Система налогообложения зарубежных стран (на примере стран-членов СНГ)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 15:33, курсовая работа

Описание

Структура курсовой работы соответствует ее цели и включает три основных раздела:
1. Налоги как важнейший составной элемент налоговой системы, где рассматриваются теоретические аспекты налогообложения;
2. Налоговая система Республики Казахстан. Здесь проводится характеристика налоговой системы Казахстана.
3. Налоговая система России и ее сравнительный анализ с современными системами налогообложения стран СНГ. В этой главе проводится сравнительный анализ налоговых систем России и Казахстана, а также сравнение с другими налоговыми системами стран-членов СНГ и бывших республик СССР.
В заключении приводятся пути совершенствования налоговой системы России.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по налогам.doc

— 319.00 Кб (Скачать документ)

Введение 

     Налоговая система России с первых дней своего существования развивается в  условиях экономического кризиса. В  тяжелейшей ситуации она сдерживает нарастание бюджетного дефицита, обеспечивает функционирование всего хозяйственного аппарата страны, позволяет, хотя и не без перебоев, финансировать неотложные государственные потребности, в основном отвечает текущим задачам перехода к рыночной экономике.

     К созданию налоговой системы РФ был  широко привлечен опыт развития зарубежных стран.

     Среди множества экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место занимают налоги. В условиях рыночных отношений, и особенно в переходный к рынку период, налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. Государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.

     Налоговые органы являются единственными законными  сборщиками налогов и сборов, которые  и формируют бюджеты всех уровней  государства. От того, насколько правильно  построена система налогообложения, и система налоговых органов зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства страны.

     Целью данной работы является: изучение налоговой системы Казахстана, сравнение её с Российской налоговой системой и выявление путей совершенствования налоговой системы РФ.

     Структура курсовой работы соответствует ее цели и включает три основных раздела:

     1. Налоги как важнейший составной элемент налоговой системы, где рассматриваются теоретические аспекты налогообложения;

     2. Налоговая система Республики Казахстан. Здесь проводится характеристика налоговой системы Казахстана.

     3. Налоговая система России и ее сравнительный анализ с современными системами налогообложения стран СНГ. В этой главе проводится сравнительный анализ налоговых систем России и Казахстана, а также сравнение с другими налоговыми системами стран-членов СНГ и бывших республик СССР. 

     В заключении приводятся   пути совершенствования  налоговой системы России. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Налоги как важнейший составной элемент налоговой системы

    1. Понятие и определение налога. Налоги и другие государственные изъятия и платежи

1.1.1 Понятие налога 

   В понимании налогов важное значение имеют два аспекта. Во-первых, налог  – это объективная экономическая  категория, ее внутренняя сущность (с  объективной стороны); во-вторых, существует конкретная видимая правовая форма проявления внутренней сущности налогов в процессе их использования в реальной экономической жизни (с субъективной стороны). Оба эти аспекта тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены, представляя на практике органичное единство,  тем не менее их следует различать между собой.

   Налоги  как объективная категория являются исходным и основным понятием, определяющим главные, сущностные черты налогов. Исходная, основная  категория –  это обобщенное абстрактное понятие объективно существующих экономических отношений. Объективная сущность (объективная сторона) налогов не зависит от конкретной экономической действительности, она определяется лишь факторами, вызвавшими появление этой категории.

   Возникновение налогов обычно связывается с возникновением государства: становление его институтов, возложение на государственный аппарат общественно-политических функций неизбежно потребовало формирования фондов финансовых ресурсов и соответственно инструментов, посредством которых такие фонды могли бы быть сформированы. Таким инструментом и стали налоги, главное предназначение которых изначально заключалось в формировании материальной базы (фондов финансовых ресурсов) для обеспечения функций государства в интересах всего общества. С развитием государства, расширением его функций роль налогов повышалась, однако суть их осталась неизменной. Таким образом, налог как экономическая категория выражает денежные отношения между государством, с одной стороны, и физическими и юридическими лицами, с другой стороны, возникающие в процессе вторичного распределения (перераспределения) вновь созданной стоимости валового национального продукта и отчуждения части ее стоимости в распоряжение государства в обязательном порядке. Объективная сторона налогов проявляется на практике в течение всего периода существования налогов, при каждом единичном акте их уплаты и не зависит ни от того, на каком историческом и экономическом этапе развития находится государство, ни от того, какое конкретное государство взимает налоги, ни от каких-либо других факторов.

   Субъективная  сторона налогов (конкретные их виды, уровень ставок, система льгот  и т.д.), напротив, предопределяются именно внешней средой, в которой  функционируют налоги. Особенно важное значение здесь имеют: уровень социально-экономического развития страны, тип государственного устройства, масштабность и круг задач, стоящих перед обществом в данный период времени, наконец, традиции, оказывающие существенное влияние на национальные “черты лица” налоговой системы государства. Субъективная (видимая) сторона проявляется, таким образом, в процессе их реального использования (в виде подоходного налога, налога на добавленную стоимость, акцизов и т.д.). Установление налогов производится путем принятия налогового законодательства, определяющего понятие налогов, а также сборов, приравненных к налоговым платежам. Далее выясним, что представляет собой понятие налогов и сборов, приравненных к налогам в законодательных актах, а также проследим эволюцию понятия «налог». 

1.1.2 Определение налога  

     По  мере развития и совершенствования  теорий налогообложения происходила  эволюция взглядов на понимание термина  «налог».

     А. Смит определял налог как бремя, накладываемое государством в законодательном  порядке, в котором предусмотрены его размер и порядок уплаты.

     Смит  выдвинул тезис о непроизводительном характере государственных расходов, согласно которому налог вреден для  общества. Но одновременно Смит понимал  налог как осознанную необходимость, как потребность экономического и социального развития. Поэтому налоги для того, кто их выплачивает, - признак не рабства, а свободы. «Налог – жертва и в то же время благо, если услуги государства за счет этой жертвы приносят нам пользу» (Ж.Сисмонди). При этом «налог есть такая форма доходов государства, когда эти доходы, получаемые с имущества граждан, являются их односторонней жертвой, без получения ими какого-либо эквивалента» (Я.Таргулов). В этих взглядах явственно прослеживается двойственная природа налогообложения.

     Современные определения налога делают акцент на принудительный ха-рактер налогообложения и на отсутствие прямой связи между выгодой гражданина и налогами. «Налоги – принудительные сборы, взимаемые с населения на известной территории, на установленных законом основаниях, в целях покрытия общих потребностей государства» (Советская финансовая энциклопедия, 1924 г.). В учебнике «Экономикс» К.Макконнелл и С.Брю указывают, что «налог – принудительная выплата правительству домохозяйством или фирмой денег (или передача товаров и услуг), в обмен на которые домохозяйство или фирма непосредственно не получают товары или услуги…».

     Налоговый кодекс Российской Федерации дает следующее  определение искомому понятию: «Под налогом понимается обязательный, индивидуально  безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований».

     На  рис. 1.1 представлены основные отличительные  признаки налога в трактовке Налогового кодекса.

       
 
 
 
 
 
 

 

 
 
 
 
 
 
 

       
 
 
 

     Рис. 1.1 – Отличительные признаки налогов  российскому законодательству  

1.1.3 Налоги и другие государственные изъятия и платежи 

     В области налогообложения выработаны два подхода к решению проблемы юридической трактовки налога:

     1) к налогам относят любые изъятия средств для формирования доходной части бюджета;

     2) налог это одна из форм фискальных платежей, отвечающая определенным требованиям.

     Выбор одного из указанных подходов зависит  от особенностей национального законодательства.

     В нашей стране в качестве юридического критерия отличия налога от неналогового платежа предложен признак нормативно-отраслевого  регулирования, согласно которому налоговые отношения регламентируются нормами налогового законодательства, а неналоговые обязательные платежи – нормами других отраслей права.

     Используя этот критерий разграничения виды налоговых  изъятий и соответствующие им определения могут быть представлены следующим образом (рис.1.2).

     Российское  законодательство до введения в 1999 г. первой части Налогового кодекса различий между налогами, сборами и пошлинами  не признавало. Существовало следующее  определение: «Под налогом (сбором, пошлиной) и другим платежом понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами». Тем самым трудно было понять отличие налогового от неналогового платежа, а также связанные с этим обстоятельством юридические последствия для налогоплательщика. 
 
 
 

 

 
 
 

 

 
 
 
 
 
 

Рис.1.2 –  Виды налоговых изъятий

     Разграничение этих понятий следующее. Обязанность  по уплате налога возникает всегда при наличии объекта налогообложения. При этом налог устанавливается и вводится законом, его уплата носит принудительный характер, он уплачивается на основе безвозмездности, является абстрактным платежом и обычно не имеет целевого назначения.

     При уплате пошлины или сбора всегда присутствует специальная цель и  специальные интересы. Взимаются  пошлины и сборы только с тех, кто обращается в соответствующие  органы по поводу оказания нужных ему  услуг. В теоретическом плане  цель взыскания пошлины (сбора) – лишь покрытие издержек учреждения, в связи с деятельностью которого они уплачиваются, без убытка, но и без чистого дохода.

     В настоящее время российское законодательство предусматривает различие между  налогами и сборами. Так, в первой части Налогового кодекса дается следующее определение: «Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий)».

      С учетом сказанного выше все виды налоговых платежей и их содержание можно представить так, как это изображено на рис. 1.3. 

 

 
 

 
 
 

Рис. 1.3 – Виды налоговых платежей 

Информация о работе Система налогообложения зарубежных стран (на примере стран-членов СНГ)