Минимизация налоговых рисков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 17:19, реферат

Описание

Роль налогового механизма в реструктуризации экономик стран, которые развиваются огромна. В налоговой и структурной политике стран, которые развиваются, есть ряд особенностей и специфических черт, связанных со становлением их как самостоятельных государств. Из-за отсутствия хорошо организованных и локально контролируемых рынков капиталов большинство из этих стран для стабилизации экономики и мобилизации ресурсов для ее структурной перестройки опиралось, прежде всего, на инструменты налоговой политики. Традиционно налогообложение в этих странах преследовало 2 цели:
1) стимулирование экспортно-импортной деятельности;
2) поощрение частных инвесторов (в основном иностранных) к вкладыванию средств в развитие приоритетных сфер национальной экономики.

Содержание

Введение
1.Реформы в налоговой системе – как фактор минимизации налоговых рисков
1.1. Проверка предприятий на основе риска
1.2. Пилотные проекты по оплате патента через терминалы на крупных торгово-рыночных комплексах
2. Отраслевая структура сбора налогов. Бюджетообразующие налоги
3. Увеличение сборов налогов из-за администрирования
Заключение
Список используемой литературы ......................................................................................... 7
Приложение. Индикатор - "Налогообложение" .................................................................. 8

Работа состоит из  1 файл

Минимизация налоговых рисков.docx

— 40.92 Кб (Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение ................................................................................................................................... 2

  1. Реформы в налоговой системе – как фактор минимизации налоговых рисков .... 3

1.1. Проверка предприятий  на основе риска ............................................................. 3

    1. Пилотные проекты по оплате патента через терминалы на крупных торгово-рыночных комплексах ................................................................................................ 4

 
2. Отраслевая структура сбора  налогов. Бюджетообразующие налоги ........................ 4

 
3. Увеличение сборов налогов из-за  администрирования .............................................. 5

 
Заключение ............................................................................................................................... 6

 

Список используемой литературы ......................................................................................... 7

 

 

Приложение.  Индикатор - "Налогообложение" .................................................................. 8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Роль налогового механизма  в реструктуризации экономик стран, которые развиваются огромна. В налоговой и структурной политике стран, которые развиваются, есть ряд особенностей и специфических черт, связанных со становлением их как самостоятельных государств. Из-за отсутствия хорошо организованных и локально контролируемых рынков капиталов большинство из этих стран для стабилизации экономики и мобилизации ресурсов для ее структурной перестройки опиралось, прежде всего, на инструменты налоговой политики. Традиционно налогообложение в этих странах преследовало 2 цели:

1) стимулирование экспортно-импортной  деятельности;

2) поощрение частных инвесторов (в основном иностранных) к  вкладыванию средств в развитие  приоритетных сфер национальной  экономики.

Для многих стран, которые  развиваются, налоги за импорт являются основным источником государственных доходов. Например, Пакистан, Гана, Эквадор за счет этого источника в 90-ые годы получали соответственно 36, 41 и 47 % своих доходов. В целом страны, которые развиваются, получают приблизительно 30 % своих налоговых поступлений от налогов на импорт.  
 
 На текущий момент в КР основным источником увеличения доходов бюджета, следовательно, одним из факторов минимизации налоговых рисков, является теневой сектор. И здесь прорисовывается два главных вектора деятельности. С одной стороны мы должны определить и выработать шаги по минимизации использования существующих методов сокрытия бизнесом своих реальных доходов, с другой выявить и устранить проблемные зоны в законодательстве, а также в работе фискальных органов, вынуждающих такой бизнес уходить в «тень». И для этого необходимо использовать системный подход. Например, для начала необходимо очертить те сектора экономики, которые традиционно являются «рискованными» с точки зрения наличия в них большой доли теневой составляющей. Затем следует определить проблемы в данных секторах. В частности - выявить недостатки в сфере налоговой нагрузки, формах и методах представления отчетности и уплаты налогов, в целом существующие проблемы при контактах с налоговиками. В итоге будем предлагать предпринимателям данного сектора экономики приемлемые решения, но с обязательным условием выхода их из неформальной зоны деятельности. При этом, безусловно, варианты таких решений будут вырабатываться с учетом мнения бизнесменов. В конечном итоге, «дивиденды» должны получить как бизнес-сообщество, так и бюджет страны. Конечно же, работа будет проводиться по всем направлениям, где есть резервы пополнения доходов бюджета, это и взыскание недоимки по налогам, усиление контроля в высокодоходных сферах бизнеса, в частности в сфере производства и оборота подакцизной продукции, телекоммуникационной секторе, в игровых и развлекательных сферах бизнеса. В целом, основные усилия по контрольной деятельности налоговых органов будут сосредоточены на рисковых участках. Уже сегодня запущена система планирования налоговых проверок, основанная на оценке риска неуплаты налогоплательщиком налогов.

    1. Реформы в налоговой системе – как фактор минимизации налоговых рисков.

1.1. Проверка предприятий на основе риска.

Налоговой службой при  поддержке Международной финансовой корпорации разработана автоматизированная программа, которая внедрена в пилотном режиме в центральном аппарате и  районах города Бишкек. Она позволяет  на основе специально разработанных  критериев риска сокрытия налогов  определить предприятия, которые, в  зависимости от степени риска, будут  подлежать налоговой проверке в  первоочередном порядке. По каждому критерию программа просчитывает определенный балл, по степени риска. Далее суммируется общая сумма баллов и соответственно общий уровень риска. Затем формируется итоговый список рискованных предприятий, начиная с плательщика с максимальным уровнем риска, который будет подлежать проверке первым. Далее будет проверяться субъект, идущий следом по перечню. На практике при такой системе в течение года проверке могут быть подвергнуты не более 5% от общего количества субъектов, в зависимости от количества наиболее рискованных субъектов и ресурсных возможностей фискальных органов. Таким образом, фактически добросовестные плательщики будут ограничены от необоснованного вмешательства со стороны налоговиков, а проверке будут подвергаться только те предприниматели, в деятельности которых будет присутствовать наибольший риск сокрытия налогов. Что касается сокращения численности проверяющих, то в данном случае их численность будет сокращаться однозначно, потому что система позволяет отойти от сплошных проверок к выборочным, точечным проверкам, что позволит высвободить определенную часть инспекторов. Вопрос сокращения в целом общей численности сотрудников налоговой службы можно было рассматривать в 2012 году, после завершения процесса реформирования и автоматизации налоговых органов, так как в настоящее время служба все еще испытывает потребности в работниках подразделений по учету налогов, по оказанию сервисных услуг населению, аналитических подразделений.

В настоящее время осуществляются автоматизация налоговых органов при поддержке Всемирного банка в рамках проекта по реформированию и модернизации деятельности налоговой службы. По данному проекту планируется создание Центральной базы данных и Системы информационного управления, развитие коммуникационной инфраструктуры налоговых учреждений, а также создание современной Центральной операционной системы. На текущий момент реализовано более 65% предусмотренных мероприятий. Сегодня идет процесс разработки программного обеспечения по учету налогов и в целом всех рабочих процессов налоговых органов. Автоматизацию планируется закончить в первом полугодии 2012 года. Одновременно, в рамках вышеназванного проекта проводится оптимизация структур и рабочих процессов налоговых органов. Пересмотр структуры, внутренних процедур и функциональных обязанностей фискальных органов предусматривает перевод деятельности службы и ее подразделений на функциональный принцип работы. При этом исключаются ненужные и лишние процедуры, с перераспределением работников, осуществляющих контрольные функции «при помощи хождения», на аналитические участки, в подразделения по оказанию методологической помощи налогоплательщикам. Минимизируются условия для ненужных контактов налогоплательщика и государства. Внедряется принцип «единого окна» при уплате платежей, предоставляется возможность сдачи налоговой отчетности в электронном виде, прорабатывается вопрос создания «Колл-центра», где любой может получить необходимую справочную информацию, связанную с работой налоговиков, по фискальному законодательству, процедурам исполнения налоговых обязательств перед государством. Одним словом, создаются условия для упрощенной и удобной уплаты налогов. Но стоит отметить, что этот процесс идет непросто, возникает много вопросов и проблем, но не смотря на это есть надежда, что будет достигнута успешная реализация этого проекта..

      1. Пилотные проекты по оплате патента через терминалы на крупных торгово-рыночных комплексах.

В целом в вопросах администрирования  на крупных рынках и торговых центрах  совместно с бизнес-сообществом  и местными органами власти прорабатывается комплекс мер. Это новый подход к решению имеющихся проблем в этом секторе, реализация которого даст реальный эффект. Это позволит обеспечить упрощенные и прозрачные процедуры уплаты налогов участниками таких бизнес-территорий, минимизировать количество посещений предпринимателей фискальными органами, а также сократит коррупцию среди данных органов. В целом хочется отметить, что пересматриваются и производится отход от существующих неэффективных форм контроля, когда налоговая служба пыталась «охватить контролем всех и вся» и при этом не получали ожидаемого результата. Порой такой подход наоборот давал обратный эффект, это приводило к увеличению уровня коррупции, уход бизнеса в тень и в целом к неэффективности деятельности налоговых органов. Нужно сказать, что внедрение новых современных методов и подходов в налоговом администрировании будет являться одной из главных задач перед сотрудниками налоговой службы и которую намерены реализовать органы налоговой службы.

2. Отраслевая структура сбора налогов. Бюджетообразующие налоги.

- За 2010 год сумма налоговых  поступлений по отраслевой структуре  бюджета составила 24 223,4 млн сомов,  которая по сравнению с аналогичным  периодом прошлого года увеличилась  на 3 076,2 млн сомов или 14,5%.Значительное  увеличение поступлений в 2010 году  в отраслевой структуре наблюдается  по предприятиям цветной металлургии  - в 4,2 раза или на 3,7 млрд сомов,  строительства - на 25,8% или на 247,5 млн сомов, услуги общественного  питания - в 2,2 раза или на 22,5 млн сомов, транспорт, кроме  воздушного - на 18,7% или на 66,4 млн  сомов, воздушный транспорт - в  2,0 раза или на 170,8 млн сомов,  страховые, банковские и финансовые  услуги - на 19,6% или на 204,1 млн сомов.  Если будет стабильность, то будут  развиваться такие отрасли экономики:  строительство, промышленность, цветная  металлургия, в частности, геологоразведка,  услуги связи, в этих отраслях  будет поступление налогов. Основными  бюджетообразующими налогами являются  НДС, налог с продаж, налог на  прибыль, налог на спецсредства  и подоходный налог, налог на  валовый доход Кумтора. В 2011 году планируется на 1-2 млрд увеличение  по бюджетообразующим налогам.

3. Увеличение сборов налогов из-за администрирования.

В 2010 году за счет погашения задолженности поступило 2,2 млрд сомов, это больше чем в 2009 году на 9% или на 179 млн сомов. Среди этих задолженностей были как с краткосрочным периодом образования, так и долги долгосрочного характера. За прошедший период были приняты меры принудительного взыскания налоговых долгов путем описи имущества у 1517 налогоплательщиков на 286,5 млн сомов, передачи в суды 886 дел на 343,2 млн сомов, привлечения к административной ответственности 3138 ответственных лиц. Необходимо отметить, что в вопросах взыскания налоговых долгов есть проблемы. Например, когда у крупного недоимщика отсутствуют активы для погашения задолженности, либо когда специально инициируются процесс банкротства для того, чтобы не платить государству. Немалая сумма задолженности числится за отсутствующим должником, это те предприятия, руководители которых долгие годы отсутствуют в республике, либо давно переехали в другие страны. По этим моментам законодательство работает не в пользу государства. На этот год недоимка по стране составила порядка 1 млрд 900 млн сомов. Поэтому перед нами стоит задача - как можно больше сократить задолженность, за счет ее взыскания в бюджет. За январь-февраль 2011 года при прогнозе 5 083,9 млн сомов фактически поступило в бюджет 5 144,2 млн сомов т.е. перевыполнение на 101,2 % или на 60,3 млн сомов больше. По сравнению с аналогичным периодом 2010 года темп роста составляет 100,8 % или 42,2 млн сомов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В заключение хотелось бы отметить что, для того, чтобы в конечном итоге, «дивиденды» получали как бизнес-сообщество, так и бюджет страны необходимо проведение работы по всем направлениям, где есть резервы пополнения доходов бюджета, это и взыскание недоимки по налогам, усиление контроля в высокодоходных сферах бизнеса, в частности в сфере производства и оборота подакцизной продукции, телекоммуникационной секторе, в игровых и развлекательных сферах бизнеса.

В целом, основные усилия по контрольной деятельности налоговых  органов должны быть сосредоточены на рисковых участках. И запущенная система планирования налоговых проверок, основанная на оценке риска неуплаты налогоплательщиком налогов является хорошим началом деятельности в данном направлении. Методологическим советом по координации фискальной политики при Министерстве экономического регулирования ведется работа по разработке стратегии фискальной политики в области развития малого и среднего бизнеса. В данной Стратегии планируется определить основные направления и этапы реализации фискальной политики в отношении развития малого и среднего бизнеса. В ней будут предусмотрены вопросы совершенствования механизмов налогового администрирования данной категории субъектов в кратко, средне и долгосрочной перспективе. Отдельной частью в стратегии будет уделено и вопросам налогообложения на основе патента. В законодательстве других стран также присутствуют специальные налоговые режимы, предусматривающие упрощенные методы исчисления налогов. Обычно эта система присутствует в тех секторах бизнеса, где тяжело проадминистрировать уплату налога, либо в отношении тех субъектов, в деятельности которых внедрение сложных процедур учета и уплаты налогов невозможно и нецелесообразно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

  1. Налоговый Кодекс Кыргызской Республики от 26 июня 1996 года n 24

(в редакции  законов кр от 27 декабря 1996 года n 66, 18 марта 1997 года n 15, 7 апреля 1997 года n 20,

19 декабря 1997 года n 91, 26 мая  1998 года n 67, 13 июля 1999 года n 69, 13 июля 1999 года n 71,

16 июля 1999 года n 77, 27 ноября 1999 года n 130, 1 декабря 1999 года n 135, 17 июля 2000 года n 60,

20 сентября 2000 года n 7, 2 марта  2001 года n 26, 12 марта 2001 года n 29, 7 декабря  2001 n 105,106

11 мая 2002 №79: 10 января 2003 №3; 08 марта 2003 №57; 14 апреля 2003 №73; 30 апреля 2003 №90

28 июля 2003, №155;  28 августа  2003 №200; 5  января 2004 № 1, № 4; 01 июля 2004 г №83, 30 сентября 2004 № 171);

  1. Постановление ЖК КР от 20 июня 2008 года N 536-IV "О принятии в первом чтении проектов Налогового кодекса Кыргызской Республики и Закона Кыргызской Республики "О введении в действие Налогового кодекса Кыргызской Республики";
  2. Постановление ЖК КР от 6 июня 2008 года N 270 "О проектах Закона Кыргызской Республики "О введении в действие Налогового кодекса Кыргызской Республики" и Налогового кодекса Кыргызской Республики";
  3. Бобоев М.Р. Налоговые системы зарубежных стран: Учебное пособие. – М.: Гелиос АРВ, 2007;

3.  www.academy.kg

4. www.toktom.kg

5. www.nalog.kg

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

ИНДИКАТОР - "НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ"

1. Методология  оценки рейтинга страны по  индикатору "Налогообложение".

Индикатор "Налогообложение" измеряет общую сумму налогов, выплачиваемых  компаниями, где общая сумма налогов - это сумма всех различных налогов, выплачиваемых после учета различных  вычетов и освобождений; общее  количество платежей, которое учитывает  метод оплаты/удержания, частоту  оплаты/удержания, и количество ведомств, участвующих в стандартизированном  случае; общее количество часов в  год, необходимых для подготовки, подачи отчетности и выплаты налога на прибыль, НДС и налогов с  заработной платы. Результаты подобных исследований позволяют делать оценку, что в свою очередь дает возможность  достижения успехов в проводимых реформах в стране.

При проведении исследования, выяснилось, что в Кыргызской Республике существует большое количество платежей, следовательно, налогоплательщик тратит много времени для подготовки и сдачи отчетов в Налоговую  Службу (202 часа), а общая стоимость  налоговых ставок равняется 61,40% прибыли  налогоплательщикаи при этом количество платежей составляет 75. На данный момент Кыргызская Республика мира по данному  индикатору занимает 152-ое место из 178 стран (по данным на декабрь 2007 года).

 

 

Рейтинг

Количество платежей

Время

Общая стоимость налоговой  ставки

До реформы (2008)

152

75

202

61,40%

После реформы (2010)

93

42

152

45,32%


 

2. Предлагаемые реформы.

В конце 2007 года во время  заседания "круглого стола", посвященного вопросам улучшения инвестиционного  климата Президент КР Курманбек  Бакиев заявил, что Налоговый кодекс будет подготовлен до конца года. К тому времени над обобщением и доработкой проекта новой редакции НК начала работу комиссия, образованная Распоряжением Президента от 25 октября 2007 года РП N 237. Согласно данного распоряжения в комиссию вошли 4 представителя  администрации президента Кыргызстана  и 4 представителя бизнес - структур. Перед ними стояла задача разработать  новый документ на основе правительственного и альтернативного проектов Налоговых  кодексов, отвечающим интересам, как  правительства Кыргызстана, так  и предпринимателей.

Информация о работе Минимизация налоговых рисков