Налогобложение в малом бизнесе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 14:06, реферат

Описание

Бизнес – это деятельность, осуществляемая частными лицами или организациями для извлечения природных благ, производства и оказания услуг в обмен на другие товары, услуги или деньги, ведущая к взаимной выгоде заинтересованных лиц или организаций.
Бизнес в небольших масштабах на малых предприятиях называется малым. Малое предприятие – небольшое предприятие любой формы собственности, характеризуемое прежде всего ограниченным числом работников и занимающее небольшую долю в общем по стране, регионе объеме деятельности, являющейся профильной для предприятия.

Работа состоит из  1 файл

1 глава.docx

— 34.50 Кб (Скачать документ)

 

Глава 1. Организационные  проблемы малого бизнеса в современной  экономике.

1.1. Роль малого  бизнеса в экономике

 

       «Бизнес» (англ.) – дело, деятельность, занятие.

       Бизнес  – это деятельность, осуществляемая  частными лицами или организациями  для извлечения природных благ, производства и оказания услуг  в обмен на другие товары, услуги  или деньги, ведущая к взаимной  выгоде заинтересованных лиц  или организаций.

      Бизнес  в небольших масштабах на малых  предприятиях называется малым.  Малое предприятие – небольшое  предприятие любой формы собственности,  характеризуемое прежде всего ограниченным числом работников и занимающее небольшую долю в общем по стране, регионе объеме деятельности, являющейся профильной для предприятия.

       Российский  малый бизнес – именно тот  сектор экономики, который в  буквальном смысле порожден реформами.  Дата его рождения  - 18 июля 1991 года, когда постановлением Правительства  Российской Федерации №446 были  введены критерии отнесения предприятий  к категории малых, определены  общие условия их функционирования.

       До середины 1995 г. в соответствии с постановлением Правительства РФ от 11.05.93 г. №446 «О первоочередных мерах по развитию и поддержке предпринимательства» к малым предприятиям были отнесены предприятия всех организационно-правовых форм со среднесписочной численностью работающих, не превышающей 200 человек.

       В соответствии  с Законом РФ от 14.06.1995 №88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%; доля принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимися субъектами малого предпринимательства, не превышает 25%, и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней:

   - в промышленности, строительстве, на транспорте  – 100 человек;

   - в научно –  технической сфере – 60;

   - в оптовой торговле  – 50;

   - в розничной торговле  и бытовом обслуживании населения  – 30;

   - в других отраслях  – 50.

       Таким  образом, в настоящее время  в Российской Федерации для  отнесения предприятий к малым  используются два критерия: средняя  численность и доля участия  в уставном капитале малых предприятий других организаций.

       Физические  лица (граждане) могут быть участниками  малого предпринимательства как  непосредственно физические лица, участвующие в создании хозяйственный обществ, и как физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, являющиеся учредителями хозяйственных товариществ и обществ.

       Юридические  лица, являющие коммерческими организациями,  могут создаваться в форме  хозяйственных товариществ и  обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных  унитарных предприятий.

      Наиболее  распространенной организационной  формой малого предпринимательства в развитых странах является индивидуальное предприятие.

       Как  показывает практика, преимуществами  этой организационно – правовой  формы коммерческих организаций  являются:

    - полная самостоятельность,  свобода и оперативность действий, не требующая для принятий  решений получения согласия партнеров;

Максимум побудительных  мотивов. Все доходы поступают к  единому владельцу предприятия, поэтому он заинтересован в упорной  работе, в тщательном

- собственном контроле над делами, в принятии обдуманных решений, увеличении объемов продаж:

- конфиденциальность деятельности, поскольку в некоторых сферах  бизнеса производственные секреты  и специальная технология являются  главным капиталом фирмы, а  единоличное владение дает возможность  сохранить в тайне секрет предприятия.

Но наряду с достоинствами  этой организационной формы ей свойственны  и недостатки, к которым относятся:

- ограниченность привлечения  значительных финансовых средств;

- неограниченная (полная) имущественная  ответственность за долги в  случае банкротства;

- недоверие со стороны  государственных учреждений и  крупных предприятий;

- слабость управления. Обычно  владелец является управляющим  по всем вопросам: экономическим,  финансовым, кадровым, маркетингу, закупкам, продаже и др. Как правило, владельцам  не хватает профессиональных  знаний и опыта менеджмента;

- трудность в получении  кредита;

- высокий уровень банкротства.1

       Роль и значение малого предпринимательства необходимо рассматривать с нескольких позиций: экономической, научно-технической, социальной и политической. С экономической стороны роль и значение малого бизнеса можно определить с помощью таких показателей, как доля:

- валового внутреннего  продукта (ВВП), создаваемого в малом  бизнесе;

- национального дохода, создаваемого  в малом бизнесе;

- мелких предприятий в  общем количестве промышленных  предприятий;

- трудоспособного населения,  занятого в малом бизнесе;

- малого бизнеса в экспорте  продукции;

- налогов, поступающих  от малого бизнеса в их общей  величине;

- основного капитала, функционирующего  в малом бизнесе;

- отдельных видов продукции  или услуг, производимых малым  бизнесом в общем их объеме.

       С увеличением  значений этих показателей возрастает  роль малого бизнеса в экономике  страны. По данным Международной  федерации

 Малых и средних промышленных предприятий в странах – участниках этой организации приходится 50% продукции и численности занятых и свыше 30% капиталовложений и экспорта.

       Социальная  значимость малого бизнеса имеет  распространенный характер, который  проявляется в снижении уровня  безработицы; более полном удовлетворении потребностей граждан в продукции и услугах; улучшении качества обслуживания; удовлетворенности людей своим трудом; формировании среднего класса в обществе как основы для развития экономики и повышении жизненного уровня граждан; формировании многочисленного класса мелких собственников, которые в наибольшей степени заинтересованы в обеспечении порядка и стабильности в обществе и экономике; снижении забастовок и социально напряженности в обществе.

       Малое  предпринимательство является неотъемлемой  частью рыночной экономики. Оно  имеет следующие преимущества:

- гибкость и мобильность  – это особенность, позволяющая  вовремя переключать как людские  ресурсы, так и материальные, а  также своевременно откликаться  на требование рынка;

- высокую эффективность  функционирования, которая обеспечивается  прямым контактом с потребителями  и способностью быстро реагировать  на его спрос, что, в свою  очередь, способствует насыщению  промышленными и другими товарами  различных областей и районов  страны;

- важный инструмент в  борьбе с безработицей, благодаря  своей способности в больших  масштабах поглощать незанятую  рабочую силу высвобождаемую с крупных предприятий в период экономических кризисов;

- дает возможность в  полной мере проявиться талантами  предпринимателя и управляющего, большая нехватка которых часто  сдерживает экономическое развитие;

- увеличивает сбережения  и капиталовложения населения  и других местных источников, способствуя более быстрому использованию  малых финансовых средств;

- для создания малых  предприятий не требуются крупные  инвестиции и длительный срок  их сооружения;

- одно из действенных  направлений антимонопольной политики  и обеспечения конкурентной среды;

- быстрее и дешевле  осуществляют техническое перевооружение  производства, внедряют и апробируют  новую технологию, проводят частичную  автоматизацию производства, достигают  оптимального сочетания механического  и ручного труда.

       Помимо  преимуществ, у малого предпринимательства  имеются и недостатки. Главная  из них – малая величина  индивидуального капитала. Для большинства  малых предприятий основным источником  стартового капитала или пополнения  средств, уже вложенных в бизнес, является самофинансирование, и  лишь в случае достаточно успешного  ведения деловых операций появляется  возможность использовать банковский  кредит.

       Как  показывает мировая и отечественная  практика, малое и среднее предпринимательство,  учитывая его характерные особенности,  нуждается в постоянном внимании  и поддержке со стороны органов  государственной власти и местного  самоуправления. В первую очередь  необходимо сформировать широкую  правовую среду функционирования  малого предпринимательства. Этот  процесс начался с принятия законодательных и нормативных актов, регулирующих предпринимательскую деятельность вообще, так как субъекты малого предпринимательства не являются особой организационно – правовой формой предпринимательской (экономической) деятельности граждан и юридических лиц. Одновременно идет создание инфраструктуры малого  предпринимательства и объединения предпринимательских организаций в ассоциации (союзы). В системе поддержки малого предпринимательства особое место занимают проблемы финансово-кредитной поддержки, применение налоговых льгот и решения актуальных вопросов, оказывающих существенное влияние на развитие малого предпринимательства.

       Формирование  правовой среды малого предпринимательства  является обязательным и непременным  условием, обеспечивающим субъектам  малого предпринимательства экономическую  свободу, права, гарантии, позволяющие  осознанно заниматься разрешенным  законом бизнесом. В то же время  законодательными и нормативными  актами устанавливаются обязанности  и ответственность субъектов  малого предпринимательства перед  хозяйствующими субъектами, партнерами, потребителями (покупателями), бюджетами  разных уровней за выполнение  в установленные сроки и в  полном объеме обязательств.

       Формирование  правовой среды решает многие  проблемы, стоящие на пути развития  малого предпринимательства, начиная  с момента регистрации субъектов  предпринимательства, лицензирования  предмета их деятельности и  заканчивая процедурами банкротства  и прекращения их существования. Большим препятствием для дальнейшего развития малого предпринимательства является тот факт, что значительные акты не являются актами прямого действия, а для их реализации органами исполнительной власти разрабатывается множество подзаконных актов (инструкций, приказов, писем, указаний), которые систематически изменяются, уточняются, дополняются, поэтому гражданам, решившим заняться предпринимательской деятельностью, трудно в них разобраться и на практике руководствоваться ими.

       Для  развития малого предпринимательства  особое значение имеет безусловная  реализация Федерального закона  РФ «О государственной поддержке  малого предпринимательства в  Российской Федерации».

       Правовая  база регулирования и поддержки  малого предпринимательства не  исчерпывается вышеназванными законодательными  и нормативными актами. Особо  место в механизме малого предпринимательства занимает налоговое, арбитражное, трудовое, уголовное законодательство.

       Большую  роль в поддержке в развитии  малого предпринимательства имеет  законодательство субъектов РФ  и формирование в стране соответствующей  инфраструктуры.

       Создание  развитой инфраструктуры поддержки  и регулирования деятельности  субъектов малого предпринимательства  имеет важное значение, что подтверждается практикой высокоразвитых стран.

       В нашей  стране, несмотря на относительно  небольшой срок осуществления  реформ и развития предпринимательства,  создана определённая инфраструктура  на федеральном уровне и формируется  в субъектах РФ инфраструктура  развития и поддержки предпринимательства  вообще и малого предпринимательства  в особенности. На федеральном  уровне проблемами развития и  поддержки малого предпринимательства  в соответствии с вложенными  функциями и Положениями о  федеральных министерствах и ведомствах занимаются такие министерства и ведомства: Министерство экономики РФ, Министерство внешнеэкономических связей РФ, Министерство финансов РФ, Государственный таможенный комитет РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства, Федеральный фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере и др.

Информация о работе Налогобложение в малом бизнесе