Регистрация и учет налогоплательщиков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 16:10, курсовая работа

Описание

Таким образом, целью курсовой работы является рассмотрение регистрации и постановки на налоговый учет налогоплательщиков, как определенного института, являющегося одной из мер государственного регулирования экономики через налоговое администрирование деятельности хозяйствующих субъектов.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. разобрать основные этапы государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
2. рассмотреть порядок постановки на налоговый учет налогоплательщиков;
3. рассмотреть особенности постановки на налоговый учет крупнейших налогоплательщиков и иностранных организаций

Работа состоит из  1 файл

ДИПЛОМ 1.docx

— 47.27 Кб (Скачать документ)

Заявление о постановке на учет подается в течение 1 месяца со дня создания обособленного подразделения в налоговый орган по месту нахождения этого обособленного подразделения в налоговый орган по месту нахождения этого обособленного подразделения.

В случае если несколько  обособленных подразделений организации  находятся в одном муниципальном  образовании на территории, подведомственной разным налоговым органам, постановка организаций на учет может осуществлена налоговым органом по месту нахождения одного из ее обособленных подразделений, определяемому организацией самостоятельно. Осуществляя постановку на учет организаций по месту нахождения обособленного подразделения, налоговый орган обязан в течение 5 дней со дня предоставления всех необходимых документов осуществить все процедуры, предусмотренные для постановки на учет, в тот же срок выдать организации уведомление о постановке на учет в данном налоговом органе.

В случае принятия организацией решения о прекращении деятельности (закрытии) своего обособленного подразделения  снятие с учета организации по месту нахождения этого обособленного  подразделения осуществляется налоговым  органом по заявлению налогоплательщика  в течение 10 дней со дня подачи такого заявления, но не ранее окончания  выездной налоговой проверки в случае ее проведения.

О постановке на учет (снятии с учета) организации по месту  нахождения обособленного подразделения  выдается соответствующее уведомление.

В обязательном порядке подлежат постановке на учет налоговых инспекциях не только организации и ИП, но и  физические лица, не являющиеся ИП (частные  нотариусы, адвокаты). Они ставятся на учет в налоговых органах по месту жительства физические лица на основе информации, предоставляемой  в налоговую инспекцию уполномоченными  органами:

- для нотариусов - от органов  юстиции, выдающих лицензии на  право нотариальной деятельности;

- для адвокатов - от  адвокатских палат субъектов  РФ о внесении сведений в  реестр адвокатов субъектов РФ,

либо на основе заявления  физические лица.

Физические лица, место  жительства которых для целей  налогообложения определяются по месту  их пребывания, вправе обратится в  налоговый орган по месту своего пребывания с заявлением о постановке на учет в налоговом органе.

Изменения в сведениях  об организациях или индивидуальных предпринимателях подлежат учету налоговым  органом по месту нахождения организации  или по месту жительства индивидуального  предпринимателя на основании сведений, содержащихся соответственно в едином государственном реестре юридических  лиц, едином государственном реестре  индивидуальных предпринимателей.

Снятие налогоплательщика  с учета также подтверждается документом, форма которого устанавливается  ФНС России.

Если организация или  индивидуальный предприниматель изменили место нахождения или место жительства, снятие с учета налогоплательщика  осуществляется налоговым органом, в котором налогоплательщик состоял  на учете на основании сведений, содержащихся соответственно в Едином государственном реестре юридических  лиц, Едином государственном реестре  индивидуальных предпринимателей.

Постановка на учет налогоплательщика  в налоговом органе по новому месту  нахождения или новому месту жительства осуществляется на основании документов, полученных от налогового органа по прежнему месту нахождения или прежнему месту  жительства налогоплательщика. Таким  налогоплательщикам свидетельство  о постановке на учет выдается (направляется) налоговым органом по новому месту  нахождения или месту жительства не позднее 5 дней с даты внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц или Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей.

В случае ликвидации или  реорганизации организации, прекращения  деятельности в качестве индивидуального  предпринимателя снятие их с учета  в налоговом органе осуществляется на основании сведений, содержащихся соответственно в Едином государственном  реестре юридических лиц, Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей.

При постановке на учет физических лиц в состав сведений об указанных лицах включаются также их персональные данные:

- фамилия, имя, отчество; дата и место рождения;

- место жительства; данные  паспорта или иного удостоверяющего  личность налогоплательщика документа;

- данные о гражданстве.

Особенности порядка постановки на учет иностранных организаций  в зависимости от видов получения  доходов устанавливаются Министерством  финансов Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 29.06.2004 №58-ФЗ) (п. 1 в ред. Федерального закона от 23.12.2003 №185-ФЗ)

Постановку на учет налогоплательщика  следует отличать от регистрации  юридического лица и индивидуального  предпринимателя, тем более что  выполняет обе функции ФНС  России. В большинстве случае, одно действие предшествует и является необходимым  следствием другого. Однако зачастую регистрации  юридического лица или индивидуального  предпринимателя не происходит, в  то время как постановка на учет в налоговом органе обязательна. Один из основных таких примеров - это  постановка на учет по месту нахождения обособленного подразделения. Исходя из ст. 11 НК РФ, обособленное подразделение - это любое территориально обособленное от организации отделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места (хотя бы одно). То есть факт отражения создания подразделения в учредительных документах организации не важен.

3. Особенности постановки  на налоговый учет крупнейших  налогоплательщиков и иностранных  организаций

Особенности постановки на налоговый учет крупнейших налогоплательщиков определены в Министерством финансов в Федеральном Законе от 29 июня 2004 года №58-ФЗ. В Налоговом кодексе несколько раз можно встретить понятие «крупнейшие налогоплательщики». НК РФ не просто упоминает таких налогоплательщиков, но еще и устанавливает для них дополнительные обязанности. Например, с 1 января 2008 года все налогоплательщики, отнесенные к категории крупнейших, должны подавать налоговые декларации в электронном виде.

Самое интересное, что НК РФ не определяет, какие конкретно  налогоплательщики и при каких  условиях подпадают под категорию  крупнейших. Такие критерии установлены  Приказом ФНС России от 16.05.2007 г.:

- суммарный объем начислений  федеральных налогов и сборов  согласно данным налоговой отчетности  в пределах от 75 млн. руб. до 1 млрд. руб. включительно;

- суммарный объем выручки  (дохода) от продажи товаров, продукции,  работ, услуг (форма №2 «Отчет  о прибылях и убытках» годовой  бухгалтерской отчетности, код показателя 010) и операционных доходов (форма  №2 «Отчет о прибылях и убытках»  годовой бухгалтерской отчетности, коды показателей 060, 080, 090, 120) находится  в пределах от 1 млрд. руб. до 20 млрд. руб. включительно;

- активы находятся в  пределах от 1 млрд. руб. до 20 млрд. руб. включительно;

- взаимозависимость между  организациями (организация может  оказывать влияние согласно ст. 20 НК РФ на условия или экономические результаты основного вида деятельности организации, имеющей высокие финансово-экономические показатели), а именно - одна организация непосредственно и (или) косвенно участвует в другой организации, и суммарная доля такого участия составляет более 20%.

Постановка на учет в одном  налоговом органе группы взаимозависимых  лиц, входящих в структуру холдингов, вертикально-интегрированных компаний, являющихся безусловными контрагентами  по отношении друг к другу, учитывая, что схемы товарно-финансовых потоков  внутри холдинговых компаний достаточно статичны, сокращает сроки и повышает качество контроля. К тому же появляется возможность осуществлять дополнительные контрольные мероприятия (встречные  проверки) в рамках одной инспекции.

Традиционно принятые способы  налоговых проверок дополняются  методами сравнительного анализа близких  по своим производственным и финансовым показателям организаций, входящих в разные финансово-промышленные группы. К обычному на практике налоговых  органов изучению финансово-хозяйственной  деятельности налогоплательщиков добавляется  анализ их основных производственных и технико-экономических показателей.

Сосредоточение в одной  инспекции сотрудников, специализирующихся на организациях отдельно взятой отрасли, умноженное на возможности межведомственного  сотрудничества, позволяет осуществлять единый методологический подход к налоговому администрированию крупнейших налогоплательщиков. К тому же концентрация в специализированной инспекции материалов судебно-арбитражной  практики дает возможность ее анализа  и последующего эффективного применения по аналогичным судебным делам.

При этом согласно п. 7 названных Критериев организация относится к категории крупнейших налогоплательщиков по показателям финансово-экономической деятельности за любой год из предшествующих трех лет, не считая последнего отчетного года, и сохраняет данный статус в течение трех лет, следующих за годом, в котором она перестала удовлетворять установленным критериям.

Главная особенность постановки на учет крупнейшего налогоплательщика  заключается в том, что такой  налогоплательщик подлежит постановке на учет в межрегиональной (межрайонной) инспекции ФНС по крупнейшим налогоплательщикам. В настоящее время уже существует 7 межрегиональных и 34 межрайонных инспекции

Приказом ФНС России от 27.09.2007 N ММ-3-09/553@ утверждены Методические указания для налоговых органов  по вопросам учета крупнейших налогоплательщиков - российских организаций.

В соответствии с Методическими  указаниями ФНС России ежегодно формирует  список организаций - крупнейших налогоплательщиков по финансово-экономическим показателям  их деятельности.

Постановка на учет таких  организаций в межрегиональной (межрайонной) инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам осуществляется согласно утвержденному графику, который  рассылается по подведомственным налоговым  инспекциям.

При этом п. 1 Особенностей постановки на учет крупнейших налогоплательщиков установлено, что постановка на учет крупнейшего налогоплательщика осуществляется в межрегиональной (межрайонной) инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам, к компетенции которой отнесен налоговый контроль за соблюдением данным крупнейшим налогоплательщиком законодательства о налогах и сборах.

Итак, рассмотрим процедуру  постановки на налоговый учет крупнейших налогоплательщиков.

В соответствии с п. 2 Особенностей постановки на учет крупнейших налогоплательщиков процедура постановки на учет крупнейшего налогоплательщика в указанной инспекции начинается с запроса межрегиональной (межрайонной) инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам у инспекции ФНС России, в которой крупнейший налогоплательщик состоит на учете по месту своего нахождения, заверенных в установленном порядке копий документов, содержащихся в учетном деле крупнейшего налогоплательщика, а также документов по налоговому контролю и лицевых счетов.

Положениями п. 3 Особенностей постановки на учет крупнейших налогоплательщиков установлено, что инспекция ФНС России по месту нахождения организации направляет запрашиваемые документы в соответствующую межрегиональную (межрайонную) инспекцию ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам в пятидневный срок после получения запроса.

Согласно Особенностям постановки на учет крупнейших налогоплательщиков налоговый орган направляет крупнейшему  налогоплательщику уведомление  о постановке на учет в налоговом  органе в качестве крупнейшего налогоплательщика. При этом установлен 5-дневный срок в течение которого межрайонная ФНС должна уведомить данную организацию.

Таким образом, отнесение  налогоплательщика к категории  крупнейших подтверждается уведомлением о постановке на учет в налоговом органе в качестве крупнейшего налогоплательщика.

После чего сведения о постановке на учет крупнейшего налогоплательщика  включаются в Единый государственный  реестр налогоплательщиков.

При постановке на учет крупнейшего  налогоплательщика в межрегиональной (межрайонной) инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам идентификационный  номер налогоплательщика (ИНН), присвоенный  в инспекции ФНС России по месту  нахождения организации, не изменяется. Межрегиональной (межрайонной) инспекцией ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам крупнейшему налогоплательщику  присваивается новый код причины  постановки на учет (КПП), первые четыре знака которого - код межрегиональной (межрайонной) инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам. Признак  отнесения организации к крупнейшему  налогоплательщику содержится в 5 и 6 знаках кода причины постановки на учет (КПП), имеющих значение 50.

Чем было обусловлено выделение  каких-то налогоплательщиков в особую группу? Налоги, уплачиваемые крупнейшими  налогоплательщиками, составляют существенную часть доходов бюджетов разных уровней. В то же время администрировать (то есть контролировать, проверять) уплату ими налогов достаточно сложно. Нужны, возможно, даже более квалифицированные  налоговые инспекторы.

Однако такое выделение  в особую группу может навести  на мысль о дискриминации - можно  ли устанавливать какие-то особые требования для какой-то категории налогоплательщиков? Этот вопрос рассматривал Конституционный  Суд РФ. Он пришел к выводу, что  все дополнительные материальные издержки, которые могут возникнуть у налогоплательщиков в связи с отнесением их к категории  крупнейших, являются «адекватными социально  необходимому результату при условии  их обоснованности и соразмерности  имущественному положению налогоплательщика». Правда, Конституционный Суд РФ указал, что при осуществлении контроля за уплатой крупнейшими налогоплательщиками налогов должна быть исключена возможность проведения контрольных процедур двумя налоговыми органами.

Информация о работе Регистрация и учет налогоплательщиков