Правовое регулирование налогового контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 23:47, курсовая работа

Описание

Правовое регулирование налогового контроля имеет особое значение в развитых странах по поводу сбалансированности налогообложения и поступления денежных средств в бюджеты всех уровней.
Такая сбалансированность возможна лишь при непосредственном участии в данном контроле государственных органов и органов местного самоуправления занимающихся непосредственно налоговым контролем и сбором налогов.

Работа состоит из  1 файл

курсовая (восстановлен).docx

— 45.53 Кб (Скачать документ)

Важной составной частью органов  финансового контроля являются органы, обеспечивающие контроль за сбором налогов и их своевременным поступлением в доходы бюджетов различных уровней. К органам налогового контроля в Российской Федерации относятся органы налоговой службы, таможенные органы, федеральные органы налоговой полиции, а также органы, осуществляющие контроль за уплатой государственной пошлины и других сборов.

В систему органов налоговой  службы входят Министерство Российской Федерации по налогам и сборам и его территориальные подразделения  по субъектам РФ и муниципальным  образованиям.

Органы, осуществляющие налоговый  контроль, исполняют возложенные  на них задачи во взаимодействии между  собой и с другими государственными органами[5].

Налоговые органы наделены следующими правами:

 

• требовать от налогоплательщика  документы являющиеся основанием для  исчисления и уплаты налогов, подтверждающие правильность исчисления и своевременность  уплаты;

• проводить проверки соблюдения налоговой дисциплины;

• приостанавливать операции по счетам лиц в банках и налагать арест  на имущество налогоплательщиков;

• осматривать производственные, складские, торговые и иные помещения  и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику  имущества, используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные  с содержанием объектов налогообложения  независимо от места их нахождения;

• определять суммы налогов, подлежащие внесению налогоплательщиками в  бюджет, расчетным путем на основании  данных по аналогичным налогоплательщикам при отказе налогоплательщика к  осмотру помещений и территорий, используемых для извлечения доходов, связанных с содержанием объектов налогообложения, непредставления  налоговым органам необходимых  для расчета налогов документов, отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения  или ведения учета с нарушениями, не позволяющими правильно исчислить  налоги;

• требовать от налогоплательщиков устранения выявленных нарушений законодательства и контролировать выполнение таких  требований;

• взыскивать недоимки по налогам  и пени;

• предоставлять налогоплательщикам отсрочки и рассрочки по уплате санкций  за налоговые правонарушения;

• требовать от кредитных организаций  документы, подтверждающие исполнение платежных поручений налогоплательщиков и инкассовых поручений налоговых  органов о списании со счетов налогоплательщиков сумм налогов и санкций за налоговые  правонарушения;

• вызывать свидетелей, располагающих  информацией о налоговых правонарушениях;

 

• заявлять ходатайства об аннулировании  или приостановлении действия лицензий на право заниматься отдельными видами деятельности;

• предъявлять иски в суды о  взыскании налоговых санкций, о  признании недействительной государственной  регистрации юридического лица или  физического лица — индивидуального  предпринимателя, о ликвидации предприятия, о признании сделок недействительными  и взыскании в доход государства  приобретенного по таким сделкам  имущества, а также о взыскании  в доход государства имущества, приобретенного в результате незаконных действий, о досрочном расторжении  договоров о налоговом кредите  и об инвестиционном налоговом кредите и т.п.

 

Перечислим некоторые обязанности  налоговых органов:

 

• контроль за соблюдением законодательства о налогах;

• ведение учета налогоплательщиков;

• соблюдение налоговой тайны и  правил хранения информации о налогоплательщиках;

• осуществление возврата или зачета излишне уплаченных или взысканных сумм налогов, пеней, штрафов;

• направление налогоплательщику  копии актов налоговой проверки и решения налогового органа, требования об уплате налога и сбора.

 

Налоговые органы несут ответственность  за убытки, причиненные налогоплательщикам из-за своих неправомерных действий или бездействия, а также неправомерных  действий или бездействия работников этих органов при исполнении ими  своих обязанностей. Причиненные  убытки подлежат возмещению за счет средств  федерального бюджета.

Налоговые инспекции несут ответственность  за полный и своевременный учет всех налогоплательщиков и проведение в  них документальных проверок по правильности исчисления, полноты и своевременности  уплаты в бюджет государственных  налогов и других платежей не реже одного раза в два года. На основании  письменного решения начальника или заместителя начальника государственной  налоговой инспекции, в которой  налогоплательщик состоит на учете, документальная проверка может не проводиться  в установленные сроки в случаях, если:

 

• налогоплательщик своевременно представляет документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей;

• последняя проверка не выявила  нарушений налогового законодательства;

• увеличение размера имущества  или другого объекта налогообложения  предприятий документально подтверждено;

• отсутствуют документы и информация, ставящие под сомнение происхождение  средств налогоплательщика или  свидетельствующие о наличии  нарушений налогового законодательства.

 

Суммы налогов и другие обязательные платежи, неправильно взысканные государственными налоговыми инспекциями, подлежат возврату, а убытки, включая упущенную выгоду, причиненные налогоплательщику  незаконными действиями государственных  налоговых инспекций и их должностными лицами, подлежат возмещению.

 

Жалобы предприятий на действия должностных лиц государственных  налоговых инспекций подаются в  те государственные налоговые инспекции, которым они непосредственно  подчинены[6]. Жалобы рассматриваются и решения по ним принимаются не позднее одного месяца со дня поступления жалобы. Решения по жалобам могут быть обжалованы в течение одного месяца в вышестоящие государственные налоговые инспекции. При несогласии предприятия с решением Министерства РФ по налогам и сборам оно может быть обжаловано в арбитражный суд. При несогласии граждан с принятым решением действия должностных лиц налоговых инспекций обжалуются в судебном порядке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Особенности правового статуса органов налогового контроля

Налоговые органы Российской Федерации составляют единую систему контроля за соблюдением законодательства РФ о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и других обязательных платежей. Налоговые органы осуществляют также контроль за соблюдением валютного законодательства в пределах своей компетенции.

Правовой  статус налоговых органов установлен ПК РФ, а также Законом РФ от 21 марта 1991 г. № 943-1 «О налоговых органах  Российской Федерации». Согласно п. 1 ст. 30 НК РФ к налоговым органам относятся  Министерство РФ по налогам и сборам и его территориальные подразделения.

Главными  задачами, для реализации которых  и были образованы налоговые органы, являются осуществление контроля за соблюдением налогового законодательства, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и иных обязательных платежей; участие в разработке и реализации налоговой политики с целью обеспечения своевременного поступления в соответствующий бюджет и государственные внебюджетные фонды налогов, сборов и других обязательных платежей в полном объеме; осуществление валютного контроля.

Действующим федеральным законодательством  налоговым органам предоставлен широкий объем прав, позволяющих  осуществлять возложенные на них обязанности. Так, Министерство РФ по налогам и сборам и его территориальные подразделения вправе:

  • производить в органах государственной власти и органах местного самоуправления, организациях, у граждан РФ, иностранных лиц и лиц без гражданства проверки денежных документов, бухгалтерских книг, отчетов, планов, смет, деклараций и иных документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и других обязательных платежей в бюджет; получать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проверках, за исключением сведений, составляющих коммерческую тайну, определяемую в установленном законодательством порядке;
  • контролировать соблюдение законодательства гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью;
  • получать от предприятий, учреждений, организаций (включая банки и иные финансово-кредитные учреждения), а также от граждан с их согласия справки, документы и копии с них, касающиеся хозяйственной деятельности налогоплательщика и необходимые для правильного налогообложения;
  • беспрепятственно осуществлять доступ на территорию или в помещение (кроме жилого) налогоплательщика, используемые для извлечения доходов либо связанные с содержанием объектов налогообложения. При воспрепятствовании доступу должностных лиц налоговых органов, проводящих налоговую проверку, на указанные территории или в помещения, налоговый орган вправе самостоятельно определить суммы налогов, подлежащих уплате на основании оценки имеющихся у него данных о налогоплательщике или по аналогии;
  • требовать от руководителей и других должностных лиц проверяемых предприятий, учреждений, организаций, а также граждан устранения выявленных нарушений законодательства о налогах, других обязательных платежах в бюджет и законодательства о предпринимательской деятельности, а также контролировать их выполнение;
  • приостанавливать операции предприятий, учреждений, организаций и граждан по расчетным и другим счетам в банках и иных финансово-кредитных учреждениях в случаях непредставления (или отказа в представлении) налоговым органам и их должностным лицам бухгалтерских отчетов, балансов, расчетов, деклараций, других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и иных обязательных платежей в бюджет;
  • изымать у предприятий, учреждений и организаций документы, свидетельствующие о сокрытии или занижении прибыли (дохода) или о сокрытии иных объектов от налогообложения, с одновременным производством осмотра документов, фиксации их содержания. Основанием для изъятия соответствующих документов является письменное мотивированное постановление должностного лица налогового органа. Кроме первичного изъятия документов у проверяемого налогоплательщика налоговые органы вправе истребовать у иных лиц документы, относящиеся к деятельности подконтрольного субъекта;
  • выносить решения о привлечении органов, организаций и граждан к ответственности за совершение налоговых правонарушений;
  • взыскивать недоимки по налогам и взыскивать пени в порядке, установленном НК РФ;
  • возбуждать ходатайства о запрещении в установленном порядке заниматься индивидуальной трудовой деятельностью, об аннулировании или о приостановлении выданных физическим или юридическим лицам лицензий на право заниматься определенными видами деятельности;
  • создавать на период погашения задолженности по налогам налоговые посты в организациях, имеющих трехмесячную и более задолженность, в целях обеспечения контроля за ее погашением;
  • вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля;
  • привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов, переводчиков и понятых;
  • контролировать соответствие крупных расходов физических лиц их доходам;
  • в случаях, когда для выяснения обстоятельств по делу требуются специальные познания, назначать экспертизу;
  • требовать от банков документы, подтверждающие исполнение платежных поручений налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, а также инкассовых поручений (распоряжений) налоговых органов о списании со счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов сумм налогов и пеней;
  • осуществлять в пределах своей компетенции функции органов валютного контроля в соответствии с законодательством РФ о валютном регулировании и валютном контроле;
  • взаимодействовать с органами валютного контроля при осуществлении валютного контроля;
  • запрещать или приостанавливать реализацию этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции, не соответствующих требованиям стандартов и нормативов по качеству, безопасности, количеству, упаковке и маркировке;
  • проводить осмотр помещений, занимаемых организациями независимо от подведомственности и формы собственности, производящими и (или) реализующими этиловый спирт, спиртосодержащую и алкогольную продукцию, осуществлять контроль за достоверностью ведения учета этих видов продукции, вскрывать и тарировать контрольные спиртоизмеряющие приборы, проводить контрольные сливы, оперативные проверки наличия остатков и инвентаризацию этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции, проверять оформление товарно-транспортных накладных и по результатам проверок составлять акты;
  • получать от руководителей и должностных лиц организаций независимо от подведомственности и формы собственности, производящих и (или) реализующих этиловый спирт, спиртосодержащую и алкогольную продукцию, необходимые документы и пояснения по вопросам, связанным с проверкой;
  • запрашивать в установленном порядке у федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и организаций необходимую информацию;
  • создавать, реорганизовывать и ликвидировать в установленном порядке территориальные органы и находящиеся в ведении Министерства организации;
  • проводить обследования и проверки работы своих территориальных органов на всех уровнях, принимать меры к устранению недостатков и нарушений, а также заслушивать в случае необходимости отчеты руководителей территориальных органов о состоянии контрольной работы, оказывать методическую и практическую помощь в ее организации, изучать организацию работы территориальных органов и распространять положительный опыт их работы;
  • отменять решения своих территориальных органов или приостанавливать их действие в случае несоответствия этих решений законодательству РФ, давать обязательные для исполнения Указания территориальным органам;

 

  • организовывать проведение научно-исследовательских работ в области налогообложения, взаимодействовать с научно-исследовательскими организациями с целью выработки предложений о проведении налоговой политики;
  • осуществлять международное сотрудничество в соответствии с возложенными на Министерство задачами и функциями, изучать опыт деятельности налоговых органов зарубежных стран и разрабатывать предложения по его использованию в деятельности налоговых органов;
  • осуществлять в установленном порядке управление переданным ему в оперативное управление государственным имуществом.

Перечень  названных прав не является исчерпывающим, поскольку в процессе осуществления  конкретных контрольных мероприятий  налоговые органы вступают в различные  правоотношения и, следовательно, приобретают  новые права либо детализируют имеющиеся.

Наделение Министерства РФ по налогам и сборам статусом органа валютного контроля обусловило включение в его компетенцию  осуществление полномочий в сфере  данного вида контроля; в случае неявки без уважительной причины  налогоплательщика для рассмотрения материалов налоговой проверки, налоговые  органы имеют право вынести решение  в его отсутствие; в необходимых  случаях одновременно с подачей  искового заявления о взыскании  налоговой санкции с лица, привлекаемого  к налоговой ответственности, налоговый  орган вправе направить в суд  ходатайство об обеспечении иска.

Министерство  РФ по налогам и сборам не только обладает функциями контрольного характера, но и осуществляет полномочия, направленные на совершенствование финансовой деятельности государства в целом. В пределах своей компетенции оно подготавливает предложения по совершенствованию налоговой политики, планированию налоговых поступлений, развитию налогового законодательства в Российской Федерации, а также валютного законодательства и законодательства в области производства и оборота этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции; участвует в переговорах о заключении межправительственных соглашений об избежании двойного налогообложения доходов и имущества и осуществляет реализацию указанных соглашений; разрабатывает совместно с иными уполномоченными органами проекты федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов на соответствующий год.

В целях реализации возложенных на налоговые органы задач по контролю за соблюдением  законодательства о налогах и сборах налоговые органы в числе прочего обязаны защищать финансовые интересы государства. Налоговым органам предоставлено право возбуждать процедуру о восстановлении нарушенных прав государства в финансовой сфере посредством искового судопроизводства. Федеральным законодательством предусмотрены различные виды исков, которые налоговые органы вправе предъявлять к налогоплательщикам и другим участниками налоговых правоотношений, в суды общей юрисдикции и арбитражные суды:

Информация о работе Правовое регулирование налогового контроля