Ревизия расчетов с бюджетом по налогам и сборам

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 09:43, курсовая работа

Описание

Переход к рыночной экономике требует развития теории, методики и практики финансового контроля и ревизии. Контроль является составной частью управления общественным воспроизводством. Любое общество не может нормально функционировать и развиваться без четко организованной системы контроля за производством и распределением общественного продукта и другими сферами общественной жизни.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..………3

1. Значение, задачи и пути оптимизации форм безналичных расчетов субъектов предпринимательской деятельности Республики Беларусь……………………7

2. Нормативно-правовое регулирование и информационное обеспечение проверки расчетов с бюджетом по налогам и сборам………………….………10

3. Методика и организация ревизии расчетов с бюджетом по налогам и сборам, их документального оформления и учета………………………………….…...18

Заключение…………………………………………………………………….……30

Список использованных источников…………………………………….…….32

Работа состоит из  1 файл

ревизия налогов.doc

— 210.00 Кб (Скачать документ)

    Итак, законы Республики Беларусь подлежат немедленному опубликованию после их подписания и вступают в силу через десять дней после опубликования, если в самом законе не установлен иной срок. При этом десятидневный срок исчисляется со дня следующего за днем опубликования. Датой официального опубликования считается дата выхода в свет официального издания.

    Декреты Президента после их подписания подлежат обязательному официальному опубликованию. Они вступают в силу на всей территории Республики Беларусь через десять дней после такого опубликования, если в декретах не установлен иной срок.

     Указы Президента Республики Беларусь нормативного характера, постановления Совета Министров Республики Беларусь, нормативные акты министерств, госкомитетов и ведомств и иные, не перечисленные выше акты, не касающиеся свобод и обязанностей граждан, вступают в силу со дня включения их в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, если в этих актах не указан иной срок; не имеющие нормативного характера и распоряжения Президента вступают в силу со дня их принятия, если в них не указан иной срок введения в действие.

    В случае неодновременного опубликования  правового акта в нескольких официальных  источниках срок их вступления в силу определяется по дате первоначального опубликования.

    Решения и заключения Конституционного суда Республики Беларусь, Постановления пленумов Верховного суда и Высшего хозяйственного суда вступают в силу со дня их принятия, если в этих актах не установлен иной срок, обязательны к исполнению всеми органами, юридическими и физическими лицами.

    Постановления и распоряжения правительства Республики Беларусь вступают в силу с момента их подписания, если в них не указан другой срок введения в действие. При этом нормативно-правовые акты, касающиеся прав, свобод и обязанностей граждан, вступают в силу только после их официального опубликования, т. е. со дня, следующего за днем опубликования.[17, с.83]

    Государственная регистрация нормативных актов министерств, госкомитетов и ведомств производится Министерством юстиции. На документе указывается номер и дата регистрации. Они вступают в силу со дня их госрегистрации, если в самом акте не установлен другой срок.

    Официальными  изданиями являются:

  • для всех правовых актов – издание «Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь»;
  • для декретов, указов, распоряжений Президента, международных договоров, не требующих ратификации, Постановлений пленумов Высшего хозяйственного суда и Верховного суда – газета «Советская Белоруссия»;
  • для законов Республики Беларусь, Постановлений обеих палат Национального собрания Республики Беларусь, ратифицированных международных договоров, решений Конституционного суда Республики Беларусь – газеты «Звязда», «Народная газета»;
  • для постановлений Совета Министров Республики Беларусь, распоряжений премьер-министра Республики Беларусь, правовых актов республиканских органов государственного управления – газета «Республика». [17, с.84]

    Что же касается ревизии расчетов с бюджетом по налогам и сборам субъектов хозяйствования, и в том числе Завода строительных изделий, то в качестве нормативных документов проверяющему необходимо знать следующие законы, декреты, указы Президента Республики Беларусь, инструкции, положения, письма, разъяснения, распоряжения, методические указания по исчислению налогов и их уплате в бюджет, рекомендации:

  • Закон Республики Беларусь «О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь» от 20 декабря 1991 г., № 1323-XII с изменениями и дополнениями;
  • Закон Республики Беларусь «О внесении дополнения в Закон Республики Беларусь «О подоходном налоге с физических лиц» от 10 января 2000 г., № 359-3;
  • Закон Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнения в Закон Республики Беларусь «О налоге на добавленную стоимость» от 16 ноября 1999 г., № 343-3;
  • Закон Республики Беларусь «О налогах на доходы и прибыль предприятий, объединений, организаций» от 22 декабря 1991 г. С изменениями и дополнениями;
  • Декрет Президента Республики Беларусь «О некоторых мерах по упорядочению экономических отношений» от 4 августа 1997 г., № 14 с изменениями и дополнениями;
  • Декрет Президента Республики Беларусь «О некоторых вопросах налогообложения и взимания платежей в свободно конвертируемой валюте и российских рублях в 2000 году» от 15 февраля 2000 г, № 5;
  • Декрет Президента Республики Беларусь «О некоторых вопросах исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость» от 17 мая 2001 г., № 14;
  • Инструкция о порядке взыскания налогов, сборов, других обязательных платежей и экономических санкций, дополнительно начисленных органами финансовых расследований от 2 мая 2000 г., № 23/38;
  • Инструкция о порядке исчисления, взимания и зачисления в бюджет государственной пошлины от 26 мая 2000 г., № 47;
  • Инструкция об организации исполнения платежей в очередности, установленной законодательством от 21 августа 2000 г., № 20.1;
  • Инструкция по проведению выездной налоговой проверки правильности исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость от 1 декабря 2000 г., № 111;
  • Инструкция о порядке исчисления и сроках уплаты единым платежом целевых сборов на формирование местных целевых бюджетных фондов стабилизации экономики производителей сельскохозяйственной продукции и продовольствия, жилищно-инвестиционных фондов и целевого сбора на финансирование расходов, связанных с содержанием и ремонтом жилищного фонда в 2002 г. от 31 мая 2002 г., № 59/81;
  • Инструкция о порядке исчисления и сроках уплаты единым платежом отчислений в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки и налога с пользователей автомобильных дорог в дорожные фонды в 2002 г. от 31 мая 2002 г., №60;
  • Инструкция о порядке начисления и уплаты налога на недвижимость юридическими лицами от 10 мая 2000 г., №40;
  • Положение о порядке организации и проведении проверок налоговыми органами от 31 декабря 1999 г., №326;
  • Инструкция по применению Положения о взыскании налогов, сборов и других обязательных платежей, утвержденного Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20 января 1999 г., №87 от 17 апреля 1999 г., №77, с учетом изменений и дополнений от 13 августа 1999 г., №207; от 3 декабря 1999 г., №300;
  • Инструкция о порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость от 29 июня 2001 г., № 94;
  • Инструкция о порядке исчисления и уплаты подоходного налога с физических лиц 20 февраля 2002 г., № 16;
  • Инструкция о порядке исчисления и уплаты в бюджет налогов на доходы и прибыль от 18 марта 2002 г., № 30;
  • Положения о взыскании налогов, сборов и других обязательных платежей от 20 января 1999 г., №87 с дополнениями  от 20 декабря 2000 г., № 1963;
  • Положение о применении экономических санкций от 31 мая 2000 г., № 50;
  • Положение о применении к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям мер экономической ответственности за нарушения в области бюджетных отношений от 26 июня 2000 г., №63;
  • Положение об уплате обязательных страховых взносов и иных платежей в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты от 5 июня 2000 г., №318;
  • Постановление о порядке взыскания задолженности по налогам, сборам, иным обязательным платежам в бюджет и государственные целевые бюджетные фонды и экономических санкций от 29 июня 2001 г., №93;
  • Порядок расчетов между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в Республике Беларусь от 29 июня 2000 г., №359;
  • Примерный порядок включения в акты приемки выполненных работ, налогов и отчислений для компенсации их заказчиками от 28 мая 1998 г., № 04-2/5-3616;
  • Правила передачи налоговыми органами материалов о нарушении налогового законодательства в сфере предпринимательства и налогообложения в органы финансовых расследований, в соответствии с которыми налоговые органы передают материалы проверок в 10-дневный срок со дня принятия по акту проверки при установлении фактов причинения ущерба государству в крупных (от 250 до 1000 МЗП) и особо крупных (от 1000 и более) размерах от 11 октября 2000 г., № 91/43;
  • Разъяснения об использовании показаний физических лиц при определении объекта налогообложения в ходе налоговых проверок от 1 сентября 1999 г., № 220;
  • Методические указания по исчислению и уплате подоходного налога с физических лиц от 6 апреля 1999 г., №62, с изменениями и дополнениями от 10 августа 1999 г., №199, от 23 октября 2000 г., №95;
  • Состав фонда заработной платы для исчисления обязательных отчислений в государственный фонд содействия занятости и обложения чрезвычайным налогом: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 25 мая 2000 г., №753;
  • Указ Президента Республики Беларусь «О дополнительных мерах по регулированию налоговых отношений» от 22 января 2004 г., №36;
  • Указ Президента Республики Беларусь «О некоторых вопросах взимания подоходного налога с физических лиц» от 9 сентября 2002 г., №23. [16, 17]

    Полезно также изучить публикации, относящиеся  к ревизии расчетов с бюджетом по налогам и сборам. Это официальная статистика, обзорные материалы, статьи в профессиональных журналах, отчеты, подготовленные банками и дилерами, финансовые газеты. [2]

    После изучения нормативно-правовых актов, необходимо собрать всю необходимую информацию для проверки. Информационное обеспечение ревизии – это целенаправленная работа по сбору информации, ее регистрации, передаче, обработке, обобщению, хранению и использованию. Используются как материальные, так и нематериальные источники. Они должны удовлетворять таким требованиям, как достоверность, актуальность, точность, своевременность, полнота, экономичность и целесообразность. [17, с.81]

    Информация, на основании которой устанавливается законность, целесообразность и достоверность финансово-хозяйственных операций, берется из следующих источников:

  • документы бухгалтерского учета;
  • документы оперативного учета;
  • документы статистического учета;
  • учредительные документы;
  • плановые данные;
  • документация предыдущих проверок и решения по ним;
  • материалы инвентаризаций активов и пассивов;
  • прочие данные. [10, с.143]

    Проверка  правильности составления учетных  регистров осуществляется для установления тождеств как между учетными регистрами, так и с записями в Главной  книге. Важно установить, обеспечивает ли совокупность учетных регистров полноту и правильность отражения хозяйственных операций и сделок предприятия; достаточно ли они наглядны, обладают ли необходимой информационной емкостью, пригодны ли для составления отчетности и проведения экономического анализа.

    Проверка  первичных и сводных документов позволяет установить полноту учета, точность записей, верность стоимостных  оценок, достоверность, соблюдение границ учетного периода, прав и обязательств поставщиков, покупателей, дебиторов  и кредиторов, открытость сведений, соответствие показателей в различных экземплярах одних и тех же документов, отсутствие разрешений должностных лиц на совершение операций и многое другое. [17, с.82]

    При ревизии правильности платежей налогов  и сборов в бюджет на Заводе строительных изделий МАРСП «Минскремстрой» проверке выборочным методом  подвергаются балансы за проверяемый период , Главные книги, оборотно-сальдовые ведомости, ведомости аналитического учета, группировочные ведомости, расчеты по налогам, договора, приказы, выписки банка с приложениями, своды по начислению заработной платы, кассовые книги, приходно-расходно кассовые ордера, авансовые отчеты, акты выполненных работ, товарно-транспортные накладные, книги покупок за ревизируемый период, книга продаж, путевые листы и другие документы бухгалтерского учета.[ПРИЛОЖЕНИЕ А]

    Кроме того, используются учредительные документы, акты проверок ГНК и других контролирующих органов, заключения аудиторов о  подтверждении правильности расчетов и реальности задолженности с  целью избежания финансовых убытков.

    Чтобы правильно ориентироваться в  налоговой системе, ревизору необходимо иметь оперативную справку, включающую:

  • налоги, сборы и обязательные платежи;
  • ставки налогов, сборов и обязательных платежей;
  • корреспонденцию счетов;
  • налогооблагаемую базу;
  • дату представления расчетов;
  • дату платежа;
  • регулирующие документы. [17, с.222]

    Кроме того, сведения о проверяемом субъекте можно получить из бесед с сотрудниками (управляющим персоналом, ведущими специалистами и внутренними  аудиторами), общения с независимыми экспертами (юристами, консультантами), которые оказали услуги данному предприятию или в этой отрасли, отраслевыми экономистами, представителями отраслевых регулирующих органов. [2]

    Таким образом, мы видим, что сбор информации для проверки и изучение нормативно-правовых актов, в значительной мере влияющих на деятельность предприятия, является первым, но очень объемным и ответственным этапом работы ревизора как по проверке расчетов с бюджетом по налогам и сборам, так и по проверке других участков учета.  

    3. Методика и организация ревизии расчетов с бюджетом по налогам и сборам, их документального оформления и учета 
 

    В современных условиях хозяйствования большое значение имеет своевременность  расчетов, повышение ответственности субъектов предпринимательской деятельности за выполнение обязательств и обеспечение платежей перед бюджетом и государственными целевыми бюджетными и внебюджетными фондами. Ведь государственный бюджет – централизованный фонд денежных средств, который республика использует на финансирование мероприятий по развитию экономики, оборону, содержание органов государственного управления и на другие цели. В условиях рынка расширяются взаимоотношения предприятий и фирм различных форм собственности с бюджетом. В Республике Беларусь создана налоговая служба, признанная осуществлять контроль за правильностью исчисления сумм платежей и своевременностью их перечисления в доход государственного бюджета.

    Законодательством республики предусмотрены широкие  права Государственного налогового комитета. В частности, налоговый комитет имеет право применять к предприятиям и фирмам финансовые санкции в виде взыскания всей суммы сокрытой или заниженной прибыли (дохода) либо суммы налога за иной сокрытый объект налогообложения и штрафа в размере той же суммы; при повторном нарушении – штрафа в двойном размере, а также взыскание определенного процента от причитающихся сумм налогов или других обязательных платежей за отсутствие учета прибыли (дохода), ведение этого участка учета с нарушением установленного порядка, за непредоставление либо несвоевременное предоставление налоговых деклараций, отчетов, расчетов и других документов, необходимых для исчисления и уплаты и других обязательных платежей. [13, с.246]

     Исходя из всего вышесказанного  можно определить цель ревизии расчетов с бюджетом по налогам и сборам как соблюдение правил платежной дисциплины, проверка реальности как дебиторской, так и кредиторской задолженности, числящейся на балансе; разработка рекомендаций по упорядочению расчетов, достоверности исчисления налогооблагаемой базы, соблюдению сроков, избежанию переплат и штрафных санкций. [17, с.221]

    Цель  определяет задачи ревизии расчетов с бюджетом по налогам и сборам. Можно выделить следующие задачи: проверка сокрытия или занижения объектов налогообложения; своевременности и точности исчисления налогов, сборов и иных платежей в бюджет и государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды; своевременности уплаты в бюджет причитающихся налогов и платежей; своевременности предоставления в ИГНК расчетов, отчетов и других необходимых документов; правильности отражения в учете и отчетности. [17, с.222]

    Организацию и порядок проведения ревизии  расчетов с бюджетом по налогам и  сборам можно подразделить на несколько  этапов.

    На  первом этапе проверки расчетов с  бюджетом по налогам и сборам ревизору необходимо изучить законодательные  и правовые акты, которые непосредственно  регулируют производственную и финансовую деятельность проверяемого субъекта хозяйствования (смотри главу 2).

    Операции  по расчетам с бюджетом по налогам  и сборам связана с другими  участками учета, такими как учет затрат, учет расчетов, учет финансовых результатов и др. Эта взаимосвязь  обусловлена необходимостью определения  базы налогообложения и источников покрытия, а также установления правильности и полноты расчетов. В связи с этим проверке подлежит практически весь документооборот организации. Поэтому ревизору необходимо проверить четыре уровня бухгалтерского налогового учета:

Информация о работе Ревизия расчетов с бюджетом по налогам и сборам