Контрольная работа по "Налоговому администрированию"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 17:38, контрольная работа

Описание

Эффективность функционирования налоговой системы зависит от качества управления ею. Деятельность государства по управлению налоговой системой определяется характером и задачами налоговой политики соответствующего этапа развития. В современной экономической литературе не встречается четкого определения понятия «управление налоговой системой». Практически произошла его замена на понятие «налоговое администрирование».

Содержание

Задание 1 3
1.1 Налоговое администрирование: его содержание, формы и методы 3
1.2 Налоговые органы Российской Федерации: их состав и характеристика выполняемых функций 9
Задание 2 13
Задание 3 16
Список использованных источников 18

Работа состоит из  1 файл

Вариант 1.docx

— 306.91 Кб (Скачать документ)

Содержание

Задание 1                                                                                                                   3

    1. Налоговое администрирование: его содержание, формы и методы           3
    2. Налоговые органы Российской Федерации: их состав и характеристика выполняемых функций                                                                                    9

Задание 2 13

Задание 3 16

Список использованных источников 18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 1.

    1. Налоговое администрирование: его содержание, формы и методы.

Эффективность функционирования налоговой системы зависит от качества управления ею. Деятельность государства по управлению налоговой системой определяется характером и задачами налоговой политики соответствующего этапа развития. В современной экономической литературе не встречается четкого определения понятия «управление налоговой системой». Практически произошла его замена на понятие «налоговое администрирование».

Управление налоговой системой можно рассматривать как деятельность государства по управлению каждым элементом, входящим в понятие налоговой системы. В отношении первого элемента (совокупность налогов) — это законодательное установление перечня налогов и порядка налогообложения по каждому виду налогов и сборов. В отношении второго элемента (компетенции органов власти и управления в налоговой сфере) — это законодательное (в конституционном, гражданском, налоговом законодательстве) установление компетенции, принципов, процедур, форм и методов организации и деятельности уполномоченных органов власти в налоговой сфере. Наконец, по третьему элементу (совокупность налоговых органов) — это определение функций и задач налоговых органов, обеспечивающих налоговый контроль и привлечение к ответственности лиц, нарушающих налоговое законодательство.

Таким образом, управление налоговой  системой базируется на трех основах: нормативно-правовые акты (налоговое  законодательство), организационные  основы деятельности субъектов налоговых  отношений, налоговый контроль.

Налоговое администрирование следует рассмотреть как органическую часть управления налоговой системой (рис. 1). В основу утверждения может быть также положено первоначальное значение термина «администрирование». «Администрация» происходит от латинского слова, означающего служба, управление. Под администрацией понимают совокупность государственных органов, осуществляющих функции управления.

Таким образом, из первоначального  толкования термина «администрация»  и современного его содержания следует, что налоговое администрирование  — это деятельность государственных  органов управления, но не законодательных  органов власти в налоговой сфере. Законодательными органами устанавливаются  основные принципы, формы и методы организации налоговых отношений, что составляет содержание законодательства о налогах. Налоговое администрирование  как управленческая деятельность государственных  органов направлено на реализацию законодательных  норм.

Деятельность государственных  органов управления, направленная на реализацию регулирующих возможностей налогов, — это управление налоговыми отношениями в части, осуществляемой другими органами управления и власти (Минфин, МЭРТ РФ и др. заинтересованными  и уполномоченными управленческими  ведомствами). В частности, поправки в ч. I НК РФ перераспределили полномочия МФ РФ и ФНС России в налоговой сфере, передав все правоустанавливающие функции первому, а правоприменительные — второй. Деятельность иных управленческих органов исполнительной власти относится к налоговому администрированию лишь в узком (контрольном) сегменте.

Таким образом, налоговое администрирование  — это деятельность уполномоченных органов управления, главным образом  ФНС РФ и его территориальных  органов, частично МФ РФ, Федеральной  таможенной службой РФ, направленная, прежде всего, на обеспечение и реализацию контроля за соблюдением налогового законодательства всеми участниками налоговых отношений. При этом налоговое администрирование по содержанию включает в себя не только контрольные действия налоговых органов.

Рис. 1 Соотношение понятий  «управление налоговой системой»  и «налоговое администрирование»

Основными элементами налогового администрирования  выступает:

  • контроль за соблюдением налогового законодательства налогоплательщиками(плательщиками сборов);
  • контроль за реализацией и исполнением налогового законодательстваналоговыми органами;
  • организационное, методическое и аналитическое обеспечение контрольной деятельности.

Контроль за соблюдением налогового законодательства налогоплательщиками выступает центральным элементом налогового администрирования. В этом, прежде всего, состоит предназначение налоговых органов и такой вывод следует из экономической природы налогов, их внутреннего противоречия. Обязательность уплаты налогов объективно предопределяет неотвратимость наказания за налоговые нарушения, а она без соответствующего контроля вряд ли может быть достижима. Осознание важности налогового контроля проявилось как в законодательном определении налогового контроля, так и в разработке многих процедурных аспектов его проведения. Важнейшими формами контроля правильности исчисления и своевременности уплаты налогов и сборов выступают камеральная и выезднаяналоговые проверки.

Рыночная экономика успешно развивается при условии параллельного процесса укрепления гражданского общества на основе первенства норм права. Налоговое администрирование должно быть направлено на соблюдение баланса интересов государства и налогоплательщиков. Налоговое законодательство должны исполнять и сами налоговые органы, в том числе при проведении контрольных мероприятий, в том числе в части реализации процедурных и процессуальных норм налогового законодательства. Выделяется внутриведомственный контроль, а именно в рамках проведения повторных проверок налогоплательщиков, а также налоговый аудит как форма последующего налогового контроля за результатами деятельности налоговых органов и досудебного разрешения налоговых споров налогоплательщиков с налоговыми органами. С другой стороны, налоговый аудит благодаря общению с налогоплательщиками позволяет систематизировать информацию о разногласиях, выделяя случаи, причиной которых стало несовершенство налогового законодательства.

Выполнение контрольных действий налоговыми органами невозможно без  организационного, методологического  и методического обеспечения  их деятельности. Формами организационного и методического обеспечения деятельности выступают: определение структуры и функциональных обязанностей (иерархия) различных уровней налоговых органов; разработка форм и содержания отчетности налогоплательщиков по налоговым платежам; процедуры представления, обработки и проверки налоговой отчетности налогоплательщиков; порядок регулирования налоговых платежей (предоставление налогового кредита) и применения налоговых санкций; планирование и прогнозирование налоговых платежей.

Таким образом, контрольная составляющая налогового администрирования шире определения, данного в НК РФ налоговому контролю. Она включает два аспекта: (1) контроль за правильностью исчисления и своевременностью уплаты налогов налогоплательщиками; (2) контроль за исполнением налогового законодательства налоговыми органами.

Учитывая компетенцию исполнительных органов, содержательную наполняемость  налогового администрирования на разных уровнях управления выделяются два уровня налогового администрирования. Субъектами первого уровня выступают Министерство финансов РФ, Федеральная налоговая служба России. Целью налогового администрирования на этом уровне является разработка мер по повышению собираемости налогов, в том числе на основе совершенствования налогового законодательства; составление прогнозов и планирование налоговых поступлений в бюджет, учитывая анализ текущих платежей, и т. д. Субъектами второго уровня выступают территориальные налоговые органы и отдельные подразделения ФНС РФ. Содержание налогового администрирования на этом уровне составляют мероприятия по осуществлению налогового контроля за соблюдением налогового законодательства налогоплательщиками и нижестоящими налоговыми органами, предоставлением отсрочек и привлечением к ответственности за налоговые и административные правонарушения виновных лиц.

Налоговое администрирование как  деятельность уполномоченных органов  управления охватывает не только исполнение действующих норм налогового законодательства, но и сбор, анализ информации, в том  числе по практике исполнения процедур налоговых проверок, и разработку мер по реформированию механизма  исчисления налогов, процедуры и  методики налогового контроля. Качественная работа налогового аппарата способна выявлять факты несовершенства налогового законодательства, позволяющие налогоплательщикам минимизировать свои налоговые платежи  или уклоняться от их уплаты, и принимать  превентивные меры по их устранению.

Таким образом, учитывая рассмотренные  аспекты понятия налогового администрирования, налоговое администрирование представляется более узким понятием, чем общее  понятие управления налоговой системой, но более широким, чем налоговый  контроль.

 

Содержание понятия  налогового администрирования:

  • Деятельность по контролю за соблюдением налогового законодательства налогоплательщиками и налоговыми органами.
  • Разработка предложений по совершенствованию механизма исчисления налогов и налогового контроля.
  • Деятельность по обеспечению контрольной функции налоговых органов (организационные, методические, аналитические и др.материалы)

В современной российской практике исходя из сложившейся функциональной структуры органов исполнительной власти и для обеспечения полноты  поступления налоговых платежей в бюджет ФНС России выполняет две дополнительные функции: государственной регистрации налогоплательщиков (организаций и физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица) и инициированием процедуры банкротства организаций (до 2009 г. еще и контролем за оборотом алкогольной продукции). Процедурные вопросы этих функций не являются предметом Налогового кодекса РФ. Соответственно с теоретической точки зрения они не входят в понятие управление налоговой системой. Однако причиной вовлечения ФНС России в выполнение государством перечисленных регулирующих функций выступает их значимость для обеспечения полноты поступления налоговых платежей в бюджетную систему страны. Соответственно реализацию этих возложенных на налоговые органы полномочий правомерно включить в содержание налогового администрирования как деятельность уполномоченных органов управления по обеспечению выполнения контрольной функции налоговых органов. Таким образом, предмет налогового администрирования шире, чем исполнение налогового законодательства. Такой подход может быть позитивно оценен и исходя из принципа экономии.

Налоговое администрирование должно также базироваться на реализации принципа эффективности построения налоговой системы, а именно обеспечения максимального поступления налогов и сборов в бюджет при минимальных издержках взимания и налогового контроля. Одним из показателей эффективности налогового администрирования является минимизация административных расходов по сбору налогов и соблюдению налогового законодательства, в том числе на содержание налогового аппарата.

Налоговое администрирование  – наиболее социально выраженная

сфера управленческих действий. Недостатки налогового администрирования  приводят к резкому снижению поступлений  налогов в бюджет, увеличивают вероятность налоговых правонарушений, нарушают баланс межбюджетных отношений регионов с федеральным центром и, в конечном итоге, нагнетают

социальную напряженность  в обществе. Концептуальные просчеты при принятии налоговых законов  только усиливают эти недостатки. Между налоговым производством, системой его управления и методологией налогообложения существует жесткая  причинно-следственная взаимозависимость. Это фундаментальное положение  налоговедения должно учитываться при организации системы управления налогообложением.

 

Формы и методы налогового администрирования

Для проведения эффективной  финансовой политики государству необходимо иметь систему налогового администрирования, механизм которого надежно обеспечивал бы налоговые поступления в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды.

Налоговое администрирование, как организационно-управленческая

система реализации налоговых  отношений, включает совокупность форм и методов, использование которых  призвано обеспечить налоговые поступления  в бюджетную систему России.

Основными методами налогового администрирования являются

налоговое планирование, налоговое  регулирование и налоговый контроль.

Указанные методы не могут  быть жестко разграничены, так как  на практике

они нередко пересекаются. Каждому из этих методов присущи  свои формы

способы и приемы реализации, призванные обеспечивать решение

определенных задач.

Целью налогового администрирования, таким образом, является обеспечение плановых налоговых поступлений в бюджетную систему в условиях оптимального сочетания методов налогового регулирования и налогового контроля.

Главная цель налогового планирования состоит в экономическом обосновании объемов безвозмездного изъятия в бюджетную систему части валового внутреннего продукта (ВВП) в разрезе основных (бюджетообразующих) налогов. Налоговое планирование может быть краткосрочным (текущее или тактическое), среднесрочным и долгосрочным – на более отдаленную перспективу (стратегическое или налоговое прогнозирование).

Информация о работе Контрольная работа по "Налоговому администрированию"