Правовые акты в сфере налогообложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 17:13, курсовая работа

Описание

Налоговое законодательство - часть единой системы нормативных правовых актов, для которой характерна тесная взаимосвязь и взаимозависимость между всеми ее элементами. Нельзя достичь высокого уровня знания и понимания налоговых законов без усвоения первичных сведений о праве. Поэтому, на наш взгляд, каждый руководитель, бухгалтер, предприниматель, даже не будучи юристом, должен ориентироваться в основных правовых понятиях и категориях.

Работа состоит из  1 файл

ПРАВОВЫЕ АКТЫ В СФЕРЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ.docx

— 51.20 Кб (Скачать документ)

Министерство сельского хозяйства  Российской Федерации

Департамент научно- технологических политики и образования

Иркутская государственная сельскохозяйственная академия

Кафедра финансов и анализа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая  работа

Тема «Правовые акты в сфере  налогообложения»

 

 

 

 

 

 

Работу выполнила студентка

Шевцова Мария Игоревна

Группа 1 курса 3

Факультета экономической

Специальности 08.01.05.65

Руководитель работы,  доцент

Темникова Е. А.

Дата приема работы_______

 

Иркутск 2013

                                                                                                                                                                                            

ВВЕДЕНИЕ

 

 

С различными нормативными актами, и в первую очередь с  актами законодательства о налогах  и сборах, сталкиваются в своей  повседневной деятельности не только профессиональные юристы, но и руководители организаций, бухгалтеры, индивидуальные предприниматели.

Изучение и практическое использование нормативных документов нередко вызывает у них вопросы, связанные с пониманием и применением  того или иного положения закона, постановления, инструкции, решение  которых требует определенных юридических  знаний и навыков. При этом весьма обширное российское законодательство, часто меняющееся, подчас противоречивое и запутанное, далеко от совершенства. Ошибки же в применении нормативного акта дорого обходятся налогоплательщикам.

Так, по информации Высшего  Арбитражного Суда РФ, в 1998 году налоговые  органы предъявили почти 22 тысячи исков  о взыскании недоимок и санкций, что на 47 процентов выше по сравнению  с этим же показателем в 1997 году. Решениями арбитражных судов  взыскано 894 миллиона рублей по этим искам. Приведенная статистика показывает, что количество нарушений, связанных  с исчислением и уплатой налогов, стремительно растет, и далеко не последней  причиной этого является слабое знание основных юридических понятий.

Однако в том же 1998 году налогоплательщиками заявлено около 8 тысяч исков о признании недействительными  актов налоговых органов, что  на 10 процентов больше, чем в 1997 году, и почти 59 процентов этих исков  удовлетворено. Это говорит о  том, что понимание требований законодательства позволяет налогоплательщикам не только избегать нежелательных ошибок, но и полноценно реализовать предоставленные  им права.

Налоговое законодательство - часть единой системы нормативных  правовых актов, для которой характерна тесная взаимосвязь и взаимозависимость  между всеми ее элементами. Нельзя достичь высокого уровня знания и  понимания налоговых законов  без усвоения первичных сведений о праве. Поэтому, на наш взгляд, каждый руководитель, бухгалтер, предприниматель, даже не будучи юристом, должен ориентироваться  в основных правовых понятиях и категориях.

1.Предмет правового регулирования законодательства о налогах и сборах

Система нормативных правовых актов  по вопросам налогообложения призвана регулировать систему общественных отношений, возникающих по поводу установления и взимания налогов.

Эти отношения, определенные в ст. 2 Налогового кодекса, являются предметом  правового регулирования налогового законодательства. Следует сказать, что предмет налогового законодательства представляет собой достаточно сложный  комплекс отношений и имеет свои специфические черты.

Налоговый кодекс выделяет следующие  группы отношений, регулируемых налоговым  законодательством:

- по установлению налогов;

- по введению налогов;

- по взиманию налогов;

- по осуществлению налогового  контроля;

- по обжалованию актов налоговых  органов, действий (бездействия)  их должностных лиц;

- по привлечению к ответственности  за совершение налогового правонарушения.

Налоговые отношения - это, в первую очередь, властные отношения, складывающиеся между гражданами и организациями  как налогоплательщиками, с одной  стороны, и государством, в лице уполномоченных им органов, - с другой.

Кроме того, эти отношения носят  имущественный характер, поскольку  налоги, пени, штрафы всегда взимаются  в виде денежных средств, а каждый налог имеет свое экономическое  основание - имущество, доход, стоимость  товаров. Однако в отличие от имущественных  отношений, регулируемых гражданским  законодательством, характеризуемых  равноправием их участников, налоговым  отношениям всегда свойственно неравенство  сторон и наличие соподчинения их участников, основанное на правовых предписаниях государства.

1.1.Система налогового законодательства

 

 

Следуя принципу, провозглашенному в ст. 15 Конституции Российской Федерации, Налоговый кодекс РФ в ст. 1 устанавливает  следующую систему налогового законодательства:

- Налоговый кодекс;

- федеральные законы о  налогах и сборах;

- законы и иные нормативные  правовые акты о налогах и  сборах субъектов Российской  Федерации;

- нормативные правовые  акты о налогах и сборах  представительных органов местного  самоуправления.

Центральное место в системе  законодательства о налогах и  сборах занимает Налоговый кодекс Российской Федерации. Его правовой статус определен  в ст. 1 этого документа.

Во-первых, Налоговый кодекс - единственный нормативный правовой акт, устанавливающий систему налогов, взимаемых в федеральный бюджет, а также общие принципы налогообложения  и сборов в Российской Федерации. Другого такого акта быть не должно. Любые изменения системы федеральных  налогов и сборов должны проходить  путем внесения изменений и дополнений в Налоговый кодекс Российской Федерации.

Во-вторых, Налоговый кодекс в системе актов налогового законодательства имеет высшую юридическую силу. Все  законы о налогах и сборах принимаются  в соответствии с Налоговым кодексом и не могут ему противоречить.

Провозглашенный в п. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации  приоритет норм международного права  по отношению к нормам российского  законодательства применительно к  налоговым правоотношениям нашел  свое отражение в ст. 7 Налогового кодекса. Если международным договором  Российской Федерации, содержащим положения  о налогах и сборах, установлены  иные правила, чем предусмотренные  Налоговым кодексом и иными актами налогового законодательства, то применяются  правила международного договора.

На практике это означает, что при экономическом сотрудничестве с лицом из другого государства  необходимо в первую очередь обращать внимание на наличие соглашения об избежании двойного налогообложения с этим государством или иного соглашения, регулирующего вопросы налогообложения на уровне двух и более государств. Если такой договор существует, его нормы будут иметь приоритет по отношению к нормам российского законодательства. 

 

Итак, можно построить  следующую схему иерархии актов, регулирующих налоговые отношения.  

 

 

Конституция   

 
 

Международные договоры

 
 

Налоговый кодекс      

 
 

Федеральные законы        

 
 

Законодательство субъектов  Российской   
Федерации               

 

Нормативные правовые акты            
представительных органов местного самоуправления

                     

 

 

Нормативные акты органов  исполнительной власти не включены в  состав налогового законодательства. Их роль в регулировании налоговых  отношений и порядок издания  определены в ст. 4 Налогового кодекса.

Следует сказать, что издание  нормативных правовых актов органами исполнительной власти происходит двумя  способами. В первом случае орган  исполнительной власти издает нормативный  правовой акт исходя из необходимости  и целесообразности в рамках установленной  Конституцией или законом компетенции. Во втором - нормативный правовой акт  исполнительной власти может появиться  только в случае прямого указания закона.

Именно второй вариант  был закреплен в Налоговом  кодексе Российской Федерации, ст. 4 которого гласит: "Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, исполнительные органы местного самоуправления, органы государственных внебюджетных фондов в предусмотренных законодательством  о налогах и сборах случаях  издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах".

Так, Постановлением Правительства  РФ от 16.03.99 N 298 утверждено Положение  о порядке выплаты и размерах сумм, подлежащих выплате свидетелям, переводчикам, специалистам, экспертам  и понятым, привлекаемым для участия  в производстве действий по осуществлению  налогового контроля. Установление такого порядка было прямо отнесено к  компетенции Правительства РФ п. 4 ст. 131 Налогового кодекса.

Другой пример. Пунктом 3 ст. 100 Налогового кодекса Министерству РФ по налогам и сборам предписывалось установить форму и требования к  составлению акта налоговой проверки. В соответствии с этим указанием Закона Приказом МНС РФ от 31.03.99 N ГБ-3-16/66 утверждена Инструкция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 31.03.99 N 52 "О порядке составления акта выездной налоговой проверки и вынесения решения по результатам рассмотрения ее материалов", которая прошла регистрацию в Министерстве юстиции РФ и официально опубликована.

До недавнего времени  указы Президента Российской Федерации  имели значительное влияние на формирование налогового права России.

Это связано со следующими обстоятельствами. В 1993 году правотворческая  деятельность Верховного Совета Российской Федерации была прервана. В период поэтапной конституционной реформы, до момента начала работы нового представительного  органа России, Федерального Собрания РФ, указы Президента должны были обеспечивать нормативное регулирование общественных отношений.

Нормы этих указов, хотя они  были призваны лишь временно регулировать отношения в обществе в отсутствие федеральных законов, по своему значению законам не уступали. И, таким образом, указ Президента по какому-либо вопросу общественной жизни продолжал действовать до момента принятия федерального закона, посвященного этому же вопросу.

Достаточно вспомнить  Указ Президента Российской Федерации  от 22.12.93 N 2270, который внес значительные изменения в действовавшую налоговую  систему, установив при этом, что  предшествующие законы действуют, если не противоречат настоящему Указу.

Налоговый кодекс, следуя нормам, закрепленным в Конституции РФ, серьезно ограничил правотворческую деятельность Президента в сфере налогообложения.

Акты Президента РФ, акты Правительства РФ и акты органов  исполнительной власти могут регулировать налоговые вопросы только в случаях, прямо определенных налоговым законодательством. Изданные же до вступления в силу Налогового кодекса нормативные акты Президента и Правительства, регулирующие налоговые  отношения по вопросам, не урегулированным  федеральными законами, продолжают действовать  и применяться в части, не противоречащей Кодексу до введения в действие соответствующих  законов (ст. 7 Федерального закона "О  введении в действие части первой Налогового кодекса РФ").

Вопрос о юридической  силе инструкций по применению налоговых  законов Министерства Российской Федерации  по налогам и сборам (Госналогслужбы РФ), изданных до введения в действие Налогового кодекса и широко применяемых  для регулирования отношений  в сфере налогообложения, решается следующим образом.

Согласно ст. 7 Федерального закона "О введении в действие части первой Налогового кодекса  РФ" нормативные правовые акты, действующие  на территории РФ, действуют в части, не противоречащей части первой Кодекса, и подлежат приведению в соответствие с ней.

Право издания рассматриваемых  инструкций было делегировано Министерству Российской Федерации по налогам  и сборам отдельными законами о налогах, которые в соответствии со ст. 1 Налогового кодекса РФ являются частью системы  налогового законодательства. Таким  образом, издание указанных нормативных  актов прямо предусмотрено законодательством  о налогах и сборах. До приведения их в соответствие с частью первой Налогового кодекса они должны применяться в части, не противоречащей положениям Кодекса.

Иерархическая лестница подзаконных  нормативных правовых актов в  сфере налогообложения выстраивается  в соответствии с объемом компетенции  и положением государственного органа, издавшего акт, в системе органов  государственной власти и выглядит следующим образом:

Информация о работе Правовые акты в сфере налогообложения