Налог на добавленную стоимость – один из ключевых налогов в современной налоговой системе большинства стран мира

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 21:16, курсовая работа

Описание

Цель работы является изучение экономического значения НДС в России, практика его взимания в нашей стране, выработать на этой основе рекомендаций по реформированию системы НДС в Российской Федерации.
Задачи, решаемые в работе:
- охарактеризовать экономическую сущность НДС;
- описать причины введения НДС в России;
- определить особенности взимания НДС в России на примере предприятия ООО «Восток»;
-выявить тенденции взимания налога и перспективы его развития в нашей стране;
- разработать рекомендации по совершенствованию системы НДС в России.

Работа состоит из  1 файл

kursovaya_po_nalogaм новая.doc

— 261.50 Кб (Скачать документ)

В то же время, следует  отметить, что не удалось найти  статистического подтверждения  отрицательного влияния введения налога с продаж на поступления налога на добавленную стоимость в регионах.

Таким образом, с точки зрения администрирования налога с продаж можно сделать следующие выводы. Налог с продаж сложно поддается администрированию и контролю за исполнением его уплаты. Эти трудности являются причиной разработки и успешного распространения налога на добавленную стоимость в мировой практике. Действительно, НДС есть не что иное, как налог с продаж, возможно, основанный на более широкой базе и с иной системой сбора. Следует уделить особое внимание тому, чтобы обязать регионы либо оплачивать администрирование по налогу с продаж, либо самостоятельно администрировать данный налог. Действительно, отнесение соотношения между преимуществами (налоговые доходы от налога с продаж) и затратами (налоговое администрирование) к доходам местных бюджетов есть единственный метод, чтобы обеспечить разумную реализацию и администрирование указанного налога. Без такой дисциплины регионы будут получать только доходы и будут оказывать давление на МНС с целью сбора налога с продаж за счет прочих налогов. В этом случае могут пострадать федеральные поступления, а налоговое администрирование внутри системы налоговых органов будет более сложным. Наконец, мы уверены, что поступления от налога с продаж будут меньшими, чем прогнозируемые, поскольку налаживание системы администрирования нового налога, в особенности – на региональном уровне, требует определенного времени.

Здесь нелишне упомянуть, что налог с продаж и налог  на добавленную стоимость, если взимаются  с одних и тех же товаров  по эквивалентным ставкам, имеют  одинаковую сферу действия, хотя круг юридических плательщиков у них различен. Если говорить о налоге с продаж, который предусмотрен законодательством Российской Федерации, то товары, на которые он распространяется, являются преимущественно товарами с высокой эластичностью спроса по доходу, а значит, даже в тех случаях, когда у них мало субститутов, их эластичность спроса по цене довольно велика. Поэтому, по причинам, изложенным в разделе 1 настоящей главы, должно наблюдаться заметное перемещение налогового бремени на производителей и далее, на собственников используемых факторов, в том числе на работников, производящих продукт.

Однако поступления  от налога используются в интересах  жителей того региона, в бюджет которого он поступает. В отличие от налога на добавленную стоимость, 15% совокупных поступлений которого в отношении каждого товара (услуги) распределяются между бюджетами регионов, где зарегистрированы производители как конечного, так и промежуточных товаров, налог с продаж поступает в бюджет того субъекта Федерации, где осуществляются розничные продажи (или продажи за наличный расчет), то есть выгоды от использования налоговых доходов достаются в большей степени покупателям товаров (жителям региона, в бюджет которого поступают доходы от налога продаж), а налоговое бремя, по крайней мере отчасти, ложится на тех, кто участвует в производстве облагаемых налогом товаров (возможно, на жителей других регионов).

Таким образом, издержки взимания налога с продаж (по крайней  мере, в его нынешнем виде) превышают  выгоды от его введения как с точки зрения налогового администрирования, так и анализа экономического эффекта его взимания. Следовательно, наиболее целесообразным решением нам представляется отмена регионального налога с продаж и возмещение выпадающих бюджетных доходов с помощью изменения ставок других налогов.

 

Заключение

Налог на добавленную стоимость  является одним из ключевых налогов  в современной налоговой системе  большинства стран мира. Указанный  налог обеспечивает устойчивые поступления  доходов в государственный бюджет, а также не вызывает значительных искажений в производстве и потреблении товаров и услуг.

Налог на добавленную стоимость  имеет более широкую базу обложения, т.к. им облагаются не только розничные  продажи, но и все непроизводственные покупки предприятий, в которых  предприятия выступают конечными потребителями, в т.ч. работы, выполненные самим предприятием для собственных нужд, техника взимания НДС обеспечивает сбор налога на всех стадиях производства.

Порядок исчисления налога определяется ст. 166 и 173 НК РФ. Сумма НДС, как и большинства других российских налогов, определяется налогоплательщиком самостоятельно. Сумма налога подлежащая уплате в бюджет, определяется по итогам каждого налогового периода как общая исчисленная сумма налога, уменьшенная на величину налоговых вычетов и увеличенная на сумму налога, подлежащего восстановлению.

Исходя из проведенного в работе анализа теоретических основ  взимания налога на добавленную стоимость  возможно сформулировать ряд рекомендаций по реформированию системы НДС в  Российской Федерации. Среди основных предложений следует выделить устранение противоречий, возникающих в настоящее время при исчислении налоговых обязательств по НДС. Необходимо внести изменения в отдельные статьи гл. 21 НК РФ. Кроме того, по нашему мнению, следует разработать особый порядок налогообложения малых предприятий и продукции сельского хозяйства.

Какова будет система налогообложения  России в будущем, во многом зависит  от правильно принятых решений сегодня. Совершенствование системы косвенных  налогов, в частности, путем снижения ставки НДС до 15% как одного из ее элементов благоприятно, особенно в рамках процесса формирования оптимального соотношения прямых и косвенных налогов.

Следует признать, что в настоящее  время в обществе сложилось устойчивое мнение относительно несовершенства и неэффективности механизмов взимания НДС. Планируемое снижение ставки НДС – это первый шаг его совершенствования, последующими шагами должны стать: усиление собираемости косвенных налогов (повлияет на повышение эффективности налоговой системы в целом); упрощение налогового администрирования, и в результате – сокращение масштабов уклонения от уплаты налогов.

Таким образом, подводя итоги вышеуказанному можно сделать вывод о том, что необходимо совершенствовать налоговое  законодательство, для того, чтобы избежать правонарушений по расчету, уплате налогов и четко определиться с механизмом предоставления льгот и гарантий.

 

Библиографический список

1. Налоговый кодекс РФ. Часть  1 и 2. М.:Омега-Л, 2010г.

2. Закон РСФСР "О налоге на добавленную стоимость" №1992-1 от 6.12.1992 (утратил силу)

3. Закон РФ "О внесении изменений и дополнений в налоговую систему России" №3317-1 от 16.07.1992. (утратил силу)

4. Закон РФ "О внесении изменений и дополнений в отдельные законы Российской Федерации о налогах"" №4178-1 от 22.12.1992. (утратил силу)

5. Закон РФ №57-ФЗ от 6.12.1994 "О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" (утратил силу)

6. Закон РФ №63-ФЗ от 25.04.1995 "О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" (утратил силу)

7. Закон РФ №222-ФЗ от 29.12.1995 "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства".(утратил силу)

8. Закон РФ №25-ФЗ от 1.04.1996 "О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость".(утратил силу)

9. Федеральный закон №36-ФЗ от 2 января 2000 года "О внесении изменений в закон Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" (утратил силу)

10. Постановление Президиума ВС РФ и Министерства экономики и финансов РФ от 3.02.1992 №2264-1 "О социальной защите населения и об упорядочении регулирования ценообразования на отдельные виды продукции".

11. Постановление Правительства РФ №334 от 15.04.1995 "Об утверждении заявления Правительства Российской Федерации и Центрального Банка Российской Федерации об экономической политике в 1995 году и мерах по его реализации".

12. Постановление Правительства РФ №108 от 2.02.1998 "О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Российской Федерации от 29 июля 1996 г. №914 "Об утверждении порядка ведения журналов учета счетов-фактур при расчетах по налогу на добавленную стоимость"".

13. Приказ Министерства РФ по налогам и сборам от 20 декабря 2000г. № БГ-3-03/447 «Об утверждении методических рекомендаций по применению главы 21 «Налог на добавленную стоимость» Налогового кодекса РФ».

14. Указ Президента РФ №2268 от 22.12.1993 "О формировании республиканского бюджета Российской Федерации и взаимоотношениях с бюджетами субъектов Российской Федерации в 1994 году".

15. Указ Президента РФ №1677 от 10.08.1994 " Об уточнении действующего порядка взимания налога на прибыль и НДС".

16. Указ Президента РФ №685 от 8.05.1996 "Об основных направлениях налоговой реформы в Российской Федерации и мерах по укреплению налоговой и платежной дисциплины".

17. Письмо Госналогслужбы РФ №В3-4-05/70н и Минфина №04-03-02 от 29.01.1993 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость".

18. Письмо Госналогслужбы №ВГ-4-16/5н от 17.01.94 "О порядке применения Указа Президента РФ №2207 от 22.12.1993 "О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней"".

19. Алексашенко С.Н. Западноевропейская практика использования НДС// Экономические науки, 2009, № 6.

20. Баткибеков С.А., Бобылев Ю.И. и др. Налоговая реформа в России: анализ первых результатов и перспективы развития. Научный труд.- М.:ИЭПП, 2009.

21. Караваева И.В. Эволюция налога на добавленную стоимость в налоговой теории и практике/ Право и экономика, 2009, № 9.

22. Комментарий к Налоговому кодексу РФ (части первой и второй)/Под.ред. Р.Ф.Захаравой.- М.: Аналитика-Пресс, 2010.

23. Крылова Н.С. Налог на добавленную стоимость в России и иностранных государствах (Основные тенденции развития законодательства)/ Государство и право, 2009, № 5.

24. Мещерякова О.В. Налоговые системы развитых стран мира: Справочник. -М.: Правовая культура, 2010.

25. Синельников С. и др. Проблемы налоговой реформы в России: анализ ситуации и перспективы развития.- М.:Евразия, 2010.

26. Система налогов и сборов России/ Под.ред. А.Н.Козырина.- СПб.:Питер, 2011.

27. Ракатина М.Ю. Налог на добавленную стоимость// Российский налоговый курьер, 2009, №4.

28. Тимофеева О.А. Налог на добавленную стоимость. Опыт зарубежных стран. Франция// Экономическая газета, 2009, № 2.

29. Толкушкин А.В. История налогов в России.- М.: Юристь, 2010.

30. Трунин И.В. Специальные НДС-счета в России: анализ возможных последствий. Монография -М.: ИЭПП, 2008.

31. Финансы и кредит СССР/ под ред. Л.А. Дробозиной.-М.: Финансы и статистика, 2006.

32. Эбрилл Л., Кин М., Ж.-П. Боден, В. Саммерс. Современный НДС- М.: Весь Мир, 2010.

 

 


Информация о работе Налог на добавленную стоимость – один из ключевых налогов в современной налоговой системе большинства стран мира