Проблемы развития и совершенствования налоговой системы России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 22:52, курсовая работа

Описание

Целью работы является изучение экономической сущности налога, его видов и функций и рассмотрение проблем и перспектив развития налоговой системы России.
Исходя из цели в работе поставлены следующие задачи:
раскрыть сущность налогов;
рассмотреть основные виды и функции налогов;
проанализировать состояние налоговой системы России.

Содержание

Введение 3
Налог: экономическая сущность, виды, функции 5
1.1. Экономическая сущность налога 5
1.2. Классификация налогов 9
1.3. Функции налогов 13
Налоговая система и анализ действующей налоговой системы России 20
2.1. Понятие и общая характеристика налоговой системы 20
2.2. Анализ действующей налоговой системы России 22
3. Проблемы развития и совершенствования налоговой системы России 25
3.1. Проблемы развития налоговой системы России 25
3.2. Совершенствования налоговой системы России 26
Заключение 31
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа1.docx

— 90.16 Кб (Скачать документ)

     Регрессивные  ставки уменьшаются с увеличением налоговой базы. В РФ регрессивные ставки применяются по единому социальному налогу.

     Налоговым периодом признается календарный год. Исчисление налога производится с начала календарного года по истечении каждого месяца с суммы начисленной оплаты труда по всем основаниям, уменьшенной в установленном порядке. По действующему законодательству удержание налога и его перечисление в бюджет производится предприятием по истечении каждого месяца.[4]

     Льготами  по налогам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков определенные законодательством преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налоги или уплачивать их в меньшем размере.

     Действующим законодательством предусмотрена  следующая система льгот:

  • необлагаемый минимум;
  • освобождение от уплаты налогов некоторых лиц или категорий налогоплательщиков;
  • снижение налоговых ставок;
  • изъятие из налогообложения отдельных элементов объекта налога.

     Например, малые предприятия при переходе на упрощенную систему налогообложения  освобождаются от уплаты налога на добавленную стоимость, налога на прибыль, единого социального и налога на имущество. Граждане, имеющие на своем попечении несовершеннолетних детей или осуществляющие благотворительные взносы в некоммерческие организации, имеют право на необлагаемый минимум при расчете налога на доходы физических лиц и др.

     Существует  несколько способов уплаты налогов.

     Кадастровый способ предполагает использование кадастра реестра, который устанавливает типичный перечень объектов, классифицируемых по внешним признакам. С его помощью определяется средняя доходность объекта налогообложения.

     Взимание  налога у источника  дохода называют безналичным способом уплаты налога, т.е. налогоплательщик получает доход за вычетом удержанного налога.

     Взимание  налога по декларации по налогу на доходы физических лиц представляет собой изъятие налога после его получения. Однако в большинстве случаев подача декларации является отчетным действием.

     Административный  способ предусматривает возможность уплаты налога на основании налогового уведомления, выписанного налоговым органом.

     Для каждого налога существует свой порядок уплаты.

    • Единовременный платеж в течение определенного времени после окончания отчетного периода.

     Например, по единому налогу на вмененный доход  отчетным периодом установлен квартал. Декларацию нужно подавать ежеквартально  до 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, а уплачивать налог  по декларации — до 25-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.

    • Единовременный платеж не позднее подачи декларации или одновременно с ней.
    • Авансовые платежи в течение всего налогового периода и соответствующая доплата (или возмещение) в течение определенного времени после окончания налогового периода

     Под сроком уплаты налога подразумевается  конкретная дата, в течение которой  налогоплательщик обязан фактически внести налог в бюджет соответствующего уровня. Сроки уплаты налогов подразделяются на декадные, ежемесячные, квартальные, годовые.

     Перечисленные элементы представляют собой объединяющее начало для всех налогов. С помощью  этих элементов в законах о  налогах, собственно, и устанавливается  вся налоговая процедура, предусматривающая  порядок и условия расчета  налога. Важно, что само понятие каждого  элемента налога универсально, оно  используется в налоговых процессах  всеми странами. Эти элементы налога использовались уже в древних  государствах с момента его зарождения.[7] 
 

    1. Классификация налогов

     Классификация налогов – это их группировка, обусловленная определёнными целями и задачами.

     Любая классификация субъективна, т.к. зависит  от мнения её разработчика и тех  целей, которые он ставит перед собой. Однако множественность налогов  объективна т.к. позволяет уловить  платёжеспособность налогоплательщиков; отразить разнообразие форм доходов, сделать  общее налоговое бремя психологически менее заметным и т.п.

      Тем не менее, в налоговой теории для общих сопоставлений налогов применяется так называемая традиционная классификация, которая включает разные по содержанию, назначению признаки группировки налогов (рисунок 7)

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рисунок 7 – Классификация налогов

     Федеральными признаются налоги и сборы, которые установлены НК РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ.

     Региональными признаются налоги, которые установлены НК РФ и законами субъектов РФ и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ.

     Местными признаются налоги, которые установлены НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.

     Обязательные налоги устанавливаются федеральными законами и взимаются на всей территории РФ независимо от бюджета, в который они поступают. В РФ обязательными являются все федеральные налоги и налог на имущество физических лиц.

     Факультативные налоги предусмотрены НК РФ, однако непосредственно вводятся на территориях субъектов РФ или муниципальных образований соответствующими законами субъектов РФ или нормативными правовыми актами муниципальных образований.

     Общие (абстрактные, немаркированные) налоги, поступая в бюджет любого уровня, обезличиваются и расходуются на цели, определённые приоритетами соответствующего бюджета.

     Специальные (целевые, маркированные) налоги имеют заранее определённое целевое назначение и строго закреплены за определёнными видами расходов.

     Прямые налоги – это налоги, взимаемые непосредственно с дохода или имущества налогоплательщика. В этом случае основанием для налогообложения служат факты получения доходов и владения имуществом налогоплательщиком, а налоговые отношения возникают непосредственно между налогоплательщиком и государством.

     Косвенные налоги взимаются в процессе оборота товаров (работ, услуг), при этом они включаются в виде надбавки к цене или тарифу, которая оплачивается конечным потребителем (носителем налога). Производитель товара (работы, услуги) при их реализации получает с покупателя цену и сумму налога в виде надбавки к цене, которую в последующем перечисляет государству.

     Натуральные – уплачиваются вещами, определяемыми родовыми признаками, например, часть собранного урожая, добытой продукции (передаваемой недропользователями государству по соглашению о разделе продукции) (обычно используется в период экономических кризисов или расстройства денежной системы). Например, продналог (в 1925 г. был заменён денежным налогом).

     Денежные  налоги – выплачиваются только деньгами.

     При окладных налогах их сумма (оклад) устанавливается для каждого отдельного налогоплательщика налоговым органом, и обязанность уплаты налогов возникает только после получения плательщиком соответствующего распоряжения (налогового уведомления).

     Неокладные  налоги исчисляются и уплачиваются налогоплательщиками самостоятельно.

     Активные налоги характеризуются тем, что их объект, предмет, налоговая база и источник выплаты формируются в результате текущей хозяйственной и производственной деятельности налогоплательщика (например, ННП, все косвенные налоги). Эти налоги называются активными, т.к. они сориентированы на результаты активной деятельности налогоплательщика.

     При пассивных налогах объект и предмет налога не связан с поведением или деятельностью налогоплательщика. Налог не увязывается с результатом деятельности налогоплательщика. Источник налога не связан с предметом, объектом и налоговой базой.

     В качестве объекта таких налогов  может выступать некоторое состояние  субъекта (например, факт обладания  вещью, безбрачие, отсутствие детей  и т.п.).

     Раскладочные налоги – это налоги, в основе определения налоговой ставки которых лежит задача получения конкретной суммы средств для финансирования определённых расходов, и далее эта сумма на основе какого-либо принципа «раскладывается» на налогоплательщиков.

     Количественные налоги исходят из необходимости сформировать определённый фонд денежных средств. Предполагается, что эти налоги учитывают возможность налогоплательщика уплатить налог.

     Классификация налогов по элементам предполагает в качестве группировочного признака рассматривать определённый элемент  налога, например по субъекту налоги подразделяются :

  • на налоги, взимаемые только с организаций;
  • налоги, взимаемые только с физических лиц;
  • смешанные налоги (взимаются как с организаций, так и с физических лиц)      по срокам уплаты;
  • срочные;
  • периодические и т.п.

     Персонифицированные налоги – это налоги, основу юридической конструкции которых составляет субъект. Например, основу юридической конструкции налога на прибыль составляют характеристики налогоплательщика (резидентство, сфера деятельности и т.п.).

     Пообъектные налоги – это налоги, основу юридической конструкции которых составляет объект (например, право собственности на имущество).[6] 

3.1. Функции налогов

     Функция налога — это проявление его сущности в действии, способ выражения его  свойств. Функция показывает, каким  образом реализуется общественное назначение данной экономической категории  как инструмента стоимостного распределения  и перераспределения доходов  государства. Отсюда возникает главная  распределительная функция налогов, отражающая их сущность как особого  централизованного звена распределительных  отношений.[17]

       Вопрос о роли и функциях налогов всегда был и продолжает оставаться предметом острейшей научной полемики. Выполняют ли налоги исключительно фискальную функцию, или налогам присущ многофункциональный характер? Аргументация ответов на этот вопрос и составляет стержень полемики.

     Итак, функции любой экономической  категории должны раскрывать ее сущность и внутреннее содержание, а также  выражать общественное назначение данной категории. Функции налогов должны раскрывать сущностные свойства и внутреннее содержание  налога как экономической  категории, а также выражать общественное назначение налогообложения как  основы перераспределительных отношений  в процессе создания общественного  богатства и способа мобилизации  финансовых ресурсов в распоряжение государства.

     В экономической среде до сих пор  нет единого мнения о составе  и содержании налоговых функций. Следует отметить, что проблема эта  далеко не академическая. Функциональная определенность налогообложения крайне важна в прикладном аспекте. Она  предопределяет особенности построения налогов, характер их действия и сферу  применения, формируя, таким образом, направленность налоговой политики. Существующие подходы к проблеме налоговых функций можно условно разделить на три группы.

     Некоторые исследователи настаивают исключительно на фискальной функции налогов, в частности И. В. Горский.[10] По его мнению, в ней смысл, внутреннее предназначение, логический и исторический движитель налога. Только фискальная функция за свою многовековую эволюцию налогов осталась неизменной. Она самодостаточна, естественным образом находит свое собственное воспроизводство в развитии экономики и не нуждается в «регулирующих» противовесах.

Информация о работе Проблемы развития и совершенствования налоговой системы России