Шпаргалка по "Налогам"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2012 в 23:50, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Налоги".

Работа состоит из  1 файл

шпоры.doc

— 224.50 Кб (Скачать документ)
  1. Необх-ть и сущн. Н-гов.

Необх-сть н-гов  вытек. из ф-ций и задач гос-ва, выполнение кот. требует ср-в. Кроме  н-гов у гос-ва нет иных м-дов  мобилизации ср-в.

Сущ-ть н-гов  связ. с тем, что гос-во, выражая  интересы общ-ва в разл. сферах деят-ти, вырабат-ет и осущ-ет соотв. п-ку. При этом в кач-ве ср-ва взаимод-я исп-ся н-ги. Н-говые отнош-я выр-ют ту сторону финн-вых отнош-ий, кот. связ. с мобил-ей и формир-ем доходной базы бюд-та. Прямое безвозм-е движ-е стоим-ти в ден. форме явл. объектом налог. отнош-ий, а их особ-сть состоит в том, что нал-вые отнош-я носят одностор. хар-р – от налогопл-ка к гос-ву, при этом плат-к за свой платеж ничего не получает.

 Н-ги – это обязат. платежи ЮЛ и ФЛ в бюд-т, устанавлимаем. и принуд-но изымаем. гос-вом в форме перераспр-я части обществен. продукта, используем. на удовл-ние общегос. потр-стей.

Фин-вые отнош-я  м/у гос-вом и хоз. субъект. и  насел-ем по формир-ю централиз. ден. фонда наз-ся налог. отнош-ями.

Подавляющ. часть  налог. изъятий не возвращ. пл-ку, а  расход-ся властью на управление, воен. цели и др.. И лишь относит-но небольш. доля поступл-ий нал-ов ч/з сис-му расходов бюд-та направл-ся на на рост дох-ов опред-х групп насел-я (пенсии, стип. и др.).

Важно для гос-ва: установить такой уровень налогообл-я, чтобы он был, с одной стороны, достат-ным для выполн-я гос. ф-ций, а с др. – не оказ. отриц. влиян. на эк-ку и насел-е.

 

2. Выдел 4 ф-ции Н: фиск-ая, распред-ая, регул-ая и контр-ая.

Фиск-ая ф-ция - изъятие ср-в налогопл-ков в  бюджет. Это осн ф-ция налог-ния. Посредством изъятия  выпол-ся предназначение Н-ов по наполнению гос бюдж для вып-ния общегос-х и цел-ых гос прог-м. С пом фиск ф-ции реализ-ся главн общест-ое назнач-е Н-ов  ¾ формир-е фин рес-сов гос-ва, аккумул-мых в бюдж-ой с-ме и внебюдж-х фондах и необход-х для оборонных, соц-х, природоохран-х и др ф-ций.

Распред-ая ф-ция  Н-ов выражает их сущ-ть как особого  централиз-го инстр-та распред-ых отнош-й. Распред-ая ф-ция наз-ся соц-ой, т.к. состоит  в перераспр-ии общест-ых дох-в м/у  разными катег-ми граждан: от состоят-ных к неимущим, что обесп-ет гарантию соц  стаб-сти общ-ва. Соц ф-ции вып-ют, в частности, акцизы, устан-мые на отдельные виды тов-в. Ту же цель преследует мех-зм прогресс-го налог-ния, связ-ый с возраст-ем Н ставок по мере роста дох-в пл-ка.

Регулир-ая ф-ция Н стала осущ-ся с тех пор, как гос-во начало активно участ-ть в орг-ции хоз жизни страны. Эта ф-ция направлена на достиж-ие определ целей гос-ва посредством Н мех-зма. Н рег-ние вып-ет 3 подф-ции:

· стимул-щая  подф-ция напр-на на разв-е опред-ых соц-эк проц-ов; реал-ся ч/з с-му льгот, исключений, преференций (предпочтений);

· дестимул-ая препятствует развитию опред  соц-эк процессов  путем увел-ия Н  бремени. Связано  с установ-ем повыш Н ст.

· воспр-ная  реализ-ся с пом-ю устан-ия плат-ей, например за польз-ние прир рес-ми. Эти Н имеют четкую отрасл-ую принадл-сть и предназн для привл-ия ср-в, использ-ых в дальнейшем на воспр-во (восстан-ие) эксплуат-ых рес-ов.

 

3. Эл-ты  нал-а.

Плат-ки: 1)орг-ции (ЮЛ РБ, иностр. ЮЛ, м/нар-ные орг-ии, прост. товар-ва, хоз-ные группы);

2) ФЛ (гражд. РБ, гражд. иностр. гос-ва и лица без гражд., ИП-ФЛ, зарегистрир. в кач. такового).

Объект  облож: обстоят-ва, с наличием кот-х у плат-ка, согл. зак-ва, возникают налог обяз-ва.

Товары-им-во, реализ-ое/предназнач для реализ-ии. Работа- д-ть, рез-ты кот-й имеют материальн выр-ние и м.б. реализ-ны для удовлетв-я потреб-ей орг-ий и ФЛ. Услуги- д-ть, рез-ты кот не имеют матер-го выр-я, реализ-ся и потреб-ся в пр-ссе осущ-я д-ти. Реализация тов-а- отчуждение тов-а одним лицом др на возмездн/безвозмездн основе. Доход- эк-ая выгода в ден/натур форме. Дивиденды- люб доход, начисл Унит Предпр соб-ку его им-ва, др орг-ции (за искл Прост тов-ва), участ-ку по принадл ему долям в пор-кераспредел прибыли.

Нал база: стоимостная физич хар-ка объекта налогообл. Устан применительно к  кажд нал.

Нал ставка: вел-на налог начисл-й на ед-цу измен-ия нал базы. М.б. прогресс-е (↑ НБ=> ↑НС), регресс-е(↑ НБ=> ↓НС), пропорц-е (с измен-ем НБ НС неизмен). В РБ сущ тверд НС, выр в руб.

Нал период: календ год (иной период вр), определ применит-но к кажд нал, по оконч кот опред-ся НБ и рассчит нал.

Порядок исчисл-я: прим к кажд нал и сбору отдельно и в соотв с зак-вом.

Сроки упл-ы: м.б. опед-ны календ датой, истеч-ем пер-да вр, указ-ем на событие, на д-вие.

Порядок упл-ы: разовая уплата всей причит-ся Σ нал. В нал/безнал форме, в бел руб. Днем упл-ы нал счит: -день сдачи пл-ком платежн поруч-я банку на перечисл-е причит Σ нал.; -день исполн б-ком пл поруч на перечисл причит к упл Σ нал, ранее не исполн-го по прич отсутств ДС на счете пл-ка; -день внес-я пл-ком нал ДС в банк.

 

4. Налоговая  терминология

Налоговая сис-ма – совокупность Н, С(П), действующих на опред тер-рии, а также принципы налогообложения, способы и методы исчисления Н и НК.

Налог (Н)– обяз. инд-но безвозмездный платеж, взимаемый с орг-й и ФЛ в форме отчуждения принадлежащих им на праве соб-сти, хоз ведения или опер-го упр-ия ДС в республ и (или) местные бюджеты.

Сбор(пошлина)(С,П)– обяз-ый платеж в респ-й и/или местные бюджеты, взимаемый с орг-й и ФЛ, как правило, в виде одного из условий совершения в отношении их гос органами, в том числе местными Сов.депутатов, испол-ми и распоряд-ми органами, иными уполн-ми орг-ями и должностными лицами, юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу специальных разрешений (лицензий), либо в связи с перемещением товаров через таможенную границу РБ.

Плательщик  Н,С(П) – орг-и и ФЛ, на которых в соответствии с зак-ом возложена обязанность уплачивать Н,С(П). Орг-и:  ЮЛ РБ; ин-ые и м/народные орг-ции, в т.ч. не являющиеся ЮЛ; простые товарищества (участники договора о совместной дея-ти);  хоз-ные группы; филиалы, представительства и иные обособленные подразделения ЮЛ РБ, имеющие отдельный баланс. ФЛ: граждане РБ; граждане либо подданные ин-го гос-ва; лица без гражданства.

Нал-ый агент – ЮЛ и ФЛ, хоз-я группа, простое товарищество, кот явл-ся источником выплаты доходов плательщику и/или на которое согласно зак-ву возлагаются обязанности по исчислению, удержанию у плательщика и перечислению в бюджет Н,С(П).

Объект  налогообложения – обстоятельства, с наличием которых у плательщика, согласно зак-в, возникают налоговые обязательства.(Т, Р, У, доход, дивиденды и др.)

Нал-е  обязательство – обязанность плательщика при наличии обстоятельств, установленных зак-вом, уплатить определенный Н,С(П).

Нал-я  база – стоимостная, физическая или иная характеристику объекта налогообложения; устанавливается применительно к каждому Н,С (П).

Нал-я  ставка – величина налоговых начислений на единицу измерения нал базы. Устан-ся применительно к каждому Н,С (П).

Нал-й  период – кал-ный год или иной период времени, определяемый применительно к каждому конкретному Н,С(П), по окончании которого определяется НБ и исчисляется сумма этого Н,С(П);  может состоять из нескольких отчетных периодов.

Срок  уплаты Н,С(П) м.б. определены календарной датой, истечением периода времени, указанием на событие, кот должно наступить или произойти, или на действие, кот д.б. совершено.

Нал-й  учет – осущ-ние плательщиками учета объектов налогообл-ия и определения НБ по Н,С(П) путем  внесения расчетных корректировок к данным бухучета; ведется исключительно в целях налогообложения и осуществления НК.

Нал-ая декларация(расчет) – письменное заявление плательщика на бланке установленной формы о полученных доходах и об осуществленных расходах, источниках доходов, о налоговых льготах и об исчисленной сумме Н,С(П) и/или о др необходимых данных.

Нал-й  контроль(НК) – система мер по контролю за исполнением нал закон-тва, осуществляемая должностными лицами нал-х органов в пределах их полномочий посредством учета плательщиков, проверок, опроса плательщиков и др лиц, проверки данных учета и отчетности, осмотра движимого и недвижимого имущества, помещений и территорий, где могут находиться объекты, подлежащие налогообл-ю или используемые для извлечения дохода (прибыли).

 

 

5.  Принципы НО.

Соц. Справедл-ти,обязат-ти, гласности, постоянства,дифференциров-ти, простоты исчисления, законодат. закрепления, кон-ля,эффект-ти.

Наиб. вклад  в разв-ие теории налогов и принципов НО внесли У. Петти, А. Смитт, Д. Рикардо, Вагнер.

Прин-пы, выделяемые Петти:

1.недопустимость  налог. дискриминации; 2.Недопуст-ть  двойного обложения; 3. Недопуcт-ть уклонения от налогов.

Прин-пы Смитта счит-ся классич-ми принципами НО:

  1. Справедлив-ти( плат-ки д-ны уплачивать налоги соразмерно получ. доходу,все д-ны участв-ть в формиров-ии гос. казны);
  2. Удобства( способ уплаты, срок, место д.б. удобны плат-ку);
  3. Определенности( Н-г, его объект, методика и порядок расчета д.б. понятны плат-ку; не допуск-ся двусмыслен. толкование в уплате Н-га);
  4. Дешевизны(Н-ги должны поступать в б-т как можно больше сверх того, что затрачено на его расчет, перечисление, уплату и содержание органов, осущ-щих контроль за налог. платежами).

Рикардо выделил , кроме этих еще и: недопустимость и нецелесообразн-ть  чрезмерн. ур-ня НО.

Вагнер предложен. принципы разбил на 4 группы:

    1. Этические (Вкл. Всеобщность Н., неприкосновен-ти личн. свободы плат-ка при взимании Н., соразмерность НО с платежеспос-тью).
    2. Пр-пы управления НО (пр-п определен-ти, удобства и максим-го снижения издержек при взимании Н.).
    3. Народохоз-ые(надлежащ. выбор источника обложения  с целью возможно меньшего угнетения пр-ва и лучшего осущ-ия соц.- полит. целей Н.);
    4. Правильная комбинация разл. Н.,кот. обеспечила бы достаточн-ть налог. поступлений  и эластичн-ть Н. на случай возникнов-ия чрезвыч. событий в стране.\

Согл-но общ. части  Налог. кодекса, принципами НО в РБ явл-ся:

    1. Каждое лицо обязано уплачивать законноустановл. Н-ги, сборы,пошлины, по кот. это лицо призн-ся плат-ком.
    2. Ни на кого не м.б. возложена обязан-ть уплачивать Н-ги, сборы, пошлины, иные платежи, не предусм. закон-вом .
    3. НО в РБ основ-ся на признании всеобщн-ти и рав-ва;
    4. Не допуск-ся установл-ие Н., сб.,пошлин и льгот по их уплате, наносящ. ущерб нац. безоп-ти РБ , её территор. целост-ти, полит. и экономич. стабильн-ти, ущемляющ. интересы при перемещении физ. лица на тер. РБ, перемещ-ии тов., работ, услуг, фин. ср-в либо огранич-щих осущ-ие предпринимат. д-ти, не запрещен. з-ном.

 

7. Налог  сис-ма РБ – сов-ть налогов, сборов, пошлин, д-щих на опред. тер-рии, а также принципы налогообл-ия, способы и методы исчис-ия налогов и налог пок-ль. В соотв с общ частью НК, налог – обяз-ый, индивид-безвозмездн платеж, взимаем с орг-ий и ФЛ в форме отчужд-ия принадл-их им на праве собст-ти, хоз веденя и оперт-го упр-ия в республ-ий или местн бюджет.

Элем-ты налога: 1) плат-ки – Ю или ФЛ, на кот зак-вом возложена обяз-сть уплачивать налог. 2) объект налогообл-ия – обстоят-ва, с наличием кот у плат-ка возникают налог обязат-ва. 3) налог база – стоим-ая, физич-ая или иная хар-ка объекта облож-ия. Уст-ся примен-но к к-му налогу. 4) нал ставка – величина налог начисл-ий на единицу измер-ия нал базы. 5) нал период – кал год или иной пер времени, определяемый применит-но к к-му налогу, по окончании кот-го опред-ся нал база и исчисл-ся сумма этого нал. 6) порядок исчисл-ия – плат-к сам-но опред ∑ нал, подлеж уплате за налог период, исходя из налог базы, ставки и льгот. 7) порядок и сроки кплаты.

В РБ по закрепл-сти  за ур-нем власти д-ют республик и местные налоги. Республик-ие – нал, установл нал кодексом или презид-том и обязат-ые к уплате по всей территории РБ: НДС, акцизы, нал на прибыль, нал на дох ин орг-ций не осущ-их д-ть в РБ ч/з постоян прдстав-ва, подоход нал, нал на недвиж, земел нал, эколог нал, на доб и изъятие прир рес-сов, сбор при ввозе озоноразруш вещ-в, сбор за проезд авто ин-ых гос-в по дорогам общего польз-ия, сбор за выдачу разреш-ий на проезд авто РБ по тер ин-ых гос-в, оффшорн сбор, гербовый, консульский, гос-ая пошлина, патентные пошлины. Метсные – нал, устанавливаем НПА местных сов-ов депутатов в соотв с кодексом и обязат-ые к уплате на соотв-щих тер-риях: нал на услуги, нал за влад-ие собак, сбор на равит тер-рии, курортны сбор, сбор с заготов-лей.

В РБ д-ют след особые режимы налогообл-ия: 1) нал по упрощ-ой сис-ме налогообл-ия. 2) единый нал с ИП, 3) единый нал для произв-лей с/х прод-ции, 4) нал на игорный бизнес, 5) нал на дох от осущ-ия лотерейной д-ти, 6) нал на дох от провед-ия электр-ых интерактив игр, 7) сбор за осущ-ие ремесл д-ти, 8) сбор за осущ-ие д-ти по оказ-ию услуг в сфере агроэкотур-ма, 9) налогообл-ие резид-ов СЭЗ, 10) налогообл-ие крест-их, фермер хоз-в.

 

8. Налоговая  нагрузка – мера, степень, уровень экономических ограничений, создаваемых отчислением средств на уплату налогов, отвлечением их от других возможных направлений использования. Величина налог. бремени зависит, прежде всего от видов н-ов и нал. ставок. Количественно НН м.б. измерена отношением общей суммы нал. изъятий за опр. период к сумме доходов субъекта налогообложения за тот же период.

НН – это  относит. показатель, предст-щий собой  долю ВВП, кот. изымается из экономики  в бюджет в виде налоговых поступлений.

Информация о работе Шпаргалка по "Налогам"