Налоги на доходы и прибыль организаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 17:29, курсовая работа

Описание

Одним из основных источников финансирования всех направлений деятельности государства и экономическим инструментом реализации государственных приоритетов являются налоги. Они выполняют две основные функции: фискальную и регулирующую – которые взаимосвязаны и взаимозависимы, причем ни одна из них не должна развиваться в ущерб другой.

Работа состоит из  1 файл

Налоги на доходы и прибыль организаций.doc

— 178.00 Кб (Скачать документ)

Министерство  образования Республики Беларусь

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Государственное Учреждение Высшего Профессионального Образования

«Белорусско-Российский университет» 
 
 

Кафедра «Коммерческая деятельность» 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

по дисциплине: «Налогообложение»

на тему: «Налоги на доходы и прибыль организаций» 
 
 
 

  Выполнила:                                     студентка гр. КР-071

Сидоренко Е.В. 
 
 

                                                     Руководитель:                                                 Нечаева Т.Г. 
 
 

Могилев, 2010 
Содержание
 

 

     Введение

 

     Одним из основных источников финансирования всех направлений деятельности государства и экономическим инструментом реализации государственных приоритетов являются налоги. Они выполняют две основные функции: фискальную и регулирующую – которые взаимосвязаны и взаимозависимы, причем ни одна из них не должна развиваться в ущерб другой.

     Налог как экономическая категория  представляет собой обязательный платеж, взимаемый государством с физических и юридических лиц.

     В системе налогов РФ одним из наиболее значимых налогов является налог на прибыль. Вопросы, связанные с этим налогом имеют большое значение как для государства, так как он является важной доходной статьей бюджета, так и для отдельных предприятий, так как сумма его выплат обычно одна из самых крупных.

     Переход экономики России на рыночные отношения  потребовал создания системы налогообложения прибыли предприятий (юридических лиц). Принятие Верховным Советом Российской Федерации в 1991 году закона «О налоге на прибыль» является продолжением и углублением важнейшего элемента экономической реформы в России.

     Налог на прибыль имеет двоякое значение: фискальное и регулирующее. Во-первых, налог является важным доходом бюджета, во-вторых, налог на прибыль играет роль экономического инструмента регулирования экономики. Государство, лишенное собственности, не может управлять производственным процессом административными методами. Спущенные сверху директивные указания, не подкрепленные экономическими стимулами, вряд ли будут выполняться частными предприятиями, акционерными обществами, деятельность которых определяется в первую очередь требованиям рынка и законом стоимости.

     В связи с этим управление хозяйственными процессами возможно лишь экономическими методами, и, прежде всего, набором элементов налогообложения прибыли: ставками, расчетом объекта обложения, льготами и санкциями. Изменяя обложение прибыли юридических лиц этими методами, государство способно оказать серьезное давление на динамику производства: стимулировать его развитие либо сдерживать движение вперед.

     Однако  постоянное экспериментирование с  законодательной базой по налогу на прибыль, выражающееся в большом количестве издаваемых изменений и дополнений часто не позволяет предприятиям правильно ориентироваться в порядке исчисления налогооблагаемой базы, что приводит в конечном итоге к спорам и разногласиям с налоговыми органами.

     Актуальность  рассмотрения данной темы выражается в том, что налог на прибыль представляет собой часть отношений экономического субъекта с государственными и контролирующими органами и нарушения в данной области могут повлечь за собой существенные последствия для экономического субъекта. Также актуальность темы подтверждается и тем фактом, что налог на прибыль является одной из основных доходных статей бюджетов большинства развитых стран, а в бюджете Российской Федерации занимает второе место после налога на добавленную стоимость.

     Целью настоящей работы является рассмотрение теоретических аспектов налога на прибыль как экономической категории.

      

 

      1 Налог на прибыль организаций

      1.1 Содержание и становление налогообложения доходов и прибыли: сущность, тенденции развития, принципы

 

     Среди множества экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место занимают налоги.

     В условиях рыночных отношений, и особенно в переходный к рынку период, налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. Государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства. В условиях высоких налоговых ставок неправильный или недостаточный учет налогового фактора может привести к весьма неблагоприятным последствиям или даже вызвать банкротство предприятия. С другой стороны, правильное использование предусмотренных законодательством льгот и скидок может обеспечить не только сохранность полученных финансовых накоплений, но и возможности финансирования расширения деятельности, новых инвестиций за счет экономии на налогах или даже за счет возврата налоговых платежей из казны.

     Налоговая система в Российской Федерации была создана в 1991 году, когда в декабре этого года был принят пакет законопроектов о налоговой системе. Среди них: «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», «О налоге па прибыль предприятий и организаций», «О налоге на добавленную стоимость» и другие.

     В условиях рыночной экономики любое  государство широко использует налоговую  политику в качестве регулятора воздействия  на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.

     В Российской налоговой системе налог  на прибыль предприятий и организаций  занимает важное место. Он служит инструментом перераспределения национального дохода и является одним из главных доходных источников федерального бюджета, а также региональных и местных бюджетов.

     Основные элементы налога на прибыль организаций представлены на рисунке 1.1. 

 

     Рис. 1.1 – Основные элементы налога на прибыль  организаций 

     Налог на прибыль является федеральным. Это означает, что плательщики налога, объект налогообложения, размеры ставок налога, виды льгот и сроки уплаты устанавливаются законодательными актами РФ. При этом какие-либо изменения налоговых норм могут быть произведены только посредством внесения в установленном порядке уточнений в налоговое законодательство. Как и все федеральные налоги, налог на прибыль относится к общеобязательным. Он подлежит взиманию на всей территории РФ.

     Налог на прибыль является прямым, то есть его окончательная сумма целиком  и полностью зависит от конечного финансового результата хозяйственной деятельности предприятий и организаций. Заглянув глубже, необходимо отметить, что налог на прибыль уплачивается с действительно полученного дохода и отражает фактическую платежеспособность налогоплательщика, а значит, рассматриваемый налог считается личным прямым.

     Поступление налога на прибыль осуществляется одновременно в бюджеты различных уровней в пропорции установленной согласно бюджетному законодательству, что говорит о регулирующем характере данного налога.

      1.2 Плательщики налога на прибыль

 

     Согласно ст. 246 НК РФ плательщиками налога на прибыль организаций признаются российские организации, а также иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерация через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в Российской Федерации [2].

     К российским организациям относятся организации, в том числе бюджетные, являющиеся по российскому законодательству юридическими лицами, включая созданные на российской территории предприятия с иностранными инвестициями.

     Филиалы и другие обособленные подразделения организаций, имеющие отдельный баланс и расчетный или текущий счет, также уплачивают налог на прибыль.

     Плательщиками указанного налога являются также коммерческие банки различных видов, включая банки с участием иностранного капитала, получившие лицензию Банка России, Банка внешней торговли РФ, а также кредитные учреждения, получившие лицензию Банка России на осуществление отдельных банковских операций. При этом Банк России и его учреждения признаются плательщиками налога только в части прибыли, полученной от осуществления деятельности, не связанной с выполнением ими функций, предусмотренных Федеральным законом “О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)”.

     К числу плательщиков налога на прибыль относятся также филиалы банков и кредитных учреждений, имеющие отдельный баланс и корреспондентский субсчет или расчетный счет, включая филиалы иностранных банков – нерезидентов, получившие лицензию Банка России на проведение на российской территории банковских операций, за исключением филиалов и отделений Сберегательного банка. Что касается филиалов и территориальных банков Сберегательного банка, то плательщиками налога выступают только те из них, которые созданы в республиках, краях, областях, городах Москве и Санкт-Петербурге.

     Плательщиками налога являются также предприятия, организации и учреждения – юридические лица по законодательству РФ, получившие лицензию на осуществление страховой деятельности, а также их филиалы, имеющие баланс с конечным финансовым результатом деятельности и расчетный или текущий счет.

     Как уже отмечалось, к числу плательщиков налога российское налоговое законодательство относит также и иностранные организации, осуществляющие в России предпринимательскую деятельность через постоянные представительства и получающие в России доходы.

     Российское законодательство установило при этом четкое определение понятия “постоянное представительство иностранной организации в Российской Федерации для целей налогообложения”.

     Постоянным  представительством иностранной организации  в России для целей налогообложения являются филиал, представительство, отделение, бюро, контора, агентство, любое другое обособленное подразделение или другое место деятельности этой организации, через которые иностранная организация регулярно осуществляет предпринимательскую деятельность на российской территории. К постоянному представительству, в частности, относится любое место, связанное с пользованием недрами или использованием природных ресурсов, проведением предусмотренных контрактами работ по строительству, установке, монтажу, сборке, наладке, обслуживанию и эксплуатации оборудования, продажей товаров с расположенных на российской территории складов, а также осуществлением другой деятельности.

     Вместе с тем осуществление иностранной организацией на российской территории деятельности подготовительного и вспомогательного характера российским налоговым законодательством не рассматривается как приводящее к образованию постоянного представительства. К подготовительной и вспомогательной деятельности законодательство, в частности, относит использование сооружений или же содержание запаса принадлежащих иностранной организации товаров исключительно для целей хранения, демонстрации или поставки товаров, принадлежащих этой иностранной организации, до начала такой поставки. К подобной деятельности относится содержание запаса товаров, принадлежащих иностранной организации, исключительно для целей переработки другим лицом, а также содержание ею постоянного места деятельности исключительно для целей закупки товаров, для сбора или распространения информации, маркетинга, рекламы или изучения рынка товаров, работ и услуг для целей простого подписания контрактов от имени этой организации.

     Иностранная организация согласно российскому налоговому законодательству не рассматривается как имеющая постоянное представительство в том случае, если она осуществляет деятельность на территории РФ через брокера, комиссионера, профессионального участника российского рынка ценных бумаг или любое другое лицо, действующее в рамках своей основной, т. е. обычной, деятельности [3].

     Не  признаются налогоплательщиками организации, являющиеся иностранными организаторами Олимпийских игр и Паралимпийских игр в соответствии со статьей 3 Федерального закона "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в отношении доходов, полученных в связи с организацией и проведением XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи [2].

      1.3 Объект обложения налогом

 

     Объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком.

     Прибылью  в целях налогообложения признается:

     • для российских организаций — полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов;

     • для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, — полученные через эти представительства доходы, уменьшенные на величину произведенных этими постоянными представительствами расходов;

Информация о работе Налоги на доходы и прибыль организаций