Принципы налогообложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 00:14, курсовая работа

Описание

Цель работы заключается в изучении понятия и основ принципов и механизма налогообложения современной России и выработке мероприятий по ее совершенствованию.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Основы построения налогов и принципы налогообложения
Развитие принципов налогообложения 5
Виды и содержание принципов налогообложения 9
Функции принципов налогообложения 14

Глава 2. Механизм налогообложения

2.1. Содержание механизма налогообложения 20

2.2. Состояние механизма налогообложения в России 25

Заключение 30

Список использованных источников 33

Работа состоит из  1 файл

Принципы налогообложения.doc

— 288.50 Кб (Скачать документ)

     Подлежащая  уплате сумма налога уплачивается (перечисляется) налогоплательщиком или налоговым агентом в установленные сроки. По смыслу данной нормы налоговый орган не вправе принять исполнение, предложенное за налогоплательщика (иное обязанное лицо) третьим лицом. Следует учитывать исключения, установленные законодательством из этого общего правила, когда обязанность по уплате налога основывается на изменении налоговым органом: юридической квалификации сделок, заключенных налогоплательщиком с третьим лицом; юридической квалификации статуса и характера деятельности налогоплательщика. НК РФ не связывает неразрывно две обязанности налогоплательщика: уплатить на- лог и представить в налоговый орган налоговую декларацию и иные документы.

     Уплата  налогов производится в наличной или безналичной форме. При отсутствии банка налогоплательщик или налоговый  агент, являющиеся физическими лицами, могут уплачивать налоги через кассу сельского или поселкового органа местного самоуправления либо через организацию связи Государственного комитета РФ по связи и информации. Такой выбор закон предоставляет только гражданам, юридические же лица императивно обязываются производить налоговые платежи в безналичной форме.

     Конкретный  порядок уплаты налога устанавливается  применительно к каждому налогу. Порядок уплаты федеральных налогов  устанавливается НК РФ. Порядок уплаты региональных и местных налогов  устанавливается, соответственно, законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в соответствии с НК РФ. По федеральным налогам все элементы налогообложения устанавливаются актами федерального законодательства (ч. 2 НК РФ). Что касается региональных и местных налогов, то в соответствии с НК РФ часть элементов налогообложения по ним предусматривается Кодексом, другая часть - на региональном и местном уровне соответственно.

     Уплата  налога по операциям, признаваемым объектом налогообложения на территории РФ, производится по итогам каждого налогового периода исходя из фактической реализации (передачи) товаров за истекший налоговый период не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. 

2.2. Состояние  механизма налогообложения в  России 

      Сбор  налогов - это первостепенная функция государства. Она создает финансовый фундамент для осуществления всех функций, обеспечивая членам общества конституционные гарантии в области здравоохранения, образования, социального обеспечения, охраны правопорядка.

      Собираемость налогов определяется прежде всего состоянием экономики. Если уровень налоговых изъятий превышает возможности экономики, то возникают объективные предпосылки для образования недоимки, что особенно характерно для стран с переходной экономикой.

      Особое беспокойство вызывает нарушение налогового законодательства, при том что налоговые органы проводят активную работу по своевременному информированию налогоплательщиков об изменениях, происходящих в налоговом законодательстве.

      Проведена определенная работа по объединению платежей, исчисляемых от одной базы (в частности, введение единого социального налога, единой ставки подоходного налога), а также по упрощению механизма исчисления и взимания налогов. Но даже с учетом проделанной работы существующий механизм налогообложения является достаточно сложной системой. Поэтому продолжается работа по упрощению механизма налогообложения, в том числе и в отношении платежей, устанавливаемых региональными (субъектами РФ) и местными органами.

      Совершенствование налоговой системы происходит в направлении последовательного снижения налогового бремени с переориентацией налоговой нагрузки на конечного потребителя. Это благотворно 'влияет на улучшение финансового состояния предприятии и, как следствие, на их налоговую дисциплину.

      При разработке налоговой политики необходимо ясно сознавать ее целевую направленность. Либо мы ставим во главу угла увеличение притока денег в казну посредством усиления налогового давления, замедляя процессы экономического роста, либо ориентируемся на налогообложение, стимулирующее экономический рост и привлечение инвестиций.

      До  настоящего времени сохраняются  значительные объемы государственного субсидирования отдельных отраслей с целью осуществления структурной перестройки экономики, а также технической реконструкции и модернизации производства. Если учесть встречные потоки денежных средств из бюджета на развитие экономики, то уровень реальной налоговой нагрузки будет гораздо ниже. Можно утверждать, что в экономике имеются дотационные отрасли - жилищного, коммунального и сельского хозяйства, которые получают от государства дотаций больше, чем платят в бюджет.

      Увеличение  налоговой нагрузки нельзя рассматривать  как позитивный фактор, поскольку рост налогового бремени не только отрицательно влияет на темпы экономического, роста, но и побуждает предприятия и население скрывать полученные доходы. Пришедший на смену административному регулированию рыночный механизм формирования цен делает бесперспективным дальнейший упор на косвенные налоги, поскольку он способен привести лишь к новому витку инфляции, снижению конкурентоспособности продукции отечественных производителей и, соответственно, потере завоеванных позиций на внутренних и внешних' рынках.

     Обеспечение экономической и, в частности, бюджетной  безопасности России и ее регионов правомерно связывается с уровнем собираемости налогов, так как чем выше собираемость налогов, тем эффективнее налоговая система страны.

     Согласно  оценке уровня собираемости налогов  в России, определяемой в виде отношения реального объема налоговых поступлений в бюджет страны к рациональному объему, в стране наблюдается недобор налоговых сборов, который следует повысить примерно на 30 процентов14.

       Рассмотрим основные направления совершенствования механизма налогообложения.

     Следует повышать собираемость в целом, что достижимо без увеличения налоговой нагрузки на тех товаропроизводителей, которые платят налоги в предусмотренных налоговым законодательством нормах. Увеличение собираемости должно достигаться в этом смысле не за счет увеличения налоговых ставок, а путем расширения базы налогообложения тех налогоплательщиков, которые искусственно занижают или скрывают объекты налогообложения.

     Имеется реальная возможность приближения  уровня сбора налогов к рациональному посредством устранения множества необоснованных льгот, повышения качества системы управления налогами, учета и контроля. Одной из серьезных проблем в системе налоговых льгот являются их недостаточная обоснованность и наличие у налогоплательщиков возможностей манипулировать льготами для снижения налогов. Предоставление льгот должно быть увязано с системой государственных приоритетов.

       Отмена льгот для некоторых  категорий налогоплательщиков, действительно в них нуждающихся, должна производиться постепенно.

     Необходимо  увеличить поступления налогов на землю, имущество, природные богатства (рентных платежей) как от юридических, так и от физических лиц.

     Следует стремиться к укреплению налоговой  дисциплины. В качестве меры борьбы с теневыми оборотами необходимо ужесточение ценового контроля сделок. Для этого нужно регулярно публиковать данные о рыночных ценах, особенно для экспортных сделок, и использовать эти данные для расчета налоговых обязательств. По нашему мнению, исполнение требований налогового законодательства о ценовом контроле налогообложения в настоящее время усложнено необходимостью учитывать влияние на уровень цен многочисленных рыночных факторов. Опыт применения методов ценового контроля в 90-х годах показывает, что эта работа не всегда была целесообразной, а в отдельных случаях вступала в противоречие с принципами хозяйственных отношений в рыночной экономике. Для эффективного применения контроля за уровнем цен необходимо детальное обоснование методов ценового контроля и способов пересчета показателей для целей налогообложения.

     Фактическую собираемость налогов можно повысить посредством совершенствования налогового администрирования. Налоговое администрирование должно обеспечивать максимально возможный сбор налогов при минимизации затрат на их сбор.

     Необходимо  создавать на всех уровнях управления организационных структур по работе с налогоплательщиками, что позволит предоставлять услуги, основанные на унифицированной методологии, расширить их спектр и повысить качество на всей территории России.

     Следует увеличить количество автоматизированных рабочих мест, специализированных инспекций по централизованной обработке данных. Так, в течение 2002-2003 г.г. созданы пять межрайонных инспекций по централизованной обработке данных в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде. В настоящее время формируется региональные информационные ресурсы, в том числе ЕГРН и ЕГРЮЛ, с целью использования в контрольных мероприятиях, обработке деклараций и другой отчетности, представляемой как организациями, так и физическими лицами, а также выполнению других функций.

     Создание  единой телекоммуникационной сети и  обеспечение налоговых органов новыми системными программными средствами и оборудованием будет способствовать совершенствованию налогового администрирования на всех уровнях управления.

     Значительная  часть высокого бремени налогообложения российских товаропроизводителей, предпринимателей проистекает не от высоких налоговых ставок, а от поборов со стороны государственных и муниципальных служб, чиновников, рэкета.

     Это своеобразные «налоги», порождаемые  коррумпированностью аппарата управления, слабым действием закона, вносимые не в государственный и муниципальный бюджеты, а в карманы дельцов, взяточников. Но такие поборы служат дополнительной нагрузкой на товаропроизводителей, предпринимателей, которые с большим удовольствием отдавали бы затрачиваемые на подкуп деньги в государственную казну. Перекрытие подобных каналов утечки способствовало бы снижению подлинно налоговых недоплат и повышению уровня собираемости налогов без увеличения государственного налогового гнета.    
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

 

      В заключении курсовой работы необходимо отметить основные моменты. Итак, налоги в нашей жизни определяют многое, от того, сколько их будет собрано, зависит благополучие страны, региона, конкретного города. В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов.

      В сложное для нашей страны время  налоги играют немалую роль в укреплении экономической позиции России. Налоговой системе отводится важное место среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.

      В условиях перехода от административно-директивных  методов управления к экономическим резко возрастает роль и значение налоговой системы как регулятора рыночной экономики, поощрения и развития приоритетных отраслей народного хозяйства, через налоги государство может проводить энергичную политику в развитии наукоемких производств и ликвидации убыточных предприятий.

      Важнейшими  из принципов налогообложения являются:

      1) принцип всеобщности - это когда  публично-правовая обязанность платить законно установленные налоги распространяется на всех лиц, признаваемых НК РФ. Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из политических, идеологических, этнических, конфессиональных и иных различий между плательщиками налогов;

      2) принцип равенства - в социальном  государстве в отношении обязанности платить законно установленные налоги предполагает, что равенство должно достигаться посредством справедливого перераспределения налогового бремени путем дифференциации ставок налогов и предоставления льгот. Налоги, не учитывающие финансового потенциала различных слоев плательщиков, создают социальное неравенство при взыскании формально равной суммы с плательщиков;

      3) принцип соразмерности - означает  ограничение права собственности  в результате установления и  взимания налогов в допустимой  мере. Недопустимы налоги, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав. Не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств;

      4) принцип справедливости - в социальном  государстве в отношении обязанности платить налоги предполагает, что равенство должно достигаться посредством справедливого перераспределения налогового бремени путем дифференциации ставок налогов и предоставления льгот. Установление дифференцированных ставок налогов, налоговых льгот не допускается в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала;

Информация о работе Принципы налогообложения