Конкурентоспособность фирмы и методы ее определения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2011 в 19:54, курсовая работа

Описание

В первой главе курсовой работы мы дадим определение конкурентоспособности, рассмотрим взаимосвязь понятий конкурентоспособности товара и фирмы, опишем один из методов оценки конкурентоспособности фирмы с использованием оценок конкурентоспособности товара.
Во вторая глава посвящена рассмотрению основных подходов к определению конкурентоспособности предприятий, которые позволяют осуществлять всесторонний анализ, что в свою очередь обусловливает возможность определения основных направлений повышения конкурентоспособности исследуемых предприятий.
В третьей главе рассмотрим механизм функционирования (управления) конкурентоспособностью фирмы: систему целей, принципов, задач, функций и методов обеспечения конкурентоспособности.

Содержание

Введение
1. Конкурентоспособность производства и фирмы
в условиях рыночной экономики .................................................. 5
2. Методы определения конкурентоспособности ........................... 13
3. Механизм функционирования конкурентоспособности
фирмы .............................................................................................. 18
Заключение .......................................................................................... 25
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

КСП фирмы и методы ее определения.docx

— 46.26 Кб (Скачать документ)

      На первом этапе устанавливается  перечень факторов, влияние которых  на конкурентоспособность рассматриваемого  предприятия необходимо проанализировать. Выбор указанных факторов определяется  конкретными задачами и целями  осуществляемого анализа. Факторами  могут являться любые технические,  технологические, природные, климатические,  организационные, социально-демографические  и другие показатели, оказывающие  влияние на конкурентоспособность  предприятия.

     

15

     Далее осуществляется сбор данных  о величинах показателей, влияние  которых на конкурентоспособность  необходимо проанализировать, а  также определяются значение  самого показателя конкурентоспособности  предприятия 

за соответствующие  периоды. На основе имеющихся данных любым из известным методов производится построение корреляционной модели зависимости  конкурентоспособности рассматриваемого предприятия от анализируемых факторов. В связи с тем, что коэффициенты регрессии в натуральном масштабе несопоставимы, так как характеризуют  влияние различных по природе  факторов, для оценки степени влияния  на конкурентоспособность каждой из независимых переменных следует  осуществлять построение корреляционных моделей как в нормальном, так  и в стандартизованном масштабе.

      Полученные в результате решения  этого регрессионного уравнения  величины и являются инструментом  анализа влияния на конкурентоспособность  предприятия рассматриваемых факторов. Коэффициенты регрессии при каждом  из них характеризуют влияние  каждого фактора на конкурентоспособность  предприятия. Анализ коэффициентов  регрессии позволяет дать качественную  и количественную оценку влияния  того или иного фактора на  конкурентоспособность предприятия,  что, в свою очередь позволяет  определить основные направления  повышения конкурентоспособности  предприятия и с использованием  полученной математической модели  осуществлять оперативное управление этим процессом. Так, если известны текущие значения показателей, включенных погрешностью спрогнозировать конкурентоспособность предприятия за соответствующий отрезок времени. На основании полученных данных могут быть приняты обоснованные управленческие решения.

     Подобным образом может быть  определено влияние различных  запланированных технико-экономических  и организационных мероприятий  на конкурентоспособность предприятия.  Подставляя в полученное регрессионное  уравнение плановые значения  соответствующих показателей, после  осуществления указанных мероприятий  можно определить качественное  и 

16

количественное  влияние запланированных мероприятий  на уровень конкурентоспособности  предприятий. Результаты расчетов могут  служить одним из критериев оценки целесообразности осуществления различных  мероприятий с 

точки зрения повышения  конкурентоспособности предприятия.

     Рассмотренный подход к определению  конкурентоспособности предприятий  позволяет осуществлять всесторонний  анализ этого свойства и показателя, что в свою очередь обусловливает  возможность определения основных  направлений повышения конкурентоспособности  исследуемых предприятий. 

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

17

        1. Механизм функционирования конкурентоспособностью фирмы

     Достижение  и поддержание на определенном  уровне конкурентоспособности продукции  требуют определенных мер со  стороны персонала. Эти меры  должны быть комплексными и  системными, увязанными со всеми  аспектами деятельности фирмы.  Поэтому подсистема управления  конкурентоспособностью является  одной из важнейших подсистем  управления фирмой.

     С позиции комплексного подхода  в подсистеме управления конкурентоспособностью  можно выделить несколько относительно  обособленных, но взаимосвязанных  элементов:

  • аппарат управления конкурентоспособностью;
  • механизм функционирования (управления);
  • процесс управления;
  • обеспечивающие средства.

Рассмотрим  указанные элементы.

     Аппарат управления представляет собой персонал фирмы, осуществляющий управленческое воздействие на конкурентоспособность как продукции, так и фирмы в целом. Сюда входят люди, принимающие решения по обеспечению конкурентоспособности, а также обеспечивающие процесс подготовки, принятия и реализации решений. Аппарат управления функционирует в форме организационной структуры. Наиболее важными звеньями организационной структуры обеспечения конкурентоспособности являются: служба маркетинга; отдел стратегического планирования; отдел сбыта; конструкторско-технологическая служба; научно-исследовательские подразделения; отдел труда и заработной платы и др.

     В общем виде механизм функционирования (управления) конкурентоспособностью  включает систему целей, принципов,  задач, функций и методов обеспечения  конкурентоспособности.

       

18

    Основной целью управления  конкурентоспособностью  продукции является адаптация  продукции к требованиям конкретного  рынка по соотношению «качество-цена»6. Решения по такой адаптации принимаются аппаратом управления при помощи механизма функционирования (управления)  конкурентоспособностью.

   Принципами обеспечения  конкурентоспособности  являются:

     Ориентация на потребителя. Выжить на рынке могут только те фирмы, которые представляют своему потенциальному потребителю лучшую продукцию, чем их конкуренты. Поэтому основная задача каждой фирмы всегда должна заключаться в удовлетворении требований потребителя. Продукция, не удовлетворяющая этим требованиям, перестает пользоваться спросом, а фирмы рано или поздно становятся банкротами. Поэтому стратегия деятельности фирмы должна быть направлена на обеспечение высокого качества своей продукции, являющегося основной составляющей  конкурентоспособности.

     Ориентация на продукцию. Если в качестве стратегической цели фирмы рассматривать удовлетворение требований потребителя, то оказывается, что выпускаемая продукция или оказываемые услуги являются решающим фактором в достижении этой цели, то есть тактикой. Такая тактика предполагает создание товаров, соответствующих требованиям рынка, для чего необходимо тщательно исследовать последний. Поэтому обеспечение  конкурентоспособности предполагает изучение требований потенциального потребителя, условий эксплуатации создаваемых изделий, тщательные и всесторонние испытания, сведение к минимуму трудностей, с которыми может встретиться потребитель в период эксплуатации изделия.

      Все эти положения очевидны. Тем  не менее трудности со сбытом  продукции сводятся в той или  иной мере к следующим ошибкам:

  •      неполный учет всех эксплуатационных требований к изделию при его проектировании;

19

  •      недостаточные испытания в процессе отработки, не позволяющие выявить потенциальные недостатки изделия;
  •      отсутствие или недостаточность инструктажа потребителя;
  •      отсутствие системы сбора информации о работе изделия в эксплуатации.

     Понимание каждым работником фирмы того, что продукция должна удовлетворять потребителя больше, чем аналогичная продукция конкурентов. Те фирмы, которые провозгласили лозунг «Конкурентоспособность – дело каждого члена трудового коллектива», добиваются хороших результатов, а те, которые поручили это дело службе маркетинга, действуют не столь успешно. В сферу определения полномочий и ответственности за обеспечение конкурентоспособности по всему технологическому циклу изготовления продукции должны быть вовлечены все сотрудники фирмы, начиная с рабочих и заканчивая руководителями высшего уровня. Добиться их активного участия в обеспечении конкурентоспособности – одна из главных задач администрации. Управление качеством и издержками – один из лучших известных ныне способов стимулирования работы персонала. Установлено, что если даже просто обратить внимание работников на эти факторы, они уже начинают активнее участвовать в достижении целей фирмы. А если разработать систему стимулирования, то отдача будет гораздо больше. Важно, чтобы каждый работник фирмы в деле обеспечения  конкурентоспособности знал, что от него требуется; обладал способностью, желанием и возможностью сделать то, что от него требуется; выполнял свои обязанности удовлетворительно; контролировался в этих вопросах.

     Все это создает определенный  интерес у работников к проблеме  обеспечения  конкурентоспособности.  Но чтобы появился интерес  к совместной работе, чтобы это  сотрудничество, придать ему постоянный  характер, необходимо иметь соответствующие  средства.

      Ориентация на перспективу. Базой обеспечения высокого качества и конкурентоспособности продукции является стандартизация и унификация. Применение стандартных и унифицированных деталей и сборочных единиц

20

позволяет снизить издержки на их изготовление, повысить качество, сократить применяемую  номенклатуру и уровень запасов. Наличие унифицированных деталей  и узлов обеспечивает более плавный  переход на новые модификации  изделий. Это позволяет поддерживать прибыль и доход на стабильном уровне.

     Непрерывность. Обеспечение конкурентоспособности продукции не может быть актом единовременным. Динамичность рыночной конъюнктуры требует проведения систематических мероприятий по повышению научно-технического уровня и качества продукции,  а также снижению затрат на ее производство и реализацию. Поэтому процесс управления  конкурентоспособностью должен быть непрерывным.

     Успешная реализация цели по  обеспечению  конкурентоспособности  на фирме зависит от того, как  она разбита на подцели и  задачи. В общем случае алгоритм  структуризации целей на подцели  и задачи включает их конкретизацию  в технико-экономических показателях  работы предприятия и его структурных  подразделений и формирование  основных проблем, требующих своего  решения в сфере обеспечения   конкурентоспособности. Состав этих  задач определяется факторами,  обеспечивающими требуемый уровень   конкурентоспособности.

      Наиболее важной частью механизма  управления  конкурентоспособностью  являются функции и методы  обеспечения  конкурентоспособности.  Под функциями понимаются обособившиеся  виды деятельности, порождаемые  разделением труда и направленные  на достижения  конкурентоспособности.  Поэтому процесс обеспечения   конкурентоспособности выступает  как система функций, выполняемая  различными структурными подразделениями.

     В состав функций входят:

  •   прогнозирование  конкурентоспособности продукции, работ, услуг – выявление требований потребителей к номенклатуре, ассортименту и качеству продукции; выявление научно-технических и экономических возможностей удовлетворения перспективных требований потребителей; установление показателей  конкурентоспособности при разработки перспективных видов продукции.

21

  •      нормирование требований к  конкурентоспособности – производится путем установления в нормативно-технической документации регламентированных значений показателей качества и себестоимости изготовления и реализации продукции; для этого необходимо выбрать номенклатуру показателей качества и себестоимости продукции, произвести их оптимизацию и установить допустимые отклонения нормируемого значения показателя от номинального значения.
  •   аттестация и сертификация продукции – объективная оценка уровня качества продукции и технологических процессов ее изготовления. Основными задачами фирмы в данной области являются:
  • обеспечение уровня качества продукции, соответствующего требованиям стандартов и технических условий;
  • создание условий производства, обеспечивающих стабильный выпуск продукции установленного качества;
  • подготовка необходимых для аттестации и сертификации документов и обоснований.
  •   Организация разработки и постановки продукции на производство – создание и модернизация в короткие сроки продукции, технический уровень которой соответствует лучшим отечественным или зарубежным достижениям или превосходит их.
  •   Организация технологической подготовки производства – разработка технологических процессов, проектирование технологической оснастки, инструмента, специального оборудования и их изготовление или приобретение.
  •   Метрологическое обеспечение  конкурентоспособности продукции – оснастка контрольных операций необходимыми средствами измерения.
  • Организация материально-технического обеспечения  конкурентоспособности продукции.  Функция направлена на обеспечение:
  • поставки сырья, материалов необходимого качества с минимальными затратами;

Информация о работе Конкурентоспособность фирмы и методы ее определения