Система арбитражных судов в Российской Федерации. Компетенции арбитражных судов в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 20:50, курсовая работа

Описание

Арбитражные суды, действующие в настоящее время, пришли на смену органам государственного и ведомственного арбитражей. С 1 октября 1991 года на территории РСФСР были упразднены арбитражи и иные аналогичные органы в системах министерств, государственных комитетов, ведомств, в ассоциациях, концернах, иных объединениях, а также на предприятиях и в организациях.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………...3
Система арбитражных судов в Российской Федерации……………………………..4
Понятие арбитражных судов и их системы………………………………………….4
Структура арбитражной системы…………………………………………………….4
История развития экономического правосудия в России…………………………..6

3.1 Коммерческие суды в Российской Империи…………………………………….6

3.2 Государственный арбитраж в СССР……………………………………………..8

3.3 Система арбитражных судов в Российской Федерации………………………..9
Задачи и основные полномочия арбитражных судов………………………………10
Компетенции арбитражных судов в Российской Федерации………………………14
Подведомственность дел арбитражным судам……………………………………14

1.1 Критерии подведомственности дел арбитражным судам……………………14
Виды подведомственности дел арбитражным судам………………………...21
Основные категории дел, подведомственных арбитражным судам……………..24
Подведомственность экономических споров и иных дел, возникающих из гражданских правоотношений………………….…………………………..24
Подведомственность экономических споров и иных дел, возникающих из административных и иных публичных правонарушений……………………25
Подведомственность дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение для возникновения, изменения и прекращения прав организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности……………………………………………………………………27
Подведомственность дел об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов………………………………………………………………..27
Подведомственность дел о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений ………………...28

3 Подсудность дел арбитражным судам…………………………………………….30
Заключение……………………………………………………………………………..35
Библиография…………………………………………………………………………..36

Работа состоит из  1 файл

Система Арбитражных судов в РФ. Компетенции арбитражных судов в РФ.doc

— 230.50 Кб (Скачать документ)

   Критерии  подведомственности дел в сфере  административного судопроизводства заключаются в следующем:

    1. спор должен возникнуть из административных либо иных публично-правовых отношений (например, налоговых, таможенных).
    2. содержание спора связано с предпринимательской либо иной экономической деятельностью, либо доступом к ней, либо оценкой законности ненормативного или нормативного акта в данной сфере.
    3. в отличие от дел гражданского судопроизводства в административном судопроизводстве другие требования к правовому статусу сторон. Здесь статус юридического лица либо гражданина-предпринимателя имеет, как правило, только истец. Кроме того, в качестве истца может выступать прокурор и государственные органы, органы местного самоуправления. Что касается ответчика, то в этом качестве может выступать Президент РФ, Правительство РФ, федеральные органы исполнительной власти, другие государственные органы, муниципальные образования, должностные лица, включая судебных приставов-исполнителей. При этом соответствующие органы как субъекты публично-правовых отношений могут как иметь статус юридического лица, так и не быть наделенными им.

    Как подчеркнуто в п. 3 постановления  Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 9 декабря 2002 г. N 11 "О некоторых  вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации", дела об оспаривании нормативных правовых актов и дела об административных правонарушениях подведомственны арбитражным судам, если в соответствии с федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда. В связи с этим указанные дела, в том числе отнесенные к подсудности Высшего Арбитражного Суда России в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 34 АПК, а также названные в ст. 192 АПК, подлежат рассмотрению в арбитражном суде только в тех случаях, когда арбитражный суд прямо назван в федеральном законе в качестве суда, компетентного рассматривать эти дела, в частности, в ст. 138 НК, ст. 13 Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию", ст. 43 Федерального закона "О рынке ценных бумаг".

Подведомственность  дел об установлении фактов, имеющих юридическое  значение для возникновения, изменения и прекращения  прав организаций  и граждан в  сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

    Условия подведомственности арбитражным судам  дел об установлении юридических  фактов сформулированы в гл. 27 АПК. В  отличие от АПК 1995 г. в новом Кодексе  относительно подробно урегулированы  вопросы подведомственности и рассмотрения данной категории дел особого производства.

   В аспекте подведомственности по данному  вопросу имеется не утратившее своего значения постановление Пленума  Высшего Арбитражного Суда РФ от 31 октября 1996 г. N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дел в суде первой инстанции". В п. 2 постановления определены четыре условия, при наличии которых в совокупности арбитражные суды принимают к своему производству и рассматривают заявления об установлении юридических фактов: 

  • если согласно закону факт порождает юридические  последствия, т. е. влечет возникновение, изменение или прекращение правоотношений в сфере предпринимательской  и иной экономической деятельности;
  • если установление юридического факта не связывается с последующим разрешением спора о праве, подведомственного арбитражному суду;
  • если заявитель не имеет другой возможности получить либо восстановить надлежащие документы, удостоверяющие юридический факт;
  • если действующим законодательством не предусмотрен иной (внесудебный) порядок установления юридического факта.

Подведомственность  дел об оспаривании  решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов.

    В данном случае речь идет как о новой  категории дел, подведомственных арбитражным судам (оспаривание решений третейских судов), так и о делах, которые ранее разрешались ими (выдача исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов). При этом возникает вопрос о понятии третейского суда, поскольку данный термин используется в российском законодательстве в самом разном значении. Под ним понимается как третейский суд, образованный в соответствии с Федеральным законом "О третейских судах в Российской Федерации" (ранее — в соответствии с Временным положением о третейском суде), так и третейский суд, выполняющий функции международного коммерческого арбитража, образованного на территории Российской Федерации. Дело в том, что Закон РФ "О международном коммерческом арбитраже" также использует данный термин. Компетенция арбитражных судов на осуществление полномочий в соответствии с комментируемой статьей распространяется на деятельность и тех и других третейских судов. При этом сохраняют силу общие критерии подведомственности дел арбитражным судам: спор должен быть подведомствен арбитражному суду в связи с его предметом, а в определенных случаях — с субъектным составом.

    Оспаривание решений третейских судов по спорам, возникающим при осуществлении  предпринимательской и иной экономической  деятельности, является новой категорией дел, отнесенных к подведомственности арбитражных судов:

  1. арбитражные суды вправе рассматривать заявления об оспаривании решений третейских судов, вынесенные в соответствии с Федеральным законом "О третейских судах в Российской Федерации", если дело, рассмотренное третейским судом, подведомственно арбитражному суду.
  2. возникает вопрос о компетентном суде при оспаривании решений международных коммерческих арбитражей, образованных на территории Российской Федерации, а также третейских судов, выполняющих функции международного коммерческого арбитража. Согласно п. 2 ст. 6 Закона РФ "О международном коммерческом арбитраже" функции компетентного суда выполняет областной и равный ему по статусу суд общей юрисдикции, а все дела, связанные с предпринимательской и иной экономической деятельностью, должны рассматриваться арбитражным судом. Поэтому логичнее дать такое толкование по данному вопросу, что с момента вступления в силу правил о подведомственности оспаривание решений международных коммерческих арбитражей также производится в арбитражный суд, если дело, разрешенное арбитражем, касается предпринимательской и иной экономической деятельности.

 Выдача  исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов  по спорам, возникающим при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности, ранее относилась к подведомственности арбитражных судов. Однако по новому процессуальному законодательству необходимо уточнение ряда положений:

  1. арбитражные суды компетентны на выдачу исполнительных листов по решениям третейских судов, образованных в соответствии с Федеральным законом "О третейских судах в Российской Федерации" по делам, которые им подведомственны.
  2. в соответствии с п. 2 ст. 31 АПК арбитражным судам подведомственны дела по выдаче исполнительных листов на решения третейских судов, выполняющих функции международного коммерческого арбитража, а также международных коммерческих арбитражей, образованных на территории Российской Федерации. Закон РФ "О международном коммерческом арбитраже" с самого начала не определил компетентный суд, который должен рассматривать заявления о признании и исполнении арбитражных решений. Поэтому, хотя в основном данные дела рассматривались областными судами общей юрисдикции, в отдельных случаях заявления взыскателей подавались в арбитражные суды, которые признавали себя компетентными (см. постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 8 июня 1999 г. N 3836/98).

 Логика  правил нового процессуального законодательства заключается в последовательной передаче дел из предпринимательских и иных экономических отношений к ведению арбитражных судов. Поэтому компетентным судом для выдачи исполнительных листов в отношении международных коммерческих арбитражей, образованных на территории Российской Федерации, и третейских судов, выполняющих функции международных коммерческих арбитражей, следует рассматривать арбитражный суд.

Подведомственность  дел о признании  и приведении в  исполнение решений  иностранных судов  и иностранных  арбитражных решений.

    Между странами СНГ правовым основанием для  разрешения вопросов признания и  приведения в исполнение в зависимости  от вида решения (по экономическому спору  либо с участием граждан) являлись либо Киевское соглашение, либо Минская  конвенция, однако ни одна из них не определяла компетентный суд. Поэтому компетентный суд в данном случае определяется на основе Указа 1988 г. — это областной суд общей юрисдикции.

    Дискуссия по вопросу о компетентном суде связана  с тем, что в момент издания  Указа 1988 г. была совершенно другая судебная система, а к середине 90-х гг. в Российской Федерации сформировалась самостоятельная ветвь арбитражных судов, поэтому вполне обоснованны были предложения о наделении их правом рассмотрения ходатайств о принудительном исполнении18. Вопрос был достаточно спорным с приведением самых разных доводов и соображений в пользу той либо иной точки зрения19.

    По  АПК 2002 г., на наш взгляд, можно сформулировать следующее правило разграничения  подведомственности в сфере признания  и приведения в исполнение решений иностранных судов. Вопрос о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов по спорам, возникающим при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности, относится к подведомственности арбитражного суда. Вопросы признания и приведения в исполнение иных решений иностранных судов, например по семейным делам, имущественным спорам между физическими лицами, разрешаются судами общей юрисдикции.

    По  вопросу о суде, которому подведомственно  разрешение вопросов о признании и приведении в исполнение решений международных коммерческих арбитражей, до принятия нового АПК велась широкая дискуссия в литературе среди специалистов.

    Здесь сложилось две основных позиции. Первая сводилась к тому, что компетентными  являлись суды общей юрисдикции20. Вторая заключалась в том, что данные дела отнесены к ведению арбитражных судов21. Ряд авторов склонялись к тому, что и те и другие суды могут разрешать такие ходатайства22. В ст. 32 АПК вопросы признания и приведения в исполнение решений международных коммерческих арбитражей, вынесенных за рубежом, отнесены к исключительной подведомственности арбитражных судов.

 Подсудность дел арбитражным судам

    Институт  подсудности разграничивает подведомственные арбитражным судам дела между  различными звеньями судебно-арбитражной системы. Для арбитражного процесса характерны два вида подсудности — родовая и территориальная.

    Родовая подсудность разграничивает дела между  арбитражными судами различного уровня. По общему правилу все споры, подведомственные арбитражному суду, разрешаются арбитражными судами субъектов РФ, за исключением споров, отнесенных к подсудности Высшего Арбитражного Суда РФ.

    Подсудность Высшего Арбитражного Суда РФ как  суда первой инстанции по АПК 2002 года расширилась.

    Согласно  ч. 2 ст. 34 АПК Высший Арбитражный Суд РФ рассматривает:

  1. дела об оспаривании нормативных правовых актов Президента РФ, Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
  2. дела об оспаривании ненормативных правовых актов Президента РФ, Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания РФ, Правительства РФ, не соответствующих закону и затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
  3. экономические споры между Российской Федерацией и субъектами РФ, между субъектами РФ.

   Территориальная подсудность разграничивает компетенцию  арбитражных судов одного звена, т. е. практически краевых, областных и приравненных к ним арбитражных судов субъектов РФ. Территориальная подсудность может быть общей, альтернативной, исключительной, по связи дел и договорной.

   В соответствии с правилами общей  территориальной подсудности иск  предъявляется в арбитражный суд субъекта РФ по месту нахождения или месту жительства ответчика (ст. 35 АПК). Дела о несостоятельности (банкротстве) юридических лиц и граждан рассматриваются по месту нахождения должника — юридического лица или по месту жительства гражданина (ст. 33 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)").

   Согласно  п. 2 ст. 54 ГК место нахождения юридического лица определяется местом его государственной  регистрации, если в соответствии с  законом в учредительных документах не указано иное. Наименование и место нахождения юридического лица указываются в его учредительных документах.

Информация о работе Система арбитражных судов в Российской Федерации. Компетенции арбитражных судов в Российской Федерации