Юридическая ответственность за налоговые правонарушения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 23:45, дипломная работа

Описание

Данная дипломная работа посвящена одной из важных тем правовой науки - юридической ответственности за налоговые правонарушения.
Здесь необходимо упомянуть об основных составляющих юридической ответственности, дать определение наиболее встречающимся видам налоговых правонарушений. Совершение правонарушения переводит субъекта права из сферы регулятивных правоотношений позитивной ответственности в сферу охранительных правоотношений негативной ответственности.

Работа состоит из  1 файл

МАРТН.doc

— 384.50 Кб (Скачать документ)

ДЕЛО № 2.

 В судебной практике  встречаются случаи привлечения бухгалтера организации к уголовной ответственности по ст. 293 УК  РФ —халатность, т.е. неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе, если это повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства. Наказывается данное преступление штрафом в размере от 100 до 200 МРОТ или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до двух месяцев, либо обязательными работами на срок от 120 до 180 часов, либо исправительными работами на срок от шести месяцев до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев.  Квалифицированным видом данного преступления является совершение того же деяния, если оно повлекло по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия. В этом случае данное преступление наказывается лишением свободы на срок до 5 лет. В ходе проведения в ноябре 2000 г. плановой налоговой проверки инспекция МНС России по г. К в муниципальном предприятии «Водозаграждение» было установлено сокрытие выручки предприятия от налогообложения, искажение в бухгалтерском учете, в результате чего не исчислены и не уплачены налоги в бюджеты государства за 1998—1999 гг. на общую сумму 4,3 млн. руб. По данному факту в декабре 2000 г. было  возбуждено уголовное дело по п. «г» ч. 2 ст. 199 УК РФ. В ходе проведения  предварительного расследования было установлено, что главный бухгалтер предприятия Р.В. Шарова,  работающая в МП «Водозаграждение» с февраля 1997 г., обязана согласно должностной инструкции и Закона «О бухгалтерском учете» нести ответственность за состояние и достоверность отражения в бухгалтерских документах всей финансово-хозяйственной деятельности предприятия, а также полного отражения данной деятельности в налоговых декларациях. В нарушение вышеуказанных актов и налогового законодательства Р.В. Шарова вследствие недобросовестного и небрежного отношения к службе не включила в бухгалтерский учет выручку по проведенному ею в июле 1998 г. взаимозачету с ОАО «Нижнекамскуголь» в сумме 5,9 млн. руб., не исчислив с указанной суммы подлежащие уплате налоги. При получении МП «Водозаграждение» по договору с городской администрацией денежных средств в период с 1998 г. по декабрь 1999 г.  денежных средств в сумме 1,8 млн. руб., предназначенных для реконструкции водоканала, она посчитала данную сумму целевым вложением, не подлежащим налогообложению, и не исчислила с нее налоги в местный и федеральный бюджеты. Таким образом, Р.В. Шарова не отразила в бухгалтерском учете МП «Водозаграждение» и не перечислила за 1998—1999 гг. налоги: за 1998 г. — 2,9 млн. руб., за 1999 г. — 1,3 млн. руб., что повлекло за собой существенное нарушение охраняемых законом интересов государства, т.е. совершила преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 293 УК РФ. Р.В. Шарова,  допрошенная в качестве обвиняемой, свою вину по ч. 1 ст. 293 УК РФ признала  полностью и показала, что выявленные налоговой инспекцией нарушения она допустила в результате плохого знания нормативной литературы и налогового законодательства, умысла на уклонение налогов не имела. При поступлении денежных средств на  реконструкцию водоканала, увидев в распоряжении администрации города фразу «для целевого использования», неправильно трактовала инструкцию и Положение о начислении НДС и посчитала указанные средства не подлежащими налогообложению. По проведенному взаимозачету с ОАО «Нижнекамскуголь» пояснила, что провела его не с четырьмя юридическими лицами, а с головным предприятием, что повлекло за собой искажение в учете и не исчисление налогов. Вина Р.В. Шаровой была подтверждена также показаниями свидетелей, актом документальной проверки МП «Водозаграждение» с расчетами и приложениями к нему, приказом и должностной инструкцией. От наказания Р.В. Шарова была освобождена в связи со вступлением в силу Постановления   Государственной Думы « Об объявлении  амнистии в связи с 55-летием победы в Великой Отечественной войне».

 

                                                                

 

аналитика.

В течение ряда последних лет  Российская Федерация переживает величайший экономический эксперимент - переход от планового управления народным хозяйством к использованию рыночных механизмов экономического развития. Новые экономические инструменты сосуществуют с остаточными элементами предыдущей экономической системы и укоренившимися традициями в сознании субъектов экономических отношений. Процесс усложняется тем обстоятельством, что в стране с переходной экономикой необходимо одновременно осуществлять реформы в области права, политики и экономики. В настоящее время практически всеми признается, что эффективная реформа налоговой политики и системы налоговых органов в стране - ключевой фактор успеха в деле перевода экономики на рыночные рельсы.

Проблема налогов - одна из наиболее сложных в практике осуществления проводимой в нашей стране экономической реформы. Пожалуй, нет сегодня другого аспекта реформы, который подвергался бы такой же серьезной критике и был бы предметом таких же жарких дискуссий и объектом анализа и противоречивых идей по реформированию. С другой стороны, налоговая система — это важнейший элемент рыночных отношений и от неё во многом зависит успех экономических преобразований в стране. Поэтому к выдвигающимся предложениям о серьезной ломке созданной к настоящему времени налоговой системы необходимо подходить весьма осторожно, просчитывая не только сиюминутную отдачу от этих преобразований, но и их влияние на все стороны экономики и финансов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

В результате многолетних  дискуссий о концепции реформирования налоговой системы России была признана приоритетность кодификации российского  налогового законодательства. В обществе достигнуто понимание, что, неустойчивая налоговая система подрывает основу бюджетной системы страны, провоцирует политическую нестабильность и социальную напряженность.

Комплексные преобразования, направленные на упорядочение и рационализацию налоговой системы, являются в настоящее  время общепризнанной необходимостью. Их успешная реализация будет содействовать оздоровлению финансовой системы и проведению эффективной государственной экономической политики.

Кодификация российского  налогового законодательства предполагала обеспечение полноты правового  регулирования налоговых правоотношений, компактность и наибольшую согласованность нормативных предписаний, защиту от хаотичности и нестабильности налогового законодательства, упорядочение взаимоотношений участников налоговых правоотношений, усиление защиты их прав, усовершенствование налоговых процедур и системы ответственности, создание условий для эффективного налогового администрирования.

В принятой и введенной  в действие с 1 января 1999 года части  первой Налогового кодекса Российской Федерации удалось реализовать  отдельные ранее обозначенные цели. Вместе с тем осталось множество нерешенных вопросов.

Неопределенность и  противоречивость норм, расплывчатость и декларативность формулировок, лексико-терминологическая неоднозначность, содержащиеся в ряде положений части  первой Налогового кодекса, в том числе в процессуальных нормах, а также в Федеральном законе “О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации”[ ], создают условия для произвольного манипулирования такими нормами и неисполнения налогоплательщиками, иными лицами конституционной публично-правовой обязанности по уплате каждым законно установленных налогов и сборов.

В данной ситуации представляется, что наибольший вред нанес Законодатель, не определившись с терминологией. “Поспешность, с которой принимался данный документ, не могла не отразиться на его качестве. Противоречивость норм, неоднозначность формулировок, обилие опечаток, лексических и терминологических ошибок предоставляют все возможности недобросовестным налогоплательщикам для произвольного манипулирования положениями Налогового Кодекса  РФ. Налоговый Кодекс  РФ содержит смысловые неточности, способные оказать негативное влияние на  функционирование и развитие налоговой системы в России, а также на эффективность документально-проверочной деятельности налоговых органов”.[ ]

В частности вызывают сомнение следующие моменты:

  • согласно абзацу 2 п. 3 ст. 94 Налогового Кодекса  РФ должностное лицо налогового органа обязано разъяснить присутствующим при производстве выемки их права и обязанности. В то же время Кодекс не определяет, каковы эти права и обязанности;
  • в п. 6 ст. 94 Налогового Кодекса  РФ одновременно упоминаются такие термины как “выемка” и “изъятие”. При этом ни из данной нормы, ни из других положений Кодекса невозможно уяснить, в чем заключается различие между изъятием и выемкой и есть ли такое различие. Следует особо подчеркнуть, что два официальных текста Налогового Кодекса РФ содержат разночтения в изложении указанной нормы. Так, в “Российской газете” говорится “о производстве выемки изъятия”, а в Собрании законодательства Российской Федерации “о производстве выемки, изъятия”;
  • подпункт 1 п. 7 ст. 95 Налогового Кодекса  РФ предоставляет проверяемому лицу право заявить отвод эксперту, но не указывает оснований, по которым такой отвод может быть заявлен, и не устанавливает последствий такого отвода;
  • Ст. 125 Налогового Кодекса  РФ устанавливает ответственность за нарушение порядка владения, пользования и (или) распоряжения арестованным имуществом. Признавая определенный смысл в указанных нормах, нельзя не задаться вопросом: каким образом налоговый либо таможенный орган может разрешить или не разрешить владение арестованным  имуществом? Ситуация, при которой ограничивается право собственника пользоваться и распоряжаться арестованным имуществом, вполне понятна и осуществима. Однако правомочие владения, в отличие от правомочия пользования и правомочия распоряжения, не зависит от волеизъявления административного органа и может быть прекращено лишь с прекращением права собственности. С практической точки зрения, поскольку нарушить порядок владения не представляется возможным, то нельзя привлечь к ответственности недобросовестного налогоплательщика, нарушающего порядок пользования арестованным имуществом (ст. 125 Налогового Кодекса  РФ не предусматривает ответственности только за нарушение порядка пользования арестованным имуществом, а требует одновременного нарушения порядка как пользования, так и владения им);
  • в п. 5 ст. 101 Налогового Кодекса  РФ говорится об основаниях отмены решения налогового органа судом. Подобная формулировка представляется юридически некорректной, поскольку ни суд общей юрисдикции, ни арбитражный суд не вправе отменить решение налогового органа. Решение, не соответствующее требованиям законодательства, подлежит признанию недействительным, а не отмене;
  • согласно п. 1 ст. 104 Налогового Кодекса  РФ на налоговый орган возлагается обязанность предложить налогоплательщику добровольно уплатить сумму налоговой санкции, что само по себе вряд ли может вызвать возражения. Однако не вполне понятно, почему такое предложение должно реализовываться посредством направления требования об уплате налога;
  • пункт 3 ст. 104 Налогового Кодекса  РФ неоправданно ограничивает процессуальные права налогового органа, говоря о возможности направления в суд одновременно с подачей искового заявления ходатайства о наложении ареста на имущество ответчика в порядке обеспечения искового требования. Между тем перечень мер по обеспечению иска, предусмотренных Арбитражным Процессуальным Кодексом РФ[ ] и Гражданским Процессуальным Кодексом РСФСР[ ], гораздо шире. Очевидно, более правильным являлось бы упоминание о праве налогового органа заявить ходатайство об обеспечении иска. При этом такое ходатайство вовсе не обязательно подавать “одновременно с подачей искового заявления”, поскольку иск может быть обеспечен на любой стадии арбитражного или гражданского процесса;
  • в соответствии с п. 6 ст. 108 Налогового Кодекса  РФ каждый налогоплательщик считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим к законную силу решением суда. В то же время абзац 2 п. 1 ст. 104 Налогового Кодекса  РФ предполагает возможность добровольной уплаты налогоплательщиком налоговой санкции во внесудебном порядке. Таким образом, буквальное следование п. 6 ст. 108 Налогового Кодекса  РФ неминуемо приводит к выводу о том, что налогоплательщик, добровольно уплативший налоговую санкцию, привлечен налоговым органом к ответственности, не будучи виновным в совершении налогового правонарушения;
  • категорическое несогласие вызывают нормы подпункта 3 п. 1 ст. 112 и п. 3 ст. 114 Налогового Кодекса  РФ, предоставляющие налоговому органу право самостоятельно расширять перечень обстоятельств, смягчающих ответственность и неограниченно уменьшать размер налоговых санкций. Данные нормы направлены, по своей сути, не на защиту налогоплательщика, а на установление произвола недобросовестных должностных лиц налоговых органов. Предоставление таких прав суду не вызывает никаких возражений, учитывая наличие многоступенчатой системы пересмотра судебных актов в апелляционном, кассационном и надзорном порядке. В отношении актов, выносимых налоговыми органами, ничего подобного Кодекс не предусматривает;
  • ст. 106 Налогового Кодекса определяет субъектом налогового правонарушения “..налогоплательщика, налогового агента и их представителей...”, однако лица содействующие налоговому контролю – эксперт, специалист, переводчик и свидетель фигурируют в гл. 16 Налогового Кодекса, ст. 128 и 129 в качестве субъектов налогового правонарушения, то есть налицо не полный состав правонарушения, и указанные статьи применяться не могут.

Как видим, пока не удалось  решить одну из главных проблем: создать  единую комплексную систему налогов в Российской Федерации, стабилизировать ее хотя бы в пределах одного финансового года, устранить противоречия в законодательных актах.

Согласно постановлению  Правительства РФ от 20.07.98 № 851 “Об  утверждении Заявления Правительства  Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации о политике экономической и финансовой стабилизации” Правительство РФ обязуется внести в Государственную Думу изменения и дополнения в часть первую Налогового кодекса до 1 января 1999 года. В соответствии с указанными изменениями и дополнениями предполагается предоставить налоговым органам более широкие полномочия по взысканию основной суммы задолженности по уплате налогов, а также начисленных на нее пеней и штрафов без необходимости обращаться в суд; по отмене в ряде случаев отсрочек для налогоплательщиков; право издавать нормативные правовые акты по реализации налоговых законов, а также усовершенствовать положения по применению уголовной ответственности по отношению к налоговым агентам, не перечисляющим удержанные налоги в бюджет, и наделить налоговые органы правом взыскания денежных средств с банковских счетов неплательщиков.

Пока эти обещания не реализованы. Однако проблемы, связанные  с введением в действие Налогового Кодекса  РФ в принятой редакции, требуют немедленного вмешательства законодателей. В противном случае положительный эффект от вступления в силу данного документа несомненно будет сведен на нет катастрофическими последствиями для бюджета страны.


Информация о работе Юридическая ответственность за налоговые правонарушения