Налог на добавленную стоимость

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2011 в 21:30, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является анализ действующей практики исчисления и взимания налога на добавленную стоимость в Российской Федерации.
В процессе проводимого исследования решаются следующие задачи:
-исследование природы налога на добавленную стоимость, характеристика его основных элементов;
-рассмотрение состава плательщиков НДС, объектов обложения и облагаемого оборота;
-изучение состава льгот, применяемых при исчислении и взимании НДС.

Работа состоит из  1 файл

НДС.docx

— 42.72 Кб (Скачать документ)

     Введение

     Налог на добавленную стоимость является одним из наиболее трудных для  понимания, сложных для исчисления, уплаты и соответственно контроля со стороны налоговых органов. Он относится  к тем налогам, которые имеют  в России наиболее разветвленную  сеть исключений из общих налоговых  правил, множество льгот, а также  огромное число понятий, с которыми процедура налогового изъятия непосредственно  связана. Поэтому именно при исчислении и уплате НДС у налогоплательщика возникает много ошибок и неточностей. Тем не менее он успешно применяется в большинстве стран с рыночной экономикой.

     Из  всех налогов, формирующих современные  налоговые системы развитых стран  мира, НДС является самым молодым. Его модель была разработана французским  экономистом М. Лоре в 1954 г., и он впервые  был введен во Франции в 1958 г.

     В  настоящее  время  НДС  -  один  из  важнейших  косвенных федеральных  налогов. Как  известно, этим налогом  облагается доход, идущий на конечное потребление. Однако доход, идущий на накопление и инвестирование, освобождается от налога, что косвенно стимулирует эти процессы. Преимуществом НДС  является то, что он позволяет значительно увеличить доходы государства посредством обложения доходов, идущих на потребление, поскольку он имеет более широкую, чем у других налогов, азу обложения. Одновременно данный налог в определенной степени стимулирует расширение производства товаров, идущих на экспорт, т.к. при продаже продукции за рубеж применяется минимально возможная ставка НДС- в размере 0%.

     НДС в отличие от прочих разновидностей косвенных налогов и налогов с оборота позволяет государству получать часть дохода на каждой стадии производственного и распределительного цикла. При этом конечный доход государства от этого налога не зависит от количества промежуточных производителей.

     В РФ НДС был введен с 1992г. и фактически заменил прежние налог с оборота  и налог с продаж, намного превзойдя  их по своему влиянию на формирование доходов бюджета, экономику, формирование ценовых пропорций и финансы  предприятий и организаций. Введение НДС в нашей стране с началом  проведения масштабной экономической  реформы, внедрением в экономику  рыночных отношений, переходом к  свободным ценам на большинство  товаров, работ и услуг.

    За  период  существования    налога  на  добавленную  стоимость  действующий           механизм  его  исчисления  и  взимания  претерпел  существенные  изменения.  В  связи  с  этим  у  налогоплательщиков  возникает  множество  вопросов  по  толкованию  и                 разъяснению  порядка  обложения,  данным  налогом.  Это  обстоятельство,  главным           образом,  и  обуславливает  актуальность  выбранной  темы.

    Целью данной  работы  является  анализ  действующей практики  исчисления  и взимания  налога  на  добавленную стоимость в Российской  Федерации.

    В  процессе  проводимого  исследования  решаются  следующие  задачи:

    -исследование  природы  налога  на  добавленную   стоимость,  характеристика  его   основных  элементов;

    -рассмотрение  состава  плательщиков  НДС,  объектов  обложения  и  облагаемого   оборота;

    -изучение  состава  льгот,  применяемых   при  исчислении  и  взимании  НДС. 

  1. Субъект налогообложения

     Плательщиками НДС являются все предприятия  и организации вне зависимости  от видов деятельности, форм собственности, ведомственной принадлежности, организационно-правовых форм, численности работающих и т.д., имеющие статус юридических лиц, осуществляющих производственную и  иную коммерческую деятельность и на которых в соответствии с налоговым  законодательством возложена обязанность  уплачивать НДС.

     Плательщиками являются также индивидуальные частные  предприятия, осуществляющие реализацию товаров, работ или услуг, облагаемых данным налогом, предприятия с иностранными  инвестициями, осуществляющие производственную и иную коммерческую деятельность на российской территории, а также международные объединения и иностранные юридические лица, осуществляющие эту деятельность на территории России.

     Обязаны уплатить НДС компании, фирмы, любые  другие организации, образованные в  соответствии с законодательством  иностранных государств, осуществляющие производственную и иную коммерческую деятельность на территории России.

     При ввозе товаров на территория России плательщиком является декларант либо другое лицо определяемое нормативными актами по таможенному делу. Платится НДС в этом случае до или в момент принятия грузовой таможенной декларации. При безвозмездной передаче товаров, работ или услуг плательщиком является сторона их передающая.

     Плательщики по реализации транспортных услуг имеют свои особенности в зависимости от характера перевозок. По железнодорожным перевозкам плательщики выступают управления железных дорог, производственные объединения железнодорожного транспорта.  При этом подсобно-вспомогательные организации, не относящиеся к перевозочной деятельности железных дорог являются самостоятельными плательщиками налога по осуществляемым ими видам деятельности.

     При осуществлении авиационных перевозок  плательщиками являются авиакомпании, аэропорты, объединенные авиаотряды, авиационно-технические базы и другие организации гражданской авиации. Пароходство, порты, отряды аварийно-спасательных работ, бассейновые управления морских путей и др. организации морского и речного транспорта выступают плательщиками налога при реализации транспортных услуг по морским и речным перевозкам. По автомобильным перевозкам обязанность уплаты НДС налоговым законодательством возложена на производственные организации и на объединения автомобильного транспорта.

     Вместе  с тем НК РФ впервые в практике российского налогообложения  предусмотрел возможность освобождения как юридических  так и физических лиц от исполнения обязанностей налогоплательщика. Согласно положениям Кодекса организации  и индивидуальные предприниматели  могут быть освобождены от исполнения обязанностей налогоплательщика связанных с исчислением и уплаты налога, если за три предшествующих календарных месяца сумма выручки от реализации товаров работ или услуг этих организаций и предпринимателей без учета НДС не привесила в совокупности одного миллиона рублей.

     Лица  претендующие на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, должны представить соответствующие письменное уведомление и документы подтверждающие право на такое освобождение в  налоговый орган по месту его  учета. К числу таких документом относятся выписки из бухгалтерского баланса, из книги доходов и расходов хозяйственных операций, из книги продаж, а также копии журналов полученных и выставленных счетов-фактур.

     Освобождение  организаций и предпринимателей от исполнения обязанностей налогоплательщика  производится налоговым органом  на срок, равный 12 последовательным календарным  месяцам. По истечению этого  срока  не позднее 20-го числа следующего месяца организации и индивидуальные предприниматели, которые были освобождены от исполнения обязанностей налогоплательщика, должны представить в налоговые органы письменное заявление и документы, подтверждающие, что в течение  срока освобождения суммы выручки  от реализации товаров, работ или услуг, без учета НДС, за каждые три последовательных календарных месяца в совокупности не превышала одного миллиона рублей. Налоговые органы в течение 10 дней обязаны произвести проверку этих документов.

     Если  в течение периода освобождения от обязанностей налогоплательщика  будет иметь место факт превышения предельной суммы реализации товаров, работ или услуг, то налогоплательщик утрачивают право на освобождение и  уплачивают налог на общих основаниях, начиная с первого числа месяца в котором имело место такое  превышение и до окончания периода освобождения. В случае не предоставления налогоплательщиком необходимых документов или документов содержащих недостоверные сведения, сумма налога должна быть восстановлена и уплачена в бюджет. При этом с налогоплательщика взыскиваются соответствующие суммы налоговых санкций и пений.

       
 
 
 
 

     2. Объект налогообложения.

     Объектом налогообложения названы следующие операции.

     Прежде  всего это обороты по реализации товаров, работ или услуг на территории РФ. При этом предусмотрено положение, когда предприятие приобретает  товар на стороне, а затем реализует  его. Эта операция также является оборотом  и  соответственно объектом налогообложения. Российское налоговое  законодательство применительно к  НДС относит к реализации товаров, работ или услуг и соответственно к облагаемому обороту также  и передачу товаров, выполнения работ  или оказания услуг одного структурного подразделения предприятия- налогоплательщика  другому структурному подразделению  этого же предприятию, т.е. для собственного потребления, затраты по которым  не принимаются к вычету, в том числе через амортизационные отчисления, при исчислении налога на прибыль организации.

     Ввоз  товаров на территорию РФ в соответствии с налоговым законодательством приравнивается к реализации товаров, работ или услуг и подлежит обложению НДС.  Для понимания сути объекта обложения НДС необходимо также установить что подразумевается под реализацией товаров работ или услуг. Исходя из положений налогового законодательства реализацией товаров, работ или услуг организации является соответственно передача на возмездной  основе права собственности на товары, результаты выполненных работ одним лицом для другого лица, оказания услуг одним лицом другому лицу, а в отдельных случаях предусмотренных налоговым законодательство и на безвозмездной основе.

     Нормативные акты по налогообложению дают четкое определение товара, работ или  услуг для целей налогообложения.

     Товаром считается любое имущество реализуемое или предназначимте для реализации. К такому имуществу относят предметы, изделия, продукция, в том числе производственного-технического назначения, недвижимое имущество, включая здания и сооружения, а также электро- и теплоэнергия, газ, вода.

     К работам относится деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организаций и физических лиц. По этому объектом обложения НДС могут выступать объемы реализации строительно-монтажных, ремонтных, научно- исследовательских, технологических, проектно-изыскательских и др. видов работ. Также прознаются объектом обложения НДС выполнения строительно-монтажных работ для собственного потребления.

     Услуги- это деятельность, результаты которой не имеют денежного выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности. Объектом обложения НДС является выручка от оказания любых платных услуг, кроме сдачи земли в аренду(транспортные услуги, погрузка и хранение товаров, поставка товаров, услуги связи, жилищно-коммунальные услуги, физкультура и спорт, услуги по сдаче в аренду имущества и недвижимости ,реклама).

     Объектом  налогообложения являются реализация предметов залога и передача товаров, результатов выполненных работ  и оказание услуг по соглашению о  предоставлении отступного или новаций, а также передача имущественных  нрав. Является объектом обложения  бартерные сделки по товарам, работам  или услугам, а также передача товаров, работ или услуг другим предприятиям или физическим лицам  включая своих работников. Суммы полученных авансовых и прочих платежей, поступающие в счет предстоящих поставок товаров, работ или услуг на счета учреждений банков или в кассу, а также суммы, полученные в порядке частичной оплаты реализованных товаров, работ и услуг, также являются объектов обложения данным налога.

     3. Льготы по налогу  на добавленную  стоимость

     С принятием НК РФ существенно сокращается  число льгот по НДС. Вместе с тем  их количество остается достаточно большим, и предоставляются они в основном в форме освобождений от налога отдельных  видов товаров, работ, услуг или  отдельных операций.

     Рассмотрим  льготы по НДС:

1)Обороты  по реализации:

    • социально значимых товаров;
    • протезно-ортопедических изделий;
    • медицинских услуг;
    • услуг учреждений социальной защиты;
    • продуктов питания, производимых общественными столовыми;
    • услуг по перевозке пассажиров городским транспортом;
    • ритуальных услуг;
    • почтовых марок;
    • путевок в санаторно-курортные учреждения;
    • услуг в сфере образования;
    • услуг по реставрации памятников истории и культуры;
    • работ по строительству социально-культурных объектов;
    • товаров, работ и услуг в рамках гуманитарной помощи;
    • входных билетов учреждений культуры и искусства, физической культуры;
    • услуг, оказываемых учреждениями и культуры;
    • предметов религиозного назначения;
    • изделий народных художественных промыслов;
    • товаров, работ и услуг организаций инвалидов.

Информация о работе Налог на добавленную стоимость