Рынок ценных бумаг России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 20:32, курсовая работа

Описание

А ведь совершенно недавно институт ценных бумаг являлся одним из частноправовых институтов, которые были утрачены в период административного хозяйствования и возродился только благодаря рыночным преобразованиям экономики России в конце 80-х - начале 90-х годов.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая !!! ИТОГ.docx

— 62.01 Кб (Скачать документ)

При этом может рассматриваться либо интервал цен по аналогичной ценной бумаге, либо ее средневзвешенная цена. В первом случае фактическая цена вашей ценной бумаги должна лежать в этом интервале. А во втором - отклоняться от средневзвешенной не более чем на 20 процентов.

А вот  если такая информация отсутствует, то за основу вам следует взять  расчетную цену. Расчетная цена определяется с учетом конкретных условий заключенной  сделки, особенностей обращения, стоимости  чистых активов эмитента, приходящихся на одну акцию, и т.д. При этом фактическая  цена должна отклоняться не более  чем на 20 процентов от расчетной.

Отметим, что налоговая база по операциям  с ценными бумагами определяется отдельно от налоговой базы по остальным  видам деятельности. Не выделяют ее лишь профессиональные участники рынка  ценных бумаг. При этом также отдельно определяется база по ценным бумагам, обращающимся на организованном рынке и не обращающимся.

То есть невозможно, например, уменьшать доходы, полученные по операциям с ценными  бумагами, обращающимися на организованном рынке, на расходы либо убытки от операций с ценными бумагами, не обращающимися  на организованном рынке. И наоборот.

Убытки, которые получены в предыдущих налоговых  периодах по операциям с ценными  бумагами, также нельзя учесть при  расчете налоговой базы в общем  порядке, предусмотренном статьей 283 НК. Но здесь действует то же правило, что и при формировании налоговой  базы по разным типам бумаг.

А именно убытки от операций с ценными бумагами, не обращающимися на организованном рынке, могут уменьшать налоговую  базу только по операциям с такими же бумагами. Аналогично по ценным бумагам, обращающимся на организованном рынке.

Но все  это не распространяется на профессиональных участников рынка ценных бумаг, осуществляющих дилерскую деятельность. Для таких  организаций операции с ценными  бумагами являются обычным видом  деятельности. И они определяют налоговую  базу и переносят убытки с учетом всех доходов и расходов организации, а также по всем типам ценных бумаг  вместе. 19

Списание  расходов при реализации ценных бумаг  происходит в соответствии с методом  ФИФО, ЛИФО или по стоимости единицы. Конкретный метод определяется учетной  политикой организации.

Заметим, что при расчете цены выбытия  возникают расхождения с бухгалтерским  учетом. В нем цена не учитывается  по методу ЛИФО, но зато возможно рассчитать цену выбытия по средней первоначальной стоимости. То есть могут возникать  постоянные разницы между бухгалтерским  и налоговым учетом.

Теперь, что касается цены приобретения ценных бумаг. В нее включаются помимо стоимости  самих ценных бумаг также расходы  по их приобретению. Об этом говорится  в статье 300 НК, в которой, тем не менее, не сказано, какие именно расходы  можно учитывать как расходы  по приобретению. Не повествуют нам  об этом и другие статьи 25-й главы  НК.

При определении  налоговой базы также учитываются  расходы по реализации, про состав которых, кстати, тоже ничего не сказано.

В этих условиях мы можем руководствоваться лишь пунктом 1 статьи 11 НК РФ. Согласно ей термины, которые не имеют специальных  значений в НК, применяются в значениях, которые используются в других отраслях законодательства. Поэтому вы можете принимать расходы по приобретению и реализации ценных бумаг согласно пункту 9 ПБУ 19/02 от 10 декабря 2002 г. N 126н.

То есть суммы, уплачиваемые в соответствии с договором продавцу; суммы, уплачиваемые организациям и иным лицам за информационные и консультационные услуги, связанные  с приобретением ценных бумаг; вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации  или иному лицу, через которое  приобретены ценные бумаги; иные затраты, непосредственно связанные с  приобретением ценных бумаг. 20

Как видно, в конечном итоге все равно  есть "иные затраты", к которым, видимо, можно относить другие "обоснованные и документально подтвержденные затраты" (в соответствии с пунктом 1 статьи 252).

То есть при определении налоговой базы по налогу на прибыль можно учитываете следующие расходы:

1. Расходы  на приобретение ценных бумаг;

2. Расходы,  связанные с реализацией;

3. Сумма  накопленного процентного дохода, уплаченная вами продавцу ценной  бумаги и не учтенная ранее  при налогообложении.

Доходами  же являются следующие суммы:

1. Цена  реализации ценной бумаги;

2. Сумма  накопленного процентного дохода, уплаченная вам покупателем;

3. Сумма  процентного дохода, выплаченная  вам эмитентом (векселедателем) ценной  бумаги.

Все вышесказанное  не относится к операциям, имеющим  ту же внешнюю форму, что и операции с ценными бумагами, но иным по сути. Речь идет о сделках РЕПО с ценными  бумагами.

Операции  РЕПО - сделки по продаже (покупке) эмиссионных ценных бумаг (первая часть) с обязательной обратной покупкой (продажей) бумаг того же выпуска в том же количестве через определенный срок по определенной цене (вторая часть). Налоговым кодексом установлен максимальный срок, на который заключаются такие сделки, шесть месяцев.

Сразу стоит  отметить, что сделки по продаже  с последующей покупкой не эмиссионных  ценных бумаг не являются операциями РЕПО. Поэтому налогообложение их производится в общем порядке.

Если  по договору РЕПО продаются, а затем  выкупаются ценные бумаги, а потом  опять решается их продать, то расходы  на их приобретение вы будете определять на дату их первоначальной покупки. То есть расходы на приобретение по договору РЕПО в данном случае не учитываются.21

С экономической  точки зрения сделки РЕПО являются или предоставлением денежного  займа (кредита) под залог ценных бумаг, или предоставлением товарного  кредита в виде ценных бумаг. Разница  между ценой первой и второй части  РЕПО есть процент, уплачиваемый за пользование  этими средствами. В силу этого  финансовый результат от операции РЕПО определяется в целях налогообложения  не по каждой части отдельно, а суммарно по обеим частям сделки

Если  по первой части РЕПО продаются бумаги по более низкой цене, чем потом  они выкупаются, то в целом получается убыток. Значит, при совершении второй части РЕПО уплачиваются проценты за пользование денежными средствами, полученными по первой части сделки.

Если  же по первой части РЕПО продаются  бумаги по более высокой цене, чем  потом они выкупаются, то в целом  получается прибыль. Значит, при совершении второй части РЕПО уплачиваются проценты за пользование ценными бумагами, полученными в первой части сделки.

Соответственно  доход или расход, если при покупке  по первой части РЕПО, определяется в обратном порядке.

В первом случае вы покупаете бумаги по более  низкой цене, чем потом их продаете, то есть в целом получаете прибыль. Следовательно, при совершении второй части РЕПО вы получаете проценты за пользование денежными средствами, предоставленными по первой части сделки.

Во втором случае вы по первой части РЕПО покупаете  бумаги по более высокой цене, чем  потом их продаете. Поэтому получаете  убыток, следовательно, при совершении второй части РЕПО уплачиваете проценты за пользование ценными бумагами, полученными в первой части сделки.

Поэтому в целях определения налоговой  базы вам следует принять выплаченные  проценты в качестве расходов, а  полученные в качестве доходов.

 

2.3 Налогообложение дохода от продажи ценных бумаг

 

В соответствии со ст.130 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) ценные бумаги признаются движимым имуществом.

Однако  согласно п.1 ст.11 Налогового кодекса  Российской Федерации (НК РФ) институты, понятия и термины гражданского и других отраслей законодательства Российской Федерации применяются  в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ.

В соответствии со ст.38 НК РФ ценные бумаги признаются товаром, так же как и любое  имущество, реализуемое или предназначенное  для реализации.

В соответствии со ст.247 НК РФ объектом налогообложения  признается прибыль, полученная налогоплательщиком. 22

Статьей 284 НК РФ установлены следующие ставки налога на прибыль:

-   20%, основная ставка налога на прибыль.

Кроме основной ставки налога на прибыль установлены так называемые специальные ставки.

- 0%, 9%, 15%,  ставки налога на прибыль на отдельные виды долговых обязательств.

- 0%, 9%, 15%, размер налоговой ставки налога на прибыль по доходам, полученным в виде дивидендов.

- 10%, 20%, размер ставки налога на прибыль для иностранных организаций, на доходы не связанные с деятельностью в РФ через постоянные представительства.

- 0%, ставка налога на прибыль для ЦБ РФ.

Убытки  по операциям купли-продажи ценных бумаг подлежат переносу на 10 лет, следующих за тем налоговым периодом в котором получен этот убыток. В порядке установленном ст.283 НК РФ;

Налогоплательщики, получившие убыток (убытки) от операций с ценными бумагами в предыдущем налоговом периоде или в предыдущие налоговые периоды, вправе уменьшить  налоговую базу, полученную по операциям  с ценными бумагами в отчетном (налоговом) периоде (перенести указанные убытки на будущее) в порядке и на условиях, которые установлены статьей 283 НК РФ.

Налогоплательщики (включая банки), осуществляющие дилерскую  деятельность на рынке ценных бумаг, при определении налоговой базы и переносе убытка на будущее в  порядке и на условиях, которые  установлены статьей 283 НК РФ, формируют налоговую базу и определяют сумму убытка, подлежащего переносу на будущее с учетом всех доходов (расходов) и суммы убытка, которые получены от осуществления предпринимательской деятельности.

В течение налогового периода перенос  на будущее убытков, полученных указанными выше налогоплательщиками в соответствующем  отчетном периоде текущего налогового периода, может быть осуществлен  в пределах суммы прибыли, полученной от осуществления предпринимательской  деятельности. 23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Подводя итог исследованию, можно сделать  вывод, что система государственного регулирования профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг требует  серьезного реформирования. Можно выделить следующие основные направления  деятельности в этой связи:

снижение  излишних административных барьеров для  выхода на рынок профессиональных участников рынка ценных бумаг;

стимулирование  дальнейшего развития инфраструктуры рынка ценных бумаг;

обеспечение получения достоверной информации о профессиональных участниках рынка  ценных бумаг;

установление  дополнительной ответственности (административной, уголовной) профессиональных участников в целях предотвращения наиболее опасных правонарушений на рынке  ценных бумаг. Рынок ценных бумаг  призван обеспечивать бесперебойное  финансирование первичных рынков - товарного, финансового, рынка услуг  и других путем предоставления возможностей по получению участниками рынка  необходимых финансовых ресурсов для  развития производственно-хозяйственной  деятельности.

Законодательство  о рынке ценных бумаг является подотраслью законодательства о  предпринимательской деятельности, закрепляющего особенности правового  регулирования отношений на указанном  рынке.

Эмиссия ценных бумаг представляет собой  установленную Законом о рынке  ценных бумаг последовательность действий по размещению эмиссионных ценных бумаг  среди их первых владельцев с целью  обеспечения эмитента необходимыми финансовыми ресурсами для осуществления  предпринимательской деятельности.

Ценные  бумаги являются инструментом финансового  рынка, с помощью которого осуществляется связь между инвестором и эмитентом  и происходит перелив финансовых ресурсов в отрасли и сферы  экономики, нуждающиеся в них. Важнейшим  направлением государственной политики на рынке ценных бумаг Российской Федерации является обеспечение прав инвесторов.

Инфраструктура  рынка ценных бумаг представляет собой сложную систему институтов и отношений, служащих основой функционирования рынка, призванную обслуживать этот рынок, обеспечивать выполнение свойственных ему функций путем создания необходимых  условий деятельности его участников.

Профессиональные  участники рынка ценных бумаг  являются по существу посредниками между  инвесторами и эмитентами и составляют основу инфраструктуры рынка.

Государство в целях обеспечения интересов  всех субъектов рынка устанавливает  обязательные требования к профессиональным участникам рынка ценных бумаг. Законодательство о рынке ценных бумаг будет  развиваться в направлении усиления защиты прав и интересов инвесторов.

Договор является одной из основных правовых форм отношений на рынке ценных бумаг.

Информация о работе Рынок ценных бумаг России