Рынок ценных бумаг России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 20:32, курсовая работа

Описание

А ведь совершенно недавно институт ценных бумаг являлся одним из частноправовых институтов, которые были утрачены в период административного хозяйствования и возродился только благодаря рыночным преобразованиям экономики России в конце 80-х - начале 90-х годов.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая !!! ИТОГ.docx

— 62.01 Кб (Скачать документ)

Учитывая  необходимость государственного регулирования  профессиональной деятельности на рынке  ценных бумаг, стоит отметить, что  в настоящее время происходит постоянное увеличение разрыва между  потребностями современного рынка  и существующим общим уровнем  результативности функционирования системы органов исполнительной власти в целом, в том числе и в сфере рынка ценных бумаг. Президент Российской Федерации в своем ежегодном Послании Федеральному Собранию Российской Федерации отмечает, что сегодня колоссальные возможности страны блокируются громоздким, неповоротливым, неэффективным государственным аппаратом. В связи с этим назрела насущная потребность проведения широкомасштабной административной реформы, направленной на решение следующих задач. 10

Во-первых, необходимо модернизировать систему  исполнительной власти в целом.     Структура исполнительной власти должна быть логично и рационально устроена, а госаппарат - должен стать работающим инструментом реализации экономической политики.

Во-вторых, нужна эффективная и четкая технология разработки, принятия и исполнения решений. Ныне действующий порядок  ориентирован не столько на содержание, сколько - на форму.

В-третьих, нужно, наконец, провести анализ ныне реализуемых  государственных функций, исключить  излишние, дублирующие функции и  сохранить только необходимые. 11

  Решение поставленных задач позволит  повысить эффективность функционирования  системы государственного регулирования  экономических отношений и, как  следствие, станет основой развития  рыночных механизмов во всех  отраслях национальной экономики.

Государственное регулирование является элементом  общей системы регулирования  профессиональной деятельности на рынке  ценных бумаг. Система регулирования  профессиональной деятельности представляет собой совокупность элементов внешнего и внутреннего регулирования. Внутреннее регулирование – это подчиненность  деятельности организации ее собственным  нормативным документам: уставу, правилам внутреннего контроля, иным внутренним документам. Внешнее регулирование – это подчиненность деятельности организации нормативным актам государства, правилам саморегулируемых организаций, международным соглашениям. В свою очередь, внешнее регулирование деятельности профессионального участника рынка ценных бумаг можно разделить на  государственное регулирование, саморегулирование и общественное регулирование. В постоянно формирующейся и совершенствующейся модели российского рынка ценных бумаг важную роль играет государственное регулирование профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг. Государственное регулирование представляет собой систему мер, осуществляемых уполномоченным государственным органом по рынку ценных бумаг и направленных на стабилизацию отношений, “уравновешивание” баланса интересов участников и обеспечение устойчивого развития рынка ценных бумаг. 12

К основным целям государственного регулирования  профессиональной деятельности на рынке  ценных бумаг можно отнести:

§ создание нормальных условий функционирования рынка ценных бумаг, обеспечение устойчивого применения рыночных механизмов;

§ создание, обеспечение функционирования и совершенствование  развитой инфраструктуры рынка ценных бумаг;

§ защита прав и интересов инвесторов и иных участников рынка ценных бумаг, предотвращение нарушений со стороны профессиональных участников рынка;

§ обеспечение развития профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг.

Содержанием государственного регулирования  профессиональной деятельности являются формы и методы, с помощью которых  решаются поставленные перед регулирующим органом задачи.

Государственное регулирование профессиональной деятельности осуществляется в различных  формах.

Среди них ведущую роль играет правовое регулирование, которое реализуется  с помощью гражданского, административного, уголовного и иных отраслей права. При  этом административно-правовое регулирование, то есть создание административно-правовых норм в целях воздействия на осуществление  профессиональной деятельности на рынке  ценных бумаг, является основным методом  в ряду других методов государственного регулирования.

При этом в рамках административно-правового  регулирования можно выделить несколько  основных направлений, а именно:

§ лицензирование профессиональных участников рынка ценных бумаг;

§ разработка требований к деятельности профессиональных участников;

§ аттестация специалистов и руководителей профессиональных участников;

§ обеспечение информационной прозрачности деятельности, сбор и анализ отчетности профессиональных участников;

§ контроль за деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг посредством осуществления проверок, в частности оперативный мониторинг деятельности профессиональных участников.13

Глава 11 Федерального закона от 22.04.1996 № 36-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (далее - Закон  о рынке ценных бумаг) посвящена  регулированию деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг. Исходя из ее содержания, лицензирование деятельности профессиональных участников является единственным способом государственного регулирования. Однако данное положение  закона не отражает сложившейся системы  регулирования деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг, что требует ее приведения в соответствие с существующей системой отношений в данной области.

Уполномоченным  государственным органом, реализующим  функции государственного регулирования  профессиональной деятельности на рынке  ценных бумаг, в настоящее время  является Федеральная комиссия по рынку  ценных бумаг (ФКЦБ России).

Структура Федеральных органов исполнительной власти, установленная Указом Президента от 17.05.2000 № 867 включает лишь две федеральные  комиссии – Федеральную комиссию по рынку ценных бумаг и Федеральную  энергетическую комиссию. 14 

Административно-правовой статус федеральной комиссии характеризуется  коллегиальностью принятия решений  и осуществлением межотраслевой  координации.

ФКЦБ  России действует на основании Положения  о Федеральной комиссии по рынку  ценных бумаг, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 01.07.1996 № 1009 (далее – Положение  о Федеральной комиссии). ФКЦБ России выполняет специализированные задачи и функции федерального значения в пределах предоставленной ей компетенции. 15

Согласно  пункту 1 Положения о ФКЦБ16 России является федеральным органом исполнительной власти по проведению государственной политики в области рынка ценных бумаг, контролю деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг, обеспечению прав инвесторов, акционеров и вкладчиков. Данное определение, устанавливая статус ФКЦБ России, одновременно определяет ее основные функции.

Правовую  основу деятельности ФКЦБ России составляют Конституция РФ, федеральные законы и нормативные акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

ФКЦБ  России осуществляет функциональное регулирование  в сфере рынка ценных бумаг  и, кроме того, осуществляет межотраслевую  координацию по вопросам, отнесенным к ее ведению.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Налогообложение ценных бумаг

2.1 Налогообложение операции с ценными  бумагами

В настоящее  время одним из наиболее гибких финансовых инструментов являются ценные бумаги.

Ценные  бумаги - это неизбежный атрибут  любого товарооборота. Будучи товаром, они в состоянии служить, как  средством кредита, так и средством  платежа заменяя тем самым  наличные деньги.

В первой части Гражданскою кодекса  РФ (статья 142) дается юридическое определение ценной бумаги как документа установленной формы и реквизитов, удостоверяющею имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении.

Ценная бумага — это форма  существования капитала, отличная от его товарной, производительной и  денежной форм, которая может передаваться вместо него самого, обращаться на рынке как товар и приносить доход17

Ценная бумага - это  особый товар, который обращается на особом, своем собственном рынке — рынке ценных бумаг, но не имеет ни вещественной, ни денежной потребительной стоимости, т.е. не является ни физическим товаром, ни услугой.

В расширенном понимании ценная бумага - это любой документ («бумага»), который продается и покупается по соответствующей цене.

Вкратце рассмотрим основные виды ценных бумаг:

  1. Акции.
  2. Облигации.
  3. Векселя.
  4. Денежные сертификаты
  5. Чеки.

 

Облигация – это ценная бумага, выпускаемая государством, а также частными компаниями и акционерными обществами, и представляющая собой долговое обязательство, выдаваемого на определенный срок, закрепляющая право её держателя на получение от эмитента облигации её номинальной стоимости и зафиксированного в ней процента от этой стоимости или иного имущественного эквивалента в предусмотренный срок.

Акция – это ценная бумага, которая представляет собой свидетельство о внесении капитала (доли, пая) в общий капитал акционерного общества. Владение акцией дает право на получение по ней определенного дохода и право на участие в управлении этим обществом.

Доход, приносимый акциями, называется дивидендом.

Вексель – обязательство одной стороны перед другой оплатить в определенный срок сумму денег за товар или услугу. Продавец покупает товар и расплачивается векселем, т. е. обязуется уплатить определенную сумму денег в определенный срок, т.е., это продажа товаров в кредит. Стоимость векселя с течением времени не изменяется.

Сертификат – это обязательство по вкладам. Сертификат предполагает обязательство двух сторон: банка – через определённый срок возвратить владельцу сертификата его первоначальный вклад плюс, повышенный процент и покупателя – владельца сертификата – не изымать из банка свои деньги в течение этого срока.

Чеки - это тоже ценные бумаги, достаточно удобные для обращения. Если на расчетном  счете есть определенная сумма средств  в банке, то банк выдает  чековую  книжку. Можно выписывать чек за какой-то товар, получатель чека предъявляет  его в банк, банк проверяет подтверждение, что чек не поддельный, на что  ему положено по закону 10 дней или 20 дней со странами СНГ или 70 для других государств.

Налогоплательщиками в операциях  с ценными бумагами можно разделить  на две категории:

- физические лица (налогообложение  основывается на действии 23 Главы  налогового кодекса: Налог на  доходы физических лиц)

- юридические лица (налогообложение  основывается на действии 25 Главы  налогового кодекса: Налог на  прибыль организации)

 

2.2 Формирование налоговой базы

 

Налогообложение операций с ценными бумагами имеет  свои особенности и отличия от остальных.

Сразу можно  отметить, что операции с ценными  бумагами в соответствии с главой 21 Налогового кодекса относятся  к операциям, необлагаемым НДС. Поэтому  основные особенности налогообложения  связаны с налогом на прибыль.

Прибыль от реализации ценных бумаг определяется как разница между ценой реализации и ценой приобретения с учетом оплаты услуг по их приобретению и  реализации. Причем расходы по операциям  с ценными бумагами могут быть признаны только по кассовому методу в соответствии со статьей 329 Налогового кодекса.

Определение цены реализации ценных бумаг в целях  налогообложения имеет некоторые  нюансы. Дело в том, что невозможно в качестве дохода принять любую  цену, по которой они были проданы. Статья 280 накладывает на нее определенные ограничения.

Эти ограничения  зависят от типа ценных бумаг. Налоговый  кодекс выделяет два типа: ценные бумаги, обращающиеся и не обращающиеся на организованном рынке.

Ценные  бумаги относятся к первому типу, если выполняется ряд условий. Во-первых, они должны быть допущены к обращению  хотя бы одним организатором торговли. Во-вторых, информация об их ценах публикуется в СМИ либо может быть представлена организатором торговли в течение трех лет со дня заключения сделки. И, наконец, в случаях, предусмотренных законодательством, по ним должна рассчитываться рыночная котировка. 18

Для обращающихся ценных бумаг цена реализации должна находиться в интервале между  минимальной и максимальной ценами данной бумаги, зарегистрированными  на дату совершения сделки. Причем вы можете сами выбрать организатора торговли, интервал цен которого будете использовать. Если на рынке сделки не совершались  на эту дату, то вам следует взять  интервал цен по ближайшим торгам.

Если  же цена реализации ниже минимальной  цены в интервале, то в целях налогообложения  принимается минимальная.

Сложнее дело обстоит с ценными бумагами, не обращающимися на организованном рынке. Для них за основу принимается  цена аналогичных (идентичных, однородных) бумаг, по которым проходили торги  хотя бы один раз в течение последних 12 месяцев.

Информация о работе Рынок ценных бумаг России