Налоги и налогооблажение системы России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 12:03, курсовая работа

Описание

В обществе сейчас бытует мнение, что налоговые правонарушения это только лишь незаконное уклонение от уплаты налогов налогоплательщиками, это не так, хотя неуплата налогов и является в данное время наиболее часто встречающимся видом налоговых правонарушений, существует масса других видов деяний подобного рода, совершаемых другими участниками налоговых отношений. Поэтому перед данной работой есть ещё одна задача - объяснить человеку незнакомому с данной сферой права, что такое налоговое правонарушение и, в связи с тем, что данный вид отношений в стране сейчас бурно развивается, стремясь, в будущем, сравняться с уровнем развития этих отношений в экономически более развитых странах, дать более широкое понимание проблем, связанных с налогообложением.

Содержание

Введение. ………………………………………………………………………...3
Глава I. Общие вопросы налоговых правонарушений.
Параграф §1. История развития налоговой системы России……………….6
Параграф§2. Причины возникновения налоговых правонарушений...9
Параграф§3. Налогоплательщики и налоговые правонарушения. Виды и классификация……………………………………………………………………12
Параграф§4. Состав и виды правонарушений. …………………………….16
Параграф § 5. Финансовая ответственность………………………………...19
Глава 2. Налогоплательщики.
Параграф § 1. Меры административной ответственности за налоговые правонарушения……………………………………………………………….22
Параграф § 2. Меры уголовной ответственности за налоговые правонарушения………………………………………………………………….31

Глава 3. Налоговые органы.
Параграф § 1. Меры административной ответственности за налоговые правонарушения……………………………………………………………….36
Глава 4. Налоговые агенты.
Параграф § 1. Меры административной ответственности за налоговые правонарушения. ………………………………………………………………43
Заключение. ……………………………………………………………………...46
Список литературы. …………………………………………………………….47

Работа состоит из  1 файл

Налоги и налогообложение (Курсовая).doc

— 194.00 Кб (Скачать документ)

Государственные налоговые  инспекции и их должностные лица осуществляют контроль в форме проверки документов и обследований любых  помещений, связанных с получением доходов или содержанием иных объектов налогообложения, а также другими платежами в бюджет любых предприятий.

Для выполнения задач, возложенных  на налоговые инспекции, они наделены широкими полномочиями, которые можно  разделить на четыре группы:

  • полномочия, обеспечивающие необходимые условия для осуществления контроля, т.е. право производить у налогоплательщиков проверки документов, связанных с исчислением и уплатой налогов, право получать необходимые пояснения при проверках, право получать документы, касающиеся хозяйственной деятельности налогоплательщика, и копии с них, право обследовать производственные, складские, торговые и иные помещения предприятий, учреждений, организаций и граждан, используемые для извлечения доходов либо связанные с содержанием объектов налогообложения т.д.10;
  • полномочия по пресечению нарушений в налоговом законодательстве, т.е. право требовать от  руководителей и других  должностных лиц   проверяемых предприятий,  учреждений,  организаций,  а также от   граждан устранения выявленных нарушений законодательства о налогах   и других обязательных  платежах  в  бюджет  и  законодательства  о   предпринимательской деятельности и контролировать их выполнение, право приостанавливать    операции    предприятий,    учреждений,   организаций и граждан по расчетным и другим счетам в банках и иных   финансово-кредитных учреждениях  в  случаях  непредставления  (или   отказа  представить)  государственным  налоговым  инспекциям  и их   должностным  лицам  бухгалтерских  отчетов,  балансов,   расчетов,   деклараций и других документов,  связанных с исчислением и уплатой   налогов и иных обязательных платежей в бюджет11;
  • полномочия по применению восстановительных мер, выражающихся во взыскании недоимок по налогам и другим обязательным платежам в бюджет, а именно право взыскивать   в   бюджет   недоимки   по  налогам  и  другим   обязательным платежам в бюджет,  а  также  суммы  штрафов  и  иных   санкций, предусмотренных налоговым законодательством12;

В качестве примера можно  привести судебный спор по взыскании недоимки. 04.12.96 в Арбитражном суде г. Москвы было рассмотрено дело №14-429 «а», по иску ГНИ о взыскании с предпринимателя недоимку, образовавшеюся в результате неучтения объекта налогообложения, по налогу на добавленную стоимость в сумме 1,5 млн. рублей, в пользу ГНИ. Суд, рассмотрев материалы дела и руководствуясь ст.9,11,13 Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» и п.1,ст.13, 20 Закона РФ «О подоходном налоге с физических лиц», решил взыскать с предпринимателя в пользу ГНИ недоимку по налогу в размере 1,5 млн. рублей.

  • полномочия по применению мер ответственности за нарушение налогового законодательства.

Ответственность органов  налоговой службы за налоговые правонарушения закреплена в ст.16 Закона РФ «Об основах  налоговой системы в Российской Федерации», а также в гл.3 Закона РФ «О Государственной налоговой службе РСФСР».

За   невыполнение   или  ненадлежащее  выполнение   должностными  лицами  государственных  налоговых  инспекций  своих   обязанностей  они  привлекаются  к дисциплинарной,  материальной и   уголовной   ответственности   в   соответствии    с    действующим   законодательством13. Тот или иной вид ответственности наступает в зависимости от характера правонарушения.

Ответственность за дисциплинарные правонарушения основана на общих нормах законодательства, т.е. в порядке служебного подчинения властью уполномоченного на то вышестоящего органа и регламентируется, в основном, законодательством о труде.

Термин материальная ответственность может быть понят  в двух смыслах.  Во-первых это ответственность работника, причинившего виновными действиями вред предприятию ( организации),на котором работает, а также ответственность предприятия, причинившего вред здоровью своего работника, данный вид ответственности регулируется трудовым законодательством, поскольку вытекает из трудовых отношений. Во-вторых это ответственность налоговых инспекций и их должностных лиц за причинение убытков налогоплательщикам их незаконными действиями. Суммы, составляющие размер убытков, взыскиваются в пользу потерпевшего налогоплательщика в полном объёме. Субъектом данного вида ответственности могут быть только налоговые инспекции, а не должностные лица, даже когда убытки причинены их незаконными действиями. Юридическое лицо возмещает вред, причинённый его работниками при исполнении ими своих трудовых обязанностей.

Суммы  налогов  и  другие  обязательные  платежи,   неправильно взысканные  государственными  налоговыми  инспекциями,   подлежат  возврату,  а  убытки  (в  том  числе  упущенная выгода),   причиненные     налогоплательщику      незаконными      действиями   государственных  налоговых  инспекций  и  их  должностными лицами,   возмещаются в порядке, установленном законом14. В данном случае речь идёт об обязательстве из причинения вреда, регулируемой гражданским законодательством и косвенно относящимся к налоговым правоотношениям. В  качестве примера может служить дело №14-164а от 3.06.96 г., рассмотренное Арбитражным судом г. Москвы.

23.05.96 г. АОЗТ «ФВ»  обратилось в Арбитражный суд  г. Москвы с иском о признании не подлежащими исполнению инкассовых поручений, выставленных АОЗТ на основании решения ГНИ№33 от 4.08.95 г., о взыскании с АОЗТ «ФВ» 90 млн. руб. По данным выставленным инкассовым поручениям было списано в бесспорном порядке 80 млн. руб. 12.02.96 г. решением Арбитражного суда г. Москвы по делу №17-220а решение ГНИ№33 от 4.08.95 г. было признано недействительным. Однако выставленные инкассовые поручения налоговой инспекцией отозваны не были, а списанные по ним средства возвращены не были. Заслушав доводы сторон и рассмотрев материалы дела суд решил, что иск обоснован и соответствует ст. ст. 15 и 16 ГК РФ, а также ст. ст.16 и17 Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» и постановил взыскать с ГНИ№33 в пользу АОЗТ «ФВ» всю сумму денежных средств, списанных ГНИ в бесспорном порядке по инкассовым поручениям.

Рассмотрим несколько  составов налоговых правонарушений, свойственных налоговым органам, т.е. субъектами составов данных правонарушений выступают налоговые органы и  их должностные лица.

Незаконное освобождение от уплаты налогов, т.е. полное или частичное освобождение налогоплательщика от выполнения обязательств по уплате налога путём предоставления льгот или сложения недоимки, если эти действия совершены с превышением установленных законом полномочий должностного лица, либо с нарушением установленных законом оснований и процедур 15.

Объектом данного правонарушения является система налогов, установленная  законодательством, за исполнением  которой и должны следить налоговые  органы.

Составы правонарушений перечисленных ниже имеется одинаковый объект правонарушения - это права  и свободы налогоплательщиков, на основании этого признака правонарушения были объединены в одну группу.

Незаконное воспрепятствование хозяйственной деятельности налогоплательщика, здесь имеется в иду незаконный отказ должностным лицом налогового органа в постановке на налоговый учёт, в выдаче разрешения или иного документа, необходимого для открытия счёта в банке или ином кредитном учреждении, незаконное приостановление операций налогоплательщика по счетам в банках или иных кредитных учреждениях или незаконное наложение ареста на имущество налогоплательщика, а также незаконное осуществление должностным лицом налогового органа контрольных действий приёмами и способами, существенно затрудняющими осуществление налогоплательщиком его обычных деловых операций, незаконное требование к расширению видов и объёмов учётных действий и отчётных документов.

Отказ от консультации или непредставление консультаций, т.е. отказ должностного лица налогового органа представить налогоплательщику или другому участнику налоговых правоотношений бесплатную письменную консультацию о порядке и условиях налогообложения, о его правах и обязанностях, либо непредставление такой консультации в установленный срок.

Разглашение налоговой  тайны, т.е. незаконное использование или передача другому лицу сведений, составляющих в соответствии с законодательством налоговую тайну, ставших известными должностному лицу налогового органа или иному лицу в связи с выполнением им своих профессиональных либо должностных обязанностей.

Следующий состав правонарушения имеет объект в виде системы гарантий выполнения обязанностей налогоплательщика, упоминавшейся в параграфе первом второй главы данной работы.

Незаконная выдача документа, т.е. выдача документа, имеющего юридическое значение, с нарушением установленного законом требования проверить факт предварительной уплаты налога лицом, получающим документ, если эти действия не могут квалифицироваться как соучастие в уклонении от уплаты налога.

Меры уголовной ответственности  к самим налоговым органам  применяться не могут, а к должностным  лицам налоговых органов меры уголовной ответственности применяются  на общих основаниях.

 

Глава 4. Налоговые агенты.

 

Параграф § 1. Ответственность за налоговые

правонарушения.

 

        Налоговые агенты являются ещё одним субъектом налоговых правоотношений, наряду с налогоплательщиками и налоговыми органами, но если о налогоплательщиках и налоговых органах постоянно писали и пишут различные авторы, пытаясь наиболее точно определить их правовой статус, то о налоговых агентах редко где можно встретить упоминание. Закон РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» не даёт понятия данного субъекта налоговых правоотношений, но в статье 15 данного закона есть один абзац, который можно отнести к обязанности налогового агента:

Предприятия обязаны  правильно  удерживать  подоходный налог с   доходов,  выплачиваемых  ими  физическим  лицам,  и   своевременно   перечислять  удержанные  суммы  в  бюджет.  В  случае невыполнения   указанных обязанностей руководители этих предприятий  привлекаются   к   административной  ответственности  в  виде  штрафа  в  размере   пятикратного установленного законом размера  минимальной  месячной   оплаты труда.

Данная норма права  устанавливает административную ответственность  руководителей предприятий-налоговых  агентов. Для того, чтобы выяснить какие виды ответственности могут  налагаться на сами предприятия надо выяснить, что же всё-тики это за правовая конструкция - налоговый агент?

Налоговые агенты являются субъектами налоговых правоотношений, на которых возложена обязанность  удержать и перечислить в бюджет налоги за налогоплательщика, при условии, что само лицо (налоговый агент), явилось источником дохода налогоплательщика. Примером могут послужить отношения между работником предприятия и предприятием при получении работником заработной платы. Предприятие само исчисляет сумму налога из заработной платы работника и перечисляет её в бюджет. Работник получает свою заработную плату уже за вычетом суммы налога.

Налоговый агент сам  исчисляет сумму налога из дохода налогоплательщика до выплаты последнему его дохода, поэтому в данном случае налог уплачивается у источника  дохода. Налогоплательщик как бы авансирует государство, уплачивая налог раньше, чем получает доход.

Обязанности рассматриваемого субъекта налоговых отношений предусматриваются  в ст.20 Закона РФ «О подходном налоге с физических лиц»: предприятия,  учреждения,  организации  и  физические   лица,  зарегистрированные в качестве предпринимателей,  являющиеся   источниками дохода, обязаны:       своевременно и  правильно  исчислять,  удерживать  и вносить в   бюджет суммы налогов с доходов физических лиц;       своевременно представлять   налоговым   органам   сведения   о   выплаченных   ими   физическим   лицам    доходах    в    порядке,   предусмотренном действующим законодательством.

Данная норма права  устанавливает обязанности для  налоговых агентов, надо сказать, что  эти обязанности также являются и главными задачами налоговых агентов.

Рассмотрим конкретный состав правонарушения, свойственного  налоговым агентам, т.е. субъектами данного правонарушения являются налоговые  агенты.

Неуплата или несвоевременная  уплата налога, т.е неуплата к установленному законом сроку налога или уплата налога позже установленного срока лицом, обязанным в силу закона исчислить, удержать и уплатить налог вместо налогоплательщика.

Объектом данного правонарушения выступает обязанность налоговых  агентов уплатить налог за налогоплательщика.

Субъективная сторона  может быть выражена как в форме  умысла, так и в форме небрежности (халатности, неосторожности).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

  Анализ правовой основы регулирования налоговых правонарушений позволяет сделать вывод , что данные отношения регулируются большим количеством нормативных актов  различного уровня, зачастую не согласованных между собой. Эти отношения касаются как вопросов исчисления и уплаты налогов, ответственности и обязанностей субъектов налогового права, таки и не относящихся к налоговому законодательству вопросов. Кодифицированного  документа,  содержащего  воедино  все  нормы, касающиеся данных правоотношений на сегодняшний день не существует. Существуют также, так называемые, пробелы в законодательстве регулирующем вопросы налоговой ответственности, например, некоторые составы правонарушений, указанные в данной работе, российским законодательством не предусматриваются, что даёт возможность недобросовестным участникам налоговых правоотношений уходить от налогообложения.

Но не всё так мрачно, следует помнить, что налоговое  право ещё сравнительно молодо и  сейчас оно находится в процессе активного развития, многие проблемы, горячо обсуждаемые в настоящий  момент через какое-то время будут  разрешены, некоторые пробелы в законодательстве будут восполнены, на смену большого количества разрозненных правовых актов, регулирующих отдельные отношения в сфере налогов, придёт единый Налоговый кодекс.

Информация о работе Налоги и налогооблажение системы России