Важной составной частью органов 
финансового контроля являются органы, 
обеспечивающие контроль за сбором налогов 
и их своевременным поступлением в доходы 
бюджетов различных уровней. К органам 
налогового контроля в Российской Федерации 
относятся органы налоговой службы, таможенные 
органы, федеральные органы налоговой 
полиции, а также органы, осуществляющие 
контроль за уплатой государственной 
пошлины и других сборов. 
В систему органов налоговой 
службы входят Министерство Российской 
Федерации по налогам и сборам 
и его территориальные подразделения 
по субъектам РФ и муниципальным 
образованиям. 
Органы, осуществляющие налоговый 
контроль, исполняют возложенные 
на них задачи во взаимодействии между 
собой и с другими государственными 
органами[5]. 
Налоговые органы наделены следующими 
правами: 
 
• требовать от налогоплательщика 
документы являющиеся основанием для 
исчисления и уплаты налогов, подтверждающие 
правильность исчисления и своевременность 
уплаты; 
• проводить проверки соблюдения 
налоговой дисциплины; 
• приостанавливать операции по счетам 
лиц в банках и налагать арест 
на имущество налогоплательщиков; 
• осматривать производственные, 
складские, торговые и иные помещения 
и территории, проводить инвентаризацию 
принадлежащего налогоплательщику 
имущества, используемые налогоплательщиком 
для извлечения дохода либо связанные 
с содержанием объектов налогообложения 
независимо от места их нахождения; 
• определять суммы налогов, подлежащие 
внесению налогоплательщиками в 
бюджет, расчетным путем на основании 
данных по аналогичным налогоплательщикам 
при отказе налогоплательщика к 
осмотру помещений и территорий, 
используемых для извлечения доходов, 
связанных с содержанием объектов 
налогообложения, непредставления 
налоговым органам необходимых 
для расчета налогов документов, 
отсутствия учета доходов и расходов, 
учета объектов налогообложения 
или ведения учета с нарушениями, 
не позволяющими правильно исчислить 
налоги; 
• требовать от налогоплательщиков 
устранения выявленных нарушений законодательства 
и контролировать выполнение таких 
требований; 
• взыскивать недоимки по налогам 
и пени; 
• предоставлять налогоплательщикам 
отсрочки и рассрочки по уплате санкций 
за налоговые правонарушения; 
• требовать от кредитных организаций 
документы, подтверждающие исполнение 
платежных поручений налогоплательщиков 
и инкассовых поручений налоговых 
органов о списании со счетов налогоплательщиков 
сумм налогов и санкций за налоговые 
правонарушения; 
• вызывать свидетелей, располагающих 
информацией о налоговых правонарушениях; 
 
• заявлять ходатайства об аннулировании 
или приостановлении действия лицензий 
на право заниматься отдельными видами 
деятельности; 
• предъявлять иски в суды о 
взыскании налоговых санкций, о 
признании недействительной государственной 
регистрации юридического лица или 
физического лица — индивидуального 
предпринимателя, о ликвидации предприятия, 
о признании сделок недействительными 
и взыскании в доход государства 
приобретенного по таким сделкам 
имущества, а также о взыскании 
в доход государства имущества, 
приобретенного в результате незаконных 
действий, о досрочном расторжении 
договоров о налоговом кредите 
и об инвестиционном налоговом кредите 
и т.п. 
 
Перечислим некоторые обязанности 
налоговых органов: 
 
• контроль за соблюдением законодательства 
о налогах; 
• ведение учета налогоплательщиков; 
• соблюдение налоговой тайны и 
правил хранения информации о налогоплательщиках; 
• осуществление возврата или зачета 
излишне уплаченных или взысканных 
сумм налогов, пеней, штрафов; 
• направление налогоплательщику 
копии актов налоговой проверки 
и решения налогового органа, требования 
об уплате налога и сбора. 
 
Налоговые органы несут ответственность 
за убытки, причиненные налогоплательщикам 
из-за своих неправомерных действий 
или бездействия, а также неправомерных 
действий или бездействия работников 
этих органов при исполнении ими 
своих обязанностей. Причиненные 
убытки подлежат возмещению за счет средств 
федерального бюджета. 
Налоговые инспекции несут ответственность 
за полный и своевременный учет всех 
налогоплательщиков и проведение в 
них документальных проверок по правильности 
исчисления, полноты и своевременности 
уплаты в бюджет государственных 
налогов и других платежей не реже 
одного раза в два года. На основании 
письменного решения начальника 
или заместителя начальника государственной 
налоговой инспекции, в которой 
налогоплательщик состоит на учете, 
документальная проверка может не проводиться 
в установленные сроки в случаях, 
если: 
 
• налогоплательщик своевременно представляет 
документы, необходимые для исчисления 
и уплаты налогов и других обязательных 
платежей; 
• последняя проверка не выявила 
нарушений налогового законодательства; 
• увеличение размера имущества 
или другого объекта налогообложения 
предприятий документально подтверждено; 
• отсутствуют документы и информация, 
ставящие под сомнение происхождение 
средств налогоплательщика или 
свидетельствующие о наличии 
нарушений налогового законодательства. 
 
Суммы налогов и другие обязательные 
платежи, неправильно взысканные государственными 
налоговыми инспекциями, подлежат возврату, 
а убытки, включая упущенную выгоду, 
причиненные налогоплательщику 
незаконными действиями государственных 
налоговых инспекций и их должностными 
лицами, подлежат возмещению. 
 
Жалобы предприятий на действия 
должностных лиц государственных 
налоговых инспекций подаются в 
те государственные налоговые инспекции, 
которым они непосредственно 
подчинены[6]. Жалобы рассматриваются и 
решения по ним принимаются не позднее 
одного месяца со дня поступления жалобы. 
Решения по жалобам могут быть обжалованы 
в течение одного месяца в вышестоящие 
государственные налоговые инспекции. 
При несогласии предприятия с решением 
Министерства РФ по налогам и сборам оно 
может быть обжаловано в арбитражный суд. 
При несогласии граждан с принятым решением 
действия должностных лиц налоговых инспекций 
обжалуются в судебном порядке.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  - Особенности правового статуса органов налогового контроля
 
Налоговые органы 
Российской Федерации составляют единую 
систему контроля за соблюдением законодательства 
РФ о налогах и сборах, правильностью исчисления, 
полнотой и своевременностью внесения 
в соответствующий бюджет налогов и других 
обязательных платежей. Налоговые органы 
осуществляют также контроль за соблюдением 
валютного законодательства в пределах 
своей компетенции.
Правовой 
статус налоговых органов установлен 
ПК РФ, а также Законом РФ от 21 
марта 1991 г. № 943-1 «О налоговых органах 
Российской Федерации». Согласно п. 1 ст. 
30 НК РФ к налоговым органам относятся 
Министерство РФ по налогам и сборам 
и его территориальные подразделения.
Главными 
задачами, для реализации которых 
и были образованы налоговые органы, 
являются осуществление контроля за 
соблюдением налогового законодательства, 
за правильностью исчисления, полнотой 
и своевременностью внесения в соответствующий 
бюджет налогов и иных обязательных платежей; 
участие в разработке и реализации налоговой 
политики с целью обеспечения своевременного 
поступления в соответствующий бюджет 
и государственные внебюджетные фонды 
налогов, сборов и других обязательных 
платежей в полном объеме; осуществление 
валютного контроля.
Действующим 
федеральным законодательством 
налоговым органам предоставлен 
широкий объем прав, позволяющих 
осуществлять возложенные на них обязанности. 
Так, Министерство РФ по налогам и сборам 
и его территориальные подразделения 
вправе:
  - производить в органах государственной власти и органах местного самоуправления, организациях, у граждан РФ, иностранных лиц и лиц без гражданства проверки денежных документов, бухгалтерских книг, отчетов, планов, смет, деклараций и иных документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и других обязательных платежей в бюджет; получать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проверках, за исключением сведений, составляющих коммерческую тайну, определяемую в установленном законодательством порядке;
 
  - контролировать соблюдение законодательства гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью;
 
  - получать от предприятий, учреждений, организаций (включая банки и иные финансово-кредитные учреждения), а также от граждан с их согласия справки, документы и копии с них, касающиеся хозяйственной деятельности налогоплательщика и необходимые для правильного налогообложения;
 
  - беспрепятственно осуществлять доступ на территорию или в помещение (кроме жилого) налогоплательщика, используемые для извлечения доходов либо связанные с содержанием объектов налогообложения. При воспрепятствовании доступу должностных лиц налоговых органов, проводящих налоговую проверку, на указанные территории или в помещения, налоговый орган вправе самостоятельно определить суммы налогов, подлежащих уплате на основании оценки имеющихся у него данных о налогоплательщике или по аналогии;
 
  - требовать от руководителей и других должностных лиц проверяемых предприятий, учреждений, организаций, а также граждан устранения выявленных нарушений законодательства о налогах, других обязательных платежах в бюджет и законодательства о предпринимательской деятельности, а также контролировать их выполнение;
 
  - приостанавливать операции предприятий, учреждений, организаций и граждан по расчетным и другим счетам в банках и иных финансово-кредитных учреждениях в случаях непредставления (или отказа в представлении) налоговым органам и их должностным лицам бухгалтерских отчетов, балансов, расчетов, деклараций, других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и иных обязательных платежей в бюджет;
 
  - изымать у предприятий, учреждений и организаций документы, свидетельствующие о сокрытии или занижении прибыли (дохода) или о сокрытии иных объектов от налогообложения, с одновременным производством осмотра документов, фиксации их содержания. Основанием для изъятия соответствующих документов является письменное мотивированное постановление должностного лица налогового органа. Кроме первичного изъятия документов у проверяемого налогоплательщика налоговые органы вправе истребовать у иных лиц документы, относящиеся к деятельности подконтрольного субъекта;
 
  - выносить решения о привлечении органов, организаций и граждан к ответственности за совершение налоговых правонарушений;
 
  - взыскивать недоимки по налогам и взыскивать пени в порядке, установленном НК РФ;
 
  - возбуждать ходатайства о запрещении в установленном порядке заниматься индивидуальной трудовой деятельностью, об аннулировании или о приостановлении выданных физическим или юридическим лицам лицензий на право заниматься определенными видами деятельности;
 
  - создавать на период погашения задолженности по налогам налоговые посты в организациях, имеющих трехмесячную и более задолженность, в целях обеспечения контроля за ее погашением;
 
  - вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля;
 
  - привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов, переводчиков и понятых;
 
  - контролировать соответствие крупных расходов физических лиц их доходам;
 
  - в случаях, когда для выяснения обстоятельств по делу требуются специальные познания, назначать экспертизу; 
 
  - требовать от банков документы, подтверждающие исполнение платежных поручений налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, а также инкассовых поручений (распоряжений) налоговых органов о списании со счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов сумм налогов и пеней;
 
  - осуществлять в пределах своей компетенции функции органов валютного контроля в соответствии с законодательством РФ о валютном регулировании и валютном контроле;
 
  - взаимодействовать с органами валютного контроля при осуществлении валютного контроля;
 
  - запрещать или приостанавливать реализацию этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции, не соответствующих требованиям стандартов и нормативов по качеству, безопасности, количеству, упаковке и маркировке;
 
  - проводить осмотр помещений, занимаемых организациями независимо от подведомственности и формы собственности, производящими и (или) реализующими этиловый спирт, спиртосодержащую и алкогольную продукцию, осуществлять контроль за достоверностью ведения учета этих видов продукции, вскрывать и тарировать контрольные спиртоизмеряющие приборы, проводить контрольные сливы, оперативные проверки наличия остатков и инвентаризацию этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции, проверять оформление товарно-транспортных накладных и по результатам проверок составлять акты;
 
  - получать от руководителей и должностных лиц организаций независимо от подведомственности и формы собственности, производящих и (или) реализующих этиловый спирт, спиртосодержащую и алкогольную продукцию, необходимые документы и пояснения по вопросам, связанным с проверкой;
 
  - запрашивать в установленном порядке у федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и организаций необходимую информацию;
 
  - создавать, реорганизовывать и ликвидировать в установленном порядке территориальные органы и находящиеся в ведении Министерства организации;
 
  - проводить обследования и проверки работы своих территориальных органов на всех уровнях, принимать меры к устранению недостатков и нарушений, а также заслушивать в случае необходимости отчеты руководителей территориальных органов о состоянии контрольной работы, оказывать методическую и практическую помощь в ее организации, изучать организацию работы территориальных органов и распространять положительный опыт их работы;
 
  - отменять решения своих территориальных органов или приостанавливать их действие в случае несоответствия этих решений законодательству РФ, давать обязательные для исполнения Указания территориальным органам;
 
 
  - организовывать проведение научно-исследовательских работ в области налогообложения, взаимодействовать с научно-исследовательскими организациями с целью выработки предложений о проведении налоговой политики;
 
  - осуществлять международное сотрудничество в соответствии с возложенными на Министерство задачами и функциями, изучать опыт деятельности налоговых органов зарубежных стран и разрабатывать предложения по его использованию в деятельности налоговых органов;
 
  - осуществлять в установленном порядке управление переданным ему в оперативное управление государственным имуществом.
 
Перечень 
названных прав не является исчерпывающим, 
поскольку в процессе осуществления 
конкретных контрольных мероприятий 
налоговые органы вступают в различные 
правоотношения и, следовательно, приобретают 
новые права либо детализируют имеющиеся.
Наделение Министерства 
РФ по налогам и сборам статусом 
органа валютного контроля обусловило 
включение в его компетенцию 
осуществление полномочий в сфере 
данного вида контроля; в случае 
неявки без уважительной причины 
налогоплательщика для рассмотрения 
материалов налоговой проверки, налоговые 
органы имеют право вынести решение 
в его отсутствие; в необходимых 
случаях одновременно с подачей 
искового заявления о взыскании 
налоговой санкции с лица, привлекаемого 
к налоговой ответственности, налоговый 
орган вправе направить в суд 
ходатайство об обеспечении иска.
Министерство 
РФ по налогам и сборам не только 
обладает функциями контрольного характера, 
но и осуществляет полномочия, направленные 
на совершенствование финансовой деятельности 
государства в целом. В пределах своей 
компетенции оно подготавливает предложения 
по совершенствованию налоговой политики, 
планированию налоговых поступлений, 
развитию налогового законодательства 
в Российской Федерации, а также валютного 
законодательства и законодательства 
в области производства и оборота этилового 
спирта, спиртосодержащей, алкогольной 
и табачной продукции; участвует в переговорах 
о заключении межправительственных соглашений 
об избежании двойного налогообложения 
доходов и имущества и осуществляет реализацию 
указанных соглашений; разрабатывает 
совместно с иными уполномоченными органами 
проекты федерального бюджета и бюджетов 
государственных внебюджетных фондов 
на соответствующий год.
В целях реализации 
возложенных на налоговые органы 
задач по контролю за соблюдением 
законодательства о налогах и сборах 
налоговые органы в числе прочего обязаны 
защищать финансовые интересы государства. 
Налоговым органам предоставлено право 
возбуждать процедуру о восстановлении 
нарушенных прав государства в финансовой 
сфере посредством искового судопроизводства. 
Федеральным законодательством предусмотрены 
различные виды исков, которые налоговые 
органы вправе предъявлять к налогоплательщикам 
и другим участниками налоговых правоотношений, 
в суды общей юрисдикции и арбитражные 
суды: