Отчет по преддипломной практике в ФНС России по Республике Мордовия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2011 в 16:27, отчет по практике

Описание

Базой преддипломной практики является Управление Федеральной налоговой службы РФ по Республике Мордовия. Для того чтобы дать общую характеристику базы практики необходимо определить специфику деятельности УФНС России по РМ. Итак, Управление ФНС России по Республике Мордовия является территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, а именно территориальным органом ФНС России.

Работа состоит из  1 файл

1 глава.doc

— 429.50 Кб (Скачать документ)
 

      Итак, исходя из сведений таблицы, наибольшее количество исков направляемых в  суды общей юрисдикции, относится  к транспортному налогу. В 2010 году количество таких исков составило 11298, а это на 2333 иска больше чем в предыдущем. При этом количество удовлетворенных исков немного меньше, нежели предъявленных. Исходя из сведений за 2010 год, их абсолютное отклонение составило 1811 исков. Иными словами, 1811 иск, предъявленный налоговыми органами физическим лицам в 2010 году, был рассмотрен в пользу налогоплательщика. Причина этому проста. Дело в том, что информационный банк налоговых органов часто «выдает ошибку». К примеру, на сайте УФНС России по Республике Мордовия существует личный кабинет налогоплательщика, войдя в который налогоплательщик без труда может узнать свою задолженность перед бюджетом по налогам, сборам и иным платежам, подлежащим уплате в бюджет. Однако очень часто у налогоплательщиков появляется «не оправданная» задолженность. При этом, данная задолженность может относится, к примеру, к 2006 году. Естественно, налогоплательщик не вспомнит о том, платил ли он налог в том или ином году. Иное дело, если сохранится квитанция об оплате. Но это, к сожалению, бывает очень редко. Поэтому и возникают различные налоговые споры между налоговыми органами и налогоплательщиками. Однако, как показывает статистика, все же наибольшее количество исков направляемых налоговыми органами  в суды общей юрисдикции, удовлетворяются.

      На  втором месте по количеству предъявляемых  в  суды исков находится налог  на имущество физических лиц. Согласно статистическим данным за 2010 год, таких исков было направлено – 7109, а удовлетворенных – 6813, т.е. абсолютное отклонение составляет 296 исков. Это, в свою очередь, свидетельствует и о том, что сумма по удовлетворенным искам также меньше, чем по предъявленным.

      И на третьем месте по количеству предъявляемых  в суды исков находится земельный  налог. По сравнению с 2008 годом количество предъявляемых исков физических лицам возросло с 3074 исков до 6576. При этом увеличилась и сумма недоимки, и количество удовлетворенных исков. Статистика за 2010 год свидетельствует о том, что общая сумма по удовлетворенным искам меньше суммы по предъявленным искам на 193074 рублей. Основной причиной является то, что общее количество удовлетворенных исков составляет 6186, а предъявленных – 6576, что,  в свою очередь, больше на 390 иска.

      Таким образом, можно сделать вывод, что  в основном, иски, предъявляемые налоговыми органами физическим лицам, удовлетворяются судом. А это значит, что налоговые органы Республики Мордовия качественно выполняют свою работу. 

     1.3 Нормативно-правовое и информационное обеспечение деятельности базы практики как субъекта налоговых отношений 

     Управление  ФНС России по Республики Мордовия предоставляет в вышестоящий  налоговый орган, а, именно, в ФНС  России налоговую отчетность, которая  составляется на основании информационных ресурсов,  передаваемых с местного уровня на региональный, собственных информационных  ресурсов  регионального  уровня  либо  путем  сбора от нижестоящих  налоговых  органов отчетности, формируемой на базе данных информационных  ресурсов  местного уровня, данных органов Федерального казначейства.

     Порядок формирования налоговой отчетности содержится в методических  указаниях  о порядке формирования отчетности, а также на титульных  листах  форм,  утвержденных  приказами и распоряжениями ФНС России.

     Информация, заключенная в большинстве отчетов, является строго конфиденциальной и предназначена только для внутренних пользователей: сотрудников Управления, сотрудников нижестоящих налоговых инспекций.

     Почти во всех формах отчетности данные приводятся нарастающим итогом с начала года.

     Стоимостные  показатели  в  формах отчетности заполняются в тысячах  рублей,  в  целых  числах,  а  все  остальные  показатели – в соответствии с единицами измерения, приведенными на бланках форм.

     Свободные  строки и графы в формах статистической налоговой отчетности   заполняются   строго  в  соответствии  с  дополнительными указаниями   ФНС  России.  Во  избежание  необоснованного  составления протоколов  ошибок  и  затягивания  по  этой  причине сроков обработки информации  запрещается  использовать  свободные  строки  и  графы для отражения сведений, не установленных указаниями ФНС России.

     Обращается   внимание   на   необходимость   обязательного заполнения  контрольных  сумм,  предусмотренных  в разделах всех форм. Контрольная  сумма определяется как сумма значений, показанных по всем строкам формы в соответствующей графе.

     Логические    и   арифметические   увязки   (контрольные соотношения)  показателей  форм  приведены  непосредственно  на бланках форм  и  в  методических  указаниях  по  порядку их составления.

     Перед отправкой  отчетности в  ФНС России отчетность подлежит проверке на правильность  составления  и  соблюдения  контрольных  соотношений как визуально исполнителем и начальником (заместителем начальника) отдела, так и программным путем.

     Перед  отправкой  также необходимо   делать   сверки   данных   по   сопоставимым  показателям соответствующих форм, в том числе разрабатываемым разными структурными подразделениями УФНС.

     Отчеты  на  бумажном  носителе  по  формам,  утвержденным приказами   и   распоряжениями   ФНС   России,   подписываются  только руководителем   Управления   ФНС   России по РМ   (исполняющим   обязанности руководителя).

      УФНС  России по РМ при получении отчетов  из налоговых инспекций РМ

формирует Отчет  по  форме  N  1-НМ. Данный отчет формируется в целом по субъекту   Российской   Федерации, т.е. по Республике Мордовия,   включая   данные   по  крупнейшим налогоплательщикам,  уплачивающим  налоги,  сборы и иные обязательные платежи на территории республики, но состоящим на   налоговом учете в межрегиональных инспекциях РФ.

     Отчет  по  форме  N 1-НМ в части показателей  о начисленных суммах налогов,  сборов  и  иных  обязательных платежей (графа 1) формируется УФНС  России  на  основании  данных информационного ресурса «Расчеты с бюджетом»,  переданных  с  местного уровня на региональный (Приказ ФНС России от 12.05.2005 N ШС-3-10/201 (с учетом дополнений и изменений)).

     Отделы  Управления ФНС России по РМ имеют свои формы документов бухгалтерской и налоговой отчетности, которые приведены в приложение А.

     Таким образом, проанализировав порядок  формирования налоговой отчетности в УФНС России по РМ можно сделать  вывод, что вся отчетность регистрируется и формируется согласно утвержденным  приказам и распоряжениям ФНС  России. Иными словами, сведения, содержащиеся в отчетности, не противоречат законодательству РФ и перед отправкой вышестоящим налоговым органам тщательно проверяются.

      УФНС  России по РМ помимо отчетности, предоставляемой  в ФНС России, предоставляет налоговую  отчетность в Ленинскую инспекцию  по городу Саранску, так как является налогоплательщиком. При этом Управление сдает отчетность в инспекцию по транспортному, земельному налогам, налогу на имущество организаций, НДФЛ. Вернее УФНС по РМ выступает налоговым агентом по НДФЛ. Также Управление сдает отчетность в государственные ВБФ по страховым взносам.

      Помимо  налоговой отчетности Управление сдает  в ФНС годовую, квартальную, месячную бухгалтерскую отчетность. При этом УФНС РФ по РМ  руководствуется Инструкцией о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Минфина России от 13.11.2008 № 128н, в редакции приказа Минфина России от 9.11.2009 № 115н, письмом ФНС от 17.12.2009 № СН-22-5/952@ и письмом Федерального казначейства от 31.12.2009 № 42-7-05/2.4-788 «Об особенностях составления и представления годовой отчетности об исполнении федерального бюджета главными распорядителями средств федерального бюджета, главными администраторами доходов федерального бюджета, главными администраторами источников финансирования дефицита федерального бюджета за 2009 год». Сведения о годовой бухгалтерской отчетности представлены в Приложении Б.

      Внедрение достижений информационных технологий является, на сегодняшний день, наиболее перспективным и экономически эффективным направлением в работе налоговых органов. Способы организации обработки налоговой информации оказывают все большее влияние на полноту сбора налоговых платежей, поэтому неизменно важной в настоящее время является задача обеспечения своевременного ввода, обработки, хранения и предоставления информации по основным направлениям деятельности налоговой службы.

     Таким образом, эффективное функционирование налоговой системы возможно только при использовании передовых информационных технологий, базирующихся на современной компьютерной технике.

     С этой целью в органах налоговой  службы создана автоматизированная информационная система «Налог» (АИС  «Налог»).

      Данная  система представляет собой форму  организационного управления органами налоговой службы на базе новых средств и методов обработки данных, использования новых информационных технологий. АИС «Налог» позволяет расширить круг решаемых задач, повысить обоснованность и своевременность принимаемых решений, снизить трудоемкость и рационализировать управленческую деятельность путем упорядочения информационных потоков, применения экономико-математических методов, вычислительной техники и средств связи.

     Основная  функция АИС «Налог» – автоматизация функций по обеспечению сбора налогов, проведению комплексного оперативного анализа материалов по налогообложению, обеспечению достоверной информацией.

      Как любая экономическая система, АИС  «Налог» имеет стандартный состав и состоит из функциональной и  обеспечивающей частей.

     Именно  функциональная часть отражает содержательную направленность АИС. В зависимости  от функций, выполняемых налоговыми органами, в функциональной части  выделяются подсистемы, состав которых  для каждого уровня АИС «Налог»  свой. Исходя из основных функций, которые относятся к УФНС России (в частности по РМ) можно выделить функциональные подсистемы АИС «Налог», которые представлены в таблице 1.11.

Таблица 1.11 – Основные функциональные подсистемы АИС «Налог» на региональном уровне.

Наименование  функциональной подсистемы Характеристика  подсистемы
- подготовка типовых отчетных форм Подсистема  вязана с формированием сводных  таблиц статистических показателей, характеризующих  виды деятельности подразделений ФНС  РФ в части сбора различных  видов налоговых платежей и контроля за этим процессом;
- методическая, ревизионная и правовая деятельность Подсистема  обеспечивает возможность работы с  законодательными актами, постановлениями, указами, а также с нормативными и методическими документами Минфина и ФНС. В этой подсистеме осуществляются сбор, обработка и анализ информации, поступающей от территориальных налоговых инспекций;
- аналитическая деятельность территориальных инспекций Подсистема  включает в себя анализ динамики налоговых  платежей всеми категориями налогоплательщиков, прогнозирование сбора по отдельным видам налогов, экономический и статистический анализ хозяйственной деятельности предприятий региона, анализ налогового законодательства и выработку рекомендаций по его усовершенствованию и т.д.
- контрольная деятельность Подсистема  предусматривает ведение Государственного реестра предприятий и физических лиц, где содержится информация о  предприятиях (юридических лицах), а  в реестре физических лиц хранится информация о налогоплательщиках, обязанных представлять декларацию о доходах, а также уплачивать отдельные виды налогов с физических лиц.
- внутриведомственные задачи Подсистема  решает задачи, обеспечивающие деятельность аппарата УФНС России по РМ

     В работе УФНС России по РМ используются также различные программные продукты. К примеру, в 2002 году в рамках АИС «Налог» разработан программный комплекс «Регион» по Республике Мордовия. Данный комплекс предназначен для автоматизации работ по приему, сортировке, поиску и выдачи информации. Используется для взаимодействия Управления ФНС России по РМ с ФНС России, нижестоящими налоговыми органами, а также сторонними организациями.

     «ПК «Регион» обеспечивает выполнение функций, представленных на рисунке 1.8.

                                                Функции «ПК «Регион»

     

       

       
 

     Рисунок 1.8 – Функции «ПК «Регион»

     Программным продуктом АИС «Налог» является также и система электронной  обработки данных (ЭОД). Это программное обеспечение предупреждает об арифметических неточностях, неверных платежных реквизитах, указанных налогоплательщиками, а также несоответствии между данными, отраженными в декларации, и среднеотраслевыми показателями.

     В 2004 году впервые структура налоговых органов была адаптирована под новую технологию работ. Внедрение комплексной системы ЭОД – очень важный этап преобразований налоговых органов.

     Система электронной обработки данных –  это единая интегрированная система, которая объединяет все направления  деятельности Управления ФНС России по РМ. Она ориентирована на функциональный принцип работы и на «хождение» всех документов в электронном виде. Для этого система имеет модуль регистрации прохождения любого документа, будь то декларация, заявление, запрос, постановление и т. д. Таким образом, пользователь в любой момент может увидеть, где находится документ и в каком он состоянии. Качественные  результаты внедрения «Системы ЭОД» заключаются в повышении технологичности, создания актуального банка данных о налогоплательщике, повышении персональной ответственности сотрудников Управления за принимаемые управленческие решения.

     Также в рамках программного обеспечения  АИС «Налог» разработан программный  комплекс «Свод и формирование налоговой  отчетности «Свод-2000».  Он предназначен для автоматизации процессов  сбора отчетных данных, обработки, их анализа, проверки по контрольным соотношениям, накопления и хранения в БД, а также формирования выходных документов. Основные задачи ПК «Свод-2000» представлены на рисунке 1.9.

Информация о работе Отчет по преддипломной практике в ФНС России по Республике Мордовия