Правовое регулирование налогового контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 23:47, курсовая работа

Описание

Правовое регулирование налогового контроля имеет особое значение в развитых странах по поводу сбалансированности налогообложения и поступления денежных средств в бюджеты всех уровней.
Такая сбалансированность возможна лишь при непосредственном участии в данном контроле государственных органов и органов местного самоуправления занимающихся непосредственно налоговым контролем и сбором налогов.

Работа состоит из  1 файл

курсовая (восстановлен).docx

— 45.53 Кб (Скачать документ)
  • о взыскании налоговых санкций с лиц, допустивших нарушения законодательства о налогах и сборах;
  • о признании недействительной государственной регистрации юридического лица или государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;
  • о ликвидации организации любой организационно-правовой формы по основаниям, установленным законодательством РФ;
  • о досрочном расторжении договора о налоговом кредите и договора об инвестиционном налоговом кредите;
  • о взыскании задолженности по налогам, сборам, соответствующим пеням и штрафам в бюджеты (внебюджетные фонды), числящейся более трех месяцев за организациями, являющимися в соответствии с гражданским законодательством РФ зависимыми (дочерними) обществами (предприятиями), с соответствующих основных (преобладающих, участвующих) обществ (товариществ, предприятий), когда на счета последних в банках поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги) зависимых (дочерних) обществ (предприятий), а также за организациями, являющимися в соответствии с гражданским законодательством РФ основными (преобладающими, участвующими) обществами (товариществами, предприятиями), с зависимых (дочерних) обществ (предприятий), когда на их счета в банках поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги) основных (преобладающих, участвующих) обществ (товариществ, предприятий).

Статьей 31 НК РФ предусмотрена возможность налоговых  органов предъявлять иски и в  иных случаях. В частности, налоговые  органы имеют право обратиться в  арбитражный суд с иском о  привлечении банка к ответственности  в случае неисполнения решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика или  налогового агента (ст. 134 НК РФ); непредставления  банком налоговым органам сведений о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков — клиентов банка.

Являясь федеральными органами исполнительной власти, налоговые  органы наделены правом нормотворчества  по регулированию общественных отношений, складывающихся в налоговой сфере. Нормативные правовые акты издаются налоговыми органами на основе обобщения практики применения законодательства о налогах и сборах, анализов отчетных и статистических данных, результатов налоговых проверок.

 

Составным элементом  компетенции налоговых органов  являются их обязанности. Основополагающей, «фундаментальной» обязанностью налоговых  органов, обусловленной целями их создания и задачами деятельности, является осуществление контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов. Иные обязанности налоговых органов служат средством обеспечения вышеназванной, развивают и конкретизируют ее.

Налоговые органы обязаны:

  • соблюдать законодательство о налогах и сборах;
  • вести в установленном порядке учет налогоплательщиков;
  • проводить разъяснительную работу по применению законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, бесплатно информировать налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, предоставлять формы установленной отчетности и разъяснять порядок их заполнения, давать разъяснения о порядке исчисления и уплаты налогов и сборов;
  • осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном НК РФ;
  • соблюдать налоговую тайну;
  • направлять налогоплательщику или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в предусмотренных законодательством случаях — налоговое уведомление и требование об уплате налога или сбора;
  • при выявлении обстоятельств, позволяющих предполагать совершение нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, в десятидневный срок со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в органы налоговой полиции для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

 

Обязанности налоговых органов, так же как  и права, конкретизированы по кругу  их должностных лиц. В соответствии с принципом разделения полномочий должностные лица налоговых органов  обязаны:

 

  • действовать в строгом соответствии с НК РФ и иными федеральными законами;
  • реализовывать в пределах своей компетенции права и обязанности налоговых органов;
  • корректно и внимательно относиться к налогоплательщикам, их представителям и иным участникам налоговых правоотношений, не унижать их честь и достоинство.

Поскольку перечень прав налогоплательщиков и налоговых  агентов не является исчерпывающим, то и на налоговые органы могут  быть возложены другие обязанности, предусмотренные НК РФ и иными  федеральными законами.

НК РФ установлена  презумпция правомерности действий и актов (как нормативного, так  и индивидуального содержания) налоговых  органов, вытекающая из положения о  том, что подача жалобы в вышестоящий  налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) не приостанавливает исполнения обжалуемого акта или действия.

Налоговый контроль - представляет собой деятельность должностных лиц налоговых органов  по контролю за правильностью и своевременностью уплаты законно установленных в Российской Федерации налогов и сборов, осуществляемую в пределах своей компетенции.

Формы проведения налогового контроля закреплены в ст. 82 НК РФ. Основными формами налогового контроля являются налоговые проверки:

  • получение объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора;
  • проверки данных учета и отчетности;
  • осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли).

В зависимости  от времени проведения контрольных  мероприятий выделяют три основных вида налогового контроля: предварительный, текущий, последующий.

Принципы  налогового контроля:

  • презумпция невиновности. Законодательную основу настоящего принципа составляет п. 6 ст. 108 НК РФ, в которой закреплено, что лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в установленном законом порядке и установлена вступившим в законную силу решением суда. Таким образом, в процессе осуществления контрольных мероприятий налогоплательщик должен признаваться невиновным, а должностные лица налоговых органов обязаны воздерживаться от некорректного и предвзятого отношения к нему;
  • соблюдение налоговой тайны. При осуществлении налогового контроля не допускаются сбор, хранение, использование и распространение информации о налогоплательщике (плательщике сбора, налоговом агенте), полученной в нарушение положений Конституции РФ, НК РФ, федеральных законов, а также в нарушение принципа сохранности информации, составляющей профессиональную тайну иных лиц, в частности адвокатскую тайну, аудиторскую тайну
  • взаимодействие налоговых, таможенных органов, органов государственных внебюджетных фондов и органов внутренних дел. В порядке, определяемом по соглашению между ними, они информируют друг друга:
  • об имеющихся у них материалах о нарушениях законодательства о налогах и сборах и налоговых преступлениях;
  • о принятых мерах по их пресечению;
  • о проводимых ими налоговых проверках, а также осуществляют обмен другой необходимой информацией в целях исполнения возложенных на них задач.

Важное значение при определении принципов налогового контроля играет Лимская декларация руководящих принципов контроля, принятая в г. Лиме (Перу) IX Конгрессом Международной организации высших органов финансового контроля (ИНТОСАИ) в 1977 г.

Налоговые органы. Единственными субъектами налогового контроля являются должностные лица налоговых органов РФ (ст. 82 НК РФ). Таким образом, налоговые органы представляют единую централизованную систему контроля:

1) за соблюдением  законодательства о налогах и  сборах;

 2) за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов;

3) в случаях,  предусмотренных законодательством  Российской Федерации, за правильностью  исчисления, полнотой и своевременностью  внесения в соответствующий бюджет  иных обязательных платежей.

 В состав  налоговых органов входят:

  • федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов (Федеральная налоговая служба);
  • его территориальные органы.

Полномочия  налоговых органов по налоговому контролю имеют важнейшее значение при решении их главной задачи — контроля за соблюдением налогового законодательства. Эта задача может быть решена и иными способами, с использованием иных полномочий, та как понятие «контроль за соблюдением налогового законодательства» значительно шире, чем понятие «налоговый контроль, формы которого определены в ст. 82 НК РФ. Согласно этой статье налоговый контроль может выполняться должностными лицами налоговых органов посредством:

• налоговых  проверок;

• получения  объяснений налогоплательщиков, налоговых  агентов и плательщиков сбора;

• проверки данных учета и отчетности;

• осмотра  помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а  также в иных формах, предусмотренных  НК РФ.

Основной  способ налогового контроля — налоговые  проверки; они позволяют наиболее полно выявить правильность исполнения налогоплательщиком своих обязанностей. Остальные формы контроля чаще используются в качестве вспомогательных методов  выявления' налоговых нарушений  или в целях сбора доказательств  по выводам, которые содержатся в  акте проверки.

Лица, подлежащие проверке. В соответствии со ст. 87 НК РФ налоговые органы проводят проверку налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов. Таким образом, круг лиц, подлежащие проверке, ограничен  теми организациями и физическими  лицами, на которые законом непосредственно  возложены обязанности уплаты, удержания  и перечисления в бюджет сумм налоговых  платежей.

Налоговые органы вправе проводить проверки на всех предприятиях, в учреждениях и  организациях независимо от форм собственности, организационно-правовой формы, подчиненности  и т.п., в том числе на предприятиях с особым режимом работы. Для проверки последних в налоговых инспекциях создаются режимно-секретные органы или выделяются соответствующие специалисты (группы специалистов).

Документы, связанные с уплатой налогов, представляются таким проверяющим  в полном объеме, проверка проводится с соблюдением режима секретности.

Документы, подлежащие проверке. Согласно п. 1 ст. 82 НК РФ налоговый контроль (и соответственно налоговые проверки как форма  такого контроля) проводится должностными лицами налоговых органов в пределах их компетенции. Статья 7 Закона РФ «О налоговых  органах Российской Федерации» предусматривает  право налоговых органов проводить  проверки «денежных документов, бухгалтерских  книг, отчетов, танов, смет, деклараций и иных документов, связанных с  исчислением и уплатой налогов  и других обязательных платежей в  бюджет».

Таким образом, предметом налоговой проверки могут  быть только документы, связанные с  налогообложением. Но исчисление облагаемой базы многих налогов прямо или  косвенно связано с различными обстоятельствами хозяйственной деятельности предприятия. Поэтому под «документами, связанными с налогообложением», может пониматься широкий круг документации, прежде всего опосредующей гражданско-правовые отношения налогоплательщика с учредителями и контрагентами, — учредительные документы, договоры, акты сдачи-приемки, накладные, банковские выписки, отчеты исполнителей и т.д. В качестве гарантии прав налогоплательщиков в ст. 7 Закона РФ «О налоговых органах Российской Федерации» включена оговорка: из предмета налоговой проверки исключены сведения, составляющие коммерческую тайну, определяемую в порядке, установленном законодательством.

В соответствии со ст. 139 ГК РФ информация составляет коммерческую тайну в случае, если она имеет  действительную или потенциальную  коммерческую ценность в силу неизвестности  ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности. Как видим, по существу, только налогоплательщик может определить, какие из его документов содержат такую информацию. Поэтому, если налоговому органу отказано в предоставлении тех или иных документов со ссылкой на коммерческую тайну, а он считает такой отказ необоснованным, именно на нем лежит обязанность доказать отсутствие в документах информации, составляющей коммерческую тайну.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Принципы  налогообложения зависят от экономической  ситуации в стране, плана государственных  мероприятий, размеров государственного долга, отношения государственного аппарата и общества к отдельным  группам населения.

Налоговая политика любого государства базируется не только на конкретных принципах, но и учитывает  социально-экономические потребности  страны, стратегические и текущие  задачи экономики.

Информация о работе Правовое регулирование налогового контроля