Роль налогов в экономике Украины

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 21:08, курсовая работа

Описание

Цель данной работы проанализировать влияние и роль налогов на экономику Украины.
Для достижении цели будут рассмотрены следующие задачи:
Рассмотреть историческое развитие налоговой системы;
Рассмотреть понятие налоговой системы;
Рассмотреть основные налоги и сборы Украины;
Рассмотреть роль налогов в экономике Украины;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………..………………………..…………3
1. Историческое развитие налоговой системы
1.1. Возникновение налогов……………………………………………...……..……..4
Формирование налоговой системы Руси………………………….....……...6
1.2. Экономическая сущность, функции и принципы налогообложения
1.2.1. Двойственный характер налогов……………………………..……...………8
1.2.2. Классификация налогов………………………………………..……...……..9
1.2.3. Функции налогов………………………………………………..……..…….11
2. Налоговая система Украины и ее организационные принципы………….….……...15
2.1.Общегосударственные налоги и сборы в Украине………………..…………....16
2.1.1. Косвенные налоги
2.1.1.1. Налог на добавленную стоимость……………………..……………….16
2.1.1.2. Акцизный сбор………………………………………..………………....18
2.1.1.3.Таможенная пошлина………………………………..……………….….20
2.1.2. Личные прямые налоги
2.1.2.1. Налог на прибыль предприятия…………...………..………………….21
2.1.2.2. Налог на доходы физических лиц……………….…………….……….22
2.1.2.3. Единый налог для юридических и физических лиц….……….………24
2.1.3. Реальные прямые налоги
2.1.3.1. Налог с владельцев транспортных средств и других
самоходных машин и механизмов…………………………..………………….26
2.1.3.2. Плата (налог) за землю…………………………..……………….……..26
2.1.4. Прочие общегосударственные налоги и сборы
2.1.4.1.Сборы на обязательное государственное пенсионное страхование……27
2.1.4.2. Сборы на обязательное социальное страхование…………….….……...29
3. Роль налогов в экономике Украины…………………………………………..………....32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………..………………………...….35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………….……

Работа состоит из  1 файл

Курсовик.doc

— 199.00 Кб (Скачать документ)

  Как видим, ставки налога, вне всякого  сомнения, стимулировали промышленников России к получению максимальной прибыли.

  Мирное  развитие России было прервано первой мировой войной. Она губительно сказалась на финансовом положении страны. Резко выросла бумажно-денежная эмиссия. Чтобы покрывать растущие военные расходы, правительству потребовалось систематически повышать налоги и сборы, вводить новые акцизы. Стремительно росли суммы займов, как внутренних, так и внешних.

  В 1923—1925 гг. существовали прямые и косвенные  налоги. Основными прямыми налогами являлись сельскохозяйственный, промысловый, подоходно-имущественный, рентный, гербовый сбор,. пошлины и наследственные пошлины.

  Основными косвенными налогами являлись акцизы и таможенное обложение [2].

  Возрождение налоговых отношений началось в 1991 г. с принятием в Украине Закона УССР «О системе налогообложения», в котором были заложены основные принципы построения налоговой системы.

  1.2. Экономическая сущность, функции  и принципы налогообложения.

  1.2.1. Двойственный характер налогов

  Налоги  — это установленные высшим органом государственной законодательной власти обязательные платежи, которые уплачивают физические и юридические лица в бюджет в размерах и в сроки, предусмотренные законом. Исторически они возникли с разделением общества на классы и появлением государства.

  Налоги, выражая более ограниченную сферу  производственных отношений, являются лишь частью распределительных, а, точнее, перераспределительных отношений. Участвуя в перераспределении национального дохода, налоговые отношения подчинены первичным отношениям материального производства, изменяются в зависимости от требований производительных сил и обмена. В целом носят производный, вторичный характер.

  Налоги, участвуя в перераспределении новой  стоимости, выступают частью единого процесса воспроизводства, специфической формой производственных отношений. Специфическая форма производственных отношений налогов формирует их общественное содержание.

  Общественное  содержание налогов дает возможность  проникнуть в их глубинную сущность, позволяет раскрыть внутренний смысл и эволюцию, важнейшие признаки и особенности, а также механизм взаимодействия базиса и надстройки.

  При перераспределении национального  дохода налоги обеспечивают присвоение государством части новой стоимости в денежной форме. Эта часть национального дохода, мобилизованная принудительно в форме налогов с юридических и физических лиц, превращается в централизованный фонд финансовых ресурсов государства, то есть в основу его жизнедеятельности.

  Налоги, кроме общественного содержания, имеют материальную основу. Они — часть денежных доходов общества, отчужденная и присвоенная с помощью политического принуждения государством. Это видимое на поверхности экономической жизни явление выступает как материальное содержание налогов. Увеличение налоговых доходов означает все большее обобществление национального дохода. Государство, таким образом, через налоги и их использование вносит серьезные изменения в распределительные отношения в пользу того пли иного региона, той или иной отрасли, социальной группы.

  Таким образом, налоги имеют двойственный характер: с одной стороны, они  выступают специфической формой производственных отношений, в чем состоит их общественное содержание и, с другой стороны, являются частью стоимости национального дохода в денежной форме, что характеризует их материальное содержание [3].

  1.2.2. Классификация налогов

  Налоговая система — совокупность налогов, установленных законодательной властью и взимаемых исполнительными органами, а также методы и принципы построения налогов. Роль и структура этой системы определяются социально-экономическим строем общества.

  Налоговая система стран с развитой рыночной экономикой включает различные виды налогов. В основу их классификации положены различные признаки (рис. 1.1.).

  

  

  

  

  

  

  Рис. 1.1. Признаки классификации налогов.

  Основную  группу составляют прямые и косвенные налоги. Эта группировка зависит от объекта обложения, взаимоотношений плательщика и государства. Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход и имущество (прямая форма обложения).

  К косвенным налогам относятся  налоги, которые не зависят непосредственно от дохода плательщика. Прямые и косвенные налоги оплачиваются в цене товара или включаются в тариф. Владелец товара и услуг при их реализации получает налоговые суммы, которые перечисляет государству. В данном случае связь между плательщиком (потребителем) и государством опосредована через объект обложения.

  В зависимости от органа, который взимает  налог и распоряжается его суммой, различают государственные и местные налоги.

  Государственные налоги взимаются центральным правительством на всей территории страны на основании государственного законодательства и направляются в соответствующие бюджеты и государственные целевые фонды. К ним относятся подоходный налог, налог на прибыль корпораций, сборы в Пенсионный фонд, налог на добавленную стоимость, акцизный сбор, таможенные пошлины и др.

  Местные налоги взимаются местными органами управления на соответствующей территории и поступают в местные бюджеты. В понятие местные налоги включаются также налоги членов федерации.

  В ряде стран государственные налоги взимаются местными органами управления и передаются в государственную казну. В Украине все налоги взимаются местными органами. Часть из них по установленным нормативам перечисляется в государственный бюджет.

  Налоги  по их использованию  подразделяются на общие и специальные (целевые). Общие налоги обезличиваются при поступлении в бюджет. Они предназначены для общегосударственных мероприятий. Специальные (целевые) налоги имеют строго определенное назначение. В современных условиях, как правило, взимают общие налоги, однако сохраняются и специальные налоги, которые поступают в государственные целевые фонды.

  В целом налоговая структура многих стран с рыночной экономикой такова: 37,4% составляют налоги на доходы и прибыль, 31,3 — косвенные налоги, 22,2 — взносы в фонд социального страхования, 9,1%—другие налоги. У большинства государств преобладают прямые налоги (США, Великобритания, Япония, Канада и др.) [5].

  Сравнение государственных и местных налогов  показывает, что их развитие идет по-разному. Темпы роста местных налогов значительно опережают темпы роста государственных, так как центральные правительства из-за огромного дефицита своих бюджетов перекладывают расходы, связанные с регулированием экономики, социальным маневрированием, на местные органы управления [4].

  1.2.3. Функции налогов

  Функция налога — это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной финансовой категории как инструмента стоимостного распределения и перераспределения национального дохода. Налоги выполняют три важнейшие функции:

  1. Обеспечение финансирования государственных расходов (фискальная функция).
  2. Поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними (социальная функция).
  3. Государственное регулирование экономики (регулирующая функция).

  

  

    

    
 
 

  

   Рис. 1.2 Функции налогов.

  Во  всех государствах, при всех общественных формациях налоги, прежде всего, выполняли фискальную функцию, то есть обеспечивали финансирование общественных расходов, в первую очередь расходов государства. В течение последних полутора-двух десятилетий заметное развитие получили социальная и регулирующая функции.

  Фискальная  функция

  Первой  и наиболее последовательно реализуемой  функцией налогов выступает фискальная (бюджетная) функция.

  Формирование  доходной части государственного бюджета  на основе стабильного и централизованного взимания налогов превращает само государство в крупнейшего экономического субъекта. Посредством фискальной функции реализуется главное общественное назначение налогов — формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимых ему для осуществления собственных функций (экономических, военно-оборонительных, социальных, природоохранных и др.).

  Социальная  функция

  Налоги  играют важную роль в социальной жизни  общества. Они являются объектом спора на заседаниях парламента и важнейшим моментом предвыборных кампаний. От их величины и количества зависит благосостояние граждан государства.

  Исходя  из стремления равномерного и справедливого  распределения налогового бремени, возникли различные ставки налогов и системы налогообложения. Систему взимания налогов в зависимости от размера дохода налогоплательщика можно классифицировать как: 1) система пропорционального налогообложения, которая предусматривает одинаковую долю налога в доходах (налоговой базе), независимо от их величины; 2) система прогрессивного налогообложения: чем выше доход (налоговая база), тем непропорционально большая часть изымается в виде налога; 3) система регрессивного налогообложения, при которой происходит уменьшение ставки налога по мере возрастания дохода (налоговой базы).

  На  практике встречаются все три  вида налогообложения, социальные последствия которых совершенно противоположны.

  Налоги  на личные доходы чаще всего рассчитываются по прогрессивной шкале, то есть на первый взгляд отвечают принципу социальной справедливости. Однако именно эти налоги обычно являются предметом политической борьбы.

  Налог на прибыль предприятий (фирм), социальные взносы и налог на собственность носят пропорциональный характер. Самыми социально несправедливыми являются косвенные налоги, то есть налог на добавленную стоимость, акцизы и таможенные пошлины, так как они перекладываются через цены на потребляемые товары в одинаковой степени на лиц с высокими и низкими доходами, поглощая относительно более высокую долю доходов низкооплачиваемых слоев.

  Широко  распространены налоговые льготы многодетным семьям, переселенцам из-за границы на свою историческую родину, студентам и лицам, повышающим свою квалификацию. Часто налоговые льготы предоставляются мелким и средним предпринимателям, особенно впервые начинающим самостоятельное дело, фермерам, но эти льготы носят уже не только социальный, но и регулирующий характер.

  Регулирующая  функция

  Основными объектами государственного регулирования  экономики при помощи налоговой политики являются хозяйственный цикл, секторальная, отраслевая и региональная структуры хозяйства, капиталовложения, цены, научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИОКР), внешнеэкономические связи, окружающая среда и др.

  Регулирующая  функция налогов проявляется  через: 1) установление и изменение системы налогообложения; 2) определение налоговых ставок, их дифференциации; 3) предоставление налоговых льгот.

  Важную  регулирующую роль играет сама система  налогообложения, избранная правительством. Глобальное понижение налогов ведет к увеличению чистой прибыли, усилению стимула хозяйственной деятельности, росту капиталовложений, спроса, занятости и оживлению хозяйственной конъюнктуры. Повышение налогов — обычный способ борьбы с перегревом конъюнктуры рынка.

  Регулирующая  функция налогов в современных  условиях состоит не столько в том, чтобы максимально освободить прибыль и доходы от налогов и создать общие и селективные стимулы для действий в соответствии с текущими целями государственного регулирования экономики, сколько в стремлении создать жесткую количественную зависимость между размерами налоговых льгот, предоставляемых хозяйствующему субъекту, и его конкретными, хозяйственными действиям [10]. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Роль налогов в экономике Украины