Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 17:13, курсовая работа
Налоговое законодательство - часть единой системы нормативных правовых актов, для которой характерна тесная взаимосвязь и взаимозависимость между всеми ее элементами. Нельзя достичь высокого уровня знания и понимания налоговых законов без усвоения первичных сведений о праве. Поэтому, на наш взгляд, каждый руководитель, бухгалтер, предприниматель, даже не будучи юристом, должен ориентироваться в основных правовых понятиях и категориях.
Министерство сельского 
Департамент научно- технологических политики и образования
Иркутская государственная 
Кафедра финансов и анализа
Тема «Правовые акты в сфере налогообложения»
Работу выполнила студентка
Шевцова Мария Игоревна
Группа 1 курса 3
Факультета экономической
Специальности 08.01.05.65
Руководитель работы, доцент
Темникова Е. А.
Дата приема работы_______
Иркутск 2013
                              
С различными нормативными актами, и в первую очередь с актами законодательства о налогах и сборах, сталкиваются в своей повседневной деятельности не только профессиональные юристы, но и руководители организаций, бухгалтеры, индивидуальные предприниматели.
Изучение и практическое 
использование нормативных 
Так, по информации Высшего 
Арбитражного Суда РФ, в 1998 году налоговые 
органы предъявили почти 22 тысячи исков 
о взыскании недоимок и санкций, 
что на 47 процентов выше по сравнению 
с этим же показателем в 1997 году. 
Решениями арбитражных судов 
взыскано 894 миллиона рублей по этим искам. 
Приведенная статистика показывает, 
что количество нарушений, связанных 
с исчислением и уплатой 
Однако в том же 1998 году 
налогоплательщиками заявлено около 
8 тысяч исков о признании 
Налоговое законодательство 
- часть единой системы нормативных 
правовых актов, для которой характерна 
тесная взаимосвязь и 
Система нормативных правовых актов по вопросам налогообложения призвана регулировать систему общественных отношений, возникающих по поводу установления и взимания налогов.
Эти отношения, определенные в ст. 
2 Налогового кодекса, являются предметом 
правового регулирования 
Налоговый кодекс выделяет следующие группы отношений, регулируемых налоговым законодательством:
- по установлению налогов;
- по введению налогов;
- по взиманию налогов;
- по осуществлению налогового контроля;
- по обжалованию актов 
- по привлечению к 
Налоговые отношения - это, в первую очередь, властные отношения, складывающиеся между гражданами и организациями как налогоплательщиками, с одной стороны, и государством, в лице уполномоченных им органов, - с другой.
Кроме того, эти отношения носят имущественный характер, поскольку налоги, пени, штрафы всегда взимаются в виде денежных средств, а каждый налог имеет свое экономическое основание - имущество, доход, стоимость товаров. Однако в отличие от имущественных отношений, регулируемых гражданским законодательством, характеризуемых равноправием их участников, налоговым отношениям всегда свойственно неравенство сторон и наличие соподчинения их участников, основанное на правовых предписаниях государства.
Следуя принципу, провозглашенному в ст. 15 Конституции Российской Федерации, Налоговый кодекс РФ в ст. 1 устанавливает следующую систему налогового законодательства:
- Налоговый кодекс;
- федеральные законы о налогах и сборах;
- законы и иные нормативные правовые акты о налогах и сборах субъектов Российской Федерации;
- нормативные правовые 
акты о налогах и сборах 
представительных органов 
Центральное место в системе законодательства о налогах и сборах занимает Налоговый кодекс Российской Федерации. Его правовой статус определен в ст. 1 этого документа.
Во-первых, Налоговый кодекс 
- единственный нормативный правовой 
акт, устанавливающий систему 
Во-вторых, Налоговый кодекс в системе актов налогового законодательства имеет высшую юридическую силу. Все законы о налогах и сборах принимаются в соответствии с Налоговым кодексом и не могут ему противоречить.
Провозглашенный в п. 4 ст. 
15 Конституции Российской Федерации 
приоритет норм международного права 
по отношению к нормам российского 
законодательства применительно к 
налоговым правоотношениям 
На практике это означает, 
что при экономическом 
Итак, можно построить следующую схему иерархии актов, регулирующих налоговые отношения.
Конституция  | 
  ||||||||||
Международные договоры  | 
  ||||||||||
Налоговый кодекс  | 
  ||||||||||
Федеральные законы  | 
  ||||||||||
Законодательство субъектов 
  Российской     | 
  ||||||||||
Нормативные правовые акты              | ||||||||||
Нормативные акты органов исполнительной власти не включены в состав налогового законодательства. Их роль в регулировании налоговых отношений и порядок издания определены в ст. 4 Налогового кодекса.
Следует сказать, что издание нормативных правовых актов органами исполнительной власти происходит двумя способами. В первом случае орган исполнительной власти издает нормативный правовой акт исходя из необходимости и целесообразности в рамках установленной Конституцией или законом компетенции. Во втором - нормативный правовой акт исполнительной власти может появиться только в случае прямого указания закона.
Именно второй вариант 
был закреплен в Налоговом 
кодексе Российской Федерации, ст. 4 
которого гласит: "Федеральные органы 
исполнительной власти, органы исполнительной 
власти субъектов Российской Федерации, 
исполнительные органы местного самоуправления, 
органы государственных внебюджетных 
фондов в предусмотренных 
Так, Постановлением Правительства РФ от 16.03.99 N 298 утверждено Положение о порядке выплаты и размерах сумм, подлежащих выплате свидетелям, переводчикам, специалистам, экспертам и понятым, привлекаемым для участия в производстве действий по осуществлению налогового контроля. Установление такого порядка было прямо отнесено к компетенции Правительства РФ п. 4 ст. 131 Налогового кодекса.
Другой пример. Пунктом 3 ст. 100 Налогового кодекса Министерству РФ по налогам и сборам предписывалось установить форму и требования к составлению акта налоговой проверки. В соответствии с этим указанием Закона Приказом МНС РФ от 31.03.99 N ГБ-3-16/66 утверждена Инструкция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 31.03.99 N 52 "О порядке составления акта выездной налоговой проверки и вынесения решения по результатам рассмотрения ее материалов", которая прошла регистрацию в Министерстве юстиции РФ и официально опубликована.
До недавнего времени указы Президента Российской Федерации имели значительное влияние на формирование налогового права России.
Это связано со следующими 
обстоятельствами. В 1993 году правотворческая 
деятельность Верховного Совета Российской 
Федерации была прервана. В период 
поэтапной конституционной 
Нормы этих указов, хотя они были призваны лишь временно регулировать отношения в обществе в отсутствие федеральных законов, по своему значению законам не уступали. И, таким образом, указ Президента по какому-либо вопросу общественной жизни продолжал действовать до момента принятия федерального закона, посвященного этому же вопросу.
Достаточно вспомнить 
Указ Президента Российской Федерации 
от 22.12.93 N 2270, который внес значительные 
изменения в действовавшую 
Налоговый кодекс, следуя нормам, 
закрепленным в Конституции РФ, серьезно 
ограничил правотворческую 
Акты Президента РФ, акты Правительства РФ и акты органов исполнительной власти могут регулировать налоговые вопросы только в случаях, прямо определенных налоговым законодательством. Изданные же до вступления в силу Налогового кодекса нормативные акты Президента и Правительства, регулирующие налоговые отношения по вопросам, не урегулированным федеральными законами, продолжают действовать и применяться в части, не противоречащей Кодексу до введения в действие соответствующих законов (ст. 7 Федерального закона "О введении в действие части первой Налогового кодекса РФ").
Вопрос о юридической силе инструкций по применению налоговых законов Министерства Российской Федерации по налогам и сборам (Госналогслужбы РФ), изданных до введения в действие Налогового кодекса и широко применяемых для регулирования отношений в сфере налогообложения, решается следующим образом.
Согласно ст. 7 Федерального закона "О введении в действие части первой Налогового кодекса РФ" нормативные правовые акты, действующие на территории РФ, действуют в части, не противоречащей части первой Кодекса, и подлежат приведению в соответствие с ней.
Право издания рассматриваемых 
инструкций было делегировано Министерству 
Российской Федерации по налогам 
и сборам отдельными законами о налогах, 
которые в соответствии со ст. 1 Налогового 
кодекса РФ являются частью системы 
налогового законодательства. Таким 
образом, издание указанных нормативных 
актов прямо предусмотрено 
Иерархическая лестница подзаконных 
нормативных правовых актов в 
сфере налогообложения