Коммерческие банки – субъекты налоговых отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 15:17, монография

Описание

Целью изучения предложенной темы является ознакомление с правовым обеспечением деятельности коммерческих банков, как субъектов налоговых отношений.
Изучив, данную тему, студент должен:
знать обязанности и ответственность коммерческих банков, выступающих в роли участников налоговых правоотношений;
уметь практически использовать полученные знания.

Работа состоит из  1 файл

Налогообложение банков-Учебник МЭСИ.docx

— 136.41 Кб (Скачать документ)

Тема 1. Коммерческие банки  – субъекты налоговых отношений  

 

Общие сведения

Целью изучения предложенной темы является ознакомление с правовым обеспечением деятельности коммерческих банков, как субъектов налоговых отношений.

Изучив, данную тему, студент должен:

  • знать обязанности и ответственность коммерческих банков, выступающих в роли участников налоговых правоотношений;
  • уметь практически использовать полученные знания.

При изучении темы необходимо акцентировать внимание на понятии:

  • счет,
  • день открытия счета,
  • инкассовое поручение,
  • реквизиты инкассового поручения,
  • мотивированный запрос,
  • арест счета налогоплательщика.

Тема 2. Особенности налогообложения  коммерческих банков

 

 

Общие сведения

Налог на прибыль КБ РФ

 

 

Изучив даннуюподтему, студент должен:

  • знать нормативные документы, регулирующие налог на прибыль КБ РФ;
  • уметь пользоваться ими для решения проблемных вопросов;
  • приобрести навыки по расчету данного налога.

Специфика взимания НДС в  коммерческих банках

Изучив, даннуюподтему, студент должен:

  • знать специфику взимания НДС в коммерческих банках;
  • уметь практически использовать полученные знания.

 

  

При изучении подтемы необходимо акцентировать внимание на понятии:

  • посреднические операции банка.

Налог на имущество коммерческих банков

При изучении даннойподтемы, студент должен:

  • знать налоговую базу по данному налогу в КБ РФ;
  • уметь определить сумму налога.

Тема 1. Коммерческие банки  — субъекты налоговых отношений  

 

1.1 Место коммерческого  банка среди участников налоговых  отношений 

Отношения, возникающие между  государством, в лице его органов  законодательной и исполнительной власти, и налогоплательщиками, плательщиками  сборов и налоговыми агентами по поводу установления, введения и взимания налогов и сборов на территории данного  государства, а также возникающие  в процессе осуществления государством налогового контроля, обжалования ненормативных  актов налоговых органов, действий или бездействия должностных  лиц этих органов, являются налоговыми отношениями.

Поименованные выше лица являются участниками налоговых отношений. Всех участников налоговых отношений  можно подразделить на две основные группы:

  1. Государство в лице органов законодательной и исполнительной власти, которое вводит те или иные налоги и сборы, их взимает и контролирует правильность исчисления, полноту и своевременность внесения налогов в бюджеты различных уровней.
  2. Хозяйствующие субъекты, т.е. налогоплательщики, плательщики сборов и налоговые агенты, которые обязаны в силу закона правильно исчислять и своевременно перечислять налоги и сборы в соответствующие бюджеты.

Банк - это особый кредитный  институт, специализирующийся на аккумулировании  денежных средств и размещении их от своего имени с целью извлечения прибыли. Основным назначением банков является посредничество в платежах и в кредите.

Статья 1 Федерального Закона № 395- I « О банках и банковской деятельности» дает следующее определение  Банка: - это «кредитная организация, которая имеет исключительное право  осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц».

Налоговый кодекс Российской Федерации под банком понимает —  коммерческие банки и другие кредитные  организации, имеющие лицензию Центрального банка Российской Федерации.

Рыночная экономика подразумевает, что все хозяйствующие субъекты, т.е. участники налоговых отношений II группы, независимо от форм собственности имеют счета в банках, с помощью которых осуществляют все безналичные расчеты между собой. В Российской Федерации на законодательном уровне закреплено, что все расчеты между юридическими лицами на ее территории должны производиться в безналичной форме, т.е. через расчетные счета в банках.

Функция посредничества банков в кредите обеспечивает эффективное  перераспределение финансовых ресурсов в народном хозяйстве на принципах  возвратности, срочности и платности.

Банки не просто формируют  собственные ресурсы, привлекая  денежные средства населения и аккумулируя  свободные денежные средства хозяйствующих  субъектов, являющихся участниками  налоговых отношений II группы, но и обеспечивают внутренние накопление средств для развития экономики страны.

Именно этим обусловлено  повышенное внимание государства к  банковской системе страны при проведении им своей финансовой, бюджетной, налоговой  и т.д. политики.

Регулирование банковской деятельности на территории Российской Федерации  осуществляется на основании Федерального закона № 395- I «О банках и банковской деятельности» в редакции от 29 июля 2004 года и Федеральным законом  № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» в редакции от 29 июля 2004 года.

В соответствии с Федеральным  законом № 395- I «О банках и банковской деятельности» при наличии соответствующей  лицензии Банка России коммерческие банки имеют право:

  • привлекать денежные средства физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок);
  • размещать указанные привлеченные средства от своего имени и за свой счет;
  • открывать и вести банковские счета физических и юридических лиц;
  • осуществлять расчеты по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам;
  • инкассировать денежные средства, векселя, платежные и расчетные документы и кассовое обслуживание физических и юридических лиц;
  • осуществлять куплю-продажу иностранной валюты в наличной и безналичной формах;
  • привлекать во вклады и размещать драгоценные металлы;
  • выдавать банковские гарантии;
  • осуществлять переводы денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов (за исключением почтовых переводов).
  • выдавать поручительства за третьих лиц, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме;
  • приобретать права требования от третьих лиц исполнения обязательств в денежной форме;
  • осуществлять доверительное управление денежными средствами и иным имуществом по договору с физическими и юридическими лицами;
  • осуществлять операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • предоставлять в аренду физическим и юридическим лицам специальные помещения или находящиеся в них сейфы для хранения документов и ценностей;
  • осуществлять лизинговые операции;
  • оказывать консультационные и информационные услуги.

Коммерческие банки вправе осуществлять иные сделки в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Все банковские операции и  другие сделки осуществляются в рублях, а при наличии соответствующей  лицензии Банка России - и в иностранной  валюте. Правила осуществления банковских операций, в том числе правила  их материально-технического обеспечения, устанавливаются Банком России в  соответствии с федеральными законами.

Коммерческим банкам запрещается  заниматься производственной, торговой и страховой деятельностью.

Российской Федерацией, в  рамках реализации своей налоговой  политики, на все коммерческие банки, осуществляющие банковские операции в  соответствии с полученными лицензиями, государством возложены обязанности  и предусмотрена ответственность  за неисполнение или ненадлежащее исполнение банками, возложенных на них обязанностей.

Основным законодательным  актом, устанавливающим обязанности  и ответственность коммерческих банков в рамках налоговых отношений, является Налоговый кодекс Российской Федерации. Обязанности коммерческих банков, предусмотренные Налоговым  кодексом Российской Федерации можно  классифицировать по трем группам:

  1. Обязанности коммерческих банков как налогоплательщиков (плательщиков сборов);
  2. Обязанности коммерческих банков как налоговых агентов;
  3. Обязанности, предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации непосредственно для коммерческих банков.

Коммерческие  банки как налогоплательщики (плательщики  сборов) обязаны:

  • уплачивать законно установленные налоги;
  • встать на учет в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена настоящим Кодексом;
  • вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;
  • представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах, а также бухгалтерскую отчетность в соответствии с Федеральным законом "О бухгалтерском учете";
  • представлять налоговым органам и их должностным лицам в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;
  • выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей;
  • предоставлять налоговому органу необходимую информацию и документы в случаях и порядке, предусмотренном настоящим Кодексом;
  • в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, а также документов, подтверждающих полученные доходы (для организаций - также и произведенные расходы) и уплаченные (удержанные) налоги;
  • письменно сообщать в налоговый орган соответственно по месту нахождения организации:
    • обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях - в срок не позднее одного месяца со дня начала такого участия;
    • обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории Российской Федерации, - в срок не позднее одного месяца со дня их создания, реорганизации или ликвидации;
    • о реорганизации - в срок не позднее трех дней со дня принятия такого решения.
  • уплачивать законно установленные сборы;
  • нести иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.

Коммерческие  банки как налоговые агенты наделены следующими обязанностями:

  • правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджеты (внебюджетные фонды) соответствующие налоги;
  • в течение одного месяца письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог у налогоплательщика и о сумме задолженности налогоплательщика;
  • вести учет выплаченных налогоплательщикам доходов, удержанных и перечисленных в бюджеты (внебюджетные фонды) налогов, в том числе персонально по каждому налогоплательщику;
  • представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов.

Обязанности, предусмотренные  Налоговым кодексом Российской Федерации  непосредственно для коммерческих банков, заслуживают отдельного и  более подробного рассмотрения.

1.2 Обязанности коммерческих  банков, предусмотренные законодательством  о налогах и сборах 

Прежде всего, коммерческие банки обязаны исполнять поручение налогоплательщика или налогового агента на перечисление налога в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды).

Поручение на перечисление налога или решение о взыскании  налога исполняется коммерческим банком в течение одного операционного  дня, следующего за днем получения такого поручения. При этом плата за обслуживание по указанным операциям не взимается.

При наличии денежных средств  на счете налогоплательщика или  налогового агента банки не вправе задерживать исполнение поручений  на перечисление налогов или решений  о взыскании налогов в соответствующие  бюджеты (внебюджетные фонды).

Данная  обязанность коммерческих банков обусловлена:

  • во-первых, основным назначением коммерческих банков – посредничеством в платежах;
  • во-вторых, нормой Налогового кодекса Российской Федерации, которой установлено, что обязанность налогоплательщика (клиента банка) по уплате налога (сбора) считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в обслуживающий коммерческий банк поручения на уплату соответствующего налога, при наличии достаточного денежного остатка на счете налогоплательщика.

Анализ норм законодательства о налогах и сборах позволяет  определить, что указанная обязанность  возникает у банка только при  наличии двух условий одновременно, а именно:

Информация о работе Коммерческие банки – субъекты налоговых отношений