Правовые акты в сфере налогообложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 17:13, курсовая работа

Описание

Налоговое законодательство - часть единой системы нормативных правовых актов, для которой характерна тесная взаимосвязь и взаимозависимость между всеми ее элементами. Нельзя достичь высокого уровня знания и понимания налоговых законов без усвоения первичных сведений о праве. Поэтому, на наш взгляд, каждый руководитель, бухгалтер, предприниматель, даже не будучи юристом, должен ориентироваться в основных правовых понятиях и категориях.

Работа состоит из  1 файл

ПРАВОВЫЕ АКТЫ В СФЕРЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ.docx

— 51.20 Кб (Скачать документ)

- указы Президента в  случаях, предусмотренных законом;

- указы Президента, принятые  до вступления в силу Налогового  кодекса Российской Федерации,  действуют в части, не противоречащей  Налоговому кодексу, до издания  соответствующего закона;

- постановления Правительства  в случаях, предусмотренных законом;

- постановления Правительства,  принятые до вступления в силу  Налогового кодекса Российской  Федерации, действуют в части,  не противоречащей Налоговому  кодексу, до издания соответствующего  закона;

- нормативные правовые  акты налоговых и иных органов  исполнительной власти в случаях,  предусмотренных законом;

- нормативные правовые  акты налоговых и иных органов  исполнительной власти, принятые  до вступления в силу Налогового  кодекса Российской Федерации,  действуют в части, не противоречащей  Налоговому кодексу.

Статьей 4 Налогового кодекса  Министерству Российской Федерации  по налогам и сборам, Министерству финансов Российской Федерации, Государственному таможенному комитету Российской Федерации, органам государственных внебюджетных фондов предоставлено право издавать обязательные для своих подразделений  приказы, инструкции и методические указания по вопросам, связанным с  налогообложением и сборами, которые  не относятся к актам законодательства о налогах и сборах.

Эти документы издаются в  целях единообразного применения налогового законодательства налоговыми, финансовыми, таможенными органами и органами государственных внебюджетных фондов и не являются обязательными для  налогоплательщиков.

В качестве примера можно  привести Методические указания для  налоговых органов по вопросам осуществления  процедуры снятия с учета налогоплательщика - организации, созданной в соответствии с законодательством Российской Федерации, которые были направлены территориальным налоговым органам  для использования в работе письмом  МНС РФ от 31.12.98 N ВП-6-12/932@.

1.2. Налоговый  кодекс РФ 

Налог — обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства или муниципальных образований.

Налоговый кодекс состоит из следующих  разделов и глав:

Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Глава 1. Законодательство о налогах  и сборах и иные нормативные правовые акты о налогах и сборах ст. 1 - 11

Глава 2. Система налогов и сборов в Российской Федерации ст. 12 - 18

Раздел II. НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКИ И ПЛАТЕЛЬЩИКИ  СБОРОВ. НАЛОГОВЫЕ АГЕНТЫ. 
ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО В НАЛОГОВЫХ ПРАВООТНОШЕНИЯХ

Глава 3. Налогоплательщики и плательщики  сборов. Налоговые агенты ст. 
19 - 25

Глава 4. Представительство в отношениях, регулируемых законодательством о  налогах и сборах ст. 26 - 29

Раздел III. НАЛОГОВЫЕ ОРГАНЫ. ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ. ОРГАНЫ 
ГОСУДАРСТВЕННЫХ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ. ОРГАНЫ НАЛОГОВОЙ ПОЛИЦИИ. 
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ, ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ, ОРГАНОВ 
ГОСУДАРСТВЕННЫХ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ, ОРГАНОВ НАЛОГОВОЙ ПОЛИЦИИ, ИХ 
ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ.

Глава 5. Налоговые органы. Таможенные органы. Органы государственных внебюджетных фондов. Ответственность налоговых  органов, таможенных органов, органов  государственных внебюджетных фондов, их должностных лиц ст. 30 - 
35

Глава 6. Органы налоговой полиции  ст. 36 - 37

Раздел IV. ОБЩИЕ ПРАВИЛА ИСПОЛНЕНИЯ ОБЯЗАННОСТИ ПО УПЛАТЕ НАЛОГОВ И 
СБОРОВ

Глава 7. Объекты налогообложения  ст. 38 - 43

Глава 8. Исполнение обязанности по уплате налогов и сборов ст. 44 - 60

Глава 9. Изменение срока уплаты налога и сбора, а также пени ст. 61 - 
68

Глава 10. Требование об уплате налогов  и сборов ст. 69 - 71

Глава 11. Способы обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и  сборов ст. 72 - 77

Глава 12. Зачет и возврат излишне  уплаченных или излишне взысканных сумм ст. 78 - 79

Раздел V. НАЛОГОВАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ И  НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ

Глава 13. Налоговая декларация ст. 80 - 81

Глава 14. Налоговый контроль ст. 82 - 105

Раздел VI. НАЛОГОВЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ИХ СОВЕРШЕНИЕ

Глава 15. Общие положения об ответственности  за совершение налоговых правонарушений ст. 106 - 115

Глава 16. Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение ст. 116 - 129

Глава 17. Издержки, связанные с осуществлением налогового контроля ст. 
130 - 131

Глава 18. Виды нарушений банком обязанностей, предусмотренных законодательством  о налогах и сборах и ответственность  за их совершение ст. 132 - 136

Раздел VII. ОБЖАЛОВАНИЕ АКТОВ НАЛОГОВЫХ  ОРГАНОВ И ДЕЙСТВИЙ ИЛИ 
БЕЗДЕЙСТВИЯ ИХ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ

Глава 19. Порядок обжалования актов  налоговых органов и действий или бездействия их должностных  лиц ст. 137 - 139

Глава 20. Рассмотрение жалобы и принятие решения по ней ст. 140 - 
142

2. Особенности  действия нормативных правовых  актов

в сфере  налогообложения

 

 Действие  нормативных правовых актов о  налогах и сборах во времени

 

 

Вступление в силу актов  налогового законодательства имеет  свои особенности, определенные в ст. 5 Налогового кодекса.

Эти правила учитывают  серьезность последствий введения новых налогов и (или) сборов и  существенно изменяют общий порядок  вступления в силу федеральных законов.

В соответствии с п. 1 рассматриваемой  статьи акты законодательства о налогах  вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Акты законодательства о сборах вступают в силу не ранее чем по истечении  одного месяца со дня их официального опубликования.

Налоговый кодекс РФ предусматривает  также, что федеральные законы, вносящие изменения в Налоговый кодекс РФ в части установления новых  налогов и (или) сборов, вступают в  силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия.

Следует обратить внимание на то, что Федеральный закон от 30.03.99 N 51-ФЗ приостановил действие п. 1 ст. 5 Налогового кодекса РФ до 1 января 2000 г.

В п. п. 2, 3, 4 ст. 5 Налогового кодекса  конкретизированы применительно к  налоговому законодательству общие  правила действия законодательных  актов во времени:

- акты, устанавливающие новые  налоги и (или) сборы, повышающие  налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие  ответственность за нарушение  законодательства о налогах и  сборах, устанавливающие новые обязанности  или иным образом ухудшающие  положение налогоплательщиков, обратной  силы не имеют;

- акты, устраняющие или  смягчающие ответственность за  нарушение законодательства о  налогах и сборах либо устанавливающие  дополнительные гарантии защиты  прав налогоплательщиков, имеют  обратную силу;

- акты, отменяющие налоги  и (или) сборы, снижающие размеры  ставок налогов (сборов), устраняющие  обязанности налогоплательщиков  или иным образом улучшающие  правовое положение налогоплательщиков, имеют обратную силу, если это  прямо предусмотрено.

Кодекс не определяет всех возможных случаев, когда нормативный  акт устанавливает дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков или улучшает правовое положение налогоплательщиков. Однако в зависимости от того, устанавливает ли нормативный акт дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщика или улучшает его правовое положение, он имеет обратную силу либо во всех случаях, либо только в прямо предусмотренных законом.

Для правильного понимания  и применения этой нормы закона возникает  необходимость толкования указанных  понятий.

Что же может являться дополнительной гарантией защиты прав налогоплательщика? В обыденном понимании это  практически любое улучшение  его правового положения, за исключением  случаев, прямо перечисленных в  п. 4 ст. 5 Налогового кодекса, а именно:

- отмена налога (сбора);

- снижение размера ставки  налога (сбора);

- устранение обязанности.

Полагаем, что под дополнительными  гарантиями прав законодатель скорее всего понимал нормы, касающиеся применения мер ответственности за налоговые правонарушения, устанавливающие ограничения к порядку и объему проведения налогового контроля, а также посвященные порядку обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц. Именно такие правовые нормы и должны иметь обратную силу в любом случае без специального на то указания в законе.

Например, установленное  в Налоговом кодексе Российской Федерации право налогоплательщика  на обжалование не только актов или  действий, но и бездействия должностных  лиц, по нашему мнению, является дополнительной гарантией защиты его прав.

Что же касается нормативных  актов, улучшающих правовое положение  налогоплательщика, то здесь, на наш  взгляд, подразумеваются нормы, предоставляющие  налогоплательщикам дополнительные права, например, предусматривающие налоговые  льготы, упрощающие налоговую отчетность, предоставляющие отсрочки и рассрочки  по уплате налоговых платежей и т.п.  

2.2.Действие  нормативных правовых актов о  налогах и сборах в пространстве

 

 

Каких-либо особенностей пределов действия в пространстве нормативных  актов о налогах и сборах законом  не предусмотрено.

Действие норм налогового законодательства Российской Федерации  распространяется на всю территорию Российской Федерации. Нормы законодательства о налогах и сборах субъектов  Российской Федерации действуют  на территории данного субъекта Федерации. Действие нормативных правовых актов  о налогах и сборах, принятых представительными органами местного самоуправления, распространяется на территорию данного муниципального образования.

Исключение составляют случаи применения для налоговых правоотношений норм международных договоров, оговоренные  в ст. 7 Налогового кодекса, о которых  мы подробно говорили выше. 

2.3.Действие  нормативных правовых актов о  налогах и сборах по предмету

 

 

Нормы налогового законодательства регулируют властные отношения, возникающие  по поводу установления, введения и  взимания налогов и сборов в Российской Федерации, а также в процессе осуществления налогового контроля и привлечения к ответственности  за совершение налогового правонарушения.

Таким образом, можно сказать, что нормативные акты о налогах  и сборах распространяются:

- во-первых, на все имущественные  отношения в сфере взимания  налогов и сборов, основанные  на властном подчинении организаций  и граждан требованиям публичной  власти;

- во-вторых, на отношения  в сфере налогового администрирования,  то есть на властные отношения,  складывающиеся в процессе налогового  контроля и применения мер  налоговой ответственности;

- в-третьих, на властно  - организационные отношения между  самими органами государственной  власти и местного самоуправления  по установлению и введению  налогов и сборов. 

2.4.Действие  нормативных правовых актов о  налогах и сборах по кругу  лиц

 

 

Налоговое законодательство действует в отношении лиц, признаваемых участниками налоговых правоотношений. К ним согласно ст. 9 Налогового кодекса  относятся:

- организации и физические  лица, признаваемые налогоплательщиками  или плательщиками сборов;

- организации и физические  лица, признаваемые налоговыми агентами;

- Министерство по налогам  и сборам Российской Федерации  и его подразделения в Российской  Федерации (налоговые органы);

- Государственный таможенный  комитет Российской Федерации  и его подразделения (таможенные  органы);

- государственные органы  исполнительной власти и исполнительные  органы местного самоуправления, другие уполномоченные ими органы  и должностные лица, осуществляющие  в установленном порядке помимо  налоговых и таможенных органов  прием и взимание налогов и  (или) сборов, а также контроль за их уплатой налогоплательщиками и плательщиками сборов (сборщики налогов и сборов);

- Министерство финансов  Российской Федерации, министерства  финансов республик, финансовые  управления (департаменты, отделы) администраций  краев, областей, городов Москвы  и Санкт - Петербурга, автономной области, автономных округов, районов и городов (финансовые органы), иные уполномоченные органы - при решении вопросов, отнесенных налоговым законодательством к их компетенции;

- органы государственных  внебюджетных фондов;

- Федеральная служба налоговой  полиции Российской Федерации и ее территориальные подразделения (органы налоговой полиции) - при решении вопросов, отнесенных к их компетенции настоящим Кодексом.

Информация о работе Правовые акты в сфере налогообложения