Налог на добавленную стоимость

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 13:46, реферат

Описание

Налог на добавленную стоимость (НДС) является важнейшим источником пополнения государственных бюджетов большинства европейских стран. Это косвенный, многоступенчатый налог, фактически оплачиваемый потребителем. НДС представляет собой форму изъятия в бюджет части прироста стоимости, которая создается на всех стадиях производства и реализации – от сырья до предметов потребления

Работа состоит из  1 файл

Налоги и налогообложение.docx

— 39.97 Кб (Скачать документ)

Налог на добавленную стоимость

     Экономическое содержание. Налог на добавленную стоимость (НДС) является важнейшим источником пополнения государственных бюджетов большинства европейских стран. Это косвенный, многоступенчатый налог, фактически оплачиваемый потребителем. НДС представляет собой форму изъятия в бюджет части прироста стоимости, которая создается на всех стадиях производства и реализации – от сырья до предметов потребления. Идея создания конструкции рассматриваемого налога принадлежит французскому экономисту М. Лоре, представившему в 1954 г. схему действия НДС и доказавшему эффективность собираемости этого налога и способность противодействовать уклонению от его уплаты.

     Налог классифицирован как федеральный. Этот налог взимается при реализации большинства товаров, работ и  услуг и определяется как разница  между суммой начисленной добавленной стоимости и суммой НДС, уплаченной поставщикам за материальные ресурсы (включая импортируемые). Образно говоря, предприятие не только покупает товары и услуги, но и вместе с ними покупает заявку в налоговое ведомство, оформленное в форме счета-фактуры, которое уменьшает его будущую задолженность перед бюджетом по НДС. Отсюда вытекает та высокая требовательность в правилах оформления счетов-фактур, ибо этот документ фактически служит ценной бумагой, векселем, по которому предприятие может получить обратно 15,2% от суммы производственных материальных издержек. Существующий порядок исчисления налога позволяет бюджету извлечь дополнительную выгоду, например, если в цепочке производителей хотя бы одно лицо освобождено от уплаты НДС. Ведь, несмотря на уплату налога в бюджет всеми прежними производителями, затраты покупателя по приобретению продукции у предприятия, пользующегося льготами, не будут квалифицированы как зачетные по НДС и при их последующей продаже повторно обложены налогом в полном объеме. Таким образом, предоставление льгот по НДС промежуточному производителю при действующем порядке позволяет получить государству дополнительные финансовые ресурсы за счет двойного налогообложения одних и тех же объектов.

     Налогоплательщики. Налогоплательщиками признаются организа-ции, индивидуальные предприниматели, реализующие товары и услуги на территории Российской Федерации. К ним также причисляются декларанты, перемещающие импортированные товары через таможенную границу России. Существует ряд особенностей налогообложения по железнодорожным, авиационным, морским и речным перевозкам, когда в качестве плательщиков выступают управления дорог, производственные объединения по совокупности за все свои структурные подразделения. Организации и индивидуальные предприниматели могут быть освобождены от исполнения обязанности налогоплательщика, если в течение трех предшествующих месяцев их налоговая база не превысила 2 млн. руб. Освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика производится на 12 последовательных месяцев. По истечении этого срока организации и индивидуальные предприниматели должны вновь подавать заявление. В случае, если в течение периода выручка от реализации товаров (работ, услуг) превысит лимит, то начиная с первого числа месяца, в котором было это превышение, и до окончания периода освобождения налогоплательщики утрачивают право на освобождение и уплачивают налог на общих основаниях. Отношения с налоговой службой в вопросах применения льготы носят уведомительный характер.

     Рассмотрим  пример, где условно назначим следующие  объемы реализации товаров по месяцам (руб.): январь – 400 000; февраль – 600 000; март – 900 000; апрель – 800 000; май – 800 000; июнь – 300 000. Таким образом, если рассчитать сумму от реализации за первые три месяца, то она составит 400 000 + 600 000 + 900 000 = 1 900 000 руб., что укладывается в условие – менее 2 млн. руб. Если же произведем расчет с 1 марта по 31 мая, то сумма реализации составит 900 000 + 800 000 + 800 000 = 2 500 000 руб. и условие освобождения от НДС не будет выполнено. Следовательно, начиная с апреля следует начислить налог, восстановить ранее не начисленные суммы и уплатить в бюджет пени.

     Объект  налогообложения. Объектами налогообложения признаются следующие операции:

- реализация на территории России товаров (выполненных работ, оказанных услуг), в том числе реализация предметов залога и передача товаров по соглашению о предоставлении отступного или новации;

- передача права собственности на товары, результатов выполнения работ, оказание услуг на безвозмездной основе также признается реализацией;

- передача товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не относятся на себестоимость продукции, выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;

- ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

     Не  признаются реализацией товаров:

  • операции по передаче имущества в уставный капитал другой организации и некоммерческой организации на осуществление его уставной деятельности;
  • передача на безвозмездной основе органам государственной власти или органам местного самоуправления жилых домов, детских садов, клубов, санаториев и других объектов социально-культурного и жилищно-коммунального назначения;
  • передача имущества государственных и муниципальных предприятий, выкупаемого в порядке приватизации;
  • передача на безвозмездной основе объектов основных средств органам государственной власти и управления и органам местного самоуправления, а также бюджетным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям.

     Операции, не подлежащие налогообложению. Перечень операций, не подлежащих налогообложению, можно сгруппировать в три блока.

     Блок 1 – это реализация товаров (работ, услуг) на территории России, применение льгот по которым является обязательным, например:

- реализация  медицинских товаров;

- медицинские  услуги;

- ритуальные  услуги;

- услуги  в сфере образования;

- услуги  по перевозке пассажиров транспортом  общего пользования;

- услуги  учреждений культуры и искусства.

     Блок 2 – это перечень операций, условно освобождаемых от налога, т.е. по которым налогоплательщик вправе отказаться от освобождения, например:

- реализация  предметов религиозного назначения;

- реализация  товаров (работ, услуг) общественными  организациями инвалидов;

- банковские  операции.

     Блок 3 – это реализация на территории России услуг по сдаче в аренду служебных или жилых помещений иностранным гражданам или организациям, аккредитованным в Российской Федерации.

     В разделении операций, подлежащих и  не подлежащих налогообложению, обозначен  ряд принципов. Среди них следующие:

  1. в случае осуществления налогоплательщиком операций, как подлежащих, так и не подлежащих налогообложению, он обязан вести раздельный учет по данным видам деятельности;
  2. налогоплательщик вправе отказаться от освобождения льготируемых операций от налогообложения, представив соответствующее заявление в налоговый орган по месту своей регистрации в срок не позднее 1-го числа налогового периода, с которого налогоплательщик намерен отказаться от освобождения, или приостановить его использование, т.е. действие носит заявительный характер;
  3. освобождались от налогообложения в зависимости того, кто является покупателем соответствующих товаров (работ, услуг);
  4. не допускается отказ от освобождения от налогообложения операций на срок менее одного года;
  5. любая из перечисленных операций не подлежит налогообложению только при наличии у налогоплательщиков, осуществляющих эти операции, соответствующих лицензий на осуществление деятельности, лицензируемой в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  6. освобождение от налогообложения в перечисленных случаях не применяется при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договоров поручения, комиссии или агентских договоров, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом РФ.

     Налоговая база. 1. При применении налогоплательщиками при реализации товаров (работ, услуг) различных налоговых ставок налоговая база определяется отдельно по каждому виду товаров (работ, услуг), облагаемым по разным ставкам. При применении одинаковых ставок налога налоговая база определяется суммарно по всем видам операций, облагаемых по этой ставке. В общем случае налоговая база представляет собой стоимость реализуемых товаров (работ, услуг), исчисленную исходя из цен, определяемых в соответствии со ст. 40 Налогового кодекса РФ, с учетов акцизов (для подакцизных товаров и подакцизного минерального сырья) и без включения в них НДС.

     2.При определении налоговой базы выручка от реализации товаров (работ, услуг) определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), полученных им в денежной или натуральной формах, включая оплату ценными бумагами.

     3.При определении налоговой базы выручка (расходы) налогоплательщика в иностранной валюте пересчитывается в рубли по курсу Центрально банка Российской Федерации соответственно на дату реализации товаров (работ, услуг) или на дату фактического осуществления расходов.

     При определении налоговой базы учитываются:

- авансовые  или иные платежи, полученные  в счет предстоящих поставок  товаров, выполнения работ или  оказания услуг;

- суммы,  полученные за реализованные  товары (работы, услуги) в виде финансовой  помощи, на пополнение фондов  специального назначения (в счет  увеличения доходов) либо иные связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг);

- суммы  в виде процента (дисконта) по  полученным в счет оплаты за  реализованные товары (работы, услуги) облигациям и векселям, процента  по товарному кредиту в части,  превышающей размер процента, рассчитанного в соответствии со ставками рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшими в периодах, за которые производится расчет процента;

- суммы  страховых выплат, полученные по  договорам страхования риска  неисполнения договорных обязательств  контрагентом страхователя-кредитора  (учитываются, если страхуемые  договорные обязательства предусматривают  поставку страхователем товаров  (работ, услуг), реализация которых  признается объектом налогообложения).

     Ставки  налога. По ставке 0% облагаются экспортируемые товары и ряд работ и услуг, связанных непосредственно с транспортировкой товаров через таможенную границу.

     По  ставке 10% облагаются некоторые продовольственные  товары и товары для детей по перечню, установленному Правительством РФ.

     Остальные товары (работы, услуги) облагаются по ставке 18% (с 1 января 2004г.).

     Расчетные ставки (соответственно 9,09 и 15,25%) применяются:

- при получении денежных средств, связанных с оплатой товаров (работ, услуг);

-    удержании налога налоговыми агентами;

- реализации товаров (работ, услуг), приобретенных на стороне и учитываемых с НДС реализации сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки, закупленной у физических лиц.

     Порядок исчисления налога. Общая сумма НДС представляет собой сумму, полученную в результате сложения сумм налога, исчисленных отдельно как соответствующая налоговым ставкам процентная доля соответствующих налоговых баз.

     Сумма налога исчисляется по итогам каждого  квартала применительно ко всем операциям, признаваемым объектом налогообложения, дата реализации (передачи) которых  относится к соответствующему налоговому периоду, с учетом всех изменений, увеличивающих или уменьшающих налоговую базу в соответствующем налоговом периоде. Сумма налогов по операциям реализации товаров (работ, услуг), облагаемых по налоговой ставке 0%, исчисляется отдельно по каждой такой операции.

     Сумма налога, предъявляемая  продавцом покупателю. При реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщик дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг) предъявляет к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг) соответствующую сумму налога.

     В расчетных документах, в том числе  в реестрах чеков и реестрах на получение средств с аккредитива, первичных учетных документах и  в счетах-фактурах, соответствующая  сумма налога выделяется отдельной  строкой.

     Оформление  расчетных и первичных учетных  документов, выставление счетов-фактур производится без выделения соответствующих  сумм налога при:

-   реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат налогообложению;

Информация о работе Налог на добавленную стоимость