Юридическая ответственность за налоговые правонарушения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 23:45, дипломная работа

Описание

Данная дипломная работа посвящена одной из важных тем правовой науки - юридической ответственности за налоговые правонарушения.
Здесь необходимо упомянуть об основных составляющих юридической ответственности, дать определение наиболее встречающимся видам налоговых правонарушений. Совершение правонарушения переводит субъекта права из сферы регулятивных правоотношений позитивной ответственности в сферу охранительных правоотношений негативной ответственности.

Работа состоит из  1 файл

МАРТН.doc

— 384.50 Кб (Скачать документ)

Соучастниками преступления признаются организатор, подстрекатель  и пособник.

Исполнитель - это лицо, непосредственно совершившее преступление либо непосредственно участвовавшее в его совершении совместно с другими лицами (соисполнителями), а также лицо, совершившее преступление посредством использования других лиц, не подлежащих уголовной ответственности в силу возраста, невменяемости или других обстоятельств, предусмотренных Уголовным кодексом.

Организатором признается лицо, организовавшее совершение преступления или руководившее его исполнением, а также лицо, создавшее организованную группу или преступное сообщество либо руководившее ими.

Подстрекатель - это лицо, склонившее другое лицо к совершению преступления путем уговора, подкупа, угрозы или другим способом.

Пособник - лицо, содействовавшее  совершению преступления советами, указаниями, предоставлением информации, средств  или орудий совершения преступления либо устранением препятствий, а также лицо, заранее обещавшее скрыть преступника, средства или орудия совершения преступления, следы преступления либо предметы, добытые преступным путем.

Соучастниками в совершении преступления могут быть должностные лица любых предприятий и организаций, в том числе должностные лица органов государственной власти и органов местного самоуправления, которые, как это ни печально, могут умышленно содействовать уклонению от уплаты налогов. Это содействие может быть направлено как на физическое, так и юридическое лицо. Действия должностных лиц органов государственной власти и органов местного самоуправления, которыми они умышленно содействовали уклонению от уплаты налогов гражданином или с организации, рассматриваются как соучастие в совершении преступления, то есть в соответствии с уже упомянутой ст. 33 Уголовного Кодекса  РФ и соответствующей части ст. 199 (или ст. 198 Уголовного кодекса, когда речь идет об уклонении гражданина от уплаты налога).

 Ранее судимым за уклонение от уплаты налога (ч. 2 ст. 198 Уголовного Кодекса РФ) следует считать лицо, которое в прошлом было осуждено по ст. 198 Уголовного Кодекса РФ или по ст. 199 Уголовного Кодекса РФ либо по ч. 1 ст. 162.2 Уголовного Кодекса РСФСР[ ], если приговором по этому делу установлено сокрытие полученных доходов, подоходный налог с которых превышает двести минимальных размеров оплаты труда, либо по ч. 2 ст. 162.2 Уголовного Кодекса  РСФСР по признаку "сокрытие полученных доходов (прибыли) или иных объектов налогообложения в особо крупных размерах", при условии, что прошлая судимость не снята или не погашена в установленном законом порядке.[ ]

 К организациям, о  которых говорится в ст. 199 Уголовного  Кодекса  РФ, относятся все  указанные в налоговом законодательстве плательщики налогов за исключением физических лиц.

Субъективная  сторона предусматривает одну из форм вины: умысел или неосторожность.

Упомянутые должностные  лица должны действовать при этом из корыстной или иной личной заинтересованности, либо должны были предполагать о наступлении общественно опасных последствий.

Объективная сторона позволяет определить, что является обязательным условием наступления уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов в соответствии с перечисленными статьями и в чем оно может выражаться.

“Преступления, предусмотренные ст. ст. 198 и 199 Уголовного Кодекса  РФ, считаются  оконченными с момента фактической  неуплаты налога за соответствующий  налогооблагаемый период в срок, установленный  налоговым законодательством”[ ].

Для физического лица предусмотрено  уклонение от уплаты налога, а равно  от уплаты страхового взноса в государственные  внебюджетные фонды, путем:

  • непредставления декларации о доходах в случаях, когда подача декларации является обязательной.
  • путем включения в декларацию заведомо искаженных данных о доходах или расходах.
  • либо иным способом.

Для  организаций предусмотрено  уклонение от уплаты налогов, а равно  от уплаты страховых взносов в  государственные внебюджетные фонды  путем:

  • включения в бухгалтерские документы заведомо искаженных данных о доходах или расходах.
  • либо иным способом.

Обязательным условием, является установление крупного или  особо крупного размера неуплаченного  налога. При определении в денежном выражении размера неуплаченного  налога, являющегося основанием для того, чтобы оценить содеянное по части 1 или 2 ст. 198 Уголовного Кодекса  РФ как уклонение гражданина от уплаты налога, совершенное в крупном размере, принимается сумма неуплаченного налога, превышающая двести минимальных размеров оплаты труда, а в особо крупном размере - превышающая пятьсот минимальных размеров оплаты труда.

При определении размера  неуплаченного налога по части 1 ст. 199 Уголовного Кодекса  РФ, то есть при  уклонении от уплаты налогов с  организаций, крупным размером неуплаченного налога признается сумма, превышающая одну тысячу минимальных размеров оплаты труда.

При определении этих сумм следует исходить из минимального размера оплаты труда, который действовал на момент окончания указанных налоговых  преступлений.

Как неоднократное уклонение  от уплаты налогов с организацией надлежит квалифицировать действия виновного, совершившего два раза и  более деяние, предусмотренное ч. 1 ст. 199 Уголовного Кодекса  РФ, независимо от того, был ли он осужден за ранее  совершенное деяние, являлся исполнителем или соучастником преступления и было ли ранее совершенное деяние оконченным преступлением или покушением на преступление. Основанием для квалификации содеянного по ч. 2 ст. 199 Уголовного Кодекса  РФ является также совершение ранее виновным деяния, предусмотренного ч. 2 ст. 162.2 Уголовного Кодекса  РСФСР, по признаку "сокрытие полученных доходов/(прибыли) или иных объектов налогообложения в особо крупных размерах".

Уклонение от уплаты налогов  с организаций не может квалифицироваться как совершенное неоднократно, если судимость за ранее совершенное лицом преступление была погашена или снята, а также если за ранее совершенное преступление лицо было в установленном законом порядке освобождено от уголовной ответственности.

 

 

3.3. Санкции за налоговые преступления.

 

Статья 198 Уголовного Кодекса  РФ предусматривает ответственность  граждан за совершенное в крупном  размере уклонение от уплаты налогов, которая выражается в применении штрафа в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо обязательных работ на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо лишения свободы на срок до одного года за уклонение гражданина от уплаты налога путем непредставления декларации о доходах в случаях, когда подача декларации является обязательной, либо путем включения в декларацию заведомо искаженных данных о доходах или расходах. За то же деяние, совершенное лицом, ранее судимым за уклонение от уплаты налога, либо совершенное в особо крупном размере, предусмотрен штраф в размере от пятисот до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти месяцев до одного года либо лишение свободы на срок до трех лет.

За неуплату налогов  предприятиями и организациями  уголовную ответственность в  соответствии со ст. 199 Уголовного Кодекса  РФ несут должностные лица этих предприятий  и организаций. Уголовная ответственность, применяемая согласно этой статье, может выражаться в лишении права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо аресте на срок от четырех до шести месяцев, либо лишении свободы на срок до трех лет; за то же деяние, совершенное неоднократно, предусмотрено лишение свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

В целом с вступлением  в силу Федерального закона от 25.06.98 N 92-ФЗ[ ] произведено ужесточение наказания за совершение налоговых преступлений.

Рассматривая ст. 199 Уголовного Кодекса  РФ, следует обратить внимание на ответственность субъектов преступления, установленную в виде лишения  права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, что предусмотрено частями 1 и 2 данной ст. 199. При назначении наказания в виде лишения права занимать определенные должности следует иметь в виду, что в соответствии со ст. 47 Уголовного Кодекса  РФ это наказание не может быть назначено лицам, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации. Им может быть назначено только наказание в виде лишения права заниматься деятельностью, связанной с выполнением этих функций. Назначение же наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью может быть назначено только тем лицам, которые занимают должности на государственной службе или в органах местного самоуправления.

При этом существует особенность, которая заключается в том, что наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью не может быть назначено лицу, осужденному по данному закону, в качестве дополнительного наказания к другим видам наказаний, поскольку лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью предусмотрено санкцией части первой ст. 199 Уголовного Кодекса  РФ в качестве основного наказания.

Может ли быть не применено  обязательное дополнительное наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, предусмотренное частью второй ст. 199 рассматриваемого Кодекса? Да, но это может иметь место лишь при наличии некоторых условий: при наличии исключительных обстоятельств, связанных с целями и мотивами преступления, ролью виновного, его поведением во время или после совершения преступления, и других обстоятельств, существенно уменьшающих степень общественной опасности преступления, а равно при активном содействии участника группового преступления раскрытию этого преступления. наказание может быть назначено ниже низшего предела, предусмотренного соответствующей статьей Кодекса, или суд может назначить более мягкий вид наказания, чем предусмотрен этой статьей, или не применить дополнительный вид наказания, предусмотренный в качестве обязательного; исключительными могут быть признаны как отдельные смягчающие обстоятельства, так и совокупность таких обстоятельств. Мотивы такого решения суда должны быть в обязательном порядке отражены в приговоре.

Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью – это  достаточно суровый вид наказания, но не единственный. Необходимо рассмотреть  еще один вид наказания за уклонение от уплаты налогов. Правда, он предусмотрен только ст. 198 Уголовного Кодекса РФ, а значит касается физических лиц, уклоняющихся от уплаты налогов. Речь идет о штрафе. Определение этого вида наказания дается в ст. 46 Уголовного Кодекса РФ, согласно которой штраф - это денежное взыскание, назначаемое в пределах, предусмотренных указанным Кодексом, в размере, соответствующем определенному количеству минимальных размеров оплаты труда, установленных законодательством Российской Федерации на момент назначения наказания, либо в размере заработной платы или иного дохода осужденного за определенный период.

Размер штрафа определяется судом с учетом тяжести совершенного преступления и с учетом имущественного положения осужденного. На основании  этого суд при назначении наказания по части первой или части второй ст. 198 Уголовного Кодекса  РФ указывает в приговоре не только размер денежной суммы, которая подлежит взысканию с осужденного, но в обязательном порядке количество минимальных размеров оплаты труда или количество месяцев за период осуществления преступной деятельности с документально подтвержденным размером заработной платы или иного дохода осужденного за каждый из этих месяцев.

Произошло ужесточение  ответственности, применяемой к  физическим лицам. С момента вступления в силу Федерального закона N 92-ФЗ[ ] данная ответственность выражается в наложении штрафа в размере от двухсот до семисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти до семи месяцев, либо в аресте на срок от четырех до шести месяцев, либо лишении свободы на срок до двух лет. За деяния, предусмотренные частью 1 статьи 198, совершенные в особо крупном размере или лицом, ранее судимым за совершение определенных преступлений, установлен штраф в размере от пятисот до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от семи месяцев до одного года либо лишение свободы на срок до пяти лет. При этом уклонение физического лица от уплаты налога или страхового взноса в государственные внебюджетные фонды признается совершенным в крупном размере, если сумма неуплаченного налога и (или) страхового взноса в государственные внебюджетные фонды превышает двести минимальных размеров оплаты труда, а особо крупном размере - пятьсот минимальных размеров оплаты труда.

Еще один важный момент - освобождение от уголовной ответственности  лиц, впервые совершивших преступления, предусмотренные данной статьей, а  также ст. 194 или 199 Уголовного Кодекса  РФ, если они способствовали раскрытию преступления и полностью возместили причиненный ущерб.

Информация о работе Юридическая ответственность за налоговые правонарушения