Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 08:55, курсовая работа
Актуальность  работы. В условиях перехода от административно-директивных методов управления к экономическим резко возрастают роль и значение налогов как регулятора рыночной экономики, поощрения и развития приоритетных отраслей народного хозяйства, через налоги государство может проводить энергичную политику в развитии наукоемких производств и ликвидации убыточных предприятий.
 Именно  налоговая система на сегодняшний  день оказалась, пожалуй, главным  предметом дискуссий о путях и методах реформирования, а также острой критики.
В Казахстане такой метод применяется при подоходном налоге с физических лиц. Здесь налогооблагаемая база (т.е. исчисленный налогооблагаемый доход) разбита на 6 разрядов, каждому из которых соответствует своя ставка, размер которой возрастает от низшего разряда к высшему. Кроме того, существует регрессивное налогообложение, при котором с ростом налоговой базы происходит сокращение размера налоговой базы. Например, в США в соответствии с законом о налоговой реформе, принятом в 1986 году, доход супружеской пары в размере 149250 долларов в год облагался по ставке 33%, а при доходе более указанной суммы – по ставке 28%. В экономическом смысле регрессивный характер носят косвенные налоги, которые закладываются в цену товара.
Подчеркивая 
важность ставки налога, М.Ф. Ивлиева 
пишет, что «именно этот элемент 
налога определяет предел вмешательства 
государства в отношении 
Источник налога – доход субъекта (заработная плата, процент, рента) из которого выплачивается налог.
Масштаб налогообложения – единица, которая кладётся в основу измерения налога; в промысловом налоге масштабом может быть оборот предприятия или его прибыль, или его капитал, или количество рабочих и станков, или величина помещения, или плата за него и т. д.
Единица обложения единица измерения объекта (по подоходному налогу – денежная единица страны (тенге), по земельному налогу – гектар, акр и т. д.).
Налоговая ставка представляет собой величину налога на единицу обложения; выраженная в процентах она носит название квоты.
Настоящее исследование является результатом 
обобщения и системного анализа 
богатого опыта послевоенных налоговых 
реформ в развивающихся странах, 
в том числе начатых 
Именно этим во многом объясняется 
то, что далеко на все послевоенные 
программы налоговых реформ в 
развивающихся странах 
Как известно, понятие «налоговая 
реформа» имеет несколько значений. 
Это и сам факт, и, в то же время, 
способ кардинального изменения 
налоговой системы, постоянное стремление 
к совершенствованию которой, а 
отсюда, - и определенная нестатичность 
(не путать с нестабильностью) – 
вполне нормальное, продиктованное самой 
жизнью, явление. Особенно, если речь идет 
о корректировке самой 
Налоговые 
системы многих стран мира развивались 
постепенно, в течение многих лет. 
У Казахстана же не было и нет 
времени для длительной эволюции 
создания налоговой системы, необходимо 
скорейшее становление и 
Совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке, образует налоговую систему"1.
              
Формирование налоговой 
Период 1994-95 г. - первый этап, 1996 -98 г. - второй, создание новой налоговой системы.
На первом этапе 1994-95 - разработан и введен в действие налоговый кодекс, закладывающий базовую основу новой системы.
Перед принятием, в апреле 1995г., нового налогового законодательства положение в Казахстане было крайне тяжелое. Не работали вовсе, либо функционировали с неполной неделей или с большими перерывами до 60% промышленных предприятий. В списке кандидатов в банкроты 12 крупнейших предприятий. Всеобщие неплатежи, огромный дефицит государственного бюджета (т.к. налогов в казну практически никто не платит). Сколько налогов в республике толком никто не знал. По одним данным их всего 43 (из них 16 общегосударственных, 10 обязательных местных, 17 разрешенных местных), по другим 47 налогов (и 8 видов отчислений во всякого рода фонды). Схемы налогообложения ставили в более выгодное положение не производителя благ, а того, кто этими товарами торговал или распределял финансирование инвестиций под товары.
Правительство, принимая новый налоговый кодекс, ставило перед собой следующие цели:
Упрощение, устранение противоречий;
Превращение его в единое целое на всей территории республики Казахстан;
Предполагалось сократить количество налогов до 40-45%, а подоходного налога с граждан до 40%, чтобы не ослаблять стимулы деловой активности, уточнить ставки всех налогов: земельного, на имущество, физических лиц, рентные платежи и т.д. Главное должна быть прекращена практика ведения новых неэффективных налогов. По заданию Правительства республики, Минфина и других государственных структур было разработано несколько альтернативных проектов “Кодекс о налогах”. Принципы “правительственного проекта” по утверждению разработчиков, практиков и ученых следующие: справедливость, то есть исключение льготирования одних налогоплательщиков за счет других, простота и экономическая нейтральность, сопоставимость налоговых ставок, чтобы на одни и те же товары не было бы большого развития в налогах республики и у партнеров в других странах. Продумывалась также прогрессивно-регрессивная форма налогообложения, ужесточающая ответственности, как налогоплательщика, так и налоговых служб за нарушение закона, создание налоговой милиции.
Налоговые 
отношения укрепились практикой. С 
1 июля 1995 г. В Казахстане действует 
новый Налоговый Кодекс. Он основан 
на правовых параметрах принятых в 
пространстве всего мира, и способствует 
созданию внутренней правовой базы, позволяющей 
нашей экономике быстрей 
Итак, с 1995 
г. - “года перелома” в налоговой 
политике - началась меняться налоговая 
система, хотя до совершенства еще нужно 
много и много изменять. Изменения 
налогообложения вызваны 
Появилось 
понятие совокупного годового дохода, 
из которого вычисляются все расходы, 
связанные с его получением. Значительно 
упростили порядок 
Но в 
любом случае распоряжение Президента 
- один из примеров той деятельности 
главы государства, в русле которой 
он принимает меры по повышению ответственности 
органов власти перед нардом. В 
соответствии с этим распоряжением 
правительству дано задание в 
десятидневный срок разработать 
и внести в парламент законопроект 
представляющий обязательное ежегодное 
декларирование доходов и имущества 
всеми без исключения. Так что, 
налоги все-таки платить придется. В 
конце 1997 г. поступление налогов 
в бюджет плохое и все попытки 
фискальных служб изменить ситуацию 
малоэффективны. Об этом говорилось на 
заседании правительства 
Было доложено, 
что на 1 ноября 1997 г. в целом по 
республике собрано налогов и 
других платежей 89% от прогнозируемой 
цифры, недополучено 13,5 млрд. тенге. В 
основном за счет недобора подоходного 
налога с юридических и физических 
лиц, акцизов. Причинами этого явления 
ясны: кризис неплатежей, представление 
возможности налогоплательщикам погашать 
убытки за счет совокупного расхода, 
рост числа несостоятельных 
1.2 Принципы организации налоговой системы
Принципы (от латинского principium - основа, первоначало) - это основополагающие и руководящие идеи, ведущие положения, определяющие начало чего-либо. Применительно к налогообложению принципами следует считать базовые идеи и положения, существующие в налоговой сфере.
Условно можно выделить три системы принципов:
  - экономические принципы 
  - юридические принципы 
- организационные принципы налоговой системы.
Экономические принципы налогообложения:
1- принцип справедливости
2- принцип соразмерности
  3- принцип максимального учета 
интересов и возможностей 
  4- принцип экономичности (
Рассмотрим каждый принцип в отдельности.
Нравственная 
категория справедливости как понятие 
о должном, как соответствие между 
деянием и воздаянием является основополагающей 
идеей, на которой строится любая 
система правового 
В экономическом плане принцип справедливости означает, что государственные налоги и расходы должны влиять на распределение доходов, возлагая бремя на одних людей и представляя привилегии другим.
Принцип горизонтальной справедливости предполагает, что плательщики, находящиеся в равном экономическом положении, должны находится в равной налоговой позиции, т.е. каждый должен выплачивать налог одинаковой величины (принцип платежеспособности).
Информация о работе Понятие налоговой системы и этапы развития ее развития в Республики Казахстан