Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей в налоговой системе РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 17:45, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является анализ действенности налогового режима для сельскохозяйственных производителей в РФ.

Цель исследования определила необходимость постановки и решения следующих задач:
1.Рассмотреть общие условия применения единого сельскохозяйственного налога;
2.Изучить элементы налогообложения по ЕСХН;
3.Проанализировать действующую систему налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей;
4.Определить меры по совершенствованию системы налогообложения сельского хозяйства в России.
5.Объектом исследования является система налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей в Российской Федерации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЕДИНОГО СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЛОГА
1.1 Общие условия применения единого сельскохозяйственного налога. Налогоплательщики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.2 Элементы налогообложения по единому сельскохозяйственному налогу . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .10
1.3 Глава 26.1Система налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) . . . . . . . . . . . . . . . 16
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДЕЙСТВУЮЩЕЙ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ
2.1 Анализ налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей в Российской Федерации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21
2.2 Предложения по совершенствованию системы налогообложения сельского хозяйства в России . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28

Работа состоит из  1 файл

Система налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей и ее особенности.docx

— 46.33 Кб (Скачать документ)

4) утратил силу. - Федеральный  закон от 31.12.2002 N 193-ФЗ;

5) государственной пошлины;

6) таможенной пошлины;

7) налога на имущество  физических лиц (в части жилых  строений, помещений и сооружений, находящихся в собственности  индивидуальных предпринимателей);

8) налога с имущества,  переходящего в порядке наследования  или дарения;

9) лицензионных сборов.

Организации, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели, переведенные на уплату налога, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование  в соответствии с законодательством  Российской Федерации о пенсионном обеспечении.

5. Организации, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные  предприниматели, переведенные на  уплату налога, не освобождаются  от обязанностей налоговых агентов,  предусмотренных настоящим Кодексом.

 

Статья 346.2. Налогоплательщики

1. Налогоплательщиками признаются  организации, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели,  являющиеся сельскохозяйственными  товаропроизводителями.

2. В целях настоящей  главы сельскохозяйственными товаропроизводителями  признаются организации, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные  предприниматели, производящие сельскохозяйственную  продукцию на сельскохозяйственных  угодьях (объектах налогообложения  в соответствии со статьей  346.3 настоящего Кодекса) и реализующие  эту продукцию, в том числе  продукты ее переработки, при  условии, что в общей выручке  от реализации товаров (работ,  услуг) этих организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных  предпринимателей доля выручки  от реализации этой продукции  составляет не менее 70 процентов.

Не признаются сельскохозяйственными  товаропроизводителями сельскохозяйственные организации индустриального типа (птицефабрики, тепличные комбинаты, зверосовхозы, животноводческие комплексы  и другие), определяемые по перечню, утверждаемому законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации, в соответствии с порядком, устанавливаемым Правительством Российской Федерации.

Статья 346.3. Объект налогообложения

Объектом налогообложения  признаются сельскохозяйственные угодья, находящиеся в собственности, во владении и (или) в пользовании.

 

Статья 346.4. Налоговая база

1. Налоговой базой признается  сопоставимая по кадастровой  стоимости площадь сельскохозяйственных  угодий, признаваемых объектом налогообложения  в соответствии со статьей  346.3 настоящего Кодекса.

2. Методика определения  сопоставимой по кадастровой  стоимости площади сельскохозяйственных  угодий устанавливается и утверждается  Правительством Российской Федерации.

 

Статья 346.5. Налоговый период

Налоговым периодом признается квартал.

 

Статья 346.6. Налоговая ставка

1. Налоговая ставка устанавливается  законодательными (представительными)  органами субъектов Российской  Федерации в рублях и копейках  с одного сопоставимого по  кадастровой стоимости гектара  сельскохозяйственных угодий, расположенных  на их территориях.

2. Размер налоговой ставки  определяется как отношение одной  четвертой суммы налогов и  сборов, подлежавших уплате сельскохозяйственными  товаропроизводителями в бюджеты  всех уровней в соответствии  с общим режимом налогообложения  за предшествующий календарный  год, за исключением налогов  и сборов, обязанность по уплате  которых сохраняется при переходе  на уплату налога, к сопоставимой  по кадастровой стоимости площади  сельскохозяйственных угодий. В  случае, если сельскохозяйственные  угодья, находящиеся в собственности,  во владении и (или) в пользовании  сельскохозяйственных товаропроизводителей, расположены на территориях нескольких  субъектов Российской Федерации,  которые ввели налог, при определении размера ставки налога предусмотренная настоящим пунктом сумма налогов и сборов распределяется между соответствующими субъектами Российской Федерации пропорционально площадям сельскохозяйственных угодий, расположенных на территориях этих субъектов Российской Федерации.

 

3. Размер налоговой ставки  для налогоплательщиков, у которых  сумма полученного дохода за  налоговый период в расчете  на сопоставимый по кадастровой  стоимости гектар сельскохозяйственных  угодий более чем в 10 раз  превышает ее кадастровую стоимость,  увеличивается на 35 процентов.

4. Законодательные (представительные) органы субъектов Российской  Федерации вправе повышать (понижать) налоговую ставку, определенную  в порядке, установленном пунктом  2 настоящей статьи, не более чем  на 25 процентов для отдельных  категорий налогоплательщиков.

 

Статья 346.7. Порядок исчисления налога

Сумма налога исчисляется  налогоплательщиком как произведение налоговой ставки, установленной  в соответствии со статьей 346.6 настоящего Кодекса, и налоговой базы, определяемой в соответствии со статьей 346.4 настоящего Кодекса.

 

Статья 346.8. Порядок и сроки  уплаты налога

Налог уплачивается налогоплательщиком по месту нахождения сельскохозяйственных угодий в срок не позднее 20-го числа  месяца, следующего за истекшим налоговым  периодом.

 

Статья 346.9. Зачисление сумм налога

1. Суммы налога, уплачиваемые  организациями, зачисляются на  счета органов федерального казначейства  для их последующего распределения  по следующим нормативам:

1) федеральный бюджет - 30,0 процента общей суммы налога;

2) Федеральный фонд обязательного  медицинского страхования - 0,2 процента;

3) территориальные фонды  обязательного медицинского страхования  - 3,4 процента;

4) Фонд социального страхования  Российской Федерации - 6,4 процента;

5) бюджеты субъектов Российской  Федерации и местные бюджеты  - 60,0 процента общей суммы налога.

 

2. Суммы налога, уплачиваемые  крестьянскими (фермерскими) хозяйствами  и индивидуальными предпринимателями,  зачисляются на счета органов  федерального казначейства для  их последующего распределения  по следующим нормативам:

1) федеральный бюджет - 10,0 процента общей суммы налога;

2) бюджеты субъектов Российской  Федерации и местные бюджеты  - 80,0 процента;

3) Федеральный фонд обязательного  медицинского страхования - 0,2 процента;

4) территориальные фонды  обязательного медицинского страхования  - 3,4 процента;

5) Фонд социального страхования  Российской Федерации - 6,4 процента  общей суммы налога.

3. Распределение сумм  налога, подлежащих зачислению в  бюджеты субъектов Российской  Федерации и местные бюджеты,  устанавливается в соответствии  с нормативными правовыми актами  законодательных (представительных) органов субъектов Российской  Федерации.

 

Статья 346.10. Учет и отчетность. Налоговая декларация

1. Налогоплательщики обязаны  вести учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения в  соответствии с законодательством  о налогах и сборах.

2. Налоговая декларация  представляется налогоплательщиком  в налоговый орган по месту  нахождения сельскохозяйственных  угодий не позднее 10-го числа  месяца, следующего за истекшим  налоговым периодом.

3. Форма налоговой декларации  и порядок ее заполнения утверждаются  федеральным органом исполнительной  власти по налогам и сборам  по согласованию с федеральным  органом исполнительной власти  в области финансов.

 

4. Перевод на уплату  налога не освобождает организации,  крестьянские (фермерские) хозяйства  и индивидуальных предпринимателей  от обязанностей, установленных  действующими нормативными правовыми  актами Российской Федерации,  по представлению в налоговые  органы бухгалтерской и иной  отчетности, предусмотренной законодательством  Российской Федерации о налогах  и сборах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДЕЙСТВУЮЩЕЙ  СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ

 

2.1. Анализ налогообложения  сельскохозяйственных товаропроизводителей в Российской Федерации

Система налогообложения  для сельскохозяйственных товаропроизводителей в виде единого сельскохозяйственного  налога действует в аграрном секторе  с 2002 г. В 2002-2003 гг. действовал рамочный федеральный закон, предусматривающий  право субъектов Федерации вводить  соответствующий закон на региональном уровне. Этим правом воспользовались  лишь Краснодарский край и Брянская область. В соответствии с положениями  прежней редакции Налогового кодекса  РФ налоговая ставка по единому сельскохозяйственному  налогу устанавливалась в рублях с одного сопоставимого по кадастровой  стоимости гектара сельскохозяйственных угодий. С 2004 г. действует новая редакция главы «Система налогообложения  для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)», которая может применяться параллельно  с другими режимами налогообложения.

Структура налоговых обязательств по единому сельскохозяйственному  налогу в федеральных округах  страны в 2007 г. видна на рис. 2. Половина общих обязательств по налогу сформировалась в Южном федеральном округе. На Центральный и Приволжский федеральные  округа приходится по 15% суммарных налоговых  обязательств, Сибирский - 10%, Уральский - 4, Северо-Западный и Дальневосточный по 3%.

Анализируя структуру  начисленного в стране в 2007 г. единого  сельскохозяйственного налога по субъектам  Федерации, можно отметить значительный вклад Краснодарского края: удельный вес этого налога составил около 27%, вклад других субъектов Федерации значительно ниже.

Рассмотрим уровни налоговых  обязательств по единому сельскохозяйственному  налогу в субъектах Федерации  соответствующих федеральных округов  в 2007 г. Так, в Центральном федеральном  округе наибольший уровень начисленного этого налога был отмечен в  Воронежской, Белгородской и Липецкой областях, в Южном федеральном  округе - в Ставропольском крае и  Волгоградской области, в Северо-Западном федеральном округе - в г. Санкт-Петербурге, Республике Коми и Ленинградской области, в Приволжском федеральном округе - в Саратовской, Оренбургской и Нижегородской областях, в Уральском федеральном округе - в Свердловской и Челябинской областях, в Сибирском федеральном округе - в Алтайском крае, Омской и Читинской области, Агинском Бурятском АО, в Дальневосточном федеральном округе - в Приморском крае.

Таким образом, вариант единого  сельскохозяйственного налога в  редакции Налогового кодекса РФ образца 2004 г. (налоговая база - «доходы за вычетом расходов») значительно  снизил уровень налоговой нагрузки в целом на аграрный сектор.

Так, общий уровень налоговых  обязательств в 2004-2007 гг. во всех субъектах  Федерации, применявших этот налог, был сопоставим с уровнем налоговых  обязательств налогоплательщиков одного только Краснодарского края за полугодие 2002 г. при прежнем варианте единого  сельскохозяйственного налога (налоговая  база - «сопоставимая по кадастровой  стоимости стоимость сельскохозяйственных угодий»).

Сельскохозяйственным товаропроизводителям Краснодарского края необходимо отдать должное, поскольку и в нынешнем варианте единого сельскохозяйственного  налога около 27% общих налоговых  обязательств по этому налогу в стране приходится на этот край, а на Южный  федеральный округ - 50%.

 

2.2 Предложения  по совершенствованию системы  налогообложения сельского хозяйства  в России

Новые изменения в налоговом  законодательстве предоставили возможность  предприятиям агропромышленного комплекса  наряду с традиционной системой налогообложения  применять с 1 января 2004 года и специальный  налоговый режим в виде единого  сельскохозяйственного налога (ЕСХН).

Предусмотрен добровольный порядок перехода с общего режима налогообложения на уплату ЕСХН, он взимается с доходов, уменьшенных  на величину расходов, и заменяет собой  НДС, единый социальный налог, налог  на прибыль и налог на имущество. Учитывая, что по налогу на имущество  и налогу на прибыль сельскохозяйственные предприятия имеют льготы, а НДС  и единый социальный налог составляют основную часть налоговой нагрузки, освобождение от их уплаты дает предприятиям значительную сумму налоговой экономии [11].

Существенным ограничением для перехода на новый налоговый  режим является выполнение необходимого критерия – доля выручки от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства должна составлять более 70 % от общей суммы выручки.

При переходе на данный режим  налогообложения можно отметить как положительные, так отрицательные  его стороны. К положительным  можно отнести следующие:

- снижение величины налоговой  нагрузки на предприятие за  счет отмены НДС и единого  социального налога;

- заинтересованность предприятий  в обновлении основных производственных  фондов, так как стоимость приобретаемых  основных средств и нематериальных  активов более быстрыми темпами  списывается на основное производство;

Информация о работе Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей в налоговой системе РФ