Прямое налогообложение и формирование доходов бюджетной системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 13:22, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы – определение сущности прямого налогообложения и доходов бюджетной системы, анализ динамики бюджетных доходов, рассмотрение возможных путей совершенствования налоговой системы РФ .

Основные задачи исследования:
изучить сущность прямого налогообложения в Российской Федерации, а также характеристика основных прямых налогов, поступающих в федеральный бюджета России;
раскрыть экономическую значимость налогов в формировании бюджета;
анализ структуры и динамики бюджетных доходов;
определение перспектив совершенствования структуры налоговых доходов бюджетной системы.

Объектом данной курсовой работы является бюджетная система, налоговая система Российской Федерации, а предметом исследования – налоги и доходы бюджетов различных уровней бюджетной системы Российской Федерации.

Работа состоит из  1 файл

Введение.docx

— 402.84 Кб (Скачать документ)

     На  рисунке 1 представлено графическое  изображение динамики исполнения доходов  консолидированного бюджета РФ (млрд. руб.)

     

     Рисунок 1 – Динамика исполнения доходов консолидированного бюджета РФ (млрд. руб.)

     Из  таблицы 2 и рисунка 1 видно что динамика исполнения доходов консолидированного бюджета РФ за период с 2005 года по октябрь 2010 года носит скачкообразный характер. Наибольшее значение исполнение доходов консолидированного бюджета было в июле 2008 года, что в денежном выражении составило 2156,4 млрд.руб., а наименьшее значение исполнение доходов консолидированного бюджета было в июле 2007 года, что в денежном выражении составило 1142,5 млрд.руб. В 2009 году наибольшее значение исполнение доходов консолидированного бюджета было в декабре и составило 1728,1  млрд.руб., а наименьшее значение исполнение доходов консолидированного бюджета было в феврале и составило 829,7 млрд.руб.

     Структура доходов консолидированного бюджета  РФ за 2009 год представлена на рисунке 2.

     

     Рисунок 2 - Структура доходов консолидированного бюджета РФ за 2009 год

     Как следует из рисунка 2 , в бюджетных  доходах РФ главенствуют налоговые доходы. Наиболее весомыми доходами бюджета являются косвенные налоги — налог на добавленную стоимость и акцизы (около 18%). Если к ним прибавить импортные и экспортные пошлины, то их доля возрастает до 37%.

     Неналоговые доходы бюджета не превышают 10%. В  их числе наиболее значительны поступления  от целевых бюджетных фондов (6%) и  доходы от продажи принадлежащего государству  имущества (3 %). Бывшие когда-то весомым источником доходы от внешнеэкономической деятельности составляют примерно лишь 1,5%.

     Следует отметить, что в консолидированный  бюджет Российской Федерации мобилизуется примерно 42—43% всех финансовых ресурсов, создаваемых в государстве. 

     2.2.Анализ  доходов федерального  бюджета  за 2009 год 

     Всего в 2009 году (по предварительным данным) в федеральный бюджет поступило 3 012,4 млрд. рублей администрируемых доходов, что на 26% меньше, чем в 2008 году.

     

     Показатели, заложенные на 2009 год в Федеральном  законе «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» в части ФНС России, выполнены. Бюджет получил дополнительно 402 млрд. рублей.

     Основная  масса администрируемых ФНС России доходов федерального бюджета обеспечена поступлениями НДС (39%), налога на добычу полезных ископаемых (33%), ЕСН (17%) и налога на прибыль (6%).

     

     Поступления налога на прибыль  организаций в федеральный бюджет в 2009 году составили 195,4 млрд. рублей. По сравнению с 2008 годом поступления снизились в 3,9 раза.

     Снижение  поступлений обусловлено ухудшением результатов финансово-хозяйственной  деятельности организаций и снижением  с 2009 года ставки налога, зачисляемого в федеральный бюджет, с 6,5% до 2 процентов.

     Поступления единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет, в 2009 году составили 509,8 млрд. рублей и по сравнению с 2008 годом выросли на 3 млрд. рублей, или на 1%.

     Поступления налога на добавленную  стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые  на территории Российской Федерации, в 2009 году составили 1 176,6 млрд. рублей и по сравнению с 2008 годом выросли на 18%.

     Налога  на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации из Республики Беларусь, поступило в 2009 году 30,6 млрд. рублей, что на 24% меньше, чем в 2008 году.

     Поступления по сводной группе акцизов в федеральный бюджет составили в 2009 году 81,7 млрд. рублей и снизились относительно 2008 года на 35%.

     Снижение  поступлений по сводной группе акцизов  в федеральный бюджет обусловлено  изменением законодательства в части  акцизов на нефтепродукты. С 2009 года уплата акцизов на автомобильный  бензин, дизельное топливо и моторные масла осуществляется в бюджет субъекта Российской Федерации в полном объеме.

     Налога  на добычу полезных ископаемых (далее  – НДПИ) в 2009 году поступило в федеральный бюджет 981,5 млрд. рублей, в том числе на добычу нефти – 887,6 млрд. рублей, газа горючего природного – 75,0 млрд. рублей, газового конденсата – 6,6 млрд. рублей.

     По  сравнению с 2008 годом поступления  НДПИ снизились в 1,6 раза, что обусловлено  снижением цены на нефть (с 98,2$ в декабре 2007 года – ноябре 2008 года до 57,8$ в  декабре 2008 года – ноябре 2009 года, или  в 1,7 раза).

     Страховых взносов, зачисляемых  в Пенсионный фонд Российской Федерации, в 2009 году поступило 1 267,7 млрд. рублей, что на 1% больше, чем в 2008 году.

     В Фонд социального  страхования (без учета суммы расходов, произведенных налогоплательщиками на цели государственного социального страхования (суммы выплаченных пособий по временной  нетрудоспособности, по беременности и родам и др.)) в 2009 году поступило 61,5 млрд. рублей, что на 17% меньше, чем в 2008 году.

     В Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в 2009 году поступило 89,8 млрд. рублей, что на 1% больше, чем в 2008 году.

     В территориальные  фонды обязательного  медицинского страхования в 2009 году поступило 162,2 млрд. рублей, что соответствует уровню 2008 года. 

     2.3 Анализ исполнения доходной части областного бюджета Смоленской области за девять месяцев 2010 года

     Общая сумма доходов  областного бюджета за 9 месяцев 2010 года составила 16 225 154,2 тыс. Рублей или 76,5 процента к годовым плановым назначениям (21 219 195,9 тыс. Рублей). Налоговые и  неналоговые доходы областного бюджета  за 9 месяцев 2010 года (без учета возврата остатков субсидий и субвенций прошлых  лет) исполнены в сумме 9 797 544,2 тыс. Рублей или на 74,3 процента к утвержденным годовым бюджетным назначениям (13 189 876,8 тыс. Рублей).

     По  сравнению с соответствующим  периодом 2009 года (7 921 097,0 тыс. Рублей) поступления  доходов (налоговых и неналоговых  без учета возврата остатков субсидий и субвенций прошлых лет) областного бюджета возросли на 1 876 447,2 тыс. Рублей или на 23,7 процента. Рост фактических  поступлений обеспечен за счет основных доходных источников: налога на прибыль  организаций (рост на 29,6 процента), налога на доходы физических лиц (рост на 15,9 процента), акцизов (рост на 40,4 процента), налога, взимаемого в связи с применением  упрощенной системы налогообложения, (рост на 11,5 процента) и налога на имущество  организаций (рост на 8,7 процента).

     Налоговые доходы за 9 месяцев 2010 года исполнены  в сумме 9 564 775,0 тыс. Рублей или на 74,2 процента к утвержденным годовым  бюджетным назначениям (12 884 923,4 тыс. Рублей).

     Неналоговые доходы за 9 месяцев 2010 года исполнены  в сумме 232 769,2 тыс. Рублей или на 76,3 процента к годовым бюджетным  назначениям (304 953,4 тыс. Рублей).

     По  сравнению с соответствующим  периодом прошлого года (134 242,5 тыс. Рублей) поступления неналоговых доходов  возросли на 98 526,7 тыс. Рублей или в 1,7 раза в основном за счет увеличения поступлений платежей при пользовании  природными ресурсами.

     Из  общей суммы доходов безвозмездные  поступления за 9 месяцев 2010 года составили 6 609 494,7 тыс. Рублей или 40,7 процента от общего объема доходов. Поступление финансовой помощи из федерального бюджета увеличилось  на 459 587,0 тыс. Рублей по сравнению с  аналогичным периодом 2009 года.

     По  формам межбюджетных трансфертов поступления  из федерального бюджета составили: - дотации от других бюджетов бюджетной  системы российской федерации в  сумме 1 947 448,0 тыс. Рублей, субсидии от других бюджетов бюджетной системы российской федерации в сумме 1 355 023,3 тыс. Рублей, субвенции от других бюджетов бюджетной  системы российской федерации в  сумме 2 226 132,0 тыс. Рублей, иные межбюджетные трансферты от федерального бюджета  в сумме 130 667,3 тыс. Рублей.

     Безвозмездные поступления в бюджеты субъектов  российской федерации от государственной  корпорации фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства  на обеспечение мероприятий по капитальному ремонту многоквартирных домов - в сумме 949 366,8 тыс. Рублей. По сравнению  с аналогичным периодом 2009 года поступление  увеличилось на 30 853,3 тыс. Рублей.

     Областным законом «об областном бюджете  на 2010 год» установлен предельный размер дефицита областного бюджета в сумме 4 356 979,7 тыс. Рублей. Фактически за 9 месяцев  текущего года областной бюджет исполнен с профицитом в сумме 457 614,6 тыс. Рублей.

 

     

     3. Текущее состояние,  проблемы и перспективы  реформирования налоговой  системы Российской  Федерации

     3.1. Проблемы реформирования  налоговой системы

     Во  всех развитых странах основными  стимулами к реформированию налогообложения  является стремление превратить налоговую  систему в образец справедливости, простоты, эффективности и снять  все налоговые преграды на пути экономического роста.

     В России определены приоритетные направления  налоговой политики, которые сводятся к формированию стимулов к повышению  собираемости налогов. Налоговая система  является одним из наиболее действенных  инструментов экономической политики государства. С одной стороны, она  обеспечивает формирование доходных источников бюджетов всех уровней. С другой стороны, меняя объемы финансовых ресурсов хозяйствующих  субъектов, государство влияет на экономическое  поведение налогоплательщиков, реализуя тем самым регулирующую функцию  налогов.

     Проводимая  в России налоговая реформа является одним из важнейших факторов обеспечения  экономического роста, развития предпринимательской  активности, ликвидации теневой экономики, привлечения в Россию полномасштабных  иностранных инвестиций. Само понятие  «реформа» несет в себе смысл  переустройства чего-нибудь, в какой  либо сфере общественной жизни, области  знаний.

     Необходимость проведения налоговых реформ объясняется  следующими фактами, во-первых, налоговое  законодательство по-прежнему претерпевает серьезные изменения. Проведение налоговой  реформы должно быть основано на научных  концепциях, должна быть четко установлена  цель реформы. Во-вторых, отсутствует  «системность» проведения реформ, которая  означает, что реформирование налоговой  системы должно проводиться комплексно, параллельно с проведением других реформ, таких, как административная, судебная. В-третьих, имеющиеся недостатки во многом обусловлены том, что при  разработке концепции налоговой системы, налогового законодательства в полной мере не был обеспечен комплексный подход к проблеме налогообложения; не были учтены сложные взаимосвязи всех участников общественных отношений, складывающихся в процессе установления и взимания налогов. Отсутствие комплексного подхода при формировании налоговой системы РФ приводит к обострению экономических и социальных противоречий, бегству капитала за рубеж, развитию теневой экономики.

     Причинами такого состояния налогового законодательства можно назвать следующие:

  1. В науке налогового права нет концептуального единства. Отмечаются многовариантность, разнонаправленность, разноуровневость и коллизионность концептуальных подходов к построению как отдельных институтов налоговых законов, так и всей системы актов в области финансовой деятельности государства.
  2. Несовершенство налогового законодательства, связанное с текущими потребностями практики. И это главная проблема совместимости проводимой налоговой политики и стремительно развивающейся экономики.

     Таким образом, любая налоговая реформа  должна быть связана с совершенствованием налоговых правовых институтов.

     3.2. Основные направления  совершенствования  налоговой системы  Российской Федерации

     Период  кардинальных изменений налоговой  системы подходит к концу. На современном  этапе реформирования налоговой  системы приоритетное внимание уделяется  решению проблем повышения эффективности  налогового администрирования, в том  числе налогового контроля как главной  его составляющей.

Информация о работе Прямое налогообложение и формирование доходов бюджетной системы