Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей в налоговой системе РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 17:45, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является анализ действенности налогового режима для сельскохозяйственных производителей в РФ.

Цель исследования определила необходимость постановки и решения следующих задач:
1.Рассмотреть общие условия применения единого сельскохозяйственного налога;
2.Изучить элементы налогообложения по ЕСХН;
3.Проанализировать действующую систему налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей;
4.Определить меры по совершенствованию системы налогообложения сельского хозяйства в России.
5.Объектом исследования является система налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей в Российской Федерации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЕДИНОГО СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЛОГА
1.1 Общие условия применения единого сельскохозяйственного налога. Налогоплательщики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.2 Элементы налогообложения по единому сельскохозяйственному налогу . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .10
1.3 Глава 26.1Система налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) . . . . . . . . . . . . . . . 16
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДЕЙСТВУЮЩЕЙ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ
2.1 Анализ налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей в Российской Федерации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21
2.2 Предложения по совершенствованию системы налогообложения сельского хозяйства в России . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28

Работа состоит из  1 файл

Система налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей и ее особенности.docx

— 46.33 Кб (Скачать документ)

- более широкое применение  методов налоговой оптимизации  с учетом того, что объектом  налогообложения ЕСХН являются  доходы, уменьшенные на величину  расходов, и у предприятий появляется  реальная возможность снизить  налоговую базу законными способами; - реальная возможность повышения  заработной платы работников  предприятий и, соответственно, отчислений  в пенсионный фонд, поскольку  эти расходы уменьшают налоговую  базу для расчета ЕСХН.

Также можно выделить и  отрицательные стороны:

- ограничение рынка сбыта  готовой продукции, поскольку  большей части оптовых покупателей,  являющихся плательщиками НДС,  будет невыгодно закупать ее  у сельскохозяйственных предприятий,  которые плательщиками НДС не  являются, и из-за чего не будет  возможности произвести налоговые  вычеты по данному виду налогов;

- отсутствие возможности  отражения в бухгалтерской и  налоговой отчетности сумм налоговых  вычетов по НДС, не учтенных  до момента перехода на уплату  ЕСХН;

- опасность снижения конкурентоспособности  продукции в результате повышения  ее себестоимости и отпускных  цен в связи с тем, что  предприятия с целью снижения налоговой базы будут увеличивать расходы, связанные с производством и реализацией готовой продукции;

- снижение рентабельности  предприятий, так как объектом  налогообложения ЕСХН является  прибыль (разница между доходами  и расходами).

Чтобы налоговая система, предполагающая льготные принципы налогообложения, была доступна как для предприятий, ведущих активную инвестиционную деятельность, так и для хозяйств, не имеющих  для этого возможности; необходимо в рамках применения единого сельскохозяйственного  налога предоставить хозяйствующим  субъектам право самостоятельно рассматривать и решать вопрос о  включении в его состав налога на добавленную стоимость.

Также необходимо постепенно переносить центр тяжести налоговых  поступлений в бюджеты всех уровней  с преимущественного обложения  труда и капитала на налоги за пользование  природными ресурсами. Важнейшим условием обоснованной системы налогообложения  для сельского хозяйства должны стать ликвидация множественности  видов налогов и платежей, снижение налогового бремени, повышение роли налогообложения земли как основного  средства производства и природного ресурса.

С целью стимулирования развития сельскохозяйственного производства и повышения его экономической  эффективности необходимо совершенствовать налоговый механизм с учетом специфики  отдельных отраслей. Специальный  налоговый режим, как одна из организационных  форм налогового регулирования, должен быть построен таким образом, чтобы  механизм налогообложения, с одной  стороны, обеспечивал налоговые  поступления в бюджет, а с другой стороны – стимулировал тот вид  деятельности, который государство  решило перевести на особые условия  налогообложения [13].

Унифицированный подход к  реформированию налогообложения сельскохозяйственного  производства должен осуществляться по следующим направлениям:

- максимальное освобождение  сельскохозяйственных товаропроизводителей  от множественности видов налогов,  за исключением земельного, налогооблагаемая  база которого должна уменьшаться  на величину собственных средств,  вкладываемых в восстановление  почвенного плодородия, улучшения  земельных угодий и др.

 

- уменьшать налогооблагаемую  базу прибыли на сумму, направленную  на пополнение оборотных средств;

- шире вводить налоговые  льготы для сельскохозяйственных  и перерабатывающих предприятий,  вкладывающих средства в модернизацию  и расширение производства, выпуск  новых продуктов, внедрение наиболее  прогрессивных технологий, увеличение  поголовья и улучшение породного  состава крупного рогатого скота,  решение социальных проблем. Льготное  налогообложение производителя  сельскохозяйственной продукции  является действенной мерой государственного  регулирования в странах с  развитым сельским хозяйством. Особенность  их налоговой системы состоит  в том, что фискальное предназначение  налогов отходит на второй  план за счет многочисленных  налоговых льгот. В сумме все  виды налогов в этих странах  составляют 2,5 – 6 % всех фермерских  затрат.

Основываясь на указанных  общих положениях, сформулируем концептуальные подходы к обоснованию ставки и базы ЕСХН.

1. Единый сельскохозяйственный  налог и соответствующая налоговая  нагрузка на сельскохозяйственные  организации должны быть «щадящими»  по сравнению с налогообложением  промышленных предприятий и предприятий  других отраслей вследствие того, что из-за диспаритета цен сельское  хозяйство находится существенно  в худших условиях, чем остальные  отрасли. Отсюда общая налоговая  нагрузка и, соответственно, общая  интегральная ставка налога для  сельхозпроизводителей должна быть  ниже, чем в промышленности и  других отраслях, пропорционально  диспаритету цен.

2. Расчет дифференцированной  ставки ЕСХН для разных сельхозугодий  должен производиться на базе  натуральных критериев (а не  на базе кадастрово-стоимостных  оценок), в основе которых должны  находиться бонитеты почв в  баллах. Речь идет о своего  рода «кадастрово-натуральной» схеме,  при которой используются и  балльная характеристика бонитетов  почв, и балльная характеристика  местоположения земель (при необходимости).

3. Учитывая специфику  аграрной отрасли, сезонный характер  авансирования производства и  извлечения доходов от реализации  произведенной продукции, исполнение  налоговых обязательств следует  приурочивать к окончанию сельскохозяйственного  года (после 1 октября) или финансового  периода (после 1 января) по аналогии  с нормами налогообложения сельскохозяйственных  товаропроизводителей в США и  ЕС.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Таким образом, рассмотрев теоретические  основы системы налогообложения  сельскохозяйственных товаропроизводителей, проанализировав действующую систему  налогообложения предприятий сельского  хозяйства, можно сделать следующие  выводы:

- Единый сельскохозяйственный  налог является специальным налоговым  режимом. Введение этого налога  было призвано обеспечить повышение  эффективности сельскохозяйственного  производства, стимулируя сельских  товаропроизводителей к рациональному  использованию сельхозугодий.

- Переход на уплату  единого сельскохозяйственного  налога организациями предусматривает  замену уплаты налога на прибыль  организаций, налога на добавленную  стоимость.

- Сельскохозяйственные товаропроизводители  имеют право перейти на уплату  единого сельскохозяйственного  налога, если по итогам девяти  месяцев того года, в котором  организация или индивидуальный  предприниматель подают заявление  о переходе на уплату единого  сельскохозяйственного налога, в  общем доходе от реализации  товаров таких организаций или  индивидуальных предпринимателей  доля дохода от реализации  произведенной ими сельскохозяйственной  продукции составляет не менее  70%.

- Налоговой базой признается  сумма доходов, уменьшенная на  сумму расходов.

- Половина общих обязательств  по ЕСХН сформировалась в Южном  федеральном округе. На Центральный  и Приволжский федеральные округа  приходится по 15% суммарных налоговых  обязательств, Сибирский - 10%, Уральский  - 4, Северо-Западный и Дальневосточный  по 3%. При переходе на данный  режим налогообложения можно  отметить как положительные, так  отрицательные его стороны. К  положительным можно отнести  следующие:

-снижение величины налоговой  нагрузки на предприятие за  счет отмены НДС и единого  социального налога;

- заинтересованность предприятий  в обновлении основных производственных  фондов, так как стоимость приобретаемых  основных средств и нематериальных  активов более быстрыми темпами  списывается на основное производство;

 

- более широкое применение  методов налоговой оптимизации  с учетом того, что объектом  налогообложения ЕСХН являются  доходы, уменьшенные на величину  расходов, и у предприятий появляется  реальная возможность снизить  налоговую базу законными способами;

- реальная возможность  повышения заработной платы работников  предприятий и, соответственно, отчислений  в пенсионный фонд, поскольку  эти расходы уменьшают налоговую  базу для расчета ЕСХН.

Также можно выделить и  отрицательные стороны:

- ограничение рынка сбыта  готовой продукции, поскольку  большей части оптовых покупателей,  являющихся плательщиками НДС,  будет невыгодно закупать ее  у сельскохозяйственных предприятий,  которые плательщиками НДС не  являются, и из-за чего не будет  возможности произвести налоговые  вычеты по данному виду налогов;

- отсутствие возможности  отражения в бухгалтерской и  налоговой отчетности сумм налоговых  вычетов по НДС, не учтенных  до момента перехода на уплату  ЕСХН;

- опасность снижения конкурентоспособности  продукции в результате повышения  ее себестоимости и отпускных  цен в связи с тем, что  предприятия с целью снижения  налоговой базы будут увеличивать  расходы, связанные с производством  и реализацией готовой продукции;

- снижение рентабельности  предприятий, так как объектом  налогообложения ЕСХН является  прибыль (разница между доходами  и расходами).

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Налоговый кодекс РФ (часть первая) от 31.01.1998 № 146-ФЗ.
  2. Налоговый кодекс РФ (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ.
  3. Федеральный закон «О внесении изменений в главу 26.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации» № 147-ФЗ от 11 ноября 2003 г.
  4. Александров и.М. Налоги и налогообложение: Учебник. М.: издательско-торговая корпорация “Дашков и Ко”, 2005
  5. Алехин С. Н. Оценка налоговой нагрузки предприятий в условиях современного налогового законодательства РФ // Финансы и кредит. – 2006. –№ 9. – С. 60 – 65.
  6. Бюджетный кодекс Российской Федерации.
  7. Забегалова Е. Л. Совершенствовать порядок применения единого сельскохозяйственного налога // Финансы и кредит. – 2006. –№ 12. – С. 48 – 49.
  8. Касторнов Н. П. Механизм налогообложения в системе государственного регулирования АПК // Финансы и кредит. – 2006. –№ 7. – С. 47 – 48.
  9. Миляков Н.В. Налоги и налогообложение: Курс лекций. М.: ИНФРА-М, 2002.

 


Информация о работе Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей в налоговой системе РФ