налогов, зачастую в нарушение принципов налогообложения, в то время как СНР направлен на более полную реализацию этих принципов через единый налог в той или иной форме. Он может предполагать общее снижение налоговой нагрузки, но чаще всего его целью является достижение более значимого экономического и фискального эффекта.

       Налоговое регулирование в форме СНР может проявляться в двух направлениях: в виде упрощения общей системы налогов, налогообложения, учёта и отчётности (не обязательно влекущее за собой снижение налогового бремени) и в виде реального снижения налоговой нагрузки по сравнению с общим налоговым режимом.

       Регулирующие  способности СНР во многом зависят от объекта и базы обложения единым налогом. Объект обложения единым налогом и его налоговая база, по возможности, не должны «наказывать» предприятия и предпринимателей за улучшение показателей производственной, экономической и финансовой деятельности.

       Однако  на практике такой регулирующий подход не всегда применим в связи со спецификой той или иной деятельности, попадающей под специальный режим.

       Поэтому в качестве налоговой базы принимают доход малого предприятия или натуральный объем произведенного продукта другого налогоплательщика. 

       С 1 января 2002 г. вступили в силу раздел 8 "Специальный налоговый режим" и соответствующие главы НК РФ (часть вторая):

       Глава 26.1 "Единый сельскохозяйственный налог" (ЕСН) – с 01.01.2002 г.

       Глава 26.2 "Упрощенная система налогообложения" (УСН) - с 01.01.2003 г.

       Глава 26.3 "Система налогообложения в виде единого налого на вмененный доход для отдельных видов деятельности" (ЕНВД) - с 01.01.2003 г.

       Глава 26.4 "Система налогообложения при выполнении соглашения о разделе продукции" (ВСХН) – с 01.01.2004 г. 
 
 
 
 

2.2. Характеристика специальных налоговых режимов. 

2.2.1. Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог). 

       Введена в связи с необходимостью стимулировать сельскохозяйственных товаропроизводителей к рациональному использованию сельхозугодий, а так же для поддержки отечественных сельхозпроизводителей.

       Налогоплательщиками сельскохозяйственного  налога признаются организации, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели, являющиеся сельскохозяйственными производителями. 

Переход на уплату ЕСН может произойти добровольно при выполнении условий:

       1) Для сельскохозяйственных товаропроизводителей: по итогам работы за предыдущий  календарный год в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции составляет не менее 70 %;

       2) Для сельскохозяйственных товаропроизводителей - рыбохозяйственных организаций, являющихся градо- и поселкообразующими российскими рыбохозяйственными организациями:

       - в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий  календарный год доля дохода от реализации их уловов водных биологических ресурсов и (или) произведенной из них собственными силами рыбной и иной продукции составляет не менее 70 процентов;

       - они осуществляют рыболовство на судах рыбопромыслового флота, принадлежащих им на праве собственности, или используют их на основании договоров фрахтования;

       3) Для сельскохозяйственных товаропроизводителей - рыбохозяйственных организаций и индивидуальных предпринимателей с начала следующего календарного года:

       - средняя численность работников  не превышает 300 человек;

       - в общем доходе от реализации  товаров (работ, услуг) за предшествующий  календарный год доля дохода от реализации их уловов водных биологических ресурсов и (или) произведенной из них собственными силами рыбной и иной продукции составляет не менее 70 процентов. 

Не  вправе переходить на уплату ЕСН:

       1) организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров;

       2) организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса;

       3) бюджетные учреждения. 

ЕСН заменяет:

       - налог на прибыль организаций  (НДФЛ для ИП);

       - единый социальный налог;

       - налог на имущество предприятий (налог на имущество физических лиц в части имущества, используемого для предпринимательской деятельности);

       - налог на добавленную стоимость. 

       Иные  налоги уплачиваются в соответствии с действующим законодательством. Кроме того, плательщики единого сельскохозяйственного налога не освобождаются от обязанностей налоговых агентов и в связи с этим продолжают перечислять подоходный налог с суммы оплаты труда работников, а также уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации о пенсионном обеспечении. 

Информация о работе Сущность и роль специальных режимов в налогообложении малого бизнеса