Коммерческие банки – субъекты налоговых отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 15:17, монография

Описание

Целью изучения предложенной темы является ознакомление с правовым обеспечением деятельности коммерческих банков, как субъектов налоговых отношений.
Изучив, данную тему, студент должен:
знать обязанности и ответственность коммерческих банков, выступающих в роли участников налоговых правоотношений;
уметь практически использовать полученные знания.

Работа состоит из  1 файл

Налогообложение банков-Учебник МЭСИ.docx

— 136.41 Кб (Скачать документ)
  1. получение соответствующего поручения от налогоплательщика;
  2. наличие достаточного денежного остатка на счете налогоплательщика.

В случае неисполнения налогоплательщиком в установленные сроки обязанности  по уплате соответствующего налога или  сбора налоговые органы могут  принять меры для обеспечения  исполнения данной обязанности налогоплательщика  в виде приостановлении операций по счетам в банке. В этом случае налоговый орган направляет в  обслуживающий налогоплательщика  коммерческий банк решение о приостановлении  операций по его счёту.

Коммерческий банк обязан исполнить решение налогового органа о приостановлении операций по счёту клиента банка в безусловном порядке, и приостановить операции по счёту налогоплательщика до отмены налоговым органам своего решения. При этом банк не несёт ответственности за убытки, понесённые налогоплательщикам - организацией в результате приостановления его операций в банке по решению налогового органа.

Коммерческий банк так  же обязан исполнять решения налоговых  органов о приостановлении операций по счетам налоговых агентов.

При наличии в банке  решения о приостановлении операций по счёту клиента банка, коммерческий банк не имеет права открывать  этому клиенту другой счёт.

С целью обеспечения эффективного контроля за своевременностью и полнотой уплаты налогоплательщиками установленных законодательством налогов и сборов на налоговые органы возложена обязанность по ведению учёта налогоплательщиков. Коммерческие банки так же наделены обязанностями, связанными с учётом налоговыми органами налогоплательщиков.

Так при открытии или закрытии счёта организацией или индивидуальными  предпринимателями без образования  юридического лица коммерческий банк обязан сообщить об этом в налоговый  орган по месту их учёта. Банк не имеет права открывать счета  организациям или индивидуальными  предпринимателями без предъявления ими свидетельства о постановке на учёт в налоговом органе.

Кроме того, коммерческие банки обязаны выдавать налоговыми органами справки по операциям и счетам организаций и граждан , осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в порядке, определяемыми законодательством РФ, в течении пяти дней после мотивированного запроса налогового органа.

Здесь следует отметить, что информация по операциям и  счетам клиентов банков является банковской тайной и охраняется от разглашения  на законодательном уровне. Режим  банковской тайны и порядок предоставления информации составляющий её предмет установлен ст. 855 Гражданского кодекса Российской Федерации и ст. 26 ФЗ «О банках и банковской деятельности».

Форма справки, содержащей информацию по счетам клиента коммерческого  банка, на законодательном уровне не установлена. Поэтому коммерческий банк вправе сам выбирать в какой форме предоставить запрашиваемую информацию. Чаще всего информация предоставляется налоговому органу в форме банковской выписки по счёту клиента за период, указанный в мотивированном запросе налоговых органов.

Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность  по уплате налога, если иное не предусмотрено  законодательством о налогах  и сборах. В случае неисполнения налогоплательщиком своей обязанности  по уплате налога (сбора) в добровольном порядке, налоговые органы в праве осуществить взыскание налоговых сумм в принудительном порядке путём обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика или налогового агента на счетах в банках.

Взыскание налога производится на основании решения налогового органа о взыскании недоимки путём  направления в коммерческий банк, в котором открыты счёта налогоплательщика  или налогового агента, инкассового  поручения на списание и перечислении в соответствующие бюджеты необходимых  денежных средств со счетов налогоплательщика  или налогового агента.

Инкассовое поручение  на списание недоимки по налогам и  сборам подлежит безусловному исполнению коммерческим банком в очерёдности, установленной гражданским законодательством  Российской Федерации.

Инкассовое поручение  налогового агента на перечисление налога должно быть исполнено банком не позднее  одного операционного дня, следующего за днём получения им указанного поручения, если взыскание налога проводится с  рублёвых счетов, и не позднее двух операционных дней, если взыскание  налога производится с валютных счетов.

При недостаточности или  отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика или налогового агента в день получения коммерческим банком поручения налогового органа на перечисление налога поручение исполняется  по мере поступления денежных средств  на эти счета не позднее одного операционного дня со дня, следующего за днем каждого такого поступления  на рублевые счета, и не позднее двух операционных дней со дня, следующего за днем каждого такого поступления на валютные счета.

При недостаточности или  отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика или налогового агента или отсутствии информации о  счетах налогоплательщика и налогового агента налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества  налогоплательщика или налогового агента в соответствии со статьей 47 Налогового кодекса Российской Федерации.

Таким образом, у банка  есть ещё один вид обязанности, а  именно, обязанность исполнять решения налоговых органов о перечислении со счетов налогоплательщиков или налоговых агентов сумм налогов и сборов, а так же пени за несвоевременность уплаты налога или сбора.

1.3 Ответственность коммерческих  банков за совершение нарушений  своих обязанностей, предусмотренных  законодательством о налогах  и сборах

Законодательством о налогах  и сборах, а также законодательством  об административных правонарушениях  Российской Федерации для коммерческих банков предусмотрена и административная ответственность за нарушение обязанностей рассмотренных нами в параграфе 1.2 настоящей главы. Коммерческие банки  могут быть привлечены к административной ответственности в виде:

  1. взыскания штрафов
  2. взыскания пени за каждый день просрочки исполнения соответствующей обязанность.

Кроме того, налоговые  органы имеют право обратиться в  Банк России с ходатайством об отзыве лицензии у коммерческого банка не исполняющего свои обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.

Взыскание штрафов, при условии, что коммерческий банк не заплатил соответствующий штраф в добровольном порядке, может быть осуществлено налоговыми органами исключительно в судебном порядке.

После вынесения решения  о привлечении коммерческого  банка к ответственности за совершение налогового правонарушения соответствующий  налоговый орган обращается с  исковым заявлением в суд о  взыскании с банка, привлекаемого  к ответственности за совершение налогового правонарушения, штрафа в  размере, установленном Налоговым  кодексом Российской Федерации.

До обращения в суд  налоговый орган обязан предложить коммерческому банку добровольно  уплатить соответствующую сумму  штрафа в бюджет.

В случае, если коммерческий банк отказался добровольно уплатить сумму штрафа или пропустил срок уплаты, указанный в требовании, налоговый орган обращается в суд с исковым заявлением о взыскании с данного банка штрафной санкции, установленной Налоговым кодексом Российской Федерации, за совершение данного налогового правонарушения.

Исковое заявление о взыскании  штрафной санкции с коммерческого  банка подается в арбитражный  суд. К исковому заявлению прилагаются  решение налогового органа и другие материалы дела, полученные в процессе налоговой проверки.

Взыскание пени с коммерческих банков осуществляется в ином порядке. Пунктом 2 статьи 136 части 1 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что пени, начисленные налоговыми органами на коммерческие банки за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них законодательством о налогах и сборах обязанностей, подлежат взысканию в бесспорном порядке.

За нарушение перечисленных  в параграфе 1.2 настоящей главы  обязанностей, законодательством о  налогах и сборах и Кодексом РФ об административных правонарушениях  предусмотрены различные виды и  размеры ответственности, которые  будут рассмотрены далее относительно каждой из обязанностей коммерческого  банка.

За нарушение  коммерческим банком установленного Налоговым  кодексом Российской Федерации срока  исполнения поручения налогоплательщика (плательщика сбора) или налогового агента о перечислении налога или  сбора законодательством о налогах  и сборах предусмотрена ответственность  в виде взыскания пени. Подлежащие взысканию с коммерческого банка  пени взыскиваются в размере одной  стопятидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, но их размер не может составлять более 0,2 процента от суммы несвоевременно перечисленного налога (сбора) за каждый день просрочки.

В соответствии с  Кодексом РФ об административных правонарушениях  нарушение коммерческим банком или  иной кредитной организацией установленного срока исполнения поручения налогоплательщика (плательщика сбора ) или налогового агента о перечислении налога или сбора (взноса ), а равно инкассового поручения (распоряжения ) налогового органа, таможенного органа или органа государственного внебюджетного фонда о перечислении налога или сбора (взноса ), соответствующих пени и (или ) штрафов в бюджет (государственный внебюджетный фонд) – влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц банка в размере от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда.

Неисполнение коммерческим банком решения налогового органа о  приостановлении операций по счетам клиента банка (налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента) выразившееся в исполнении коммерческим банком его поручения  на перечисление средств другому  лицу, не связанного с исполнением  обязанностей по уплате налога или  сбора либо иного платежного поручения, не имеющего в соответствии с законодательством  Российской Федерации преимущество в очередности исполнения перед  платежами в бюджет (внебюджетный фонд) влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от суммы, перечисленной в соответствии с поручением налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента, но не более суммы задолженности.

Осуществление банком или  иной кредитной организацией расходных  операций, не связанных с исполнением  обязанностей по уплате налога или  сбора либо иного платёжного поручения, имеющего в соответствии с законодательством  Российской Федерации преимущество в очерёдности исполнения перед  платежами в бюджет (внебюджетный фонд ), по счетам налогоплательщика, плательщика сборов, налогового агента, сборщика налогов и (или ) сборов или иных лиц при наличии у банка или мной кредитной организации решения налогового органа, таможенного органа или органа государственного внебюджетного фонда о приостановлении операций по таким счетам — влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда.

Открытие коммерческим банком счета организации или индивидуальному  предпринимателю без предъявления ими свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, а  также открытие счета при наличии у коммерческого банка решения налогового органа о приостановлении операций по счетам этого лица влекут взыскание штрафа в размере 10 тысяч рублей.

Кодексом РФ об административных правонарушениях предусмотрено, что  в случае открытия коммерческим банком или иной кредитной организацией сёта организации или индивидуальному  предпринимателю без предъявления ими свидетельства о постановке на учёт в налоговом органе или  органе государственного внебюджетного  фонда должностные лица коммерческого  банка могут быть подвергнуты  административного штрафа в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда.

Кроме того, законодательством  об административных правонарушениях  предусмотрено, что открытие коммерческим банком или иной кредитной организацией счёта организации или индивидуальному  предпринимателю при наличии  у коммерческого банка или  иной кредитной организации решения  налогового органа либо таможенного  органа о приостановлении операций по счетам этого лица — влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц коммерческого банка азмере от дв рвадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда.

За несообщение или  несвоевременное сообщение коммерческим банком налоговому органу сведений об открытии или закрытии счета организацией или индивидуальным предпринимателем законодательством о налогах  и сборах предусмотрен такой вид  ответственности как взыскание штрафа в размере 20 тысяч рублей.

Нарушение установленного срока  представления в налоговый орган  информации об открытии или о закрытии счёта в коммерческом банке или  иной кредитной организации —  может повлечь наложение административного штрафа на должностных лиц этого банка в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда. Данный вид ответственности дополнительно предусмотрен законодательством об административных правонарушениях.

Непредставление коммерческими  банками по мотивированному запросу  налогового органа справок по операциям  и счетам организаций или граждан, осуществляющих предпринимательскую  деятельность без образования юридического лица, в установленный Налоговым  кодексом Российской Федерации срок влечет взыскание штрафа в размере 10 тысяч рублей.

Повторное непредставление  коммерческими банками по мотивированному  запросу налогового органа справок  по операциям и счетам организаций  или граждан, осуществляющих предпринимательскую  деятельность без образования юридического лица, в установленный Налоговым  кодексом Российской Федерации срок влечет взыскание штрафа в размере 20 тысяч рублей.

Информация о работе Коммерческие банки – субъекты налоговых отношений