Налоги на доходы и прибыль организаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 17:29, курсовая работа

Описание

Одним из основных источников финансирования всех направлений деятельности государства и экономическим инструментом реализации государственных приоритетов являются налоги. Они выполняют две основные функции: фискальную и регулирующую – которые взаимосвязаны и взаимозависимы, причем ни одна из них не должна развиваться в ущерб другой.

Работа состоит из  1 файл

Налоги на доходы и прибыль организаций.doc

— 178.00 Кб (Скачать документ)

     6) 10 процентов - от использования, содержания или сдачи в аренду (фрахта) судов, самолетов или других подвижных транспортных средств или контейнеров (включая трейлеры и вспомогательное оборудование, необходимое для транспортировки) в связи с осуществлением международных перевозок.

     7) 20 процентов – все остальные виды доходов.

     При этом организация уплачивает налог по ставке 20 процентов в два бюджета, и для каждого бюджета установлена своя ставка:

     1 2 процента зачисляется в федеральный бюджет;

     2 18 процентов зачисляется в бюджеты субъектов РФ.

 

     2 Оценка налоговой нагрузки Российской Федерации

     Изучим  поступления налога на прибыль организаций Российской Федерации за 2007 - 2009 гг., рассчитав базисные темпы роста, а также темп прироста. 

             ТРб = Пфб*100 % ,       (1) 

где ТРб - базисные темпы роста, %

     Пф - фактические поступления налога,

     Пб – базисный поступления налога на прибыль. 

             ТРц = Тnn-1*100 % ,       (2) 

где  ТРц - цепные темпы роста, %

     Тn – темпы роста за n – ый год% 

             ТПР =

                (3) 

     Данные  расчетов представим в таблице 1. 

     Таблица 1 – Динамика поступления налога на прибыль предприятий 

Год Поступление налога тыс. рублей Темпы роста, % Темп  прироста, %
Базисные Цепные
2007 2 796 922 358 100 100 -
2008 3 417 519 523 122,19 122,19 22,2
2009 2 734 079 050 97,75 80,00 -20,0

 

     Из  таблицы 1 видно, что поступления  налога на прибыль предприятий в 2008 году выросли на 22,2% или на 620 597 165 тыс. руб. по сравнению с 2007 годом, а в 2009 году снизились на 20% (683 440 473 тыс. руб.) по сравнению с 2008 годом.

     Определим абсолютное отклонение налога на прибыль организаций за 2007-2009 гг., а также удельный вес налога на прибыль в общем объеме поступлений налогов в бюджет и изменения в структуре поступлений. 

     Таблица 2 – Поступление налога на прибыль  организаций 

Показатель Год Отклонение (+-)
2007 2008 2009 2008 2009
Налоговые доходы 3 610 249 089 4 374 547 539 3 783 883 393 764 298 450 -957 028 016
Налог на прибыль 2 796 922 358 3 417 519 523 2 734 079 050 620 597 165 -683 440 473

 

     В 2008 году можно наблюдать увеличение налоговых доходов на 764 298 450 тыс. руб. или на 21,2%, а в 2009 году сокращение на 13,5%.

     Удельный  вес налога на прибыль предприятий  в общем объеме налоговых поступлений  в бюджет Российской Федерации  к 2009 году сократился на 5,87 процентных пункта. 

     Таблица 3 – Удельный вес налога на прибыль организаций 

Показатель Удельный  вес, % Изменения в структуре, %
2007 2008 2009 2008 2009
Налог на прибыль 77,47 78,12 72,26 0,65 -5,87

 
 

     Начисленные и уплаченные в бюджет суммы налога на прибыль за 2007, 2008, 2009 года, принимаемые для определения налоговой нагрузки, представлены в таблице 4. Сумма валового внутреннего продукта представлена в таблице 5. 

        Таблица 4 – Начисленные и уплаченные суммы налога на прибыль

                                                     тыс.руб.

Год Начислено к уплате налога Уплачено  налогов Переплата
2007 1 875 567 748 2 796 922 358 921 354 610
2008 2 412 421 124 3 417 519 523 1 005 098 399
2009 1 353 872 645 2 734 079 050 1 380 206 405

 

        Таблица 5 – Валовой внутренний продукт 

Показатель 2007 2008 2009
Валовой внутренний продукт (млн.руб.) 33 111 382 41 668 034 39 016 100

 

     Подставляя  данные таблиц 4,5 в формулы (4) и (5), определим  реальную и номинальную налоговую  нагрузку.

     Определим реальную и номинальную налоговую  нагрузку за 2007, 2008 и 2009 года.

             ННр =

               (4)

где: ННр – реальная налоговая нагрузка;

        Ун  – сумма уплаченного налога.

             ННн =

               (5)

где: ННн – номинальная налоговая нагрузка;

        Нн  – сумма начисленного налога.

     Таблица 6 – Динамика налоговой нагрузки 

Год Налоговая нагрузка, % Темп  прироста, %
номинальная реальная номинальная реальная
2007 5,66 8,45 - -
2008 5,79 8,2 2,21 -2,9
2009 3,47 7,01 -40,06 -14,56

 

     Так, в 2008 году номинальная налоговая  нагрузка увеличилась на 2,21%, а реальная сократилась на 2,9%. В 2009 году можно наблюдать резкое сокращение номинальной налоговой нагрузки на 40%. Спад можно наблюдать и у реальной нагрузки на 14,6%.

 

     3 Пути совершенствования налога на прибыль

 

     В настоящее время для организаций, входящих в единую группу или холдинг с высокой степенью участия, невозможно консолидировать налоговые обязательства по налогу на прибыль, хотя фактически управление финансовыми потоками организаций - участников холдингов из единого центра означает наличие единой налоговой базы для всех участников.

     Препятствия для формальной консолидации обязательств по налогу на прибыль для участников холдинга создают стимулы для применения различных косвенных инструментов управления налоговыми обязательствами, например, путем использования трансфертных цен по сделкам между организациями-участниками с целью перераспределения финансовых ресурсов.

     Для исправления этого недостатка налогового законодательства предлагается внедрить в Российской Федерации широко используемый в зарубежных странах институт консолидированной налоговой отчетности при исчислении группой компаний своих обязательств по налогу на прибыль. При применении этого механизма появляется возможность суммировать в целях налогообложения финансовый результат различных налогоплательщиков, входящих в состав группы.

     При этом суммы налога на прибыль такого консолидированного налогоплательщика будут распределяться между бюджетами субъектов Российской Федерации так же, как в настоящее время распределяется налог, исчисленный в отношении обособленных подразделений, не являющихся юридическими лицами. То есть пропорционально средней арифметической доле компании в совокупной стоимости основных фондов и фонда оплаты труда консолидированной группы.

     Предполагаемый срок вступления в силу вышеназванных поправок - 2009 - 2010 гг. одновременно с вступлением в силу новых норм, регулирующих трансфертное ценообразование в налоговых целях [8].

     Еще одна из важнейших перспективных задач совершенствования системы налогообложения прибыли – это ослабление ее фискальной направленности, либерализация при повышении четкости и ясности налогового законодательства, ликвидация противоречивой нормативной базы, сложных и неопределенных налоговых процедур. Реформирование налогообложения прибыли, как и налоговой системы в целом, должно опираться только на воспроизводственный принцип, налог должен стимулировать рост производства, его пропорциональность, повышение производительности труда. Сочетание интересов государства и производителя, целостная активно действующая система регуляторов экономики, формирующая цели и выбор стратегии, методы и средства хозяйственной деятельности каждого предприятия при одновременном учете приоритетных общегосударственных интересов – основное условие выхода страны из кризиса.

     Главным событием 2008 г в сфере налогообложения стало уменьшение ставки налога на прибыль на 4%. При этом региональная часть осталась без изменений на уровне 17,5%, а федеральная снизилась до 2,5% (Федеральный закон от 26 ноября 2008 г. № 224-ФЗ). По этой причине бюджет страны теряет 400 млрд. рублей, которые правительство планирует возместить за счет резервных фондов.

     В Налоговый кодекс также внесены  изменения, согласно которым порядок  расчета налога на прибыль становится иным. Если раньше компании должны были оплачивать налог авансовым методом, то сейчас они имеют возможность платить «по факту». До 1 января 2010 г. Минфину дано право предоставлять отсрочку по выплате федеральных налогов на срок до пяти лет компаниям, чья задолженность превышает 100 млрд. рублей.

     Кроме того, пользователи упрощенной системы  налогообложения, платящие единый налог  в размере 15% c разницы между доходами и расходами, могут рассчитывать на снижение нагрузки. Регионам, в ведении  которых находятся «упрощенцы», позволили снижать ставку этого налога вплоть до 5%.

     Все эти меры призваны облегчить налоговую  нагрузку на бизнес в кризисный период. Но насколько они окажутся действенными, пока неизвестно.

     По  мнению некоторых аналитиков, 4% —  это заметное снижение налога, которое  поможет многим компаниям выжить.

     Одни  эксперты считают, что снижение налога на прибыль не будет иметь никакого значения для бизнеса, поскольку  о самих прибылях говорить сегодня  очень сложно. И в подтверждение  этой позиции есть весомый аргумент — о снижении налога на прибыль речь шла очень давно, и эта мера была призвана увеличить вложения предприятий в развитие производства. Сейчас о каком-либо инвестировании говорить не приходится, а в период стагнации и падения спроса на товары и услуги вряд ли сэкономленные 4% каким-то образом повлияют на финансовое положение дел в компаниях.

     Другие  эксперты полагают, что снижение налога на прибыль является своего рода прикрытием для того, чтобы не трогать НДС. Налог на добавленную стоимость  всегда воспринимался как тормоз для бизнеса, особенно среднего. Большая часть российских предпринимателей считает, что именно НДС является самым проблемным налогом. Речь о его снижении шла еще в сентябре, но чуда так и не произошло.

     Тем не менее, некоторые предприниматели  и эксперты считают снижение налога на прибыль действенной мерой, подчеркивая, что 4% — это существенный показатель, который облегчит нагрузку на бизнес. Как полагают некоторые аналитики, эта мера позволит увеличить чистую прибыль компаний нефтегазового сектора на 5-6%. Например, для компании «ЛУКОЙЛ» снижение налога на прибыль в 2009-2010 гг. будет эквивалентно повышению цены на нефть, соответственно, на 1,15 и 2,75 долларов за баррель. Для «Газпрома» — на 4 доллара за баррель в 2009 г. (эффект для прибыли за 2009 год) и на 1,75 долларов за баррель в 2009-2010 гг. (эффект для прибыли за 2010 год). По мнению экспертов, налоговые послабления окажут существенную поддержку российской экономике.

Информация о работе Налоги на доходы и прибыль организаций