Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 23:47, курсовая работа
Правовое регулирование налогового контроля имеет особое значение в развитых странах по поводу сбалансированности налогообложения и поступления денежных средств в бюджеты всех уровней.
Такая сбалансированность возможна лишь при непосредственном участии в данном контроле государственных органов и органов местного самоуправления занимающихся непосредственно налоговым контролем и сбором налогов.
Статьей 31 НК 
РФ предусмотрена возможность 
Являясь федеральными органами исполнительной власти, налоговые органы наделены правом нормотворчества по регулированию общественных отношений, складывающихся в налоговой сфере. Нормативные правовые акты издаются налоговыми органами на основе обобщения практики применения законодательства о налогах и сборах, анализов отчетных и статистических данных, результатов налоговых проверок.
Составным элементом компетенции налоговых органов являются их обязанности. Основополагающей, «фундаментальной» обязанностью налоговых органов, обусловленной целями их создания и задачами деятельности, является осуществление контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов. Иные обязанности налоговых органов служат средством обеспечения вышеназванной, развивают и конкретизируют ее.
Налоговые органы обязаны:
Обязанности налоговых органов, так же как и права, конкретизированы по кругу их должностных лиц. В соответствии с принципом разделения полномочий должностные лица налоговых органов обязаны:
Поскольку перечень прав налогоплательщиков и налоговых агентов не является исчерпывающим, то и на налоговые органы могут быть возложены другие обязанности, предусмотренные НК РФ и иными федеральными законами.
НК РФ установлена презумпция правомерности действий и актов (как нормативного, так и индивидуального содержания) налоговых органов, вытекающая из положения о том, что подача жалобы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) не приостанавливает исполнения обжалуемого акта или действия.
Налоговый контроль 
- представляет собой деятельность 
должностных лиц налоговых 
Формы проведения налогового контроля закреплены в ст. 82 НК РФ. Основными формами налогового контроля являются налоговые проверки:
В зависимости от времени проведения контрольных мероприятий выделяют три основных вида налогового контроля: предварительный, текущий, последующий.
Принципы налогового контроля:
Важное значение 
при определении принципов 
Налоговые органы. Единственными субъектами налогового контроля являются должностные лица налоговых органов РФ (ст. 82 НК РФ). Таким образом, налоговые органы представляют единую централизованную систему контроля:
1) за соблюдением законодательства о налогах и сборах;
2) за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов;
3) в случаях, 
предусмотренных 
В состав налоговых органов входят:
Полномочия налоговых органов по налоговому контролю имеют важнейшее значение при решении их главной задачи — контроля за соблюдением налогового законодательства. Эта задача может быть решена и иными способами, с использованием иных полномочий, та как понятие «контроль за соблюдением налогового законодательства» значительно шире, чем понятие «налоговый контроль, формы которого определены в ст. 82 НК РФ. Согласно этой статье налоговый контроль может выполняться должностными лицами налоговых органов посредством:
• налоговых проверок;
• получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора;
• проверки данных учета и отчетности;
• осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в иных формах, предусмотренных НК РФ.
Основной 
способ налогового контроля — налоговые 
проверки; они позволяют наиболее 
полно выявить правильность исполнения 
налогоплательщиком своих обязанностей. 
Остальные формы контроля чаще используются 
в качестве вспомогательных методов 
выявления' налоговых нарушений 
или в целях сбора 
Лица, подлежащие 
проверке. В соответствии со ст. 87 НК 
РФ налоговые органы проводят проверку 
налогоплательщиков, плательщиков сборов 
и налоговых агентов. Таким образом, 
круг лиц, подлежащие проверке, ограничен 
теми организациями и физическими 
лицами, на которые законом 
Налоговые органы 
вправе проводить проверки на всех 
предприятиях, в учреждениях и 
организациях независимо от форм собственности, 
организационно-правовой формы, подчиненности 
и т.п., в том числе на предприятиях 
с особым режимом работы. Для проверки 
последних в налоговых 
Документы, связанные с уплатой налогов, представляются таким проверяющим в полном объеме, проверка проводится с соблюдением режима секретности.
Документы, 
подлежащие проверке. Согласно п. 1 ст. 
82 НК РФ налоговый контроль (и соответственно 
налоговые проверки как форма 
такого контроля) проводится должностными 
лицами налоговых органов в пределах 
их компетенции. Статья 7 Закона РФ «О налоговых 
органах Российской Федерации» предусматривает 
право налоговых органов 
Таким образом, предметом налоговой проверки могут быть только документы, связанные с налогообложением. Но исчисление облагаемой базы многих налогов прямо или косвенно связано с различными обстоятельствами хозяйственной деятельности предприятия. Поэтому под «документами, связанными с налогообложением», может пониматься широкий круг документации, прежде всего опосредующей гражданско-правовые отношения налогоплательщика с учредителями и контрагентами, — учредительные документы, договоры, акты сдачи-приемки, накладные, банковские выписки, отчеты исполнителей и т.д. В качестве гарантии прав налогоплательщиков в ст. 7 Закона РФ «О налоговых органах Российской Федерации» включена оговорка: из предмета налоговой проверки исключены сведения, составляющие коммерческую тайну, определяемую в порядке, установленном законодательством.
В соответствии со ст. 139 ГК РФ информация составляет коммерческую тайну в случае, если она имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности. Как видим, по существу, только налогоплательщик может определить, какие из его документов содержат такую информацию. Поэтому, если налоговому органу отказано в предоставлении тех или иных документов со ссылкой на коммерческую тайну, а он считает такой отказ необоснованным, именно на нем лежит обязанность доказать отсутствие в документах информации, составляющей коммерческую тайну.
Заключение
Принципы налогообложения зависят от экономической ситуации в стране, плана государственных мероприятий, размеров государственного долга, отношения государственного аппарата и общества к отдельным группам населения.
Налоговая политика 
любого государства базируется не только 
на конкретных принципах, но и учитывает 
социально-экономические 
Информация о работе Правовое регулирование налогового контроля