Налог на добавленную стоимость – один из ключевых налогов в современной налоговой системе большинства стран мира

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 21:16, курсовая работа

Описание

Цель работы является изучение экономического значения НДС в России, практика его взимания в нашей стране, выработать на этой основе рекомендаций по реформированию системы НДС в Российской Федерации.
Задачи, решаемые в работе:
- охарактеризовать экономическую сущность НДС;
- описать причины введения НДС в России;
- определить особенности взимания НДС в России на примере предприятия ООО «Восток»;
-выявить тенденции взимания налога и перспективы его развития в нашей стране;
- разработать рекомендации по совершенствованию системы НДС в России.

Работа состоит из  1 файл

kursovaya_po_nalogaм новая.doc

— 261.50 Кб (Скачать документ)

Злоупотребление правом на добровольную регистрацию в качестве налогоплательщика. При освобождении малых предприятий от обязанностей плательщиков налога на добавленную стоимость обычно предоставляется право на добровольную регистрацию в качестве плательщика НДС, с чем иногда бывают связаны некоторые злоупотребления. В качестве плательщика НДС может зарегистрироваться предприятие, не планирующее заниматься хозяйственной деятельностью, с целью получения возмещения налога, уплаченного при приобретении товаров и услуг (например, для личного потребления).

Осуществление экспорта аффилированными  предприятиями. Некоторые экспортные объединения России учреждают посредника — коммерческую организацию, которая закупает продукцию у компании-производителя, уплачивает НДС, затем отгружает продукцию на экспорт и требует возмещения НДС. Предприятие-производитель (как правило, крупный завод), является крупным недоимщиком и не осуществляет платежей в том числе и по налогу на добавленную стоимость.

Изменение природы сделки. При использовании этого механизма предприятие А поставляет продукцию предприятию Б, которое не производит соответствующего платежа предприятию А. Предприятие А затем уступает возникшую дебиторскую задолженность предприятию В — данная операция трактуется законодательством как продажа финансовых активов, но не товаров и услуг и не подлежит обложению НДС. Предприятие Б впоследствии гасит свои обязательства перед предприятием В, но с точки зрения В указанный платеж является платежом за капитальный актив, т.к. предприятие В не поставляло товаров и услуг предприятию Б.

Короткоживущие предприятия. Такого рода фирмы могут существовать в течение одного или нескольких месяцев, совершать операции, ведущие к возникновению налоговых обязательств, после чего прекращать свою деятельность. Уклонение от уплаты налогов осуществляется с помощью подобных механизмов при оказании такими предприятиями услуг, трудно поддающихся точной стоимостной оценке, а также при существовании связей (или сговора) между короткоживущей фирмой-поставщиком и предприятием-покупателем услуг. Обычно компания создает аффилированное предприятие, оказывающее материнскому предприятию некие услуги, подлежащие обложению налогом на добавленную стоимость. Материнское предприятие производит платежи за оказанные услуги и получает право на кредит по уплаченному НДС, а аффилированное предприятие сворачивает деятельность до уплаты налогов в государственный бюджет, сохраняя таким образом в распоряжении владельцев как сумму налога, так и средства, уплаченные по договору оказания услуг.

Таким образом, проблема борьбы с мошенничеством при возмещении НДС экспортерам и предоставлении налоговых вычетов по внутренним операциям фигурирует как одна из основных проблем налоговой политики с середины 2002 года.

Особенно в настоящее время широкое распространение получил способ минимизации налоговых обязательств с применением фирм-однодневок.

Для борьбы с подобными способами  минимизации налоговых обязательств обсуждается возможность введения относительно нового в мировой практике налогового администрирования инструмента - специальных банковских счетов (или НДС-счетов), основным назначением которых будет проведение расчетов по налогу на добавленную стоимость между налогоплательщиками, а также между налогоплательщиками и бюджетом. При принятии данной схемы, предельно простой и технологичной, незаконная ликвидация фирм-однодневок без выполнения своих налоговых обязательств по НДС станет невозможной. Более подробно рассмотрим это в следующем пункте. 

3.2 Перспективы развития НДС

В настоящее время, как уже отмечалось, широкое распространение получил  способ минимизации налоговых обязательств с применением фирм-однодневок.

Для борьбы с подобными способами  минимизации налоговых обязательств в России активно обсуждается  возможность введения относительно нового в мировой практике налогового администрирования инструмента - специальных банковских счетов (или НДС-счетов), основным назначением которых будет проведение расчетов по налогу на добавленную стоимость между налогоплательщиками, а также между налогоплательщиками и бюджетом.

Сегодня сумма НДС просто выделяется отдельной строкой в платежных  документах и счетах-фактурах, выдаваемых контрагенту. В сумме платежа  за продукцию НДС может поступить на расчетный счет или в кассу компании. До дня уплаты НДС в бюджет (для большинства компаний это - 20-е число месяца, следующего за месяцем получения НДС) налогоплательщик вправе свободно распоряжаться данной суммой. Например, может пустить ее в оборот или дать процентный заем партнеру. Главное, чтобы ко дню уплаты налога у налогоплательщика была на счете или в кассе сумма денег, достаточная для уплаты НДС в бюджет.

Если сейчас весь денежный поток  проходит по расчетному счету, то завтра его, возможно, надо будет делить на два счета: расчетный и НДС-счет. По мнению разработчиков, подобные меры направлены на ограничение возможностей потратить деньги, находящиеся на НДС-счете. Их разрешается направить только на оплату НДС контрагенту (в составе расходов по приобретению имущества, товаров, работ, услуг) либо на уплату НДС в бюджет. Возможность снять все денежные средства с НДС-счета и потратить их, к примеру, на выплату зарплаты либо приобретение товаров исключается. С момента получения от контрагента суммы НДС на счет она фактически будет выведена из оборотных средств налогоплательщика. Например, если компания захочет предоставить заем на несколько дней своему партнеру либо провести операции с «безНДСными» объектами налогообложения (например, купить, а затем продать ценные бумаги), о привлечении на указанные цели всей суммы, числящейся на НДС-счете, придется забыть. Сумма налога мертвым грузом ляжет на спецсчете в ожидании дня, когда ее необходимо будет перечислить в бюджет.  В подобной ситуации выиграют государство (укрепление гарантии получения налога в бюджет) и банки (деньги на НДС-счете можно пустить в оборот до дня уплаты налога).

Основным аргументом  в пользу введения специальных НДС-счетов является необходимость принятия мер в области налогового администрирования, противодействующих уклонению от налогообложения НДС с помощью короткоживущих предприятий. При этом сторонниками введения таких счетов выделяются следующие возможные выгоды:

  1. рост доходов от налога при сохранении действующей налоговой ставки;
  2. устранение существующих искажений, при которых недобросовестные налогоплательщики, издержки которых на уклонение от налогообложения сравнительно низки, имеют конкурентные преимущества перед добросовестными налогоплательщиками, полностью исполняющими обязанности по уплате налогов;
  3. новая схема не приведет к существенному росту издержек налогоплательщиков на исполнение законодательства;
  4. за счет повышения прозрачности системы НДС повысится эффективность налогового администрирования в целом;
  5. в краткосрочной перспективе не существует иных методов эффективного противодействия используемым методам уклонения от налогообложения.

Однако последствиями введения НДС-счетов могут быть следующими:

1) значительные денежные средства компаний (до 18% от оборота) будут изъяты и заморожены на указанных счетах. Если сегодня компания-налогоплательщик может использовать полученные от контрагентов суммы НДС как оборотные средства и распоряжаться ими по своему усмотрению до окончания налогового периода и наступления дня уплаты налога в бюджет, то введение системы НДС-счетов ликвидирует эту возможность. Кредиты смогут себе позволить далеко не все;

2) идея НДС-счетов не предполагает получения наличных денег. Создается впечатление, что государство вообще забыло о наличных расчетах между организациями;

3) неизбежен рост издержек предприятий на администрирование НДС-счетов. Администрирование этих счетов предполагает двойной учет. Осуществляя платеж контрагенту, сумму НДС необходимо будет делить на две части: одна часть - собственно деньги для оплаты продукции; вторая - НДСная часть платежа.

Соответственно все нужно правильно  подсчитать, составить два разных платежных поручения, перепроверить  и отвезти их в два различных  банка для исполнения (ведь не факт, что расчетный счет и НДС-счет будут находиться в одном банке). Для этого нужны люди. Поэтому компаниям, судя по всему, придется раскошелиться на дополнительного сотрудника бухгалтерии.

4) Введение новой системы повлечет увеличение расходов на банковское обслуживание. Очевидно, издержки по содержанию персонала в банке, обслуживающего НДС-счета, опять же будут распределены между клиентами.

5) Система НДС-счетов в условиях неплатежей исключает возможность неденежных взаиморасчетов (договоры бартера и цессии, векселя, взаимозачеты).

6) Идея НДС-счетов повлечет за собой дорогостоящую перестройку программных продуктов. Поэтому вместо одного рабочего, создающего материальный продукт, организации придется взять еще одного бухгалтера, который будет вести учет ради учета.

Таким образом, при очевидных издержках  для экономики возможные выгоды от введения НДС-счетов не представляются столь очевидными. Так, без принятия других жестких мер в области налогового администрирования подобное решение может не привести к устойчивому росту бюджетных доходов. Во-первых, одновременно с введением НДС-счетов предполагается принятие ряда решений в области либерализации предоставления налоговых вычетов и возмещения НДС из бюджета. Во-вторых, применение НДС-счетов не создает препятствий при уклонении от уплаты иных налогов, а также применении иных методов уклонения от уплаты НДС, например при использовании в расчетах неучтенной наличности. Более того, опыт Болгарии - единственной страны, применяющей НДС-счета, - показывает, что при переходе к обязательному использованию в расчетах НДС-счетов не происходит значительного роста налоговых поступлений. Кроме этого, введение НДС-счетов повлечет за собой и дополнительные издержки государства в области налогового администрирования, которые связаны с необходимостью осуществлять контроль за операциями налогоплательщиков по НДС-счетам.

Как уже говорилось выше, основным аргументом в пользу введения НДС-счетов в России является снижение уклонения от налогообложения, т.е. борьба с фирмами-однодневками. Однако введение спецсчетов не сможет решить эту проблему. Платежи по спецсчету могут лишь облегчить работу по поиску компании, к которой ушли НДСные деньги. В то же время те, кто применяют мошеннические схемы по возврату НДС, и после введения названных счетов скорее всего найдут способ это делать. А крайними будут реальные работающие компании и российская экономика.

Использование фирм-однодневок в целях уклонения от обложения НДС может быть предотвращено даже в рамках действующего законодательства - путем совершенствования административных процедур. Усилия государственных органов необходимо сосредоточить в области последовательного улучшения как системы налогового администрирования, так и собственно конструкции российского НДС.

Среди областей, в которых необходимо принятие первоочередных мер, следует  назвать процедуры регистрации  налогоплательщиков. Целесообразно ввести федеральный реестр плательщиков налога на добавленную стоимость. Законодательством должно быть предусмотрено, что предприятия, являющиеся плательщиками НДС, должны предпринять необходимые действия для регистрации в подобном реестре, которому необходимо придать официальный статус. За уклонение от регистрации в реестре плательщиков НДС на предприятия должно накладываться взыскание в виде штрафа. Возможна связь номера налогоплательщика в реестре плательщиков НДС с индивидуальным номером налогоплательщика (ИНН), однако зарегистрировавшись в реестре и получив номер плательщика НДС, предприятие должно указывать этот номер на всех расчетных и иных документах, относящихся к коммерческой деятельности предприятия. Необходимо устраивать текущий мониторинг и контроль деятельности налогоплательщиков (включая мониторинг определенных показателей деятельности налогоплательщика, которые могут свидетельствовать об осуществлении им недобросовестных операций). Возможно также принятие мер по контролю за использованием трансфертного ценообразования, более четкое регулирование в законодательстве ответственности налогоплательщиков, их учредителей и должностных лиц за неисполнение налогового законодательства, координация работы и информационного взаимодействия налоговых и таможенных органов, органов внутренних дел. Увеличению эффективности налогового администрирования, по нашему мнению, послужат и такие изменения, как переход к уплате НДС по методу начислений.

Таким образом, введение специальных  НДС-счетов - это предлагаемая мера направлена на борьбу с конкретным способом уклонения от налогообложения. Помимо этого, существуют и другие методы уклонения от налогообложения, они были рассмотрены в предыдущем пункте. Для борьбы с ними тоже необходимо искать и принимать меры. В частности, для борьбы с возникающими стимулами к применению ложных счетов-фактур возможно принятие следующих мер:

1) Необходимо, чтобы закон "О  налоге на добавленную стоимость"  или иной нормативный акт по  вопросам налогового администрирование  содержал положение, ограничивающее  круг юридических лиц, имеющих право выставлять счета-фактуры с указанием уплаченного НДС плательщикам налога. Необходимо, чтобы выставление счета-фактуры с указанием НДС предприятием, не зарегистрированным в качестве плательщика НДС, или предприятием, освобожденным от уплаты НДС, являлось противоречащим закону.

2) Закон о налоге на добавленную  стоимость или иной нормативный  акт содержал положение, запрещающее  изготовление и сбыт ложных  счетов-фактур, с определением ответственности  за эту деятельность.

3) В законодательстве об НДС должно содержаться описание формы и содержания счета-фактуры, применяемого для определения обязательства по НДС.

4) Законодательство должно содержать  положения, регламентирующие порядок  учета и хранения счетов-фактур  перед их выставлением, уже выставленных счетов-фактур (по поставленным и закупленным товарам и услугам), а также период хранения счетов-фактур налогоплательщиком.

5) Необходимо проведение регулярных  общих налоговых проверок плательщиков  НДС, а также выборочных проверок  порядка учета счетов-фактур и правильности их составления и т.д.

Для борьбы с фальсификацией бухгалтерских записей возможно принятие следующих мер:

1) Законодательно установленные  правила ведения бухгалтерского  учета, включая правила учета  и хранения счетов-фактур и  особые правила бухгалтерского учета для малых предприятий.

2) Законодательно установленные  форма и содержание счетов-фактур.

3) Установление нижних границ  оборота, необходимого для регистрации  предприятий в качестве плательщика  НДС. Такие ограничения необходимы для поддержания количества налогоплательщиков на уровне, не обременительном для проведения качественных проверок квалифицированными налоговыми инспекторами, а также для устранения большой группы потенциальных подозреваемых в уклонении от уплаты НДС.

Информация о работе Налог на добавленную стоимость – один из ключевых налогов в современной налоговой системе большинства стран мира