Роль налогов в экономике Украины

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 21:08, курсовая работа

Описание

Цель данной работы проанализировать влияние и роль налогов на экономику Украины.
Для достижении цели будут рассмотрены следующие задачи:
Рассмотреть историческое развитие налоговой системы;
Рассмотреть понятие налоговой системы;
Рассмотреть основные налоги и сборы Украины;
Рассмотреть роль налогов в экономике Украины;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………..………………………..…………3
1. Историческое развитие налоговой системы
1.1. Возникновение налогов……………………………………………...……..……..4
Формирование налоговой системы Руси………………………….....……...6
1.2. Экономическая сущность, функции и принципы налогообложения
1.2.1. Двойственный характер налогов……………………………..……...………8
1.2.2. Классификация налогов………………………………………..……...……..9
1.2.3. Функции налогов………………………………………………..……..…….11
2. Налоговая система Украины и ее организационные принципы………….….……...15
2.1.Общегосударственные налоги и сборы в Украине………………..…………....16
2.1.1. Косвенные налоги
2.1.1.1. Налог на добавленную стоимость……………………..……………….16
2.1.1.2. Акцизный сбор………………………………………..………………....18
2.1.1.3.Таможенная пошлина………………………………..……………….….20
2.1.2. Личные прямые налоги
2.1.2.1. Налог на прибыль предприятия…………...………..………………….21
2.1.2.2. Налог на доходы физических лиц……………….…………….……….22
2.1.2.3. Единый налог для юридических и физических лиц….……….………24
2.1.3. Реальные прямые налоги
2.1.3.1. Налог с владельцев транспортных средств и других
самоходных машин и механизмов…………………………..………………….26
2.1.3.2. Плата (налог) за землю…………………………..……………….……..26
2.1.4. Прочие общегосударственные налоги и сборы
2.1.4.1.Сборы на обязательное государственное пенсионное страхование……27
2.1.4.2. Сборы на обязательное социальное страхование…………….….……...29
3. Роль налогов в экономике Украины…………………………………………..………....32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………..………………………...….35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………….……

Работа состоит из  1 файл

Курсовик.doc

— 199.00 Кб (Скачать документ)

  Закон Украины  и сопровождающие его  законодательные и нормативные акты дают более подробную характеристику плательщика налога на прибыль.

  Объектом  налогообложения  является прибыль, которая рассчитывается путем уменьшения суммы скорректированного валового дохода отчетного периода, определенного со гласно пункту 4.3 Закона № 283/97-ВР, во-первых, на сумму валовых расходов плательщика налога, определенных статей 5 Закона  и, во-вторых, на сумму амортизационных отчислений, начисленных согласно статьям 8 и 9 Закона №283/97-ВР.

  Прибыль налогоплательщика, включая предприятия, основанные на собственности отдельного физического лица, облагается по ставке 25 процентов к объекту налогообложения [4].

  Предприятия, основной деятельностью которых  является производство сельскохозяйственной продукции, не будучи плательщиками фиксированного сельскохозяйственного налога, уплачивают налог на прибыль по итогам отчетного года в порядке и в размерах, предусмотренным Законом Украины «О налогообложении прибыли предприятий».

  Налогоплательщики самостоятельно определяют сумму налога на прибыль, подлежащую к уплате в соответствующий бюджет в сроки, определенные законом.

  2.1.2.2. Налог на доходы физических лиц

  Налог на доходы физических лиц является основным налогом, который взимается с населения. По удельному весу поступлений в Сводный бюджет Украины он занимает третье место после налога на добавленную стоимость и налога на прибыль предприятий. Главным нормативным и законодательным актом, регулирующим порядок удержания и уплаты налога с доходов физических лиц, является Декрет Кабинета Министров Украины от 26.12.92 г. № 13-92 «О подоходном налоге с граждан» с последующими изменениями и дополнениями. Методические разъяснения норм Декрета содержатся в Инструкции ГГНИ Украины «О подоходном налоге с граждан».

  Плательщиками подоходного налога в Украине являются граждане Украины, иностранные граждане и лица без гражданства как имеющие, так и не имеющие постоянного места проживания в Украине.

  Объектом  налогообложения  у граждан, постоянно проживающих в Украине, является совокупный доход за календарный год, состоящий из месячных совокупных налогооблагаемых доходов, полученных из различных источников, как на территории Украины, так и за ее пределами. Объектом налогообложения у граждан, которые не имеют постоянного места проживания в Украине, является доход, полученный из источников в Украине.

  В Украине подоходное налогообложение  граждан по месту основной работы осуществляется по сложной прогрессии, согласно которой доход делится на части, для каждой из которых устанавливается обособленная налоговая ставка. При этом более высокой ставкой облагается не весь доход, а лишь каждая следующая часть дохода (табл. 2.3).

  К доходам граждан по основному  месту работы относят суммы средств, получаемые от предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности, а также от физических лиц-субъектов предпринимательской деятельности, с которыми гражданин имеет трудовые отношения, где обязательно ведется его трудовая книжка и удерживаются сборы на государственное пенсионное и социальное страхование с получаемых им доходов.

  Из  сумм доходов, получаемых гражданами не по месту основной работы и гражданами, которые не имеют постоянного места жительства в Украине, налог начисляется и подлежит взысканию у источника выплаты по ставке 20 процентов. При этом из совокупного дохода не исключают НМДГ и льготы, предусмотренные по основному месту работы.                

                                                                               Таблица 2.4

  Шкала ставок налога с совокупного налогооблагаемого дохода граждан по месту основной работы

  Размер  месячного совокупного налогооблагаемого дохода, грн. (коп. в расчетах не участвуют)   Ставки  и порядок расчёта подоходного налога с граждан
  До 17 грн. (доход в размере одного НМДГ)   Доход до 17 грн. налогом не облагается
  18 грн. —85 грн. (от 1 до 5 НМДГ)   10% с суммы,  превышающей размер одного НМДГ (или доход * 0, 1 — 1 ,7 грн.)
  86 грн. — 170 грн. (от 5 до 10 НМД Г)   6 грн. 80 коп. + 15% с суммы, превышающей 85 грн. (или доход * 0,15 —5,95 грн.)
  171 грн. -1020 грн. (от 10 до 60 НМДГ)   19 грн. 55 коп. + 20% с суммы, превышающей 170 грн. (или доход * 0,2 — 14,45 грн.)
  1021 грн. -1700 грн. (от 60 до 100 НМДГ)   189 грн. 55 коп. + 30% с суммы, превышающей 1020 грн. (или доход * 0,3 —116,45 грн.)
  1701 грн. и выше (свыше 100 НМДГ)   393 грн. 55 коп. + 40% с суммы, превышающей 1700 грн. (или доход * 0,4 —286,45 грн.)

  Где НМДГ – необлагаемый минимум дохода гражданина.

  Подоходный  налог с граждан перечисляется  в бюджет предприятиями, учреждениями и организациями всех форм собственности и физическими лицами – субъектами предпринимательской деятельности после получения в учреждениях банков средства на выплату причитающихся гражданам сумм [8].

  2.1.2.3. Единый налог для юридических  и физических лиц.

  Юридические лица-субъекты предпринимательской деятельности любой организационно-правовой формы и формы собственности, у которых за год среднеучетная численность работающих не превышает 50 лиц и объем выручки которых от реализации продукции (товаров, работ, услуг) за год не превышает 1 млн. гривен, могут перейти на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства [6]. При этом под выручкой понимается сумма, фактически полученная субъектом предпринимательской деятельности на банковский счет и в кассу как результат осуществления операций по реализации продукции (товаров, работ, услуг).

  Для перехода на упрощенную систему налогообложения  субъект малого предпринимательства  подает письменное заявление в орган государственной налоговой службы по месту государственной регистрации не позднее, чем за 15 дней до начала следующего отчетного квартала при условии уплаты всех установленных налогов и обязательных платежей за предыдущий отчетный период. Факт перехода на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности удостоверяется Свидетельством о праве уплаты единого налога субъектом малого предпринимательства — юридическим лицом. Субъект предпринимательской деятельности — юридическое лицо, перешедшее на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, самостоятельно избирает одну из двух ставок единого налога: во-первых, 6 процентов суммы выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг) без учета акцизного сбора в случае уплаты налога на добавленную стоимость согласно Закону Украины от 03.04.97 г. № 168/97-ВР «О налоге на добавленную стоимость» или, во-вторых. 10 процентов суммы выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг), за исключением акцизного сбора, в случае включения налога на добавленную стоимость в состав единого налога [2].

  Субъект малого предпринимательства, уплачивающий единый налог, не является плательщиком следующих видов налогов и сборов (обязательных платежей): (1) НДС (кроме случая, когда юридическое лицо избирает способ налогообложения доходов по ставке 6 процентов), (2) налога на прибыль предприятий, (3) налога на доходы физических лиц (для физических лиц-субъектов малого предпринимательства), (4) платы (налога) за землю и т.д.

  По  упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности на определенных условиях могут работать не только юридические, но и физические лица. Физические лица-субъекты предпринимательской деятельности, использующие наемный труд не более 10 человек, включая членов семьи, при условии, что объем выручки, полученной от предпринимательской деятельности, не превышает за год 500 тыс. грн., имеют право перейти на уплату единого налога. При этом следует знать, что на упрощенную систему налогообложения не могут перейти физические лица-субъекты предпринимательской деятельности, на которые распространяются действие Закона Украины «О патентовании некоторых видов предпринимательской деятельности», в частности приобретения специального патента, а также те, которые осуществляют торговлю ликероводочными и табачными изделиями, горючесмазочными материалами и осуществляют деятельность в игорном бизнесе.

  Ставки  единого налога устанавливаются местными органами власти по месту государственной регистрации субъекта предпринимательской деятельности в зависимости от вида деятельности и не могут составлять менее 20 грн. и более 200 грн. за календарный месяц. Если частный предприниматель осуществляет несколько видов деятельности, для которых установлены различные ставки единого налога, то он приобретает одно Свидетельство и уплачивает единый налог по этим видам деятельности по большей ставке.

  2.1.3. Реальные прямые налоги 

  2.1.3.1. Налог с владельцев транспортных средств и других самоходных машин и механизмов.

  Налог с владельцев транспортных средств  и других самоходных машин и механизмов является одним из источников финансирования строительства, реконструкции. Ремонта  и содержание автомобильных дорог общественного пользования и проведения природоохранных мероприятий на водоемах.

  Исчисление  налога с владельцев наземных транспортных средств производится исходя из объема цилиндров или мощности двигателя (для автомобилей с электродвигателем) каждого вида и марки транспортных средств, а налог с владельцев водных транспортных средств — исходя из длины транспортного средства по ставкам, размеры которых установлены в национальной валюте Украины — гривне.

  2.1.3.2.Плата  (налог) за землю 

  Статьей 2 Закона Украины от 19.09.96 г. № 378/96-ВР «О плате за землю» установлено, что землепользование в Украине является платным. Объектом ежегодных обязательных платежей является земельный участок, находящийся в собственности или пользовании, в том числе на условиях аренды.

  Плательщиками земельного налога являются юридические и физические лица, которым земля передана в собственность, во владение или предоставлена в пользование. За переданные в аренду земли взимается арендная плата.

  Размеры земельного налога и  арендной платы определяются с учетом качества (оценки) земли, ее площади, состава угодий, местоположения (по землям сельскохозяйственного назначения), а также с учетом градостроительной ценности и социально-культурного потенциала территорий (по несельскохозяйственным землям).

  Ставки  налога, установленные в процентах от денежной оценки земли, варьируют в зависимости от двух принципов: во-первых, в зависимости от особенностей конкретного региона и, во-вторых, от целевого использования земельного участка, т.е. его сельскохозяйственного и несельскохозяйственного назначения. Основанием для начисления земельного налога являются данные государственного земельного кадастра.

  Платежи за землю зачисляются на специальные бюджетные счета бюджетов сельского, поселкового или городского Совета, на территории которых находятся земельные участки. От общей суммы земельного налога, поступившей на специальные бюджетные счета местных бюджетов, 40 процентов централизуются путем их перечисления в размере 30 процентов на специальный бюджетный счет Государственного комитета Украины по земельным ресурсам и 10 процентов - на специальные бюджетные счета областей и автономной Республики Крым [1].

  2.1.4. Прочие общегосударственные налоги  и сборы

  2.1.4.1. Сборы на обязательные социальные мероприятия

  Среди сборов на обязательные социальные мероприятия  в Украине можно выделить: сбор на обязательное государственное пенсионное страхование и сбор на обязательное социальное страхование, в том числе сбор на обязательно социальное страхование на случай безработицы (рис. 2.6).

  

  

  

  

    

  Рис. 2.6. Структура сборов на обязательные социальные мероприятия

  Сбор  на обязательное государственное пенсионное страхование является одним из важнейших источников формирования Пенсионного фонда Украины, средства которого не входят в государственный бюджет, имеют строго целевое назначение и используются в основной своей части для выплаты различного рода пенсий и пособий.

Информация о работе Роль налогов в экономике Украины